Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ-технологий в образовании обучающихся с умственной отсталостью»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
"Пролетарская специальная школа-интернат"
Доклад на тему: «Применение ИКТ – технологий в образовании обучающихся с умственной отсталостью»
Подготовила: учитель первой категории
Ю.Ю. Гребенникова
2019
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Презентация
Сегодня трудно представить современный урок в коррекционной школе без использования новых информационных технологий. Уроки и мероприятия с использованием ИКТ становятся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и являются одним из важных результатов инновационной работы с детьми ОВЗ.
Поиск эффективных методик привел к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ОВЗ.
Слайд
Использование ИКТ на уроках проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки-задания, набранные в Word, презентации в PowerPoint.
Слайд
компьютерные обучающие и развивающие игры,
Слайд
тренажеры,
Слайд
электронные учебники и словари, а также обучение может проходить по Skype или дистанционно (например, если заболел ребенок – то может получить задание дистанционно на email или пообщаться через Skype).
Применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в процессе обучения и воспитания детей со сложными дефектами повышают общий уровень учебного процесса, усиливают познавательную активность учащихся на уроках. Основная цель применения ИКТ на уроках состоит в повышении качества обучения, это то, для чего мы и работаем.
Используя ИКТ, решаем следующие задачи: усиление интенсивности урока, повышение мотивации учащихся, отслеживание мониторинга достижений и уровня их развития, проведение диагностических исследований учащихся.
Составляя уроки с использованием ИКТ, продумываем последовательность операций, формы и способы подачи информации на экран.
Слайд
Урок, включающий слайды презентации, видеосюжеты вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.
Слайд
Физкультминутки для учащихся тоже помогает провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков или зверей в разных гимнастических позах, где дети под весёлую музыку выполняют движения. Используем компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие отдыхать глазам учащихся.
Слайд
При помощи ИКТ проводим не только уроки, но и классные часы, профилактические мероприятия, праздники, виртуальные экскурсии и тд. Использование средств ИКТ позволяет сделать мероприятия более красочными, наглядными, мобильными и интересными.
Слайд
В учебный план нашей школе включен факультативный курс «Основы компьютерной грамотности». Данный курс формирует у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Основная цель курса: Ознакомление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Общие задачи курса:
1. Дать обучающимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор обучающихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Слайд
Также в школе работает курс внеурочной деятельности «Увлекательный мир компьютера». Все занятия носят игровой. занимательный характер, не превышая доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, использовать мультимедийный способ подачи информации.
Компьютерная грамотность – совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит подготовить учащихся к возможности применения вычислительной техники в практической деятельности.
Задачи коррекционного курса «Увлекательный мир компьютера»:
– развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;
– знакомство с информационными процессами в современном обществе;
– формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
– формирование коммуникативных способностей;
– развитие творческих способностей;
– индивидуализация обучения;
– использование компьютера как средства познания.
На кружковых занятиях использую следующие электронные средства учебного назначения:
– клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;
– компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;
– компьютерные лабиринты для управления объектом;
– компьютерные мозаики;
– логические игры на компьютере;
– компьютерные энциклопедии;
– компьютерные учебники с иллюстрациями и заданиями;
– игры-кроссворды;
– компьютерные игры на развитие логического мышления, памяти, внимания, творческих способностей, математических навыков.
Следовательно, ИКТ выполняет определенную образовательную функцию, помогает учащимся разобраться в потоке информаций, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности учащихся с ОВЗ при использовании ИКТ, мы чётко продумываем и дозируем подборку материала. Планируя урок, тщательно продумываем цель, место и способ использования ИКТ, конкретно на каком этапе урока.
Так, информационно-компьютерные технологии могут активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную работу, творческую работу. Современному учителю остается лишь грамотно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Применение интерактивных технологий в образовании детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованными. Это самостоятельно созданные презентации, тестовые и самостоятельные задания с использованием ИКТ позволяют учителю, готовить именно те задания, которые необходимы именно на данном этапе коррекционно-развивающего обучения учащихся. Это способствует улучшению усвоения материала, способствует развитию мышления, памяти, повышает активность учащихся на уроках. Но средства ИКТ выступают как вспомогательный элемент учебного процесса, они не заменяют учителя, а дают возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, увидеть в обыденном новизну. А самое главное, что учащиеся получают возможность раскрывать свои способности и быть успешными после окончания нашей школы.