Просмотр содержимого документа
«Семинар -практикум "Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС"»
Семинар-практикум на тему «Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС»
Актуальность. Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является образование детей с РАС. Эффективность реализации образовательной деятельности во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с РАС, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.
Основная цель мероприятия — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.
Задачи:
‒ повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;
‒ формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
‒ проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с РАС в условиях школьной образовательной организации;
‒ альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС
‒ обучение письму с помощью каких приёмов
Необходимое оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация «Навстречу друг другу»; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; игрушечные ключи, шкатулка.
План мероприятия: Часть I. Вводная часть
1) Вступительное слово.
2) Нормативно-правовая база.
3) Цели и задачи семинара.
4) Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с РАС
Часть II. Психологическая часть.
1) Психологические особенности семьи ребенка с РАС.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Практика обучения детей с РАС прочно входит в нашу жизнь. Все больше детей с разными проблемами в развитии приходят в наши школьные учреждения. Перед нами уже не стоит вопрос «кто с ними должен работать», перед нами стоит вопрос «как это делать».
Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказывается за рамками компетентности.
2) Нормативно-правовая база.
Давайте вместе с вами вспомним нормативные документы, которыми мы должны руководствоваться в нашей работе.
(Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.)
1) Одна из задач ФГОС школьного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).
2) Профстандарт педагога: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель. Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3) Конвенция ООН о правах ребенка: каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.
4) Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?». Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п.16 ст.2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
3). Цели и задачи семинара.
Основная цель нашей встречи — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с РАС, снятие психологических барьеров, возможность задать интересующие вопросы.
Задачи:
‒ формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
‒ проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с РАС в условиях школьной образовательной организации;
‒ обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;
Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие поможет педагогом, работающим со сложными детьми, найти ответы на их непростые вопросы, например: как организовать педагогическую работу с ребенком с РАС, как найти контакт с таким ребенком и помочь ему в социализации, как выстраивать общение с семьей.
4). Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с РАС
На всех первых этапах работы с детьми с РАС остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с РАС
Обнаруживается недостаток профессиональных знаний, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов.
Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.
‒ Профессиональна готовность: Формирование представлений о психологии семьи ребенка с РАС. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.
‒ Психологическая: Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.
‒ Методическая готовность: Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.
Диагностика детей с РАС
Часть II. Психологическая часть.
1). Психологические особенности семьи ребенка с РАС
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В школу могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Давайте вспомним основные стадии переживания тяжелой ситуации в семье:
Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).
Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).
Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость.
Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).
Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).
Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).
Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).
Стихотворение Сони:
Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу
- И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю… И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.
Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).
Обсуждение – альтернативная коммуникация с невербальными детьми
Обучение письму детей с РАС
3). Практические упражнения:
Упражнение «Котенок».
Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету.
Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.
В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.
Упражнение «Мать инвалида».
Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с РАС (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.
Таблица: упражнение «Мать инвалида»
Часть тела (завязываются лентами)
Символическое значение
Глаза
Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»
Рот
Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях
Уши
Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения
Руки
Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»
Сердце
Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)
Живот
Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут впол силы», «дышат в полдыхания»
Бедра
Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии
Ноги
Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается
Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно школа показать семье, что они
включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Необходимо с родителями проводить тренинги, организовывать досуговые зоны для детей
4). «Детям о важном».
Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:
‒ Как дети в классе общаются с особыми детьми?
‒ Что можно сделать для создания и поддержания в классе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?
‒ Как отвечать на «неудобные» вопросы детей: (почему он не такой?)
Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить…
Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.
Показ мультфильма «Про Диму».
5). Вопрос-ответ
Часть IV. Рефлексия
1). «История о бегунах»
Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиэтле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
Перед уроками круг дружбы.
2). Упражнение «Ключи». В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.
Инструкция: В нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям.
Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.
Заключение
Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с РАС выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации. Педагоги прослушали лекцию о психологических особенностях ребенка с РАС, приняли участие в тренинговых упражнениях и психологических играх. На семинаре обсуждались пути помощи и поддержки семьи ребенка с РАС в условиях школьной образовательной организации. Участники смогли обменяться опытом и поделиться мнениями о проблеме. В ходе встречи подтвердилась актуальной темы и важность данной формы работы.
ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12
Семинар-практикум на тему :
«Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС».