Просмотр содержимого документа
«Мероприятие посвященное доброте, щедрости и скупости»
Бережливость и щедрость, скупость, жадность и зависть.
(урок этической грамматики )
Цель: познакомить детей с понятиями : щедрость, бережливость, скупость, жадность и зависть.
Коррекционные задачи: расширить представление детей о человеческих пороках : зависти, скупости и жадности ; способствовать утверждению положительных личностных качеств: щедрости, бережливости, сопереживания, честности, доброжелательности; осуществлять коррекцию психических процессов : памяти, мышления, внимания, воображения;
развивать способность к самоанализу поведения , черт характера, настроения; формировать эмоциональную сферу воспитанников.
Этапы проведения.
1. Создание эмоциональной атмосферы для успешного проведения мероприятия.
2. Обьяснение основных понятий по теме.
3.Самоанализ чувств, эмоций.
4. Проигрывание жизненных ситуаций.
5. Анализ рассказа.
6.выводы по теме.
Ход занятия
Воспитатель читает стихотворение.
Душа печальная хотела
Помочь другим , но не сумела.
Совсем уж , было собралась
Оставить мир , но вновь стерпела,
Задумалась и унеслась
В воспоминаниях тревожных
К истокам тяжести своей .
Как это было? Что могло ее так ранить тяжело?
Откуда боль, стыд, гнев и ярость?
Бессилие, страх, печаль в глазах?
Только заглянув в человеческую душу ,изучив ее , мы сможем ответить на эти вопросы.
« Тот кто глубоко исследует свою душу,- писал французский философ Клодт Гельвеций, - так часто ловит себя на ошибках , что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью , какими- либо достоинствами, он не считает себя выше других. Такой человек умеет
Правильно видеть вокруг себя и, в первую очередь , и в себе недостатки, под-
линное богатство и души и безобразную ее убогость».
Тема сегодняшнего урока этической грамматики« Щедрость и бережливость, скупость, жадность и зависть».
Давайте сформулируем задачу, которую нам предстоит совместно решить:
Определить наше отношение к человеческим проявлениям, выраженным в названии темы занятия ,и выработать соответствующие нормы поведения , опираясь на жизненные ситуации, когда эти недостатки и пороки проявляются.
Что нам предстоит делать? Наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы. Работать надо быстро ,отвечать на вопросы , смеяться и радоваться, огорчатся и плакать.
Каким образом постараемся достичь результатов?
1.Работать будем по сформированным заранее группам , представив , что члены каждой мини- группы обладают жизненным опытом, особым взглядом на жизнь.
Один великий мудрец сказал « Так как человек родится без зеркала в руках… то сначала смотрится ,как в зеркало в другого человека ,а затем в зеркало, как в самого себя.
2. Мы же будем сравнивать свои чувства ,ощущения, эмоции, глядя на окружающих и на свое зеркальное отражение.
Вот почему на столах у каждого зеркальца.
Посмотрите в зеркальце:
- улыбнитесь, подмигните своему отражению ;
- скажите : « У меня хорошее настроение , на уроке этической грамматики у меня все получится!»
Если тебе будет трудно ,мы поможем.
3. На каждом столе установлен микрофон , а это значит , что вы можете высказывать свое мнение . Вас все услышат.
Проверьте , работают ли микрофоны.
4. И, наконец , у каждого есть светофонарик, у которого красный свет означает « нет , не согласен» (отрицание ), желтый цвет –« не знаю , что сказать, сомневаюсь» (сомнение), зеленый цвет – « да , согласен» (положительное).
Проверим , как они работают.
Покажите , пожалуйста , ваше согласие на сотрудничество (работу ). Спасибо, мы приступаем к совместной деятельности.
Задание 1. Я вам буду зачитывать высказывания мудрых людей ,поговорки, а вы определите , с чего начинаем наш разговор (кто догадался – зажгите светофор).
В стяжательстве друг с другом состязаясь,
Все ненасытны в помыслах своих.
Себя прощают , прочих судят строго,
И вечно зависть гложет сердце их.
- Зависть – враг счастливых .
Берут завидки на чужие пожитки.
Железо ржа сьедает , а завистливый от зависти погибает.
Глаза завидущие , руки загребущие.
Завидущие глаза не знают стыда.
Злой плачет от зависти , а добрый от жалости.
Не было зла ,да зависть нанесла.
У зависти глаза рачьи .
И так , говорим о зависти.
Зависть- это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого . В словаре по этике зависть –неприязненное ,враждебное чувство по отношению к успехам , популярности ,моральному превосходству или преимущественному положению другого лица.
Зависть противоположна чувству радости. Попробуем в этом убедиться.
Задание 2.
Используя опорные слова :
Марина- платье
Паша – футбол
Валя – песни
Дима – мягкая игрушка
Роман гипсовая поделка
Наташа – рисунок
Попробуем, глядя в зеркальце ,в словах пережить чувства радости за успех ,умения этих ребят.
Вам понравилось ваше отражение в зеркале? Чем ? (Добрые глаза , улыбка, на лице радость.)
