kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар -практикум "Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар -практикум "Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС"»

Семинар-практикум на тему «Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС»

Актуальность. Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является образование детей с РАС. Эффективность реализации образовательной деятельности во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем психологические механизмы готовности педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказываются за рамками исследований. Неизученной остается не только проблема профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с РАС, но и проблема психологической готовности к общению с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в целом.

Основная цель мероприятия — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

‒ повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;

‒ формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

‒ проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с РАС в условиях школьной образовательной организации;

‒ альтернативная коммуникация в работе с детьми с РАС

‒ обучение письму с помощью каких приёмов

Необходимое оборудование: компьютер, медиа-проектор, медиа-экран; музыкальный центр; презентация «Навстречу друг другу»; газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки; игрушечные ключи, шкатулка.

План мероприятия: Часть I. Вводная часть

1) Вступительное слово.

2) Нормативно-правовая база.

3) Цели и задачи семинара.

4) Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с РАС

Часть II. Психологическая часть.

1) Психологические особенности семьи ребенка с РАС.

2) Притча «Горчичное зерно», стихотворение Сони.

3) Практические упражнения: упражнение «Котенок», упражнение «Мать инвалида», упражнение «Кенгуру»

4) Презентация «Детям о важном»

5) Вопрос-ответ

6) Часть VI. Рефлексия

1) «История о бегунах»

2) Упражнение «Ключи»

Часть I. Вводная часть 1) Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Практика обучения детей с РАС прочно входит в нашу жизнь. Все больше детей с разными проблемами в развитии приходят в наши школьные учреждения. Перед нами уже не стоит вопрос «кто с ними должен работать», перед нами стоит вопрос «как это делать».

Эффективность всего образовательного процесса во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Вместе с тем, готовность педагогов к социализации, обучению и развитию «особых» детей часто оказывается за рамками компетентности.

2) Нормативно-правовая база.

Давайте вместе с вами вспомним нормативные документы, которыми мы должны руководствоваться в нашей работе.

(Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.)

1) Одна из задач ФГОС школьного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО.П. 1.6).

2) Профстандарт педагога: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н): педагог, учитель, воспитатель. Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3) Конвенция ООН о правах ребенка: каждый ребенок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство должно предоставлять такому ребенку возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельным, то есть жить полноценной жизнью.

4) Часто возникает вопрос «кто считается ребенком с ограниченными возможностями здоровья?». Ответ педагоги и специалисты находят в Законе об образовании (п.16 ст.2): «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

3). Цели и задачи семинара.

Основная цель нашей встречи — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с РАС, снятие психологических барьеров, возможность задать интересующие вопросы.

Задачи:

‒ формирование представлений о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

‒ проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с РАС в условиях школьной образовательной организации;

‒ обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие поможет педагогом, работающим со сложными детьми, найти ответы на их непростые вопросы, например: как организовать педагогическую работу с ребенком с РАС, как найти контакт с таким ребенком и помочь ему в социализации, как выстраивать общение с семьей.

4). Проблема готовности педагогического коллектива к работе с детьми с РАС

На всех первых этапах работы с детьми с РАС остро встает проблема готовности педагогов (профессиональной, психологической и методической) к работе с детьми с РАС

Обнаруживается недостаток профессиональных знаний, наличие психологических «барьеров» и профессиональных стереотипов педагогов.

Основным психологическим «барьером» является страх перед неизвестным, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, нежелание изменяться, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми.

Профессиональна готовность: Формирование представлений о психологии семьи ребенка с РАС. Активной профессиональной позиции: «Особый ребенок — наш ребенок». Курсы повышения квалификации, вебинары, семинары.

Психологическая: Работа над снятием психологических «барьеров», стереотипов и предубеждений. Работа с собственным страхом. Повышение психологической компетенции, развитие педагогических компетенций.

Методическая готовность: Восполнение недостатков профессиональных знаний. Подбор пособий, методов и игровых обучающих техник. Самообразование и инициативность.

Диагностика детей с РАС

Часть II. Психологическая часть.

1). Психологические особенности семьи ребенка с РАС

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В школу могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.

Давайте вспомним основные стадии переживания тяжелой ситуации в семье:

Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость.

Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Стихотворение Сони:

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу

- И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю… И вот

В конце концов и умирают. Чтоб им жить,

Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”.

Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Обсуждение – альтернативная коммуникация с невербальными детьми

Обучение письму детей с РАС

3). Практические упражнения:

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету.

Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Упражнение «Мать инвалида».

Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с РАС (см. таблицу). Группа участвует, отвечая на вопросы.

Таблица: упражнение «Мать инвалида»

Часть тела (завязываются лентами)

Символическое значение

Глаза

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»

Рот

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях

Уши

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения

Руки

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)

Живот

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут впол силы», «дышат в полдыхания»

Бедра

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии

Ноги

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается



Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно школа показать семье, что они

включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Необходимо с родителями проводить тренинги, организовывать досуговые зоны для детей

4). «Детям о важном».

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы:

‒ Как дети в классе общаются с особыми детьми?

‒ Что можно сделать для создания и поддержания в классе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

‒ Как отвечать на «неудобные» вопросы детей: (почему он не такой?)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов: «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить…

Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Показ мультфильма «Про Диму».

5). Вопрос-ответ

Часть IV. Рефлексия

1). «История о бегунах»

Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиэтле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

Перед уроками круг дружбы.

2). Упражнение «Ключи». В этом упражнении используйте большую связку ключей. Ключ в руке человека, который говорит о своих целях, придает ему уверенность и одновременно с этим символически выражает возможность что-то открыть или, наоборот, закрыть для себя.

Инструкция: В нашей встрече мы расстаемся со многими представлениями, как бы «запираем на ключ» ошибочные предположения, иллюзии, отслужившие взгляды, устаревшие задачи, ненужные отношения и т. п. И в то же время мы многое открываем для себя: приобретаем новый взгляд на вещи, обращаемся к новым темам, задачам, людям.

Все это будет символизировать связка ключей. Тот, кто захочет рассказать о своих целях, будет держать ее в руках. Он может решить, какой ключ и по какой причине больше всего подходит для его конкретных целей, а также, с чем именно связана его цель: придется ли ему что-то «открывать» или, наоборот, «запирать». После того, как вы расскажете о своих целях, передайте, пожалуйста, связку следующему участнику.

Заключение

Как свидетельствует практический опыт, эффективным инструментом формирования готовности педагога к взаимодействию с ребенком с особенностями развития является совместное коллективное переживание инсценированных ситуаций. Развитие эмпатии и возможности взаимодействовать с семьей ребенка с РАС выходит на иной уровень при понимании педагогическим коллективом психологических особенностей семей, находящихся на разных этапах принятия и переживания ситуации. Педагоги прослушали лекцию о психологических особенностях ребенка с РАС, приняли участие в тренинговых упражнениях и психологических играх. На семинаре обсуждались пути помощи и поддержки семьи ребенка с РАС в условиях школьной образовательной организации. Участники смогли обменяться опытом и поделиться мнениями о проблеме. В ходе встречи подтвердилась актуальной темы и важность данной формы работы.









































ГКОУ РО Гуковская школа-интернат № 12














Семинар-практикум на тему :

«Психологическая готовность педагога к образовательной деятельности с детьми с РАС».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Гончаренко Наталья Ивановна

Дата: 06.04.2023

Номер свидетельства: 629096


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства