Тема нашего занятия «Трудом красив и славен человек». И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ:
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.
Интерактивная беседа
Думаю, все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего игрового занятия.
Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потомучтоонтрудился.)
Что случилось с плугом, который пролежал без дела?(Потемнели покрылсяржавчиной.)
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерныеответыдетей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет. Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу, Будь в ней мастером, твори, Не стесняйся грязи, пота, Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен, Постарайся все пройти,
И душою будь отважен, Постигая труд в пути.
Игра «Окончи пословицы».
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаюпословицы, детихоромотвечают.
Деревья смотри в плодах,... (алюдейсмотривделах).
Терпенье и труд... (всеперетрут).
Под лежачий камень... (иводане течет).Маленькое дело... (лучшебольшогобезделья).Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не спеши языком - ... (спешиделом).
Не сиди сложа руки - ... (небудетискуки)
Игра «Радуга профессий»
Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию. Сейчас я предлагаювамразгадатькроссворд.
п
о
в
а
р
в
р
а
ч
С
т
р
о
и
т
е
л
ь
ш
о
ф
е
р
у
Ч
и
т
е
л
ь
п
и
с
а
т
е
л
ь
п
а
с
т
у
х
б
И
б
л
и
о
т
е
к
а
р
ь
п
и
л
о
т
Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (повар)
Кто у постели больного сидит? И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять. Тому, кто здоров, — разрешит погулять. (врач)
Кирпичи кладет он в ряд, Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
Он машиной управляет, Никогда не забывает:
Это — тормоз, это — газ, Отвезёт он в школу нас. (шофёр)
В школе учит он детей. Строг, но все прощает.
Помогает стать умней,
Все он объясняет. (учитель)
С книгой кто в руке - читатель, Книги пишет кто - ... (писатель)
Зарю поёт селу петух - Коров на луг ведёт ... (пастух)
В книжном море он бескрайнем Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам! (библиотекарь)
Наяву, а не во сне Он летает в вышине.
Водит в небе самолет. Кто же он, скажи? (пилот)
Стихи.
А теперь ребята нам почитают стихи о значении труда в жизни общества. 1уч. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд, Управлять машиной в поле, Иль ввести машину ввысь, Хорошо работай в школе Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд, Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное. Всегда найдётся дело Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить Котёнка надо накормить И посуду перемыть.
Не трудно, ребята Вам песенку спеть.
Не трудно, но всё таки надо уменье
За что ни возьмись- Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами, Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
Физкультминутка.
Игра«профессии».
Сейчас мы проверим, много ли профессий вы знаете. Мы поиграем в игру
«профессии ». В игре участвуют все ребята. Дети садятся по одному за компьютер, на компьютере запускается презентация. Нарисованы картинки, дети щелкают мышкой и выбирают к какой профессии относится тот или иной персонаж.
Блиц-интервью «Моя любимая профессия».
А сейчас мы узнаем ваши вкусы и предпочтения в мире профессий. К нам пожаловали представители прессы «Классная переменка». Я приглашаю их сюда.
Репортер 1. Здравствуйте, мы получили задание редакции взять интервью у каждого ученика вашего класса. У нас ко всем вам два вопроса.
Репортер 2. Нас интересует, каким профессиям отдают симпатии семиклассники.
Репортер 1. Какая профессия больше всего нравится? Репортер 2. И чем она вас привлекает?
Репортеры подходят к каждому ученику, дети отвечают. Если забывают ответить на второй вопрос, репортер напоминает его.
Презетация. «Связь с общественным делом в школе».
Ребята мы проводим общественные дела в жизни нашей любимой школы. И сейчас я покажу всем гостям как мы это делаем.
9. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
ЛИТЕРАТУРА
Алоева, А.М. Классные часы в 5-7 классах / под редакцией Г.Н.Сибирицкой [Текст] / А.М. Алоева – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Музычук С.В. Лучшие сочинения по русской и зарубежной литературе – Москва: ЗФО «БАО-ПРЕСС», 2004.