Тема внеклассного занятия: «Тайны комнатных растений» (занятие-презентация).
Цель: расширить знания учащихся о комнатных растениях (полезные, лекарственные и ядовитые растения), значении растений в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: расширение знаний обучающихся о наиболее распространенных видах комнатных растениях и их значении в жизни человека, освоение основных правил ухода за комнатными растениями.
Развивающие: развитие наблюдательности, познавательных способностей учащихся, умения использовать полезные свойства комнатных растений в быту, развитие интереса к цветоводству (умение выбирать комнатные растения безопасные для здоровья).
Воспитательные: воспитание экологической культуры, бережного и заботливого отношения к комнатным растениям, любовь к природе; формирование чувства осторожности и самосохранения по отношению к ядовитым комнатным растениям.
Формы и методы работы: словесные (беседа, выступления детей), наглядные (демонстрация комнатных растений, презентация).
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
2. Введение в тему.
Воспитатель: Помогите определить тему нашего внеклассного занятия. Для этого вы должны будете отгадать загадку, которая и подскажет, чему будет посвящено занятие (слайд 1):
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут
Дети: Комнатные растения.
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что бывают растения, растущие на улице, а еще есть комнатные растения - это растения, которое выращивают в комнате.
Тема нашего внеклассного занятия: «Тайны комнатных растений» (слайд 2). Мы с вами постараемся узнать:
- Зачем люди выращивают комнатные растения?
- Какие комнатные растения целители, а какие могут причинить вред здоровью человека?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
3. Изучение нового материала.
Воспитатель: Комнатные растения – растения, которые живут в доме, комнате, рядом с человеком. Они наши большие друзья. За комнатными растениями ухаживает человек.
- У кого дома есть комнатные растения?
- Кто любит выращивать комнатные растения?
Беседа: Вы уже многое знаете о комнатных растениях. Как вы думаете, для чего нужны комнатные растения? (ответы детей)
Воспитатель: Значение комнатных растений (слайд 3).
Комнатные растения обладают свойствами, полезными для человека:
-очищают и оздоравливают воздух в помещении; поглощают вредные вещества;
-выделяют вещества, убивающие болезнетворные бактерии;
-выделяют кислород;
-увлажняют воздух;
-используются как лекарства;
-украшают помещения (красота и уют);
Как влияют комнатные растения на организм человека?
- улучшают настроение (своей красотой, окраской и благоуханием);
-оказывают успокоительное действие (зеленый цвет), снимают напряжение, нервозность;
-некоторые растения могут причинить вред здоровью человека (ядовитые растения).
-Ребята, а вы знаете какие растения помогают нашему здоровью?
- Посмотрите на комнатные растения в нашем классе (показ на столе). Давайте познакомимся с ними поближе. Послушаем выступления наших исследователей.
Выступление детей о растениях в классе:
Хлорофитум (слайд 4) - очень полезный цветок. Родина - Южная Америка. Хлорофитум является одним из наиболее распространенных комнатных растений. Это не удивительно: он быстро растет, у него красивые изогнутые листья, а весной и летом на тонких стеблях появляются сначала мелкие белые цветы, а потом крошечные розетки листьев. Стоит такой розетки прикоснуться к земле, как у него быстро вырастают корни. Известно, что хлорофитум прекрасно очищает воздух от пыли. За 24 часа убивает 80% вредных микроорганизмов. Его лучше всего размещать на кухне, так как он способен поглощать вредные газы и запахи.
Нефролепсис (папортники) (слайд 5). Нефролепис быстрорастущее растение. Он обладает раскидистыми листьями сочного зеленого цвета и прекрасно себя чувствует в домашних условиях на подоконнике. Помимо эстетичного вида, растение хорошо очищает воздух, увлажняет его. Поэтому его можно увидеть не только в жилых домах и квартирах, но в помещениях общественного назначения – детских садах, больницах и школах. Папортник обладает массой целебных свойств, благодаря чему лечит многие болезни и способствует похудению. Эти качества позволяют применять растение в кулинарии и в народной медицине.
Кактусы (слайд 6). Как и другие полезные комнатные растения, они обладают бактерицидными свойствами, однако у них есть ещё одна важная особенность. Кактусы могут защищать человека от вредного электромагнитного излучения, снижая ионизацию воздуха в помещениях. Именно поэтому кактусы рекомендуется располагать в непосредственной близости от экрана телевизора или компьютера.
Зигокактус (декабрист) декабрист внушает человеку нежное и ласковое настроение, пробуждая душевную доброту, стимулируя на проявление заботы о ближнем. Декабрист хорошо иметь эгоистам, тем, кто не замечает или не понимает проблем окружающих.
Фиалка (Сенполия) (слайд 7) – невысокое растение, ей необходимо много света и тепла. Поэтому фиалки прекрасно себя чувствуют на подоконниках. Фиалки отличаются разнообразием окраски и форм цветков и листьев. Фиалки имеют большое эстетическое значение, кроме того обладают противовоспалительным и успокоительным свойствами.
Физминутка (слайд 8).
На окне в горшочках (дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки. ( медленно встают)
К солнцу потянулись, ( тянутся на носочках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись. (разводят руки в сторону, ладонями вверх)
Пусть они цветут, растут,
Людям радость принесут.
Сообщение воспитателя (о других полезных и лекарственных растениях):
Спатифиллюм (женское счастье) (слайд 9) - это растение-эколог, которое способствует устранению испарений ацетона и алкоголя. Если вы живете в большом городе и атмосфера за окном оставляет желать лучшего, то обязательно посадите этот цветок у себя дома. Он поглощает канцерогенные вещества, поступающие в квартиру с улицы. Спатифиллюм также превосходно влияет на состояние атмосферы дома. Родина растения тропические влажные леса, поэтому требует обильного полива и опрыскивания.
Алоэ (Столетник) (слайд 10) помогает при простудных заболеваниях и гнойных воспалениях. Алое содержит замечательное вещество, имеющее целебные свойства. Если вы порезали или обожгли палец, нужно срезать кусочек алоэ, разрезать вдоль и приложить внутренней частью к ранке. Она быстро заживет. Сок алоэ используют при насморке. Это растение помогает и при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Алоэ любит: светлое тёплое окно, свежий воздух – поэтому правильно будет расположить его под форточкой.
Каланхоэ (дерево жизни или комнатный женьшень) (слайд 11) - очень полезное растение, так как его сок помогает в заживление ран, так как обладает противовоспалительным эффектом. При простудных заболеваниях, рекомендуется употреблять теплый чай с соком этого цветка. Рекомендуется при головных болях, кашле, в болезнях желудка, печени и гриппе.
Герань (пеларгония) (слайд 12). Это очень интересное растение. При прикосновении к нему листья начинают выделять аромат. Не всем он нравится, но всем полезен для дыхания. А ещё вещества, находящиеся в этом аромате убивают микробы, витающие в воздухе. Таким образом, воздух в комнате становится чище. В народе бытует мнение, что прикладывая листочки герани к пульсу, вы избавляетесь от высокого давления. Настойки из герани применяют при камнях в почках. Герань у некоторых людей вызывает аллергию.
Воспитатель: Существуют ли комнатные растения, опасные для жизни и здоровья человека и его домашних любимцев (кошек и т. д.)? (да) (слайд 13).
Воспитатель: Многие прекрасные растения, которыми мы себя окружаем, вовсе не безопасны. Вещества, содержащиеся в них, могут при контакте вызвать раздражение кожи или даже отравление. А сейчас просмотрим видеоролик и постараемся запомнить как выглядят ядовитые комнатные растения (слайд 14 – видеоролик).
Воспитатель: Только не надо портить себе радость от растений. Надо просто обращаться с ними правильно.
Какие правила техники безопасности надо соблюдать при общении с ядовитыми комнатными растениями?
*Ухаживая за ними, надевайте резиновые перчатки и, главное, следите за тем, чтобы сок не попал в глаза, в рот или какую-нибудь не зажившую ранку.
*Если в доме есть маленькие дети, то лучше отказаться от опасных растений до той поры, пока малыши не начнут понимать, что такое опасность.
*Домашние животные тоже не всегда так умны, как это принято считать. Кошки с удовольствием обгрызают, а птицы поклевывают зеленую поросль, - но увы, она часто бывает ядовитой.
4. Закрепление
- Какие растения называют комнатными?
-Для чего нужны комнатные растения? (украшают дом, класс, очищают воздух, создают хорошее настроение. А ещё, если выращивать красивые цветы дома, то их можно продавать. Это будет неплохим доходом для дома.)
-Можно ли сказать, что комнатные растения наши друзья? (да)
-Как надо относятся к друзьям? (друзьям надо помогать, заботится о них, беречь их)
- Как вы заботитесь о классных растениях?
Правила ухода за комнатными растениями (слайды 16-19):
1.Поливай растения водой комнатной температуры.
2.Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
3.Вытирай пыль с листьев влажной тряпкой.
4.Осторожно убирай с растений сухие листья и веточки.
5.Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
5. Итог:
Воспитатель: Комнатных растений большое количество. А это только малая часть тех растений, что нас окружает. Давайте прочитаем хором названия растений, которые есть в нашем классе и запомним, как они называются (словарная работа).
«Зелёные друзья» вносят в нашу жизнь гармонию, рядом с ними мы ощущаем прилив энергии и в то же время отдыхаем. Комнатные растения оздоравливают воздух жилых помещений, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. Испаряя воду с поверхности листьев, растения увлажняют воздух, тем самым сохраняя нормальную относительную влажность.
Растения называют естественными пылесосами: чем больше их в помещении, тем меньше пыли. Народная мудрость гласит: «Если в доме цветы – значит, нет в нём беды». В квартире их должно проживать как минимум 10-15, а в классной комнате – 25-30 растений.
Комнатные растения в помещении должны быть подобраны не только в эстетических целях, но и для оздоровления атмосферы. Знания о комнатных растениях нужны для того, чтобы правильно подбирать их и ухаживать за ними.
6. Рефлексия
В заключении хотелось бы сказать вам всем спасибо за работу на занятии.
А о том, как вы чувствовали себя на занятии: поднимите цветок того цвета, который соответствует вам:
Голубой - некомфортно, неинтересно, скучно
Желтый - хорошо, интересно.
Красный – прекрасно, очень интересно.
Что вам понравилось на нашем занятии?
Узнали ли вы, что-то новое?
А лечились ли вы лекарственными растениями?
Есть ли у вас дома лекарственные растения?
А кто у вас за ними ухаживает?
7. Заключение (слайд 20):
Нет ничего прекраснее цветов
Пришедших в наши тихие жилища
Они пришли из глубины веков,
Чтоб сделать жизнь возвышенной и чище.