kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по профориентации в 9 классах в школе-интернате для детей с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по профессиональной ориентации в 9 коррекционном классе в школе-интернате для детей с ОВЗ( со сложной структурой дефекта, с нарушением зрительного анализатора), направленное на формирование социально-профессиональных компетенций.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по профориентации в 9 классах в школе-интернате для детей с нарушением зрения»

В океане профессий.

Мамаева Евгения Леонидовна, социальный педагог ГБОУ РМЭ «Савинская школа-интернат ».

Аннотация на открытое мероприятие « В океане профессий».

Аннотируемое мероприятие проведено для учащихся 9 класса, имеющих нарушения зрения и задержку психического развития. Это внеклассное мероприятие по профориентации. Целью данного мероприятия является ознакомление детей  с одним из способов выбора профессии, информирование их о качествах, присущих людям тех или иных профессий, воспитание уважительного отношения к труду, к людям труда, развивать у детей  внимание, умение работать в коллективе.

Методической формой мероприятия явилась познавательно-игровая. Информационный компонент был представлен ознакомлением учащихся с характеристиками различных категорий профессий, относящихся к сферам деятельности: человек-природа, человек-техника, человек-цифровой знак, человек-человек, человек-художественный образ.

Игровой компонент открытого мероприятия характеризовался наличием заданий, связанных с разгадыванием загадок, решением кроссворда (буквенного ряда), чтением стихов.

Для данного мероприятия была характерна вербально-визуальная структура методов формирования академических и жизненных компетенций.

Адаптационный механизм мероприятия заключался в соблюдении офтальмологической и моторной пауз, подготовке дидактических материалов на основе плоско-печатного и рельефно-точечного шрифта, максимальной вербализации визуальной информации для учащихся с глубокой зрительной патологией. В процессе проведения открытого мероприятия осуществлялась коррекция основных высших психических функций.

Тема мероприятия: «В океане профессий».

Цели:

- Формирование представлений о качествах, присущих людям тех или иных профессий, расширение представлений детей о различных профессиях;

- Формирование позитивного отношения к труду, к профессиональному росту;

- Побуждение детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

Задачи:

1.Образовательная: Систематизация академических компетенций о разных характеристиках знакомых и незнакомых профессий как к разным видам трудовой деятельности человека.

2.Воспитывающая: Формирование положительного отношения к труду как к одному из форм человеческой деятельности; воспитание умения работать в коллективе, к традиционным трудовым ценностям.

3.Коррекционная: Коррекция классификационной функции мышления на основе дифференциации профессий по профессионально важным качествам, по востребованности на рынке труда, по доходам, по требованиям к  физическим способностям, здоровью, по нервно-эмоциональной напряженности, по образованности, по возможности проявить творчество; распределительной функции внимания посредством разгадывания загадок, пословиц.

Форма проведения: Открытое познавательное мероприятие по профориентации.

Конспект открытого занятия.

Оборудование: на доске оформление:

«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы» 

А.П.Чехов 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Вступительное слово

Здравствуйте, дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии! Ребята, вы уже учитесь в старших классах, и в выпускном 9 классе, это особо ответственная пора в жизни обучающихся. Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь каждого из вас.

Я считаю, что выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый молодой человек. От того, каким он будет – это первый шаг – зависит многое.

Беседа по теме занятия.

Существует множество  (более 10 тыс.) разнообразных профессий и специальностей. Возможно необычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса  наших выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?

  1. Востребованность на рынке труда.

  2. Доходность.

  3. Требования к  физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

  4. Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер).

  5. Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

  6. Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

  7. Положительное влияние на семейную жизнь.

  8. Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

  9. Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе большую роль играет пункт: «востребованность на рынке труда». Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.

Сегодня мы проведем игровую программу: « В океане профессий», где вам необходимо будет проявить свое знание профессий, логическое мышление, память и внимание.

Предлагаю разделиться на две команды. (Деление на команды повышает активность учащихся).

1. Разминка.

Давайте выясним, насколько вы информированы о мире профессий, много ли профессий вы знаете. Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными? Ответ: банкир. Итак, слушайте следующие характеристики:

  1. самая зелёная профессия (садовник, лесник)

  2. самая сладкая (пчеловод, кондитер, дегустатор, повар)

  3. самая волосатая (парикмахер)

  4. самая детская (воспитатель, помощник воспитателя)

  5. самая ответственная (судья, прокурор, хирург)

  6. самая смешная (клоун) )

  7. самая серьёзная (атомщик)

  8. самая умная (учёный, профессор)

  9. самая белая (врач)

  10. самая зубастая (стоматолог)

  11. самая начитанная (библиотекарь)

  12. самая требовательная (тренер)

  13. самая высокая (монтажник-высотник)

  14. самая быстрая (гонщик)

  15. самая техническая (инженер-конструктор)

  16. самая свободная (художник)

  17. самая смелая (милиционер)

  18. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)

  19. Самая серьезная (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...)

2. «Собери пословицу»

Команды должны собрать   пословицы. Выигрывает та команда, которая справилась с заданием быстрее и правильнее. 
Пословицы:  «Сделал дело…», «Терпение и труд…», «Один с сошкой…», «Без труда…», «Одни в поле…» и т.д.

3. «Назови профессию».

    А теперь сменим задание: я прошу вас назвать профессию, начинающуюся с первой буквы вашего имени (например, Алёна – архитектор) и т.д побеждает та команда, в которой названо больше профессий..

4. Игра “Узнай профессию”

Педагог показывает инструменты, а дети должны назвать профессию:

–Стетоскоп, градусник, шприц…
–Указка, ручка, книга…
–Гаечный ключ, отвертка…
–Ложка, нож, поварешка…
–Краска, шпаклевка, валик…
–Тряпка, ведро, швабра…

-Иголка, нитка, ножницы, кусочек ткани…

4. Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в  следующую игру.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий: 

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, доярка, швея, врач, художник и т.д.

5.Обсуждение значения слова профессия (использование толкового словаря С.И. Ожегова).

-Профессия – основной вид трудовой деятельности человека.

-Профессия, когда люди заняты одним видом труда, требующих определенной подготовки и является источником существования.

-Врач – лечит людей. Учитель – учит детей.

-А директор – это профессия? Кроме понятия – профессия, есть еще и понятие – должность.

-Должность – служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. На должность выбирают ответственных, добросовестных людей. Кого у нас выбирают, назначают? Президента. Губернатора. Директора. Завуча.

6.Игра – конкурс «Профессия или должность»

врач        заведующий        бухгалтер

директор        продавец        губернатор

строитель        президент        шахтер

завуч        бригадир        летчик

Физкультминутка. Упражнения на снятие общего напряжения, гимнастика для глаз.

7. « Разбери по группам профессий»

 На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.

токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод,

фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник,

спасатель, врач

8. «Профессиональные качества».

Давайте настроимся на серьезную работу. Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие этим профессиям,. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется на доске).

ВРАЧ

УЧИТЕЛЬ

ЮРИСТ

ЭКОНОМИСТ

Гуманность

Любовь к детям

Честность

Терпение

Тактичность

Гуманность

Порядочность

Собранность

Интуиция

Образованность

Эрудированность

Информирован-

ность

Ответственность

Терпение

Знание законов

Коммуника-бельность

Точность

Находчивость

Непредвзятость

Точность

Собранность

Самосовершенствование

Информированность

Образованность

Сила воли

Эрудированность

Тактичность

Находчивость

Информированность

Интуиция

Ответственность

Тактичность

Образованность

Воспитанность

Собранность

Интуиция

Жизнерадостность

Информированность

Коммуникабельность

Ответственность

Милосердие

Коммуникабельность

Интуиция

Порядочность

Ум

Милосердие


Умение оперировать цифрами, информацией



9. «Угадай профессию»

А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:

Педагог перечисляет профессиональные качества, а учащиеся угадывают и называют профессию.

Физическая подготовка

Физическая подготовка

Дисциплина

Смелость

Решительность

Знание психологии

Находчивость

Находчивость

Самосовершенствование

Выдержка

Собранность

Самосовершенствование

Ответственность

Собранность

Отвага

Решительность

Патриотизм

Воображение

Знание техники и оружия

Артистичность

(ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

(КЛОУН)

Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

10. “Профессионально важные качества”

 (соотнести ПВК с профессией). Ребята, давайте вспомним, какие качества называются профессионально важными?

Сейчас вам будут представлены названия нескольких профессий и ПВК. Вам нужно будет догадаться, в каких профессиях, какие качества необходимы:

1

Оператор банковского дела

2

  • аккуратность;

  • усидчивость;

  • терпеливость;

  • умелость рук;

  • хорошее зрение.

2

Портной

5

  • внимательность;

  • терпеливость;

  • общительность;

  • эмоциональная уравновешенность.

  • Умение сопереживать

3

Полицейский

7

  • любовь к природе;

  • наблюдательность;

  • физическая выносливость;

  • образная и долговременная память.

4

Животновод

1

  • внимательность;

  • аккуратность;

  • хорошая память;

  • концентрация и переключение внимания;

  • устойчивость к монотонной работе;

  • быстрота движений рук;

  • чувство ответственности;

  • общительность;

  • хорошие зрение и слух.

5

Логопед

6

  • чувство ответственности;

  • наблюдательность;

  • трудолюбие

  • Любовь к животным

  • эмоциональная устойчивость;

  • внимательность.

6

Психолог

8

  • хорошее зрение и цветоразличение;

  • художественный вкус;

  • память на цветовые оттенки;;

  • ручная ловкость;

  • аккуратность;

  • внимательность;

  • быстрая реакция;

  • правильная координация движений.

7

Лесник

3

  • хорошо развитые коммуникативные и организаторские способности;

  • эмоциональная устойчивость;

  • хорошая память;

  • ответственность;

  • логическое мышление;

  • умение быстро принимать решение, четко излагать мысли.

8

Маляр-штукатур

4

  • аналитический ум;

  • физическая сила и выносливость

  • эмоционально-волевая устойчивость;

  • добросовестность;

  • честность;

  • умение общаться

  • умение сопереживать.

Выполнение (раскладывают карточки, затем идет проверка

11. «Один рабочий день»

Давайте составим рассказ о типичном дне одного работника, но для рассказа используем только существительные. Например, рассказ о трудовом дне учителя мог бы выглядеть так:звонок-завтрак-звонок-урок-вопрос-ответ-оценка-звонок-учительская-звонок-урок-звонок-директор-двоечник-родители-звонок-улица-дом-кухня-уборка-уроки-дети-уроки-сон-звонок…

Итак, рассказ о типичном дне … Врача, Дворника, Летчика…

Поёт рожок, поёт рожок!

Мы гоним стадо на лужок.

Пасём коров мы целый день,

Лишь станет жарко – гоним в тень.

(Пастухи.)

Упрятав чёлку под фуражку,

Веду я с папой в поле вспашку.

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони – на руле.

(Тракторист.)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики.)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер.)

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

(Милиционер-регулировщик.)

Педиатра ты не бойся,

Не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь,

Это просто детский ...

(Врач.)

Он на вахте трудовой в час любой:

В шахте уголь добывает под землёй,

Ремонтирует машины в автопарке,

Плавит сталь в цехах он жарких.

У печатного станка стоит все ночи.

Самый главный он и важный, он - …

(Рабочий.)

Не художник он, но краской

Пахнет неизменно,

По картинам он не мастер -

Мастер он по стенам!

(Маляр.)

Он отбойным молотком,

Как огромным долотом,

Уголь крошит под землёй.

Отвечайте, кто такой?

(Шахтёр.)

Его работы ждёт земля,

Едва рассвет лучи зажжёт.

Весной расчешет он поля,

Наступит осень – пострижёт.

(Фермер.)

Доктор, но не для детей,

А для птиц и для зверей.

У него особый дар,

Этот врач - …

(Ветеринар.)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …

(Шофёр.)

Ставят ловких две руки

Каблуки на башмаки.

И набойки на каблук –

Тоже дело этих рук.

(Сапожник.)

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто ...

(Лётчик.)

В ресторане их найду я -

Эти люди в колпаках

Над кастрюлями колдуют

С поварешками в руках.

(Повар.)

Мелом пишет и рисует,

И с ошибками воюет,

Учит думать, размышлять,

Как его, ребята, звать?

(Учитель.)

Он работает, играя

(Есть профессия такая).

Он на сцене с давних пор.

Та профессия …

(актер)

Её давно бурёнки знают,

Всегда мычанием встречают

И за её нелёгкий труд

Всё молоко ей отдают.

(Доярка.)

Он готов в огонь и бой,

Защищая нас с тобой.

Он в дозор идёт и в град,

Не покинет пост …

(Солдат.)

Он по крышам ходит смело –

У него такое дело.

В дымоход с ершом ныряет

И от сажи нас спасает.

(Трубочист.)

Что за сторож есть такой

На фабричной проходной?

Всех работников он знает,

Посторонних не пускает.

(Вахтёр.)

Заключительная часть

  • Рефлексия . Итоговый круг с высказываниями участников.

Я думаю, что все сегодня продемонстрировали много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. Поэтому в нашем споре все оказались победителями. А на протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Сейчас каждому из вас будет дана возможность высказаться по этому поводу. А если кто-то разволнуется, то ему могут помочь вопросы на слайде. Можно выбрать, на какой из них вам хочется ответить.

Вопросы для рефлексии:

Что понравилось?
Что было полезным? 
Какие чувства вас посетили?
Какие выводы можно сделать для себя?

Слово жюри.

Награждение победителей

– В заключение занятия давайте поиграем в игру “Доскажи словечко”.

Педагог читает начало предложения, учащиеся хором заканчивают.

Трактор водит – … (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил – … (маляр),
Доску выстругал – … (столяр),
В доме свет провел – … (монтер),
В шахте трудится – … (шахтер),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто все знает – … (молодец)!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Мамаева Евгения Леонидовна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства