kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Трудовое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами художественной литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Богатый материал по трудовому воспитанию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержат учебные предметы: чтение и русский язык. Где художественная литература выполняет функцию проводника, через которую обучающимся открывается дверь в мир познания нравственных ценностей, в числе которых положительное отношение к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Трудовое воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами художественной литературы»»

Комитет образования, науки и молодежной политики

Волгоградской области

государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Волгоградская школа-интернат № 3»







«Трудовое воспитание

обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

средствами художественной литературы»

Мастер-класс МЦ воспитателей среднего и старшего звена

27.12.2021







Подготовила:

Чибинева Екатерина Михайловна,

учитель русского языка и чтения,

высшей квалификационной категории







Волгоград.2021.

«Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать нас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека, уважать его труд и сердечно любоваться плодами его непрерывного великого труда».

Горький М.

«…Труд является одним из основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребёнка вперёд» писал Л.С. Выготский.

Трудно не согласиться с мнением Л.С. Выготского. В свою очередь, плоды труда, которыми можно любоваться, возможны при условии, если процесс самого труда приносят человеку удовольствие, радость от его выполнения. У обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) процесс труда и трудового воспитания носит специфический характер.В ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья отмечено, что в процессе обучения школьники должны овладеть первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, которые тесно взаимосвязаны с трудовым воспитанием.

В связи с этим школа-интернат ориентируется не только на формирование необходимых базовых учебных действий у обучающихся, но и на подготовку воспитанников к самостоятельной жизнедеятельности в естественных социальных условиях. Поэтому коррекционно-развивающая задача интеллектуального развития связана с общесоциальной задачей трудового воспитания, решение которой позволяет выпускнику быть готовым к полноценному включению в производственный труд. Перед педагогами, стоит задача трудового воспитания обучающихся в условиях школы – интерната на всех этапах обучения в течение всего процесса обучения.

Цель трудового воспитания: воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду.

Задачи:

1. Способствовать формированию представлений о необходимости трудиться.

2. Содействовать воспитанию уважения к труду людей и продуктам их труда.

В АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)определена примерная тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведении о добре и зле.

В процессе школьного обучения учащиеся получают разнообразные знания о мире труда, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом. Труд играет важную роль в процессе обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Трудовая активность неразрывно связана с познавательной деятельностью, во время труда ребенок узнает много нового и интересного, приобретает необходимые базовые учебные действия. Познавательные мероприятия в школе не обходятся без художественной литературы, а также устного народного творчества. Роль художественных средств в трудовом воспитании обучающихся неоспорима и своеобразна.

Основная нагрузка при этом, безусловно, ложится на уроки трудового обучения, но вести эту работу необходимо и во внеурочной деятельности, и на других предметах коррекционного курса обучения. Богатый материал в этом направлении содержат учебные предметы: чтение и русский язык. Где художественная литература выполняет функцию проводника, через которую обучающимся открывается дверь в мир познания нравственных ценностей, в числе которых положительное отношение к людям труда, честно и профессионально выполняющим свои трудовые дела.

Применяемые на уроках чтения и русского языка методы, приемы и формы не учат конкретному навыку той или иной работы, но способствуют подготовке обучающихся к жизни и труду в социуме.

На уроках чтения обучающиеся знакомятся с художественными произведениями о различных видах труда. Например: в рассказе Андрея Платонова «Сухой хлеб» (6 класс) обучающиеся получают представление о труде в сельском хозяйстве.

В произведении «Тайна цены» Е. Пермяк (6 класс), обучающиеся определяют тайну цену труда человека. «Труд человека – цена всех цен, корень всех ценностей- драгоценностей нашей земли и самой жизни».

При чтении сказки «Тайна цены» Е. Пермяк перед учениками ставятся вопросы:

- О каких профессиях вы узнали из сказки? (Гончар, лодочник, каменотес…)

- Что они делали? Как трудились?

- Какими качествами и навыками должен обладать гончар?

- Представьте, что вместе с гончаром из сказки вы работаете в его мастерской. Расскажите, как и чем вы ему будете помогать?

Обязательно обращается внимание детей на вывод, который сделал главный герой: «Нет, дедушка, не выведал. Сам дошел, когда работать начал. В руках, дедушка, тайная сила цены. В моих, в твоих, в Кувшинниковых, в лодочниковых — в трудовых руках».

При анализе произведений обращаю внимание детей на то, как люди относятся к своей работе. Примером отношения к своей работе может служить и Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму»: «И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору…».

Особенно благодатный материал для развития у обучающихся уважительного отношения к труду содержат произведения устного народного творчества. На примере которых можно показать отношение народа к честному, добросовестному труду «Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали, хлеб засевали» (Русская народная сказка «Иван - крестьянский сын и Чудо-Юдо»).

Следует обращать внимание обучающихся на то, что герои сказок, рассказов добиваются успеха в жизни, счастья и благополучия благодаря своим нравственным качествам, и прежде всего – трудолюбию, это способствует развитию у обучающихся стремления трудиться, положительного отношения к людям труда и продуктам их деятельности.

В русских народных сказках в образной форме раскрывается смысл пословиц и поговорок, например: какова работа – такова награда (сказка «Мороз Иванович), это дает возможность воспитывать трудолюбие в детях.

А в формировании трудовой направленности детей важную роль играет не только чтение художественных произведений: сказок, рассказов, но и загадок, пословиц, поговорок. Русские поговорки и пословицы о труде оказывают позитивное воздействие на развитие обучающихся, прививая им полезные привычки, демонстрируя как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки. Русские пословицы о труде для обучающихся прославляют труд и высмеивают – лень. Народная мудрость учит детей любить труд и уважительно относиться к труду других людей.

Для уроков чтения подбираются и используются игровые методики, которые включают в себя: загадки, пословицы, ребусы, стихотворный материал о труде, который очень нравится детям и в увлекательной для них форме вводит в мир труда и профессий взрослых. Особенностями содержания изучаемых на уроках чтения произведений является то, что в большинстве своем они не содержат выраженной направленности трудового воспитания. Поэтому учитель расширяет, дополняет изучаемый материал.

Представления учащихся ограничены их еще небогатым жизненным опытом – они знают в основном о работе родителей, о труде учителя, воспитателя, врача, продавца. Поэтому изучение некоторых произведений является своеобразным знакомством детей с трудом людей разных профессий.

Широкие возможности для ознакомления с трудом людей и миром профессий содержат уроки русского языка. На уроках русского языка используется материал для ознакомления обучающихся с трудом людей при изучении различных тем. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий трудовой деятельности человека, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, названий инструментов. С целью развития представлений обучающихся о мире труда могут быть использованы различные задания. 

Например, подобрать к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

продавец – вежливый, честный, знающий.

портной – внимательный, ответственный, точный;

учитель – добрый, терпеливый, спокойный.

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это мини-сочинения «Труд вокруг нас», «Где работают наши папы и мамы?», «Кем я хочу быть?», «Труд людей зимой/ весной/летом/осенью».

Подготовка детей и подростков к жизни и труду в социуме осуществляется в процессе обучения при помощи различных методов и средств обучения. Это могут быть рассказ, беседа, дискуссия, в ходе которых учащиеся усваивают некоторые понятия, явления, связанные с трудовой темой.

Взаимосвязь различных отраслей знаний, осуществляемая в процессе обучения, помогает воспитывать у детей интерес к трудовой жизни. Представляют интерес уроки нетрадиционного типа: уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-праздники.

Особое значение в процессе подготовки обучающихся к жизни в трудовой деятельности имеет использование игровых методов.

С целью развития представлений учащихся о мире труда используются различные задания. Например, подобрать к слову труд ряд существительных, глаголов или прилагательных:

Труд(что?) – работа, дело, пахота.

Труд (что делать?) – трудиться, работать, усердствовать.

Труд (какой?) – тяжелый, кропотливый, производственный.

Обучающимся нравятся задания в игровой форме. Например, вставить пропущенные слова в пословицах и загадках:

- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.

- Кто первый в труде, тому слава везде.

Молодцом тебя зовут
Если очень любишь …Труд

Хочешь первым всегда быть,

Сытым и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и …Трудись

При работе по развитию связной речи использую Методику незаконченных предложений:

  1. 1. Каждый человек должен трудиться, потому что…

  2. Труд должен приносить людям …

  3. Я хотел(а) бы трудиться …

  4. Моя будущая работа требует…

Для развития образной речи использую метод «Синквейн», например:

  1. Садовник

  2. Терпеливый, аккуратный

  3. Поливает, обрезает, ухаживает

  4. Приносит радость людям.

  5. Мастер.

Учитывая такие особенности обучающихся, как тугоподвижность познавательных процессов, недостаточность внимания, использую наглядные методы обучения. С точки зрения подготовки обучающихся к жизни и труду сопровождаю процесс чтения показом иллюстраций, использую картины, кинофильмы, мультфильмы, что позволяет детям более прочно усвоить необходимые понятия.

Конечно, невозможно научить человека трудиться, слушая или читая рассказ, сказку и рассматривая картину о труде, но именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

Таким образом, художественная литература является эффективным средством трудового воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Активизируется процесс личностного познания, развивается умение планировать трудовую деятельность. Это дает возможность утверждать, что средства художественной литературы решают не только образовательные задачи, но и способствует трудовому воспитанию социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Желаю всем творческих успехов! Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Немчанина Е. С. Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3325/ (Дата обращения 15.12.2021)

  2. Пряжников Н.С. «Игровые профориентационные упражнения», Москва 2009 г.

  3. Резапкина Г.В. «Секреты выбора профессии», Москва 2012

  4. Скударнова, И.Н. Профессиональная ориентация учащихся 4-5 классов на уроках русского языка и литературы [Текст] /И.Н. Скударнова //Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза/ Отв. ред. Т.И. Шалавина.- Новокузнецк: НГПИ.

Интернет ресурсы:

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/406779-vlijanie-hudozhestvennoj-literatury-folklora-

  2. https://multiurok.ru/files/elementy-proforientatsii-na-urokakh-russkogo-iazyk.html

  3. https://www.tarbie.kz/sabak/80

  4. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/10/20/master-klass-proforientatsionnaya-rabota-na-urokah-russkogo

  5. https://урок.рф/library/proforientatcionnaya_napravlennost_uchebnoj_deyateln_173214.html

  6. https://ulybajsya.ru/vyskazyvaniya/vyskazyvaniya-o-polze-knig-i-chteniya.html

  7. https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/obobshchieniie-piedaghoghichieskogho-opyta-proforiientatsionnaia-rabota-na-urokakh-litieratury-kak-sostavliaiushchaia-sovriemiennogho-uroka

  8. http://www.zanimatika.narod.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чибинева Екатерина Михайловна

Дата: 15.05.2022

Номер свидетельства: 606932

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Профессиональное самоопределение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами художественной литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "professionalnoe_samoopredelenie_obuchaiushchikhsia_s_umstvennoi_otstalostiu_inte"
    ["file_id"] => string(6) "551671"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1590610194"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства