kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное занятие по профориентации для учащихся 9 класса: "Деловая игра. Кадровый вопрос".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида. Цель занятия: углубить и расширить знания обучающихся о специальностях, которые могут получить выпускники коррекционной школы с интеллектуальными нарушениями. Форма проведения: деловая игра, в ходе которой у учеников формируется представление о трудоустройстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра. Кадровый вопрос1»

Внеклассное занятие: Деловая игра «Кадровый вопрос».


Цель: 

  1. Изучение специальностей, которые можно получить.

  2. Формирование осознанности и ответственности при выборе профессии.

  3. Выявление умения вести собеседование, развитие коммуникативных способностей.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • способствовать формированию представлений о работе биржи труда;

  • формирование представлений о поведении при трудоустройстве.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать познавательный интерес к миру будущей профессии;

  • способствовать развитию мышления, умения рассуждать;

  • развивать свои познавательные и личные возможности в контексте профессионального самоопределения.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у школьников деловые качества способствующие получению положительного результата при собеседовании (вежливость, деликатность, внимательность, пунктуальность и т.п.).

Форма проведения: деловая игра.


Оборудование: плакаты, карта работодателя, карта соискателя; информация о вакансиях; буклеты о профессиях, мультимедийное оборудование, презентация, аудиозаписи, видеозаписи.


План занятия.


  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему занятия.

  3. Основная часть.

  4. Физкультминутка.

  5. Подведение итогов.

  6. Рефлексия.

















Ход занятия.


  1. Организационный момент.

«Если человек не знает, с какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Сенека

  1. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный выбор или предпочли бы иной вид деятельности?

Выбор профессии – одно из самых важных жизненных решений. Мы определяем не только основное занятие, но и круг общения, стиль жизни, а иногда и судьбу. Как и любой путь, профессиональный путь начинается с выбора профессии и знакомства с ней. Сегодня придется доказывать, что вы можете самостоятельно устроиться на работу со своими потребностями и возиожностями.

  1. Основная часть.

Мы сегодня проводим деловую игру – «Кадровый вопрос». Чтобы найти работу мы приходим в специальную организацию, где можно ознакомиться с вакансиями от работодателей и в дальнейшем пройти собеседование на предприятии и устроиться на работу.

УЧАСТНИКИ «БИРЖИ ТРУДА»

Соискатели – учащиеся выпускного класса.

Работодатель (представитель фирм и организаций) - воспитатель.

Перед началом игры с учащимися оговаривает цели и правила игры, готовят необходимые для поступления на работу, документы, составляют резюме (по желанию детей), оговаривают интересующие вопросы.

Ход игры проходит по следующий схеме:

- в офис «Биржи труда» заходят участники-соискатели;

- руководитель группы и руководитель «Биржи труда» помогают определиться с выбором места трудоустройства, формированием очереди.

- тем учащимся, которые ждут очереди для трудоустройства, предлагается для ознакомления печатная реклама о профессиях и т.п. главное, чтобы все участники игры были задействованы.

Материалы для стенда «Биржа труда»

Лист 1.

Перечень документов, необходимых для трудоустройства

  1. Паспорт

  2. СНИЛКС

  3. ИНН

  4. Медицинская справка.

  5. Свидетельство или диплом об окончании учебного заведения.

  6. Резюме

  7. Свидетельства об окончании, каких – либо, курсов, тренингов и т.п.

Лист 2.

Собеседование – это планируемый разговор, чаще всего между двумя людьми, и преследующий определенную цель.

 СОБЕСЕДОВАНИЕ 

Как правило, собеседование проходит в несколько этапов. Сначала Вам предлагают заполнить анкету, рассказать о своем опыте работы, образовании, своих притязаниях и планах на будущее. Если по всем формальным признакам Вы подходите для имеющийся вакансии, то Вас приглашают для профессионального собеседования. Профессиональное собеседование может проходить с 1-3 экспертами или же Вам предложат пройти профессиональный тест или задание. И, в случае успешного подтверждения Вашей квалификации, на следующем этапе собеседования - с Вами встречается руководитель организации или лицо, ответственное за принятие решения о закрытии данной вакансии (презентация).

Лист 3.

Как правильно пройти собеседование

Рекомендации по прохождению собеседования

ПОДГОТОВКА К СОБЕСЕДОВАНИЮ.

1. Узнайте, как можно больше об организации, куда идете на собеседование и о предстоящей работе.

2. При себе на собеседование имеете резюме, а также оригиналы или копии дипломов, свидетельств и других документов, подтверждающих Вашу квалификацию.

3. Рассчитайте время на дорогу до организации, чтобы не опаздывать. Тогда у Вас будет возможность присмотреться к офису, к тому, что в нем делается и лучше узнать фирму.

4. Распланируйте свое время так, чтобы не нервничать, если собеседование затягивается.

5. Ваша одежда на собеседование должна быть нейтральной, т.е. придерживайтесь в одежде делового стиля - строгий фасон, спокойные цвета.

6. Подготовьте ответы на наиболее вероятные профессиональные и личностные вопросы.

7. Подумайте над обсуждением вопроса об оплате труда.

8. Заготовьте вопросы, которые интересуют Вас. Эти вопросы для многих интервьюеров не менее важны, чем Ваши ответы. 

Лист 4.

Вот несколько практических рекомендаций  для успешного прохождения собеседования.

1. Как правильно сесть.
 Сядьте на собеседование с работодателем (интервьюером) на одном уровне, то есть друг напротив друга, лицом к лицу. Если предлагаемый Вам стул стоит не лучшим образом, переставить его так, чтобы создать удобное пространство для общения. Такое поведение - демонстрация Вашей уверенности, инициативы и организаторской жилки.

2. Поза.
Старайтесь быть на собеседование повернутым к интервьюеру, чтобы он ощущал Вашу заинтересованность и активное участие в диалоге. Поза должна быть достаточно открытой. Руки лучше положите на стол или на колени. Плохо, если руки все время соединены "в замок" или спрятаны под столом. Ноги лучше ставить прямо и уверенно, не скрещивая под стулом. Поза "нога на ногу" некоторым интервьюерам не нравиться, однако, если для Вас это привычная поза и сам интерьер так сидит то и Вам, скорее всего, можно это сделать,

3. Зрительный контакт.
Внимательно смотрите на собеседование на интервьюера, Вы не только лучше поймете его, но и произведете впечатление заинтересованного человека, уверенного в своих силах. Отведенный в сторону взгляд это не только потеря информации, но и элемент жалкого внешнего вида. Ваша речь становится более убедительной, если Вы будете смотреть на интервьюера. Наблюдая за мимикой, позой и движениями интерьера, Вы легче может понять, как он воспринимает Ваши слова, и при необходимости скорректировать свой ответ.

4. Жестикуляция.
Умеренная и уместная жестикуляция на собеседование делает Вашу речь более убедительной.

5. Паузы.
Умение держать паузы на собеседование насыщает Вашу речь убедительностью. Иногда интервьюер может использовать паузу в качестве испытания претендента на работу. Вы ответили на вопрос интервьюера, а он молчит. Создается стрессовая ситуация и тот, кто не выдерживает стресса, часто пытается дополнить свой ответ, а это часто работает против кандидата. Спокойно выдержанная пауза добавляет уверенность Вашему ответу и демонстрирует Вашу готовность к продолжению беседы.

6. Мимика.
 Если Вы улыбаетесь на собеседование, то у Вас больше шансов показаться благополучным и уверенным в себе человеком. Однако, не следует улыбаться постоянно. И улыбка должна быть уместной. Когда улыбка приходит на Ваше лицо достаточно часто, в том числе в паузах, которые Вы делаете после Ваших ответов, это обычно воспринимается хорошо.

7Как отвечать на вопросы.

  • Выслушайте вопрос до конца, не перебивая.

  • Старайтесь показать внимание и интерес к вопросу.

  • Отвечайте на поставленный вопрос, если уверены, что правильно поняли его. Интервьюер иногда формулирует вопрос довольно пространно и тогда его лучше спросить: "Правильно ли я Вас понял? Вас интересует то-то и то-то? Или "Вы спрашиваете то-то". После этого интервьюер уточняет вопрос и тем самым помогает Вам правильно ответить.

  • Продолжительность Вашего ответа не должна продолжаться более 2-3 минут. Если вопрос сложный, то отвечайте на него "тезисно" и скажите, что готовы дать развернутую информацию, если это потребуется.

  • Не отклоняйтесь от сути вопроса: даже если вопрос таков, что Ваш ответ получается очень кратким, не смущайтесь.

  • Не говорите очень тихо и очень громко. Слишком тихий голос может создать у интервьюера впечатление, что Вы неуверенный в себе человек.

Лист 5.

ПАМЯТКА

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:

  1. Изучить как можно больше профессий.

  2. Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе.

  3. Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой профессии, соотнести с возможностями.

  4. 4.Выбрать наиболее подходящую профессию.

  5. 5.Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии.

  6. 6.Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.).

  Лист 6.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенной подготовки, определенного уровня знаний, специальных умений и при этом служит источником дохода, т.е. это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь.

 «Профессия – это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником средств к существованию».

В.Г. Макушин

Лист 7.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - вид занятия в рамках одной профессии (напр., специальность врача - хирург, терапевт и т. д.).

Лист 8.

Цель работодателя – найти самого подходящего кандидата на рабочее место.

Лист 9.

Цель соискателя – доказать, что он и есть тот самый кандидат и идеально подходит на заявленную вакансию.

Лист 10.

Чтобы люди находили радость в работе, необходимы три условия:

  1. Работа должна быть им по силам;

  2. Она не должна быть изнуряющей;

  3. Ей должен сопутствовать успех.

 Дж. Рескин

Лист 11.

Вакансии "Биржи труда"

Уборщица

Гардеробщица

Курьер

Кассир

Овощевод

Санитарка

Официант

Сборщик мебели

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Секретарь (Рекламный агент)

Штукатур-маляр

Подсобный рабочий

Столяр

Повар (кулинар)

Продавец - кассир

Пастух

Материалы для представителей фирм-работодателей.

Вакансии - кафе «СЛАСТЕНА»

Повар (кулинар)

Уборщица

Гардеробщик

Курьер

Официант (2 вакансии)

Посудомойка

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Вакансии - магазин «Для ВАС»:

Уборщица

Кассир

Заведующий отделом

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Продавец - кассир

Вакансии - фирма «УЮТ»

Уборщица

Гардеробщица

Курьер

Кассир

Сторож (охранник)

Штукатур-маляр (2 вакансии)

Подсобный рабочий

Вакансии - турфирма «МЕЧТА»

Уборщица

Курьер

Кассир

Сторож (охранник)

Вакансии - агрофирмы

Уборщица

Курьер

Овощевод

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Пастух

Вакансии - ДОМ ОТДЫХА

Уборщица

Гардеробщица

Кассир

Санитарка

Официант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Повар (кулинар)

Вакансии - МЕБЕЛЬНАЯ ФАБРИКА

Уборщица

Гардеробщица

Курьер

Сборщик мебели

Грузчик

Продавец-консультант

Сторож (охранник)

Подсобный рабочий

Столяр

Продавец - кассир

Название фирмы или организации оформляется на отдельном листе и располагается на месте приема представителя работодателя. Так же на отдельном листе оформляется лист вакансий так, чтобы соискатель мог ознакомится с ним взяв его в руки. У работодателя должен находиться перечень вопросов для собеседования представителю, рекомендуется задавать вопросы соискателю из этого перечня.

Перечень вопросов для собеседования

1. Расскажите немного о себе.
2. Как смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь?
3. Чем Вас привлекает работа у нас в данной должности?
4. Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем Ваши преимущества перед другими кандидатами?
5. Каковы Ваши сильные стороны?
6. Каковы Ваши слабые стороны?
7. Почему Вы ушли с предыдущей работы?
8. Почему Вы решили переменить место работы?
9. Получали ли Вы другие предложения работы?
10. На сколько успешно Вы прошли собеседование в других местах?
11. Hе помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками (ненормированный рабочий день, длительные или дальние командировки, постоянные разъезды)?
12. Как Вы представляете свое положение через пять (десять) лет? (больше, чем все остальные, вместе взятые).
13. Какие изменения Вы бы произвели на новой работе?
14. К кому можно обратиться за отзывом о Вашей работе?
15. Hа какую зарплату Вы рассчитываете?
16. Что Вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые могли бы использовать на новой работе?
17. Как Вы повышаете свою профессиональную квалификацию?
18. Чем Вы любите заниматься в свободное время?
19. В какие сроки могли бы приступить к новой работе?
20. Какие вопросы есть у Вас?

У представителя  фирмы или организации должна быть "Карта работодателя", в которую он заносит данные:

  • Название фирмы, организации

  •  Имя, фамилия соискателя

  • Желаемая должность

  • Принят (на каких условиях)

  • Причина отказа.

Карта работодателя

 Кафе "Сластена"

Имя, фамилия соискателя

Шальнева Ирина

Желаемая должность

Официант

Принят (на каких условиях)

Нет

Причина отказа

По состоянию здоровья

(плохо считает деньги).



Материалы для соискателей


Каждый соискатель (учащийся) должен иметь при себе пакет, необходимых по его мнению,  документов (см. перечень выше). Макеты документов готовит организатор игры готовит заранее, в начале игры учащиеся комплектуют данный пакет (помощь оказывается в том случае, если ребенок за ней обратился).


При входе в офис "Биржи труда" руководитель биржи выдает соискателям "Карты трудоустройства соискателя", в которых фиксируется:

  • Имя, фамилия соискателя (сверху)

  • Название фирмы или организации

  • Желаемая должность

  • Принят (на каких условиях)

  • Причина отказа.

Например:

"Карты трудоустройства соискателя" Базова Алена

Название фирмы или организации


Мебельная фабрика

Желаемая должность



Продавец - кассир

Принят (на каких условиях)


с испытательным сроком 2 месяца

Причина отказа



нет

Материалы агитационного направления (могут располагаться на стенде или в виде буклетов, листовок и т. д).                                                                                  Содержание этих материалов должны:

  1.  опираться на местные потребности, условия, предложения и возможности на рынке труда;

  2.  ознакомить с возможностями получения профессионального образования в данном регионе;

  3. нести ознакомительную информацию о профессиях и т.д.

  4. Физкультминутка.

  5. Подведение итогов.

Что запомнилось?

Что нужно знать, чтобы устроиться на работу?

  1. Рефлексия.

Выберите подходящий смайлик, характеризующий Ваше настроение в конце занятия.


Просмотр содержимого презентации
«Собеседование»

СОБЕСЕДОВАНИЕ:

СОБЕСЕДОВАНИЕ:

Вопрос 1 : Почему Вам нужна именно эта вакансия? Почему Вы считаете, что справитесь с этой работой? 2. Сообщаю о том, что умею и способен сделать для фирмы на которую устраиваюсь ! 1.Рассказываю свою биографию

Вопрос 1 : Почему Вам нужна именно эта вакансия? Почему Вы считаете, что справитесь с этой работой?

2. Сообщаю о том, что умею и способен сделать для фирмы на которую устраиваюсь

!

1.Рассказываю свою биографию

ВОПРОС 2: Назовите Ваши личные качества ! 2. Расскажу о своих планах на личную жизнь. 1. Расскажу о себе, делая упор на качествах, которые понадобятся на этой работе.

ВОПРОС 2: Назовите Ваши личные качества

!

2. Расскажу о своих планах на личную жизнь.

1. Расскажу о себе, делая упор на качествах, которые понадобятся на этой работе.

ВОПРОС 3: У вас есть недостатки? Какие? ! 2. Упоминаю о недостатках, никак не влияющих на мои профессиональные качества. Сообщаю , что работаю над ними. 1. Думаю, что лучше рассказать все сразу самому, чем потом узнают.

ВОПРОС 3: У вас есть недостатки? Какие?

!

2. Упоминаю о недостатках, никак не влияющих на мои профессиональные качества. Сообщаю , что работаю над ними.

1. Думаю, что лучше рассказать все сразу самому, чем потом узнают.

ВОПРОС 4: Вы готовы пойти на курсы повышения квалификации, повышать свой профессиональный уровень, учиться дальше? ! 2.

ВОПРОС 4: Вы готовы пойти на курсы повышения квалификации, повышать свой профессиональный уровень, учиться дальше?

!

2. "Нет, это не слишком меня интересует".

1. "Да, я мечтаю быть в курсе новейших достижений в данной области".

ВОПРОС 5: Достаю сигареты, предлагаю прикурить. Вы говорите… ! 2.

ВОПРОС 5: Достаю сигареты, предлагаю прикурить. Вы говорите…

!

2."С удовольствием, спасибо".

1. «Спасибо, нет».

ВОПРОС 6: КАКИМ ВЫ СЕБЯ ВИДИТЕ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ? ! 2.

ВОПРОС 6: КАКИМ ВЫ СЕБЯ ВИДИТЕ ЧЕРЕЗ ПЯТЬ ЛЕТ?

!

2."Я собираюсь работать все эти годы в вашей фирме и надеюсь, что новые навыки помогут моему продвижению по службе".

1."Я занимаю должность, созданную специально "под меня".

ВОПРОС 6: КАКОЙ СТАРТОВЫЙ ЗАРАБОТОК ВАС УСТРОИТ? ! 1.

ВОПРОС 6: КАКОЙ СТАРТОВЫЙ ЗАРАБОТОК ВАС УСТРОИТ?

!

1. "Я готов согласиться на нижний предел зарплаты, положенный для этой должности".

2."Мне хотелось бы больше узнать об этой работе и моих обязанностях".


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Озерова Светлана Станиславовна

Дата: 20.08.2023

Номер свидетельства: 635729


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства