Внеклассное воспитательное занятие. Тема: «Культура спора и ссоры» (конфликтология).
Внеклассное воспитательное занятие. Тема: «Культура спора и ссоры» (конфликтология).
Воспитательное мероприятие направлено на формирование положительных межличностных отношений в коллективе, расширяет представления подростков о различных стилях решения конфликта. Так как подростки с ОВЗ бывают вспыльчивы и даже агрессивны, необходимо формировать у них знания о том, что такое конфликт, и как его избежать, или предупредить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное воспитательное занятие. Тема: «Культура спора и ссоры» (конфликтология).»
Блок: Нравственное воспитание.
Тема: «Культура спора и ссоры» (конфликтология).
Цель: Развивать у детей стремление к созданию дружеских отношений с людьми.
Задачи:
-познакомить учащихся с понятием “конфликт”;
-дать представление о различных стилях разрешения конфликта;
-углубить самопонимание путем выявления своего собственного стиля, характерного для
поведения в конфликте;
- учить детей анализировать свои поступки.
Оборудование, материалы: Бумага для упражнения “Снежинки” и “Рисунок вдвоём”, слайды теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”
Компьютер, презентация.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Воспитатель: Все споры разрешает не война,
Как пережиток варварской эпохи,
А человек, чья мысль и речь сильна,
Чье сердце откликается на вздохи.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о конфликте, выясним, что это такое, каковы его возможные причины и эмоции.
II.Новая тема.
Воспитатель: Тема нашего занятия - Культура спора и ссоры.
1. Что такое конфликт.
Что такое конфликт?
Дети: (Выслушать названные слова: злость, ненависть, ссора, несчастье, стресс, болезнь, радость, победа и т.д.).
Воспитатель: Итак, слово конфликт в переводе с латинского означает “столкновение”, а с точки зрения психологии Конфликт –явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.
Воспитатель: (У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная).
Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями.
Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор.
Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны. И сейчас мы убедимся в этом при выполнении.
2. Упражнения “Снежинки”.
- Молча, возьмите листок.
- Сложите его пополам.
- Оторвите правый верхний угол.
- Сложите ещё раз пополам.
- Ещё раз оторвите правый верхний угол.
- Ещё раз сложите пополам.
- И ещё раз оторвите верхний правый угол.
- Разверните листок и покажите своё “произведение искусства” одноклассникам.
Рефлексия.
Обратите внимание, какие разные у вас получились снежинки! Хотя вы делали все одно и то же. Почему это произошло?
Дети: Потому что все отрывали разное количество бумаги.
Воспитатель: А если бы все снежинки были одинаковыми, мир был бы скучным и неизменным. Так что конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. В какой – то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой.
Воспитатель: Существует несколько видов конфликтов.
4. Анализ ситуаций.
Воспитатель: Теперь проанализируем несколько ситуаций.
Ситуация для юношей:
а) Вам нравится девушка, и вдруг в ваши отношения вмешивается другой парень. Как вы будете реагировать, если это ваш друг; просто посторонний парень? (ответы детей)
Ситуация для девушек:
б) До вас дошли слухи явно искаженного содержания. Как вы поступите, если источником дезинформации была ваша подруга; просто знакомая? (ответы детей)
Воспитатель: Вы увидели, что не только в различных конфликтных ситуациях мы реагируем по-разному; даже и в сходных ситуациях, но с разными людьми, наша реакция может быть иной. Не все конфликты можно решить силой, иногда их решают мирным путем, например: нужно в чем-то согласиться, или пойти на компромисс, можно уступить человеку.
5. Физминутка
"Ловим комаров" Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Воспитатель: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"
6. Упражнение “Рисунок вдвоем”.
Воспитатель: Сядьте, пожалуйста, парами. Каждая пара получает лист бумаги.С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему, что угодно.
( Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.)
Воспитатель: Расскажите, что у вас получилось (работа с рисунками). Почему это так?
Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
Воспитатель: Давайте попробуем решить несколько конфликтных ситуаций.
7. Возможные причины конфликтов (диалог с детьми):
- Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации? (ответы детей)
- Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чём их суть? (ответы детей)
- Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье? (ответы детей)
III. Закрепление новой темы.
Воспитатель: Молодцы! Вы стараетесь найти способы избежать конфликты, но всегда ли это удаётся, мы проверим с помощью
8.Теста “Умеете ли вы держать себя в руках конфликтной ситуации?”
Воспитатель: Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей.
Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?
1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?
А. Да, это возможно. Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно. В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.
2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...
А. Не нужны. Б. К сожалению, необходимы. В. Ничего не дают.
3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.
А. Буду держаться в стороне. Б. Меня это развлечет. В. Попробую быть посредником.
4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?
А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых. Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток. В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.
5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).
А. Спрошу, что случилось. Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой). В. Буду избегать общения с ним (ней).
6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.
А. Дам отпор. Б. Я пересяду за другой столик, В. Меня это не волнует.
Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.
1
2
3
4
5
6
А
1
3
1
1
2
2
Б
3
2
3
2
1
3
В
2
1
2
3
3
1
6-9 баллов
Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.
10-14 баллов
Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.
15-18 баллов
В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.
Воспитатель: Большинство конфликтов в школе начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного эмоционального состояния. Без эмоций трудно убедить партнёра по общению в своей правоте. Эмоции помогают найти истину. Количество конфликтных эмоций велико. В этом мы убедимся, выполнив
9. Упражнение “Ответ с улыбкой”.
Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему парню. Твои действия?
III. Итог.
Воспитатель: - Что нового и полезного вы узнали на занятии?
Дети: - Сегодня мы говорили о конфликтах, ссорах. Узнали, что многие конфликты и ссоры можно избежать, если поступить правильно. Например: улыбнуться или в чем-то согласиться, уступить человеку.
Воспитатель: Верно, ребята! Не все решается силой, порой доброе слово сильнее любого крика или кулака. Я думаю, что теперь вы правильно будете поступать в конфликтных ситуациях
Оцените занятие выбросом пальцев по пятибалльной системе.