Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по экологии: "Земля-наш общий дом".»
ГОУ ЯО «Рыбинская школа- интернат №1». Внеклассное занятие по экологии: «Земля - наш общий дом». Воспитатель: Трапезина О.В. 2013-2014 учебный год. Форма проведения: беседа с элементами театрализации. Задачи. Воспитывающие: воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на земле; формировать экологически целостное поведение личности. Образовательные: углублять и расширять представления в области экологии; учить наблюдать, сравнивать, анализировать различные явления. Коррекционные: развивать положительные качества личности; коррекция внимания, памяти, речи учащихся. Подготовительная работа: инсценировка на экологический лад сказки «Гуси-лебеди». Оборудование: выставка поделок из бросового материала; слайды экологических праздников; животных и растений, занесенных в Красную книгу Ярославской области.
Ход внеклассного занятия.
1. Организационная часть.
- Здравствуйте, ребята ! Садитесь поудобнее, начинаем наше занятие. Называется оно: "Земля- наш общий дом". Поговорим мы сегодня о том, как быстро загрязняется наша планета и что можно сделать, чтобы это предотвратить.
2. Вводная беседа.
- Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, химических фабрик, металлургических заводов, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. В результате деятельности человека во многих реках нельзя купаться. И даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.
- Загрязнение планеты мусором стало одной из проблем. Разбрасываемый по всей планете мусор не успевает перерабатываться естественным путем. Для разложения бумаги необходимо 2 года, консервной банки- 90 лет, полиэтиленового пакета- 200лет, а стеклянной банки- 2000 лет. Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха.
- Все меньше и меньше становится на Земле лесов. Люди их безжалостно вырубают, а так же уничтожают пожары, которые возникают по вине человека. Для многих животных лес- родной дом. Значит, они теряют свой дом и обречены на гибель.
- Земля в беде! Спасти Землю, а значит и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит вокруг нас.
3. Основная часть.
- Последнее время мы все чаще слышим слово "экология". Что же это такое?( это "наука о доме"). У всего живого есть свой дом, а для всех вместе- это наша планета Земля. Наука экология показывает нам, что в мире все взаимосвязано. Растения, животные, земля и человек не могут существовать друг без друга. - А кто же такие экологи? ( это люди, которые занимаются экологией, защищают природу).
- Недаром 2013 год официально объявлен в России Годом охраны окружающей
среды.- Ежегодно на нашей планете отмечаются экологические праздники. Они служат еще одним напоминанием о проблемах охраны природы.
- Какие вы знаете экологические праздники? Показ слайдов:
22 марта- День Воды.
1 апреля- День Птиц.
22 апреля- День Земли.
3 мая- День Солнца.
5 июня- День Эколога и Всемирный день охраны окружающей среды.
8 июня- День Океанов.
22 июля- День Китов и Дельфинов.
16 сентября- День работников леса.
4 октября- Всемирный день животных
- А кто знает что такое "Красная книга"?
- Долгое время человек не задумывался о том, что растения и животные нуждаются в бережном отношении и защите. В Красную книгу занесены редкие, вымирающие виды растений и животных, которые находятся под охраной государства. Красный цвет предупреждает нас- стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг, и может быть поздно. Запомните их!
Показ слайдов редких растений и животных нашей области.
- Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не причинит вред животному.
Физкультминутка.
- А теперь немножко отдохнем, а заодно вспомним правила поведения на природе. Я буду говорить правило; а вы хлопать, если оно правильное, или топать, если оно неправильное. Будьте внимательны.
В лесу можно громко кричать . (топают) Можно разорять птичьи гнезда и муравейники. (топают) Нельзя ломать зеленые ветки и деревья. (хлопают) Нельзя разжигать костры, беречь лес от пожара.(хлопают) Можно оставлять мусор после себя. (топают) Можно рвать большие букеты цветов.(топают) -Молодцы! В лесу, на лугу, на реке- мы гости. Так давайте сделаем все возможное, чтобы после нашего ухода ручей остался прозрачным, лес- здоровым и зеленым, трава- пушистой, а наша совесть- чистой. Вопрос- ответ. - А теперь я хочу проверить ваши знания. -Почему погибает лес, если вырубают старые дуплистые деревья? (в дуплах гнездятся птицы, которые поедают опасных вредителей леса) -Почему у сосны в лесу нижние ветки отмирают, а у ели нет? (сосна- светолюбивое растение) -Какое дерево цветет позднее всех? (липа) -Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (мухомор, бледная поганка, ложный опенок, ложная лисичка) -Какие вы знаете лекарственные растения? (мать- и- мачеха- средство от кашля; черная смородина, шиповник- богаты витамином С) Из лекарственных растений получают настои, отвары, сиропы, порошки, капли, мази от разных болезней. Их используют при изготовлении зубных паст, лечебных кремов. -Кто кукует у кукушки?(самец) -Какая птица умело подражает голосам других птиц? (скворец) -Назовите самое прожорливое насекомое? (стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама) -Как называется охраняемая территория, где запрещена любая деятельность человека? (заповедник) Наши добрые дела. -А что могут сделать школьники для охраны природы? (сажать деревья, кустарники, цветы; охранять зеленые насаждения; подкармливать зимой птиц; делать кормушки; весной- скворечники). Показ слайдов. - Ребята нашего класса ежегодно вносят свою лепту в охрану окружающей среды. - Мы приняли участие в экологической акции по уборке мусора на школьной территории и берегу Рыбинского водохранилища. - Так же мы изготовили плакаты- призывы об охране окружающей среды и разместили их в людных местах. -Мы изготавливаем поделки, можно сказать, из мусора: пластиковых бутылок, фантиков, старой кожи. (Показ выставки поделок). - Приняли участие в областном экологическом конкурсе плакатов:"Сделаем Ярославскую область чище". (Презентация).
4. Инсценировка учащимися сказки «Гуси - Лебеди» на экологическую тему.
5.Подведение итогов.
- Что вам запомнилось? - Что нового узнали? - Какие сделали выводы?
- Хочу обобщить все сказанное. В руках человека оказались могучие средства воздействия на природу. Мы должны дружить с ней, действовать по ее законам и бережно к ней относиться.
(На память каждому классу раздаются плакаты: «Как вести себя в лесу»).