kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Культурно-досуговая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал будет полезен для педагогов и родителей коррекционных школ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Культурно-досуговая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.»

Тема: Культурно-досуговая деятельность как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели:

  • развитие познавательной деятельности; 

  • формирование элементарных представлений об окружающем мире и необходимых для этого коммуникативных навыков; 

  • повышение уровня социализации; 

  • вовлечение детей в непосредственную практическую деятельность; 

  • формирование толерантности детей и их родителей; 

  • оказание посильной помощи детям с ОВЗ и их семьям в организации досуга; 

  • привлечение внимания и участия в реализации социально-культурных проектов общественности (родителей, общественных объединений). 

Задачи:

  • приобщение детей к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничному развитию; 

  • организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей детей; 

  • полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развитие личности ребёнка; 

  • приобретение детьми знаний, понятий о реальных явлениях, осознание окружающего мира, связи с окружающими людьми, использование знаний в практической деятельности с целью преобразования мира; 

  • эмоционально-эстетическое освоение мира, сущности и творчества по законам красоты. 


Свой доклад я хочу начать со слов шведского педагога Карла Грюневальда «Можно измерить интеллект, но нельзя измерить ценность человека».

Мы все вместе обучаем и воспитываем не простых детей, а детей с ограниченными возможностями. Прежде всего в процессе воспитания и обучения мы уделяем особое внимание их возможностям, их особенностям.

Особенности формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Внеурочная деятельность в коррекционной школе, занимающаяся досугом обучающихся, рассматриваются нами как феномен социально-педагогической деятельности, наиболее эффективно обеспечивающей с помощью социально-культурной деятельности сохранение и устойчивое развитие многообразного потенциала, включающего познавательные процессы, эстетическое отношение личности к действительности с учетом социально-возрастных и индивидуально-психологических особенностей .

«Формирование социокультурных основ у детей с ограниченными возможностями» - это процесс и одновременно система включения индивида в различные социальные группы и отношения посредством организации совместной деятельности (прежде всего культурно-досуговой, образовательной, трудовой).

Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности с одной стороны - возможной, а с другой - как необходимой области социализации, самоутверждения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной проблемой у детей с ограниченными возможностями, чаще всего фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированной отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.

        Педагог, работающий с детьми в условиях коррекционной школы - одновременно и специалист по работе с семьей, поскольку только таким образом возможна синхронизация усилий и направлений деятельности в интересах ребенка со стороны коррекционного образовательного учреждения и со стороны его семьи. Отсутствие такой координации в лучшем случае приводит к затуханию воздействия специалиста, не поддержанному семьей, в худшем случае - к конфликту установок между семьей.

Участие ребенка в социокультурной деятельности в единстве ее компонентов (биологического и социального, духовного и материального) представляет собой социальную ценность, укрепление которой - важнейшая задача любого цивилизованного общества. Но проблема формирования социально-культурных основ не может решаться изолированно от многих других проблем, стоящих перед обществом. Она решаема на трех уровнях - природном, социальном и культурном.

Образ жизни – активный, культурный, цивилизованный реализуется в конкретной предметной социокультурной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность, в частности, социокультурная, вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время, а сама деятельность осуществлялась бы в реальном социокультурном пространстве, а не только в мыслях и в мечтах. Поэтому потенциал социокультурного развития неразрывно связан с социально-экономическим состоянием общества и статусом личности, а также с наличием необходимых воспитательно-образовательных условий. Существенную роль в этом может сыграть грамотное, доходчиво изложенное и удовлетворяющее запросы практики научно-методическое обеспечение социокультурной реабилитационной деятельности среди детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентацией на развитие самопомощи и взаимной поддержки.

Педагогический процесс формирования социально-культурных основ обучающихся в условиях коррекционной школы обеспечивается системой культурно-досуговых мероприятий, направленных на сохранение жизненной активности; максимально возможную адаптацию зрительного восприятия, интеграцию в социум с использованием средств и способов организации социально-культурной деятельности; поддержание толерантных отношений внутри коллектива.

Результаты теоретического анализа социокультурных факторов, способствующих творческой активности детей, показывают, что такими факторами являются: жизненный опыт, накопленный за период детства; наличие свободного времени; участие в познавательно-эстетической деятельности (чтение, экскурсии в музеи, просмотр любимых телепередач); стремление поделиться своим багажом знаний и умений; желание быть нужным, полезным окружающим.

Организационно-педагогическими условиями формирования социально-культурных основ у детей с ограниченными возможностями здоровья являются: наличие разработанной модели взаимодействия участников воспитательного процесса, различных учреждений дополнительного образования, наличие специалистов, обеспечивающих реализацию процесса формирования социально-культурных основ у детей; информационно-методического ресурса - наличия методической литературы, разработок проведения сценариев мероприятий и других форм работы с детьми; морально-психологического ресурса - социальной активности воспитанников, наличия или отсутствия у них сформированного интереса к различным формам и средствам проведения досуга, уровня их культурных запросов и потребностей.

Исходя из этого, рассмотрим  специфику культурно-досуговой деятельности в процессе социализации детей с ограниченными возможностями в условиях коррекционной школы.

Культурно-досуговая деятельность продолжает оставаться весьма значимым звеном коррекционно-воспитательной работы с детьми  и юношеством, важным компонентом их социокультурного развития. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Все культурно-досуговые мероприятия нацелены не только на наполнение детского досуга социально-значимым смыслом, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения своего собственного свободного времени.

В процессе организации воспитательной работы  в специальной (коррекционной) общеобразовательной  школе интегрируются все формы и виды обучения, творчества, досуга, социально полезной деятельности, обеспечивающие удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей детей, их личностное развитие и социализацию. При всем многообразии досуговых форм любой досуг способен выполнять четыре главные функции: развитие, общение, отдых, развлечение. Между тем, как показывают наблюдения  за старшеклассниками, школьники ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Вот почему так важно научить детей соединять развлечения с развитием, делать свой досуг содержательным, «работающим» на совершенствование личности. Не случайно этимологически слово «досуг» связано с глаголом «досягнуть», т.е. иметь возможность что-то делать, чего-то достичь.

Поэтому так важно не только давать знания, укреплять и развивать мускулы, но и обращать пристальное внимание на внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивать его социально-культурную сферу: учить добру, состраданию, любви к окружающему миру.

Литература, поэзия, музыка, театр, искусство – главные составляющие этого развития. Высокий уровень медицинских услуг, спорт, компьютер – всё это очень хорошо и нужно, но, если культура не станет национальным приоритетом, государственной программой, ждать реальных результатов духовного роста придётся долго.

Однако надо знать, как организовать такую работу. Так что же такое воспитательное мероприятие? Это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью (определение А.Г. Кирпичника).

Вся культурно-досуговая деятельность в коррекционной школе строится согласно основным задачам коррекционно-воспитательной системы  данного учреждения. Все культурно-досуговые программы, проводимые педагогами учреждения, решают основные задачи формирования социально-культурных основ, реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями.

Здесь важно отметить, что годы обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями в коррекционной школе –  это целый мир. Но при этом ученик живет в этом мире изолированно. В условиях данного социума существуют свои законы, отличные от законов социума сверстников без проблем в развитии. Ребенок постигает большой мир, ежедневно и ежечасно проигрывая и действительно проживая ситуации реальной жизни. Формирование личности, творческой индивидуальности происходит под воздействием всех факторов, которые входят в понятие школа: учебные занятия, воспитательные и классные часы, общешкольные и групповые мероприятия, общение со сверстниками, авторитет педагогов и развлекательные программы, создающие ощущение праздника.

Ведь для подростка, особенно имеющего ограниченные возможности, в школе не всегда стоит на первом месте. В этом возрасте чаще всего они еще не чувствуют потребности в знаниях, не осознают необходимости хорошо учиться, чтобы получить достойное образование. Дети учатся потому, что им надо учиться, не больше и не меньше. На первом месте у ребят стоит общение со сверстниками.

Поэтому одной из главных задач коррекционной школы является создание благоприятного климата в коллективе, чтобы даже при недостаточной успешности в учебе подросток ощущал свою важность и необходимость, чтобы спустя годы, он вспоминал свое учебное заведение с ностальгией, как счастливое время.

Мы подошли к модели взаимодействия  участников воспитательного процесса  культурно-досуговой деятельности.

Неотъемлемой частью в создании благоприятных условий  культурно-досуговой деятельности, атмосферы  сотрудничества, решении коррекционно-воспитательных задач, являются школьные праздники.  Невозможно отрицать то огромное влияние, которое оказывают тематические, патриотические, творческие праздники на воспитание подрастающего поколения и на детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не только способ отдыха, общения и развлечения, но и мощный воспитательный инструмент. 

Так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья является полноправным членом общества, он может и должен участвовать в его многогранной жизни, а общество обязано создать для него специальные условия, предоставляющие ему равные с другими людьми возможности для удовлетворения всех его прав. Ребенок с особыми нуждами имеет такие же задатки и способности, как и его нормально развивающиеся сверстники. Наша задача помочь обнаружить, проявить и развить свои дарования с максимальной пользой для семьи и общества. В данном процессе ребенок должен быть не пассивным объектом помощи, а активно действующим субъектом.

В силу вышесказанного, можно утверждать, что важнейшим средством социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья, является его социокультурная досуговая деятельность:

Развитие «особого ребенка» посредством творческой деятельности стимулирует его креативное развитие.

В искусстве и музыке проявляются неречевые формы общения, которые дополняют, корригируют и расширяют вербальный опыт ребенка или заменяют его.

Досуговая деятельность наполняет жизнь ребенка новыми ощущениями и переживаниями, способствует развитию самосознания.

Расширяются и обогащаются представления ребенка о своих возможностях, способностях, развивается уверенность в своих силах.

Ребенок становится признанным в обществе на основе своих достижений, что меняет его отношение к себе и другим, зарождается способность к само регуляции.

Такая деятельность очень важна, потому что направлена на решение отдельных общественных проблем и удовлетворение культурных потребностей социума. Социально-культурная деятельность выполняет рекреационно-оздоровительную, культурно-творческую, развивающую и информационно-просветительскую функцию.

В нашей школе проводятся различные мероприятия: праздники, теотрализованные представления, открытые у роки, воспитательские занятия и др. Данные мероприятия влияют на развитие положительного отношения ребѐнка с ОВЗ к себе, другим людям, окружающему миру.

- Создание условий для формирования у ребѐнка с ОВЗ положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

- формирование у ребѐнка с ОВЗ чувства собственного достоинства,

- воспитание положительного отношения ребѐнка к окружающим людям;

- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.

Данные мероприятия имеют удовлетворительный художественный исполнительский уровень, положительный отклик у детей с ОВЗ и их родителей.

В ходе деятельности большое внимание уделяется различным формам работы с семьёй. Активное участие родителей в воспитании и обучении собственных детей — это главное условие социализации ребёнка с ограниченными возможностями.

Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Главная задача педагогического коллектива – повышение уровня воспитательных умений родителей.

Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым каждого ребенка.

И в заключении, работая с инвалидами, следует помнить главное - что они такие же люди, которые могут и должны жить полноценной жизнью. Только для этого необходимо создать им определённые условия. Обществу нужно понять и принять человека таким, каков он есть. Жалость - не способ общения с инвалидами. Понимание и равноправие - вот составляющие компоненты в отношении общества к инвалидам.
 





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Ирина Викторовна Губенко

Дата: 10.12.2024

Номер свидетельства: 661375


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства