Просмотр содержимого документа
«"Сокровища сундучка", внеклассное мероприятие по циклу "Народные истоки"»
Внеклассное мероприятие
по циклу «Народные истоки»
«Сокровища сундучка»
(6 класс)
Подготовила и провела воспитатель 1 категории
Анисимова В.П.
Цель:
- Познакомить с историей создания письменности на Руси, воспитывать интерес к традициям русской народной культуры, прививать интерес к изучению русского языка и устного народного творчества
.
Задачи.
Образовательные:
проследить путь развития русской письменности,
совершенствовать умение составлять слова из набора букв,
формировать знания учащихся на частично известном материале с использованием компьютерных технологий и наглядности: опорных карточек, иллюстраций, таблиц, шифровок,
выполнять действия на понимание и запоминание,
отрабатывать умение давать полный ответ,
совершенствовать умение работать фронтально, в группах и индивидуально.
Развивающие:
развивать творческие способности, ,
обогащать словарный запас учащихся,
развивать коммуникабельность детей.
Воспитательные:
создавать эмоциональный настрой воспитанников,
воспитывать уважение к народной мудрости,
приобщить к духовной культуре.
Этапы занятия:
Организационный момент
Вводное слово воспитателя«День Наума Грамотника»
Постановка вопроса поискового характера,
Сообщение воспитателем темы и цели урока, определение пути решения обучающих, развивающих и воспитывающих задач
Сценка «Картинка из далёкого прошлого» .
Выполнение заданий поискового характера учащимися фронтально и в группах, творческого характера индивидуально
Подведение итога
Наглядность:
буквы для слова «письменность»,
«сокровища сундучка»: плакат «МКЕИФРОИДЛИЛЙ», 3 рисунка – вход в пещеру, отпечатки стоп ног, значок - символ, бечева с разноцветными нитками, клубок ниток с узелками на нём, слово «славяне» буквами, шифровки пословиц, иллюстрация «Памятник Кириллу и Мефодию», », «Кириллица», опорные карточки – буквы «буки», «есть», «добро», «азь», буквы, исчезнувшие из алфавита, «берестяная грамота», пословица,
послание от Наума Грамотника,
медали.
ТСО:
мультимедийный проектор,
презентация,
видеокамера.
Ход занятия.
Организационный момент.
Вводное слово воспитателя « День Наума Грамотника».
Воспитатель
: Дорогие ребята! Сегодня я пригласила вас на нашу новую встречу, где вы продолжите знакомство с русской стариной, с жизнью, бытом и культурой наших предков. Мы проведём необычный урок, урок – игру, он посвящён двум событиям: Дню славянской письменности и Дню Наума Грамотника. День славянской письменности отмечается в мае, а вот День Наума Грамотника по народному календарю отмечается совсем скоро – 14 декабря. (Слайд №1) Наум Грамотник считается покровителем ребят – учеников. Не зря говорят: «Батюшка Наум, наведи на ум». Этот день отмечался как праздник грамоты. Обучение на Руси начиналось осенью, поэтому ко Дню Наума Грамотника ученики уже могли показать свои успехи. Отцы приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Вначале ученик получал три удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Дети тоже радовались. Они старались сдать этот экзамен успешно. Кому же хотелось опозориться перед отцом, да еще и нарваться на наказание? Сегодня, накануне праздника, я думаю, что вы тоже покажете свои знания и не ударите в грязь лицом.
Постановка вопроса поискового характера, решение учебной задачи учащимися.
Воспитатель:
Нынче к нам на урок
Поутру невесть откуда,
Глянь, прислали сундучок –
Чудо цвета изумруда,
В малахитовых разводах.
Он окован серебром...
Ученик:
Вот бы знать нам, что таится
В сундучке старинном том! —
Ученик:
Может, в нем таится клад
И сокровища лежат?
Воспитатель
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтем.
Читают дети:
«Здесь, дружок, таится клад
И сокровища лежат.
А какие — угадай.
Но сундук не открывай,
А взгляни скорей на крышку:
Коли есть чуть-чуть умишка
И смекалки хоть на грош,
Надпись здесь ты разберешь.
Надпись хитрая гласит,
Что сундук в себе таит».
Воспитатель:
На крышке сундучка вразброс лежат буквы, из которых нужно составить слово, и тогда вы узнаете тему урока и что таится в нашем чудо - сундучке.
Дети составляют слово «письменность».
Воспитатель: Правильно, это слово «письменность». Сегодня на уроке вы узнаете, как человек создал письменность, как появился русский алфавит. Вы узнаете много нового и вспомните все, что связано с русской письменностью. Итак, тема нашего урока «Сокровища сундучка»).СЛАЙД№!
Ребята, я вижу, что кое-кто из вас немного разочарован: ну и «сокровище» — письменность! Вы, наверное, ждали монет золотых или камней драгоценных, а тут... И все же можно с полным основанием утверждать, что письменность — это настоящее сокровище, которым сумел овладеть человек. Чтобы понять это, попробуем перенестись на две с половиной тысячи лет назад. Вот вам картинка из далекого прошлого.
Сценка «Картинка далёкого прошлого».
Появляются скифский гонец, персидский царь Дарий, военачальник персидского войска.
Скиф: Я принес тебе, персидский царь Дарий, подарки от наших вождей. Вот они: птица, мышь, лягушка и пять стрел. (Подает эти предметы.)
Ц а р ь: Что означают твои дары, гонец из племени скифов? Что хотели сообщать мне этим скифские вожди?
Скиф: Мне велено передать это тебе молча и вернуться обратно. А если у тебя достаточно мудрости, ты сам поймешь, о чем предупреждает тебя мой народ. (Уходит)
Царь: Что ж, мой соратник Гобрий, надо разгадать это послание доньне непокорных скифов. Уже сколько времени мы пытаемся поработить этот народ и завоевать его землю — и все без толку! Неужели они решили сдаться нам? Мышь... она живет в земле. Лягушка... она живет на земле, а птица — в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, воды и пространства и отдают нам вместе со стрелами свою храбрость и силу!
Гобрий: Нет, мой царь Дарий, я много воевал со скифами и знаю их непокорность и воинственность. Скорее всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы, не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озера, то падете под ударами наших стрел».
Затем оба, недоуменно поглядев на предметы и пожав плечами, уходят.
Воспитатель: Вот так в древности и обменивались люди информацией, посылая с гонцами разные предметы или целые наборы предметов. И громоздко получалось, и не особенно понятно. И постепенно люди стали изобретать то, что лежит сейчас в нашем сундучке... Ой, да мы про него совсем забыли! А он ждет нас. Кстати, половину своих сокровищ сундучок подарит вам. Только сундучок этот не простой. Вот и сейчас крышка его на миг откроется — и сразу захлопнется. А уж как ее во второй, третий, четвертый раз открыть — сам сундучок нам подскажет.
А пока нам надо успеть загадку отгадать и, когда откроется он — а это произойдет после того, как прозвучит правильный ответ, — надо успеть достать то, что лежит сверху.
Черные, кривые, от рождения немые,
Станут в ряд — сразу заговорят.
Дети: Буквы.
Воспитатель: Вы правильно отгадали, наш сундучок открывается.
После отгадывания загадки крышка сундучка откидывается, ученик достает оттуда плакат: по окружности расположены буквы, окрашенные через одну в два цвета: МКЕИФРОИДЛИЛЙ, внутри круга – изображение книги.
Воспитатель: В нашем сундучке – какие – то разноцветные буквы (показывает на плакат). Под этим странным набором букв, ребята, тоже есть надпись, давайте прочитаем её
( Кирилл и Мефодий).
Ученик:
«Эти буквы — не простые
И секрет в себе таят.
Выбирай из них любые —
Вперемешку и подряд.
Три словечка получилось,
Крышка — раз! — и приоткрылась.
И тогда уж не зевай,
Что успеешь — доставай!»
Воспитатель: Итак, составляем первое слово.
Ребята составляют из букв на экране различные слова. После того как составлены первое три слово, крышка сундучка откидывается, и ребятам разрешается взять из него то, что лежит сверху.
Ученик из сундука достаёт 3 листа бумаги с изображениями: 1) вход в пещеру, 2) отпечатки стоп ног; З) значок-символ.
Воспитатель: Эти изображения, ребята, напоминают нам, как человек делал первые шаги к созданию письменности. Эти рисунки были обнаружены на стене одной из пещер, в которой когда-то обитала древние люди, Когда люди поняли, что обмениваться посланиями-предметами — дело хлопотное, они стали эти предметы …
Учащиеся: Изображать, рисовать.
Воспитатель: Эту композицию из рисунков ученые, изучающие жизнь древних людей, поняли двояко: 1) входить в пещеру нельзя; 2) в пещеру можно войти. Какое из этих трех изображений, по - вашему, учёные не смог ли понять абсолютно точно и почему?
Ученики: (указывают на значок): Он не соответствует никакому предмету в реальной жизни и является отвлеченным символом.
Воспитатль: А какое из трех изображений уже свидетельствует о подступах человека к изображению письменности?
Дети указывают на символ.
Воспитатель: Правильно. Постепенно рисунки заменялись у людей все новыми и новыми символами слов. Так у древних народов зарождалась письменность, у каждого — своя, не похожая на другие. Значки-символы обозначали целое слово или даже фразу. «Надписи» эти делались на камнях, скале, на доске — о бумаге и речи еще не было Но была береста.
конечно, переносить на расстояния такие письма тоже было неудобно. И тогда некоторые народы придумали... Но чтоб увидеть, что они придумали, надо составить новые слова и открыть сундучок.
После выполнения этого задания ученик достает из сундучка следующие предметы: бечевку с привязанными к ней разноцветными нитями, на каждой из которых завязано по несколько узелков и бечёвку, смотанную в клубок, с узелками на ней..
А это, ребята, то, что придумал для передачи сведений на расстояние один древний народ Южной Америки — племя инков. По цвету нитей узнавали прежде, о чем идет речь. Нить желтого цвета обозначает золото, белого — серебро, красного — воинов и т. д. А количество узелков на нити говорит о числе этих предметов. Эта бечевка — своеобразное письмо из узелков.
Воспитатель: А это — тоже узелковое письмо, но придуманное в древности уже другим народом, живущим в Европе. Название этого народа — точнее, целой группы народов — надо сложить из букв, которые находятся на этом столе. Но букв здесь — не один десяток! Это не значит, что слово, которое надо составить, такое длинное. Просто надо выбрать буквы, написанные иным, чем все буквы, шрифтом, — и из них составится слово. Одна буква по размерам больше всех остальных, т. е. она заглавная и, значит, в слове стоит первой.
Используя эти подсказки, два команды игроков за двумя столами соревнуются: кто быстрее выберет буквы и составит слово. Это слово « славяне», и буквы, его составляющие, должны быть написаны, в отличие от других букв, славянским шрифтом.
Воспитатель: Верно, это слово «славяне». Ребята, славяне — это мы с вами. Это наши предки придумали такой интересный способ передачи информации. Правда, владели этой «грамотой» единицы, избранные люди — волхвы-кудесники. А еще, по дошедшим до нас сведениям, славяне считали и гадали при помощи каких-то «черт и резов», т. е. черточек и зарубок. Из тех времен к нам дошли две народные поговорки, которые напоминают об этих древних способах передачи информации, существовавших у наших предков. Листок с этими поговорками — в сундучке!
После составления трех слов из букв, находящихся на экране, ученик достаёт листы с двумя зашифрованными надписями.
1-я шифровка — изображение платка с завязанным на конце узелком. По периметру платка подряд, образуя замкнутый квадрат, написаны буквы: «ЗАВЯЖИУЗЕЛОКНАПАМЯТЬ». Задача детей — найти начало фразы и прочесть ее.
2-я шифровка — изображение топора, а по рисунку, образуя замкнутый квадрат,записаны буквы: «ЗАРУБИНАНОСУ», но от начала к концу фразу надо читать против часовой стрелки, т. е. задание усложнено по сравнению с первым.)
Воспитатель:Объясните смысл этих пословиц.
Ученики: Если забудешь, то узелок на платке или зарубка на собственном носу напомнят тебе о забытом. Переносный смысл поговорок: не забудь это сообщение.
Воспитатель: В 863 году произошло важное в жизни славянских народов событие: по заданию моравского князя Ростислава два брата ученых монаха составили славянский алфавит. Часть букв взяли из греческого алфавита, часть придумали сами — для обозначения тех звуков, которые были только в славянских языках. Они же перевели на старославянсквй язык несколько важнейших церковных книг. За этот подвиг братья позже, уже после их смерти, были объявлены святыми, и день этих святых празднуется во всех славянских странах в мае как День славянской письменности.
Воспитатель: Имена этих братьев зашифрованы на нашем экране-ключе, с помощью которого мы открываем наш сундучок. Кто первым расшифрует и прочтет их?
Буквами одного цвета записано имя Кирилл, другого — Мефодий. Расшифровывая первое имя, надо читать буквы одного цвета, а сначала — найти, с какой из них начинается слово в круге.
Ученики: Кирилл и Мефодий.
Воспитатель: Посмотрите на экран, вы видите
СЛАЙД№5 памятник Кириллу и Мефодию в Москве От имени одного из братьев было образовано и название древней славянской азбуки —
Так и появилась в славянских странах своя письменность. Шло время, она изменялась, совершенствовалась, исчезали буквы, которые оказывались лишними, изменялось начертание букв. Каждый славянский народ изменял ее по-своему, приноравливая к своему языку. И если мы сейчас увидим то, что написано нашими предками 900, 500, даже 100 лет назад, то очень многое не поймем. Давайте заглянем в тот уголок сундучка, который хранит письмена тех далеких дней. Итак, снова составляем три слова.
Ученик достает листы со словами буки, есть, добро, азь.
А теперь ответьте на вопросы:
Как вы думаете, сколько букв записано здесь?
Ученик: Всего четыре. В старину названия у славянских букв были длинные и напоминали слова.
Какое слово можно составить из этих четырех букв?
Ученик: Беда.
Кирилл и Мефодий придумали одно новое славянское слово, составив его из полных названий двух славянских букв с этих листов. Кто первым назовет это слово?
Ученик: Азбука.
Воспитатель: Буквы на плакате — это знакомые вам, дошедшие до нашего времени буквы, только сократившие свои названия сейчас: буки – б, аз - а... А вот около десятка букв из той первой славянской азбуки вообще не дошли до нашего времени, исчезли из нее.
Ученик (читает стихотворение):
«В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы: «ижица»,
«Фита», «омега», «ять»,
И букву «пси»,
И букву «кси»,
«Зело», а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?»
На доске вывешиваются опорные карточки с названиями перечисленных букв.
Воспитатель: У меня в руках буквы, которые исчезли из азбуки. Их названия вы видите на доске. Давайте разместим рядом с названием букву. (Идёт игра). Вы справились с трудным заданием, поэтому сундучок сам откроется.
Ученик открывает сундучок и достает предметы — несколько гусиных перьв, старинную чернильницу, деревянную ручку с пером.
Воспитатель: А это что за предметы, и какое отношение они имеют к славянской письменности?
Ученики: Это гусиные перья, чернила, чернильница, деревянная ручка с железным пером. С их помощью люди писали в далёком прошлом.
Воспитатель: Гусиные перья — орудие труда писцов, предшественники карандашей и авторучек, которыми пользовались и в 19 веке. Предлагаю вам попробовать пописать такими перьями, используя чернила.
А вот в старину древние писцы (чаще всего это были монахи) гусиными перьями писали и переписывали ценные книги. И буковки у них получались не такие кривые и корявые, как сегодня у нас, а ровные, прямые, четкие (это называлось «писать уставом» ( или, наоборот, замысловатые, затейливые, кудрявые, похожие на кружевной узор (это называлось «писать вязью»). Да еще этим же пером рисовались заставки, концовки на каждой странице в виде узора из листьев ), а также разрисовывались заглавные буквы, да так, что напоминали уже не столько буквы, сколько изображение предметов и даже людей Конечно, и писались книги тогда подолгу: по семь-восемь лет.
Она есть -.Книга
Воспитатель: Конечно, книги тогда стоили очень дорого. Человек, имевший несколько книг, считался обладателем огромного богатства. И не потому что обложки книг богато украшались серебром, золотом и драгоценными камнями, а потому, что в них был вложен многолетний труд писца и многовековая человеческая мудрость
Работа с дразнилкой
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е А И А Е У А А Х О Е И А).
Воспитатель: Ребята, понятна вам эта надпись? Да, она «зашифрована». Такую «берестяную грамоту» нашли при раскопках древнего Новгорода. Ученые смогли ее расшифровать и поняли, что эта шифровка — не что иное как озорная шутка, дразнилка, придуманная каким-нибудь Фомкой или Еремкой, мальчишкой-школьником во время скучного урока — и подсунутая соседу. Тот, видно, быстро догадался, как прочесть головоломку, а прочитав, разозлился, порвал ее и выбросил вон. Что же написано здесь такое шалуном-мальчишкой,
Воспитатель: Эта дразнилка в современном языке известна в таком виде (прочитаем все вместе): «Кто писал, не знаю, а я, дурак, читаю». Теперь понятно, что на оторванном клочке бересты были какие-то обидные слова в адрес читающего головоломку, вот он и порвал его.
Подведение итога урока,.
Воспитатель: Вот, ребята, и добрались мы до самого дна нашего сундучка. Глубоким оказался сундучок, и много смекалки, знаний и любознательности потребовалось проявить нам, чтобы докопаться до того, что лежит на самом его дне. А что же там? Во – первых, здесь пожелание вам от Наума Грамотника, давайте мы его прочитаем все вместе (слайд №18):
В книгах — своя глубина.
Кто доберется до дна.
Тот и получит в награду
Слов драгоценные клады.
А ещё здесь медали умникам от Наума Грамотника. Вы все сегодня успешно показали свои знания, поэтому медали вручаются всем.
Далее идет награждение победителей игры медалями Наума Грамотника.
Используемая литература:
Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: начальные главы из истории славянской письменности / С.Б. Бернштейн. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984
Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью
Аванта+, Филякова Е., Меньшов В. Русская письменность. – М.
Макарова Е. Путешествие в страну Славянской Азбуки
// Воскресная школа. – Первое сентября. – – С Кощеева С. Праздник славянской письменности и культуры
// Педсовет. – – С Малая Н. Сокровища зелёного сундучка