Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по профориентации "Все в твоих руках"»
Тема: Все в твоих руках.
Цель: Подготовка детей к осознанному выбору профессии, воспитание активной жизненной позиции путем реализации творческих способностей,
Задачи:
- Познакомить учащихся со старинными русскими песнями, пословицами, поговорками,
обычаями и традициями русского народа.
- Формировать интерес и уважение к традициям на Руси, русской народной культуре
- Воспитывать нравственные качества личности.
- Развивать артистические и сценические способности детей.
Выбор жюри.
Ученик 1: Профессии на свете много!
Кем стать? Врачом? Педагогом?
Подняться на крыльях к звездам?
Увы! Не всем суждено!
Ученик 2: Профессии на свете много
Какую выбрать дорогу?
Чтоб сердце делу отдать
Жить, творить, созидать
Ученик 3: А все начинается в школе
За партой, у классной доски, и над контурной картой.
С нелегкой задачки, с домашних заданий.
К вершинам труда и отважных дерзаний.
Ученик 4: Сегодня мы школьницы
Завтра – вязальщицы
Швеи, закройщицы и вышивальщицы.
Самые женские эти профессии
Творить красоту и приятно и весело!
Сегодня мы хотим рассказать вам о профессиях, связанных с изготовлением одежды, пригласить вас заглянуть в прошлое, побывать в Древней Руси.
Одежда, которую мы носим, сшита, в основном, из ткани. Современный человек покупает ткани в магазине. А знаете ли вы, как получают ткань? Из чего получают ткани? Какое оборудование используют для производства ткани? Как окрашивают ткани? Люди какой профессии заняты производством тканей?
Послушайте наш рассказ об этом.
Комната: бабушка вяжет, прибегает из школы внучка.
Внучка.
- Бабушка, нас сегодня в школе познакомили с профессиями, которые связаны с изготовлением одежды.
- Ну-ка, внученька, расскажи, интересно.
Внучка.
- Нас познакомили с профессиями прядильщицы и ткачихи. Оказывается, чтобы пошить одежду, нужно пройти такой сложный процесс, сначала нужно изготовить пряжу из волокон. Волокна – это маленькие, тоненькие волоски, которые дают нам животные и растения. (Слайд 2)
Работа с залом. Ребята, а вы знаете, какие животные и растения нам дают волокно?
Волокна животного происхождения: шерсть - дают нам козы, овцы, верблюды, и шелк – их дают нам бабочки тутового шелкопряда. (Слайд 3) Волокна растительного происхождения: хлопок и лен, их выращивают специально на полях. (Слайд 4)
А еще наша промышленность изготавливает искусственные волокна химического происхождения. После подготовки, волокна отправляют на прядильную фабрику.
(Слайд 5)
На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщик. Прядильщица работает на прядильной машине, прядет пряжу.
Работа с залом. А вы знаете, что такое прядение?
Прядение - скручивание тоненьких коротеньких волокон в длинные прочные нити — пряжу. (Слайд 6)
С прядильной фабрики пряжу отправляют на ткацкую фабрику и там уже она превращается в ткань. Ткань образуется в результате переплетения нитей – долевых и поперечных. (Слайд 7)
Основная профессия ткацкой фабрики – ткач. (Слайд 8) Он работает на ткацком станке и производит ткани всех видов: Хлопчатобумажных, льняных, шёлковых, шерстяных. (Слайд 9)
Бабушка.
- Все верно, внученька, а ты знаешь, как раньше изготавливали одежду? Это сейчас одежду шьют на фабриках, а в старину изготовлением одежды занимались дома: сами заготавливали волокно, сами пряли, ткали ткани, шили и вышивали.
Музыка (фон)
Ткацкий станок стоял в каждой избе. (Слайд 10) На нем ткалась одежда на всю семью. (Слайд 11) Ткани ткали из шерсти, льна и конопли. Ткали женщины в основном во время Великого поста. А до этого времени велась подготовка материала для ткачества – лен надо было вырастить(Слайд 12) , собрать, вымочить(Слайд 13) , разостлать, досушить, дальше мяли(Слайд 14) , трепали, чесали (Слайд 15) , пряли из кудели нитки (Слайд 16) .
Внучка.
Бабушка, а что такое Кудель? (Слайд 17)
Бабушка.
Кудель – это вычесанный и перевязанный пучок льна или других волокон, в результате прядения получается пряжа.
Прялка - это приспособление для ручного прядения (Слайд 18).
Пряхой называли рукодельницу, которая прядет (Слайд 19).
Для всего были свои инструменты и хитрости, которыми владела каждая хозяйка.
материалы для одежды окрашивали сами, в домашних условиях, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры.
Работа с залом.
Внучка.
- Ребята, а вы знаете, чем отличаются натуральные ткани от химических?
Конкурс «Ткачихи»
Из предложенных образцов тканей, выбрать натуральные и назвать их.
А пока девочки работают отгадайте-ка загадки.
- А еще нам рассказывали о профессиях – швея и вышивальщица. Это самые интересные профессии.
Если хочется выглядеть красиво и не просто красиво, а еще и модно, стильно, оригинально (Слайд 20) , нужно учиться на швею (Слайд 21).
Если научиться шить, то при помощи лекал, ниток и швейной машинки, ткани, пуговицы, рюши, воланы превратятся в произведения искусства: блузки, платья, брюки, юбки , а так же можно красиво и недорого одевать своих домашних, аеще там научат скрывать все недостатки фигуры и подчеркивать ее лучшие стороны.
И профессия вышивальщицы тоже интересная (Слайд 22).
Вышивальщица – работает также как и швея на фабриках, ателье, модельных домах, вышивает узоры, орнаменты, картины на тканях, использует пяльца, нитки и иголки, а так же работает на специальных вышивальных машинах (Слайд 23).
А вышивку на таких машинах называют компьютерной вышивкой.
Очень часто в своих лучших творениях модельеры используют элементы вышивки (Слайд 24).
Бабушка
Да, внученька, сейчас красивый рисунок можно получить при помощи компьютера, а вот когда я была молодая, мы вышивали только руками.
Музыка (фон)
Разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. И украшение костюма - не пустая забава. Вышивку можно было читать, как книгу. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл(Слайд 25).
Глядя на вышивку одежды можно было рассказать о судьбе женщины: (Слайд 26) сколько ей лет, замужем ли она, сколько детей, как у неё со здоровьем, что-то просит ли она от богов или она только благодарит их.
В народе говорят: «своя рубаха ближе к телу». Орнамент служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы, «оберегом» (Слайд 27). Поэтому и вышивались эти узоры там, где одежда заканчивалась, касалась открытого тела: у ворота, на подоле, на манжетах.
В орнаменте были заключены знаки, письмена - которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи, чтобы она хранила своего хозяина не только от холода, но и от всякой случайной беды (Слайд 28). Каждая линия имеет свое значение, является словом, фразой. Если мужчина отправлялся на войну, женщины вышивали на рубахе мужа символы в которых заключалась целая молитва.
Именно поэтому, когда говорят о душевных качествах щедрого человека, мы слышим: «Он своей единственной рубахи не пожалеет». Считалось, что щедрый человек, таким образом, отдавал не только свою одежду, но и снимал с себя свой оберег, то, что ближе всего к телу...
Техники вышивания оттачивались на протяжении многих столетий. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества (Слайд 29).
Работа с залом.
- Ребята, я предлагаю вам попробовать украсить орнаментом русский национальный костюм.
Работа с шаблоном. Украсить орнаментом национальный русский костюм.
Музыка (фон) «Песня про рисование».
Внучка.
А еще нам рассказывали о, том, что одежда играет важную роль в нашей жизни, потому что люди оценивают друг друга по внешнему виду. И это первоначальное впечатление должно быть положительным.
Одежда является «визитной карточкой» например, для трудоустройства на работу. Не зря существует знаменитая пословица «Встречают по одежке…»(Слайд 30).
Нам показывали дефиле современной одежды и рассказывали, как нужно одеваться на то или иное мероприятие.
Бабушка, расскажи, а как в старину люди одевались?
Бабушка.
Раньше одежды были свободные, длинные и необычайно красочные. Рубахи и сарафаны шились из домотканого холста и украшались вышивкой, узорным ткачеством, композициями из тесьмы, полосками из кружева, лентами, блестками и бисером. Цвета в основном были яркими, радостными. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.
Каким же он был, русский национальным костюм?
Музыка (фон) «Тихая мелодия»
Важною «павой», «душой голубицей» Издавна так называли девицу. Девичьи руки в труде и заботе С ранней поры привыкали к работе: Ткали и пряли, вязали и шили, Сеяли, жали и тесто месили. В трудной работе сгибалась спина... Но выходила на праздник она В дивном наряде крестьянской одежды, Где весь узор о мечте и надежде: Красным расшиты запон и рубаха (Черное — скорбь, что на родине свято), По подолу, как на вспаханном поле, Ромбы узорной легли полосою; Символы солнца и знаки земли. Матери-жизни и птицы любви. Шею украсили бусы, мониста, Бисер, кораллы, янтарь золотистый. Всех драгоценней убор головной – Жемчугом шитый и битью златой: Кика, сорока — убор молодицы, Косник , венец — украшенье девицы, Сборник, повойник — убор для старухи... Самый красивый — убор молодухи. Так испокон сохранен на Руси
Женский костюм небывалой красы!
Одежда на Руси несла в себе смысл (Слайд 31).
По одежде, украшениям, оберегам и амулетам можно было понять социальный статус человека, семейное положение, откуда человек родом, в какой местности проживает человек, и даже возраст. В русском костюме и его отделке была заложена информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
На Руси национальный костюм имел особенности в зависимости от региона. В разных регионах одежду декорировали по-разному.
Давай посмотрим, чем различался русский народный костюм.
На Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма. Это сарафанный комплект (Слайд 32) (северно-русский) и понёвный комплект (Слайд 33) (южнорусский, более древний).
Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», (Слайд 34) которая шилась из домотканого полотна, с широкими рукавами. Сверху надевали (Слайд 35) сарафан, а также передник. Поверх сарафана одевалась короткая душегрея (Слайд 36, 37), которая для крестьян была праздничной одеждой, а для знати повседневной. Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Более древний, южнорусский национальный костюм отличался тем, что состоял из длинной холщовой рубахи и понёвы (Слайд 38).
Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины. Она состояла из трёх полотнищ. Подол понёвы украшался узорами и вышивкой.
Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник). На Руси для девушек, которые достигли совершеннолетия, существовал обряд одевания понёвы, который говорил о том, что девушка могла быть уже просватанной.
Выйдя замуж – женщина надевала и носила понёву до самой смерти. Менялись только сами понёвы. Но каждой поневе свой день, праздник и место.
Понёвы были украшены дополнительными деталями, (Слайд 39) в зависимости от семейного достатка: бахромой, кистями, бисером, блёстками, металлическим кружевом. Чем моложе была женщина, тем ярче и богаче была украшена её понёва.
А ты знаешь чем же так интересна понёва? По клеткам крестьянской понёвы можно было определить не только губернию, уезд, но и деревню, откуда приехала женщина. Количество же украсов, узор и цвет вышивки на понёве всегда указывали на достаток, количество детей хозяйки и даже ее возраст. Вот так! Посмотрел на одежду и сразу понятно, что за человек перед тобой. Такова отличительная особенность русской одежды.
В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный наряд.
Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов. Для сравнения, праздничный женский костюм (Слайд 40) замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7. Повседневная (Слайд 41) одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы. Такая одежда шилась из более прочных тканей. Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, в церковь (Слайд 42).
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, коруны (Слайд 43).
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором (Слайд 44). Кика, кокошник были нарядными головными уборами замужних женщин. Одевали их, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок.
Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости.
Рассказ бабушки сопровождается показом русской народной одежды. (Презентация)
Внучка.
Так оказывается и раньше одежда делилась по назначению и имела свой стиль.
Работа с залом.
Ребята, я предлагаю вам поучаствовать в еще одном конкурсе, который называется «Стилист»
Определить стиль одежды, какой стиль одежды имеет элементы русского народного костюма и подобрать одежду для данного мероприятия. Музыка (фон)
Внучка
- Бабушка, а когда же люди успевали все, ведь столько работы нужно было сделать?
Бабушка.
В старину люди после трудового дня собирались вместе на веселые посиделки.
Полевая страда завершалась, домашняя начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные предания, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Девочка. Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится...
Девочка: Игла-барыня, княгиня.
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нагая ходила.
Девочка: Она тонка, да длинна,
Одноуха, остра,
Одноуха, остра
Всему миру красна!
Девочка: Хвостик нитяной
Тяну-тяну за собой.
Сквозь холст он проходит
Конец себе находит.
Песня Иван Купала Кострома (танец)
В старину на посиделках не только пели да плясали, но еще и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, танцевали мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Выходи на сцену, пряхи,
Нить спрядите для рубахи
Лишь того подарок ждет,
Кто скорее нить спрядет.
Игра «Пряхи».
Выходят два человека от команды. Они должны смотать нить на веретено. Кто быстрее, та команда и победила.
Музыка (фон) «Балалайка»
Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
Игра «Иголка».
Команды выстраиваются шеренгой, друг за другом. Каждой команде выдают бутафорскую иглу и клубок ниток. Игла находится у первого игрока в шеренге, а клубок – у последнего. Последний игрок начинает передавать нить через игроков к первому игроку. Тот просовывает нить в ушко иглы и передает нить назад к последнему игроку. Когда нить доходит до последнего игрока, все участники, взявшись за нить, бегут до кегли, огибают ее и бегут обратно. Команда, которая прибежит быстрее, побеждает.
Музыка (фон) «Балалайка»
Хозяйка: Хорошо потрудились наши девочки. Спасибо вам.
А еще на посиделках шутили, загадки загадывали, а мы с вами вспомним пословицы и поговорки.
Я буду говорить начало пословицы или поговорки, а вы должны закончить ее.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Без труда, не вынешь рыбку из пруда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умные руки не знают скуки.
Кто не работает, тот не ест.
Терпенье и труд всеперетрут.
Бабушка.
- Ну, что внученька, выбрала профессию по душе?
Внучка.
Ой, бабушка, все профессии интересные, мне все нравятся.
Бабушка.
А вы, ребята, выбрали?
Может быть стоит задуматься, как лучше использовать свои способности, особенности своего характера, при выборе профессии.
Самое главное, помни, что выбирая профессию, ты выбираешь судьбу. Профессия должна приносить удовольствие тебе и пользу обществу. Окончательный выбор только за тобой.
“ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…
Интернет источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/kulturno-dosugovaja-dejatelnost-detei-i-roditelei-srednei-grupy-ds-solnyshko-na-temu-ruskii-narodnyi-kostyum.html - Культурно-досуговая деятельность «Русский народный костюм»
http://art.1september.ru/article.php?ID=200602002 – Хранитель традиции «Русский народный костюм» - Ольга ОСТРОВСКАЯ