Внеклассное занятие «Тревожная память сердца».
Цель: углубление и расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
познакомить учащихся с подвигами народа в годы Великой Отечественной войны;
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне, пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательный интерес к событиям, происходившим в годы войны;
способствовать развитию воображения;
способствовать умению запоминать последовательность исторических событий.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать у школьников патриотические чувства: уважение и благодарность к ветеранам ВОВ 1941–1945 гг., чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Форма проведения: занятие-презентация, беседа.
Оборудование: плакаты, рисунки детей, мультимедийное оборудование, презентация, аудиозаписи, видеозаписи.
План занятия.
Организационный момент.
Введение в тему занятия.
Определение темы и целей занятия.
Основная часть.
Заключительная часть.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Введение в тему занятия.
Воспитатель:
С чего начинается память – с берёз?
С речного песочка? С дождя на дороге?
А если – с убийства! А если – со слёз!
- Ребята, о чём эти строки? Что для вас память? Всегда ли в памяти остаются только приятные воспоминания? А если это страшные события, должны ли мы их хранить в памяти?
Упражнение «Ассоциации», Слайд 2.
Воспитатель: Скажите, а что такое война? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
Упражнение «Даты и события», Слайды 3–6.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Вы видите даты и фотографии событий. Определите, о чем говорят нам эти цифры: 22.06.1941, 4 года, 1418 дней, 34000 часов, 09.05.1945, 78, 2023?
Определение темы и целей занятия.
Основная часть.
На фоне музыки 1
Ученик – Зарубин Илья читает стих:
Как хорошо проснуться дома на рассвете,
Какие мирные здесь ночью снятся сны…
И пусть спокойно кружится планета,
Как хорошо на свете без войны!
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие – в этом учебном году мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника – 78 лет со Дня Победы над фашистской Германией. 78 лет мы не видели ужасов войны. 78 лет наша земля не вздрагивала от взрывов снарядов. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны – это война. Жестокое лицо войны никогда не исчезнет из памяти народной. Горько, когда свидетелями жутких событий становятся дети. Мы хотим мирного неба над головой и чтим память тех, кто отдал жизнь за свою родину…
Звучит музыка (отрывок) 2
Воспитатель: 27 миллионам павших, не вернувшихся с кровавых полей войны, посвящается.
Воспитатель: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастья, посвящается!
Воспитатель: Их мужеству, героизму – посвящается! Поколению, вступающему в жизнь – посвящается!
Учащиеся читают стихотворение:
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой Победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами
в той боли, что мир перенёс.
…Конечно, мы смотрим иными глазами, –
Такими же полными слёз.
Воспитатель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Война… Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. 27 миллионов погибших! Представляете, что это такое? В первый день войны многим было по 17–20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Воспитатель: (Слайд 7) Наступающий день – воскресенье. Люди спокойно спят после трудовой недели. Тихо повсюду в этот предрассветный летний час. Зорко охраняют часовые рубежи советской земли. Вдруг видят они: на западе, на чуть светлеющем небе появляются огни: красные, зелёные. Они приближаются к границе нашей Родины. Это было утро 22 июня 1941 года.
Запись «Священная война» 3
Слайд 8
Воспитатель:
Родина! Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина
Тихо сказала: «Вставайте на помощь»?
Родина!
Воспитатель: Брестская крепость – героическое прошлое нашей страны. Именно она приняла на себя первый удар фашистской Германии. Немецкое командование планировало захватить город Брест и Брестскую крепость в первые часы войны. (Слайд 9, 10)
Воспитатель: 17 тысяч немецких солдат и офицеров штурмовали Брестскую крепость. Пограничники вступили в бой с противником в первые минуты войны. В 10 раз противник был сильнее пограничников. В первый день боев к 9 часам утра крепость была окружена. Командир восточного форта Петр Гаврилов, несмотря на самые страшные минуты начала войны, смог объединить бойцов и постепенно взять в свои руки командование крепостью. Он собрал около себя 30 бойцов и попытался вырваться из крепости через центральные ворота. Попытка не удалась. Когда стало ясно, что крепость в кольце, Петр Гаврилов принял единственно верное решение – собрать уцелевших солдат и организовать защиту крепости. 32 дня не умолкали бои за крепость. «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» – написал на стене штыком один из последних её защитников. (Слайд 11).
Ученик. Звание Героя Советского Союза присвоено майору Гаврилову и лейтенанту Кижеватову. Около 200 участников обороны награждены орденами и медалями. Крепости присвоено почетное звание «Крепость-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Воспитатель: (Слайд 12) Оборона Брестской крепости – большой пример мужества и стойкости советского народа в борьбе за свободу и независимость Родины.
Оккупировав летом 1941 года территорию Беларуси, фашистские захватчики установили на белорусской земле «новый порядок» – режим террора, насилия и рабства. За три года оккупации на территории Беларуси фашисты превратили в руины 209 городов, уничтожили 9200 сел и деревень, расстреляли, повесили, замучили и сожгли свыше 2 миллионов 200 тысяч советских граждан.
Воспитатель: Враги, напавшие на нашу страну, были сильными и очень жестокими, беспощадно убивали стариков, женщин, детей. Это они оставили на земле кровавые незаживающие следы – Хатынь.
Воспитатель: До войны в деревне Хатынь спокойно жили люди, сажали картошку, доили коров, радовались теплу и жаворонкам, никого никогда не обижали, никому не желали никогда худого. Но всё изменилось… В марте 1943 года этой деревушки не стало. Ни одной живой души. Как же так случилось?
Звучит тревожная музыка 4
Воспитатель: (Слайд 13). Это случилось 22 марта 1943 года. Утром этого дня в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. В отместку за это была проведена карательная акция и пришлась она на Хатынь…
Воспитатель: В ничего не подозревавшую деревню въехали машины с фашистской свастикой. Высыпавшие из них полицаи пошли по дворам, выгоняя всех на улицу: стариков, женщин, детишек. Всех жителей собрали в одну толпу и загнали в сарай. Сарай оказался переполненным, нельзя было поднять даже руки. Как смертельный приговор проскрипели петли ворот. На улице раздавались голоса полицаев. Запахло бензином, затрещала солома.
Воспитатель: В горящей одежде, охваченные ужасом, люди бросились бежать. Всех тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали из автоматов и пулеметов. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни. Единственным взрослым свидетелем хатынской трагедии был 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. И только лишь двое детей, которые находились в сарае, остались живы.
Звучит отрывок музыкального произведения 5
Воспитатель: (Слайд 14). 75 детских жизней было загублено в деревушке Хатынь. В чем они виноваты? Какое преступление перед миром совершили? В память о чудовищных событиях в Беларуси на месте Хатыни создан мемориал памяти в назидание будущим поколениям.
Слышали вы в Хатыни траурный перезвон?
Кровь от ужаса стынет, только раздастся он.
Кажется, ты в пустыне, выжжено все дотла –
В той, военной Хатыни плачут колокола.
Видеозаставка 6
Минута молчания, под звук метронома 7
Воспитатель: Весь народ поднялся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Каждый день уходили эшелоны с нашими солдатами защищать Родину. Тогда никто не знал о том, что война нескоро кончится… «Всё для фронта, всё для победы» – повсюду звучал девиз. На защиту Отечества вставали не только взрослые, но и дети. Дети ухаживали за ранеными в госпиталях, отсылали на фронт тысячи посылок с теплыми носками.
В годы войны смертью храбрых пали юные герои. Их имена навечно остались в памяти народа. Они посмертно награждены медалями и орденами, а некоторым из них, наравне со взрослыми, присвоено звание Героя Советского Союза. Их именами названы улицы, морские корабли, школы.
На фоне музыкального произведения 8
Воспитатель: (Слайд 15). Марат Казей – Герой Советского Союза. Сражался наравне со взрослыми. Держал оборону, пока были патроны. Когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие – две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Погиб 11 мая 1944 года в деревне Станьково. Награждён медалями «За военные заслуги», «За отвагу», орденом «Отечественной войны».
Воспитатель: (Слайд 16). Зина Портнова – Герой Советского Союза. Долго и жестоко её пытали фашисты. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Её схватили и вскоре казнили. Расстреляна фашистами под городом Полоцком в 1943 году.
Воспитатель: Самая тяжелая ноша в войне легла на плечи женщины. Храбро бросались они под пули во время бомбежки и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя. Женщины служили разведчицами, военными переводчицами, радистками, уходили в партизанские отряды.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья.
Воспитатель: Пострадали в войне не только деревни, но и города.
(Слайд 17) Минск – столица Белоруссии. Один из первых городов подвергся обстрелу. 28 июня был захвачен немцами. Развернулась партизанская война, организована подпольная работа. Подпольщики уничтожали на улицах города оккупантов, взрывали и поджигали склады с горючим, гаражи и мастерские, железнодорожные узлы. 3 июля 1944 года Минск был освобождён, но до этого дня город боролся 1100 дней. Минску присвоено звание город-герой.
Воспитатель: (Слайд 18). Утром 23 июня 1944 года началась операция по разгрому немецко-фашистских войск в Беларуси, получившая название «Багратион». В результате наступления Красной Армии была полностью освобождена Беларусь, часть Прибалтики и восточные районы Польши.
11 городов Советского Союза стали городами-героями. 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. День 9 мая был объявлен праздников Победы. 24 июня на Красной площади в Москве состоялся первый парад Победы. Праздник Великой Победы – 9 мая – один из главных праздников нашей страны, самый трагичный, и самый трогательный. (Слайд 19).
Звучит песня «День Победы» 9
За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда-то!
Заключительная часть.
Воспитатель: Память о войне сурова и страшна, но об этом надо помнить ради сегодняшнего мирного неба.
Упражнение «Собери пословицы» в паре
Звучит песня 10
Дружно за мир стоять – войне не бывать.
Мир строит – война разрушает.
Живя в мире – не забывай о войне.
В бою побывать – цену жизни узнать.
Ни моря без воды – ни войны без крови.
Упражнение «Кроссворд». Работа в группах.
Воспитатель: Свои знания, полученные на внеклассном занятии, примените в разгадывании кроссворда. Назовите ключевое слово.
1. Девушка, Герой Советского Союза, расстреляна фашистами под Гродно.
2. Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны.
3. Операция по разгрому немецко-фашистских войск в Беларуси.
4. Крепость, первая принявшая на себя удар фашистской Германии.
5. Военный человек, служащий в армии.
6. Название деревни, в которой были сожжены все её жители заживо.
Упражнение «Ассоциация» к слову МИР (Слайд 21)
Подведение итогов (Слайд 22, 23)
Воспитатель: Сегодня мы много узнали об ужасах войны, о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам. Нам бы очень хотелось, чтобы каждый из нас мог сказать всем, кто воевал: «Мы – помним! Мы – гордимся! Поклон вам до земли!».
Давайте, ребята, все вместе украсим нашу доску птицами мира.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о каком празднике мы сегодня говорили?
Почему мы называем праздник 9 мая Днем Победы?
Что интересного сегодня на занятии вы запомнили?
Как вы поздравите наших ветеранов?