Данное мероприятие, виртуальная экскурсия по местам боевой славы на Мамаев курган, разработано дляобучающихся коррекционной школы. Составлено в соответствии со структурой коррекционного занятия. Объяснение нового материала изложено в форме виртуальной экскурсии. Предусмотрено практическое задание - "Что бы ты написал солдату Великой Отечественной войны"? Виртуальная экскурсия проводится по основным объектам мемориального комплекса Мамаев курган : Площадь "Стоять насмерть"; Площадь Героев, Зал воинской славы, скульптура Родины-Матери.,.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия на Мамаев курган»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат №12»
Сценарий открытого мероприятия
«Виртуальная экскурсия по местам боевой славы.
Мамаев курган».
Подготовила
воспитатель 11б класса
Л.Н.Магомедова
Гуково
2024
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Гуковская специальная школа-интернат №12»
Сценарий открытого мероприятия
«Виртуальная экскурсия по местам боевой славы.
Мамаев курган».
Цель: посещение мемориального комплекса «Мамаев курган».
Воспитательные задачи :
1. Воспитывать чувства патриотизма к своей Родине .
2. Продолжать формировать чувство глубокого уважения к подвигам солдат, погибших на полях сражений за свободу нашей Родины.
3. Закреплять историческую память и расширять культурно-исторический кругозор .
Коррекционная задача:
- развитие долговременной памяти на основе зрительного восприятия.
Оборудование:
компьютер, проектор, авторская презентация
видеофрагменты хроники Сталинградской битвы
аудиозаписи с музыкальными произведениями.
опорный материал (заготовки)к письму солдату.
маршрутные листы
Ход мероприятия
Добрый день уважаемые гости нашего мероприятия! Всем участникам и присутствующим добрый день и хорошего настроения!
В преддверии Дня Победы по традиции мы проводим виртуальные экскурсии по местам боевой славы!
Предлагаю послушать музыкальный видеофрагмент и определить наш маршрут.
1.Оргмомент Сл. 2 куплет песни
Музыкальные видео кадры Начало песни «На Мамаевом кургане тишина» - 51 сек . ( 1 мин.)
Мы прослушали начало известной песни.
Вопрос : Вы уже догадались , ребята, куда сегодня мы с вами поедем на экскурсию? (на Мамаев курган!)
2. АОЗ вопросы: Слайды ,3,4,5,6,7.8.
1. Где, в каком городе находится Мамаев курган?
2 .Какие знаменитые памятные места, посвященные подвигам солдат во время ВОВ, вы можете назвать? (Могила неизвестного солдата в Москве, мемориал на площади Победы в Гуково, Самбекские высоты,)
3. Как называлась война с немецко-фашистскими захватчиками?
(Великая Отечественная война)
4. Назовите дату, когда в нашей стране отмечается День Победы? (9 мая)
5. Как вы считаете, кто сыграл решающую роль в сражениях Великой Отечественной войны? (солдат,)
6. Из каких источников мы узнаем о подвигах солдат? (из фильмов, из книг, посещая музеи, из рассказов учителя.)
……………………………………………………………………….
Слайд 9 фото г. Волгоград
3. ИНМ . Виртуальная экскурсия на Мамаев курган.
Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в город- Герой Волгоград.
Вместе с нами в виртуальную экскурсию отправятся наши родители - Наталья Александровна Кульгавова – мама Сережи и Виктория Николаевна Милёхина - мама Егора.
Мы с вами подготовились к экскурсии - смотрели видео о Сталинградской битве и слушали рассказы воспитателя.
Каждому экскурсанту выдан маршрутный лист, где вы в ходе экскурсии отметите места , которые мы посетим.
Слайд 10 маршрутный лист. (показать)
Сегодня я буду в роли экскурсовода.
Итак , мы начинаем нашу виртуальную экскурсию на Мамаев курган.
Немного истории:
Раньше, когда шла Великая Отечественная война ,этот город на Волге назывался Сталинград. Назван он был в честь Иосифа Виссарионовича Сталина, который возглавлял в то время нашу страну – Советский союз.. Сейчас город называется Волгоград. Это город – Герой. Во время войны на территории города Сталинграда шли жестокие и кровопролитные бои.
Немецко-фашистские захватчики рвались к реке Волге. Им был дан приказ прорваться к Волге и захватить город Сталинград, и идти дальше к Каспийскому морю , где была нефть. А нефть это бензин, дизельное топливо, без которого техника не работает.
Слайды 11,1 2, 13, Работа в тылу (дети , женщины)
В Сталинградезаводы работали день и ночь, выпуская танки, военные машины, оружие. Работали женщины, старики и дети. Для всех был девиз : «Все для фронта, все для победы!»
По приказу Гитлера фашисты хотели стереть город Сталинград с лица земли, уничтожить все заводы, чтобы не было помощи фронту.
Слайд 14 Видео начало битвы за город Сталинград. 23 августа 1942 г.
Видео – начало битвы за Сталинград.
И в августе 1942 года враг начал бои за город. Тысячи самолетов с черными крестами обрушили на город Сталинград десятки тысяч бомб. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом.
Жестокие и кровопролитные бои развернулись за Мамаев курган.
Слайд 15. Вид Мамаева кургана. Родина –Мать .
Что такое курган?
Курган – это возвышенность в виде холма над ровной поверхностью земли.
Почему немцы так хотели контролировать курган, а советские воины стояли насмерть, вытесняя их? Дело в том, что с этой высоты просматривался весь город.
Посмотрите на слайд.
Фашистские генералы понимали, что если им удастся овладеть Мамаевым курганом, то они смогут простреливать Сталинград по всем направлениям, а затем окончательно захватить город.
Фашисты вошли на окраины города Сталинграда. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом.
Но особенно ожесточенные и кровопролитные бои шли за Мамаев курган. Бои на Мамаевом кургане продолжались 135 дней и ночей.
«Ни шагу назад!» это был железный девиз защитников Сталинграда. Именно так сражались солдаты нашей армии. Ни на минуту не умолкали автоматы и пулеметы. Советские воины сражались до последнего патрона, до последней гранаты, а если не оставалось и этого — дрались в рукопашной схватке штыком и прикладом. Бились все, кто мог держать в руках оружие. Кроме этого, 12 раз наши солдаты - морская пехота вступали в рукопашные бои с фашистами. Победить наших солдат фашистам так и не удалось.
Ребята , вы правильно сказали, что решающую роль в войне играли СОЛДАТЫ! Без их героизма и мужества не было бы победы!
Все защитники Сталинграда – это ГЕРОИ! Ценой их жизни был спасён город,
Сегодня мы узнаем о подвигах защитников Сталинграда.
Слайд 18, 19,20,21,
Подвиг Михаила Паникахи.
Рассказывает Н.А. Кульгавова
Слайд 22,23,24,
О подвиге связиста Матвея Путилова
Рассказывает В.Н. Милёхина.
Благодаря таким мужественным защитникам , героям, а в жизни простым солдатам город Сталинград был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Наши войска пошли в наступление и 2 февраля 1943 года немцы под Сталинградом были окончательно разбиты. 200 дней длилась Сталинградская битва и закончилась полной победой Красной армии.
Каждый метр Волгоградской земли был пропитан кровью погибших , вся земля была взрыта снарядами. В первый послевоенный год на Мамаевом кургане не взошла и не зазеленела даже трава, курган стоял черный. Но постепенно земля залечила свои раны.
Слайд 26. (картинка – вид сверху)
После окончания войны было принято решение построить на месте сражения – на Мамаевом кургане, мемориальный комплекс, посвященный защитникам города.
Слайд 27.
Предлагаю вам посетить основные объекты мемориала - Мамаев курган.
7.
1.Мы поднимаемся по лестнице и попадаем на Аллею пирамидальных тополей.
Посмотрите, как плотно стоят тополя - как солдаты в строю! А первый тополь на аллее посадила Лидия Пластикова , в честь своего погибшего мужа!
Пройдя аллей, мы выходим на площадь "Стоять насмерть". Эта площадь олицетворяет самые тяжелые моменты Сталинградской битвы. Она посвящена людям, пережившим одно из самых страшных сражений в истории войн. В центре - круглый бассейн, он символизирует Волгу. Посреди водной глади стоит памятник воина-богатыря с автоматом ППШ в руке.
Он словно врос в землю. По задумке авторов родная земля и вода Волги дают солдату силы воевать с врагом. На постаменте слова "Ни шагу назад!", "Стоять насмерть". И советские солдаты стояли действительно насмерть.
11.
Дальше мы идем от площади наверх по широкой лестнице, по бокам которой - стены-руины. Мы идем вдоль стен, видим что здесь высечены фигуры советских солдат , надписи. В стенах установлены динамики, поэтому пока идем, слышим военные марши, песни с фронта, свист пуль и рев снарядов, голос диктора Левитана.«Стены-руины» как бы говорят с нами. Это голос из прошлого.
12.
Поднимаемся к «Площади героев».
Каждая скульптура основана на реальном солдатском подвиге. Все памятники состоят из двух фигур, их высота - 6 метров. Тут и солдат, поддерживающий раненого товарища и воин, подхватывающий знамя, выпавшее из рук погибшего знаменосца, другие фигуры.
Площадь ограждает стена длиной 112 метров, по форме она похожа на развернутое знамя. Вдоль стены выгравирована надпись: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?».
13.
В проеме стены - вход в Зал воинской славы.
Заходим в Зал Воинской Славы. Внутри - атмосфера торжественности и печали. На своде зала видим изображения 18-ти советских орденов и надпись: «Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной Матерью-Родиной». Стены обрамлены мозаичными знаменами пурпурного цвета. На них высечены имена 7200 погибших защитников Сталинграда.
Но конечно в первую очередь обращаем внимание на центр зала - здесь видим огромную руку погибшего солдата, которая символично передает Вечный огонь будущим поколениям. Высота руки из белого мрамора - 5 метров. У огня несут охрану солдаты Почетного караула Волгоградского гарнизона. Караул сменяется каждый час.
14.
Смена караула (видео)
15.
Выходим на площадь Скорби. Здесь находится небольшой водоем, называемый Озеро Слёз. Из воды возвышается скульптуры матери, оплакивающей погибшего сына-солдата. Лицо воина покрывает боевое знамя. Это собирательный образ всех матерей, скорбящих над теми, кто отдал свою жизнь во имя общей победы.
16.«Родина –Мать зовет!»
Отсюда поднимаемся еще выше, на вершину кургана. Здесь похоронены около 35 тысяч павших в жестоких схватках с фашистами защитников города.
Над курганом возвышается знаменитый на весь мир монумент «Родина-Мать зовет!». Монумент изображает грозную женщину с волевым лицом, держащую в руках длинный меч. Его длина 29 метров, вес - 14 тонн. Скульптура поражает своей мощью, она призывает последовать за собой в атаку, дать отпор захватчикам. Общая высота монумента -85 метров.
17.
Практическое задание
С помощью опорного материала написать письмо солдату Великой Отечественной войны.
Солдат! Ты сражался не ради славы, а ради победы за нашу Родину!
Благодаря тебе , солдат, мы живем в свободной стране!
Мы гордимся тобой, солдат!
Мы будем помнить твои подвиги во имя нашей жизни!
Геройские защитник , мужественный советский солдат, мы гордимся тобой!
Спасибо тебе за Победу!
Мы, твои внуки и правнуки, постараемся быть достойными тебя!
Спасибо всем, кто жизнь отдал
За Русь святую, за свободу,
Кто страх забыл и воевал
Служа советскому народу!
Спасибо вам, ваш подвиг – вечен,
Пока жива моя страна!
Вы в душах наших, в нашем сердце,
Вас не забудем никогда!
18. ЗНМ.
1. Скажите, в каком городе мы побывали сегодня на экскурсии? (город Волгоград)
2. Назовите место в Волгограде, где расположен музейный мемориал? (Мамаев курган)
3. Какие объекты мы посетили на Мамаевом кургане? (зал воинской славы, Родина-мать, площадь Героев, площадь Стоять насмерть, площадь Скорби)
4. Что вы увидели в центре зала воинской славы? ( зажженный факел в руке солдата)
5. Какой ритуал вам запомнился при посещении Зала воинской славы? (смена караула)
6. К чему призывает скульптура Родины-Матери? (к защите своей Родины от врагов)
19. Подведение итогов
20.
Рефлексия.
- Что вам понравилось сегодня в нашей экскурсии?
(то, что мы быстро оказались в Волгограде)
- Что вам больше всего запомнилось?
(запомнилась смена караула, как солдаты прошли парадным шагом )
- Рассказы о подвигах героев Сталинградской битвы
- Что вы поняли о войне, посетив Мамаев курган?
(То, что солдаты стояли насмерть, защищая нашу Родину)
(Я понял, что защищать свою Родину надо всем также отважно , как это делали наши деды.)
Видео клип «Сталинградская битва»
Приложения
Актуализация – вопросы.
1. Как называлась война с немецко-фашистскими захватчиками?
(Великая Отечественная война)
2.Какое государство напало на нашу страну в июне 1941г.? (Фашистская Германия.)
3. Назовите дату, когда в нашей стране отмечается День Победы? (9 мая)
4. Как вы считаете, кто сыграл решающую роль в сражениях Великой Отечественной войны? (солдат,)
5. Из каких источников мы узнаем о подвигах солдат? (из фильмов, из книг, посещая музеи, из рассказов учителя.)
6 .Какие знаменитые памятные места, посвященные подвигам солдат во время ВОВ, вы можете назвать? (Могила неизвестного солдата в Москве, мемориал на площади Победы в Гуково, Самбекские высоты,)
………………………………………………………
Подвиг морского пехотинца Михаила Паникахи.
Я расскажу о подвиге морского пехотинца - Михаила Паникахи. (морпехов фашисты называли «черная смерть» очень боялись )
В бою, при защите Сталинграда, Михаил Паникаха совершил подвиг. На окоп, в котором он находился, двигались вражеские танки. Взяв две бутылки с горючей смесью, Михаил пополз в сторону головного немецкого танка. Пуля попала в одну из бутылок, жидкость моментально разлилась по телу бойца и воспламенилась. Вспыхнув факелом, Михаил бросился на решётку моторного люка вражеского танка и разбил об неё вторую бутылку. Немецкий танк остановился , затем сгорел. За этот подвиг Михаил Паникаха был посмертно награждён орденом Отечественной войны I степени. Ему было 25 лет. Он отдал свою жизнь во имя Победы! ……………………………………………………………….
…………………………………………………
Я хочу рассказать о подвиге связиста - Матвея Путилова. В то время не было мобильных телефонов, и поддерживали связь через телефонный кабель, который прокладывал связист. Матвей был связистом. Кабель был перебит перед самой атакой. Нужно было вступить в бой всем одновременно : и пехоте, и артиллерии, и танкистам. Матвей нашел обрыв кабеля и стал под пулями восстанавливать его. Но его ранило в обе руки. Тогда ,истекая кровью, он соединил провода зубами. Связь была восстановлена ценой жизни. Этот бой закончился нашей победой, благодаря одновременному наступлению. Матвей погиб , выполняя боевую задачу. Он стоял насмерть. Ему было 20лет. .…………………………………………………………
Вопросы на закрепление изученного материала.
1. Скажите, в каком городе мы побывали сегодня на экскурсии? (город Волгоград)
2. Назовите место в Волгограде, где расположен музейный мемориал? (Мамаев курган)
3. Какие объекты мы посетили на Мамаевом кургане? (зал воинской славы, Родина-мать, площадь Героев, площадь Стоять насмерть, площадь Скорби)
4. Что вы увидели в центре зала воинской славы? ( зажженный факел в руке солдата)
5. Какой ритуал вам запомнился при посещении Зала воинской славы? (смена караула)
6. К чему призывает скульптура Родины-Матери? (к защите своей Родины от врагов)
…………………………………………………..
Практическое задание
С помощью опорного материала написать письмо солдату Великой Отечественной войны.
Солдат! Ты сражался не ради славы, а ради победы за нашу Родину!
Благодаря тебе , солдат, мы живем в свободной стране!
Мы гордимся тобой, солдат!
Мы будем помнить твои подвиги во имя нашей жизни!
Геройские защитник , мужественный советский солдат, мы гордимся тобой!
Спасибо тебе за Победу!
Мы, твои внуки и правнуки, постараемся быть достойными тебя!