Задание 3.
Используя опорные слова ,попробуем ,глядя в зеркальце , пережить чувство зависти.
А как вам теперь понравилось ваше зеркальное « Я «. Какие высказывания вам были приятны , а какие нет?
Зависть возникает у человека на основе себялюбия ( эгоизм ) и связанных с ним качеств честолюбия и тщеславия.
Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей , оно возбуждает у человека желание , чтобы другой потерпел неудачу , несчастье.
Дискредитировал себя перед окружающим , и нередко толкает на совершение аморальных поступков: из зависти сделать что- нибудь.
Вопросы:
1. Какие аморальные ( злые, жестокие, опасные для другого) поступки может вызвать зависть? ( Злорадство, злословие, испортить, порвать, отобрать, сломать, украсть, убить человека.)
2. Можете ли вы привести пример проявления зависти ? ( Старуха – из сказки о рыбаке и рыбке.
Кто счастливее ,чем человек,
Что болезни отродясь не знал?
Только тот, кто зависти вовек
Ни к врагу, ни к другу не питал.
Нужно не завидовать, а радоваться успехам , умениям других , уметь радоваться вместе с другими.
Щедрость- оказание бескорыстной помощи другим , отсутствие скупости, но не совместима с расточительством и роскошью.
Щедрый- охотно тратящийся на других ,не скупой.
Щедрота- милости, щедрые подарки.
Щедрость души – дитя того соучастия ,без которого немыслимо человеческое благородство.
По – настоящему щедрым может быть лишь тот, кто умеет любить людей и жалеть их. Проверим , обладаем ли мы щедростью души.
Задание 1. Глядя в зеркало , повторяйте : « Я красивый, умный, воспитанный, у меня обаятельная улыбка, необыкновенный цвет глаз. Меня все любят».
Задание 2. посмотрите в глаза рядом сидящего и скажите: « ты…… и ты любишь всех».
- В каком случае вам было легче произносить слова? Почему?
Высшая роскошь человеческого бытия – это , по словам Сент -экзюпери, « роскошь человеческого общения».
Рассмотрим два следующих понятия : скупость, бережливость ».
Бережливость- моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным ценностям, к собственности.
Бережливость не совместима с жадностью, но иногда ее можно спутать
со скупостью.
Скупой – чрезмерно до жадности бережливый , избегающий расходов.
Скупость-это эгоистическая боязнь отдать частицу своей души другому .
Задание 1. Попробуем разыграть сценку по рассказу « Бумажный змей» Е. А. Пермяка и определить , что мешало ребятам испытать чувство радости, которое испытали другие. Покажите, а как должны поступить ребята ,чтобы испытать чувство радости от запуска змея.
Задание 2. Послушайте , пожалуйста ,строки стихотворения Я. Акима . Догадайтесь , оком и о чем дальше наш разговор . Как оно называется?
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб сьесть ее жадно от всех в уголке?
Кто, выйдя во двор ,никому из соседей
Не даст прокатится на велосипеде?
Кто мелом , резинкой , любой безделицей
В классе ни с кем ни за что не поделится?
Имя тому подходящее дадено
Даже не имя , а прозвище жадина.
Вы согласны с автором в определении « жадина»?
А теперь ,пожалуйста, послушайте, как автор определяет свое отношение к жадине:
Жадину я ни о чем не прошу.
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому честно, ребята , скажу-
С жадными я ни когда не дружу.
У вас такое же отношение к жадине? Если не согласны то в чем ?
Жадность, скупость, корыстолюбие, чрезмерное стремление удовлетворить свое желание. Жадность порождает бесчеловечность, человеконенавистничество. Быть жадным – проявлять жадность, не скупиться. Вчера мы вспомнили венгерскую сказку. Сейчас напомните ее содержание. Претворю ее поговоркой: « В чужих руках ломоть хлеба велик, а нам достанется – мал покажется»
Как называется сказка?
Кому стало плохо от жадности?
Какими бы действами вы заменили поступки героев сказки?
Как бы вы поступили?
А как бы называлась тогда сказка?
Чтобы была видна картина того, как вы усвоили изученные сегодня понятия, предлагаю вам проанализировать действия Тани и Коли из рассказа « Синяя коробка»А. Шманкевича .
Коля. Таня.
Бережливый обиженная (несправедливо)
Хозяйственный любопытная
Скупой завистливая
Жадный
Что подумали:
Щедрый испуганная
Любящий сестру несправедливая к Коле
Хитрая
Растревожанная
Разочарованная
Все ли действия Коли ,на ваш взгляд ,правильны?
Пошел ли урок Тане впрок.
Заключение.
Правильно видеть вокруг себя щедрость и скупость ,бескорыстие и корыстолюбие – это значит с детства понять ту истину ,что самое главное ,ни с чем не сравнимое богатство – богатство духа: разум, знания, умственные способности , талант, творчество ,верная человеческая дружба и любовь, счастье продолжать и повторять себя в человеке. Научиться обладать этим богатством – в чем секрет подлинной щедрости. Маленькую попытку к этому мы сегодня предприняли.