Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1- 4 классов «Город Мастеров»»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
- воспитывать положительную мотивацию к учению, трудолюбие,
творческие способности, чувство товарищества, любовь и уважение к традициям своего народа.
Оборудование: презентация, костюмы по профессиям, конверты с цветными полосками, картинки рабочих профессий.
Ход мероприятия:
Учитель:
Слайд 1-2
«Делу время, потехе час»- говорит старинная русская пословица. О труде, главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках. О том, как трудились люди на родной земле, писали русские писатели, поэты слагали стихи. Радость труда, радость к родной земле остаются с человеком с детства. А рассказы, стихи, народные песни никогда не стареют, они всегда найдут отклик в человеческой душе.
Ученик
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…..
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба -
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
2. Ученик
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Учитель:
А пока вы школьники, главный ваш труд - учёба. Вы должны получить знания, которые вам в будущем помогут овладеть разными профессиями. Чтобы узнать о профессиях, как люди овладели различными профессиями, постигли секреты ремесла,мы отправляемся в путешествие в «Город Мастеров».
Первая улица в этом городе называется: «Улица Ремесленников»
Слайд 3
Задание:
Рассмотрите иллюстрации и объясните значение слова «ремесло».
Слайд 4
Более точное толкование значения слова «ремесло» посмотрим в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова
Ремесло - профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом, то есть руками с использованием приспособлений и инструментов.
Ремесло - профессия, занятие.
Ремесленник - лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом). Слайд 5
Устаревшие слова ремесло, ремесленник сейчас в речи не употребляют, вместо этих слов говорят – профессия, мастер.
Слайд 6
Учитель:
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину,
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров
Он мастером был прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи…
Звучат как музыка, как стих
Фамилии простые.
Вглядись! И ты увидишь в них—
Историю России!
Вспомним русские ремесла
Вспомним нашу старину!
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Задание:
Слайд 6
Прочитай фамилию, объясни, каким ремеслом занимался этот человек.
Кузнецов - кузнец,
Гончаров - гончар,
Столяров - столяр,
Пильщиков - пилил дрова.
Кожемякин - мял кожи.
Пастухов - пас домашних животных.
Учитель:
Ремёсла появились в древних поселениях. Каждый человек занимался ремеслом, которому он учился у своих родителей. Ремесленники (мастера) пользовались большим уважением.
Игра: «Угадай ремёсла».
Задание: Рассмотри иллюстрации и назови ремёсла.
Слайд 7
Наше путешествие по Городу Мастеров продолжается, и мы оказались на площади:
«Ярмарка Мастеров»
Слайд 8
Изделия, которые изготавливали ремесленники, можно было купить на ярмарках. Чего тут только не было, каждый мог выбрать товар по душе.
Глашатый 1
Эй, честной народ, собирайся!
Всех на праздник ярмарку приглашаю!
Веселья и хорошего настроения желаю!
В городе мастеров ярмарка открывается,
Потому что лучшие мастера собираются.
Глашатый 2
Как на ярмарке у нас все товары высший класс!
Вы по лавкам пройдите, да товары разглядите.
По душе себе найдите.
Не скупитесь вы на шутки, на улыбки да на смех.
Учитель:
Давайте мы с вами пройдёмся по ярмарке, посмотрим на товары и назовём ремесленников, которые изготовили эти изделия.
Слайд 9
Игра: «Лавка ремесленника»
Задание: Рассмотри изображения товара и назови профессию человека, который его изготовил.
Учитель:
О каждом ремесле можно рассказать много интересного. Послушаем, что расскажут нам о своём ремесле мастера (выходят дети в костюмах, читают стихи).
1.Булочник
У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
2.Столяр
Мимо столярной идёшь мастерской
Стружкою пахнет, и свежей доской.
3. Маляр
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
4. Стекольщик
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
5. Кондитер
Пахнет кондитер
Орехом мускатным
6. Крестьянин
Рыхлой землёю
Пашней и плугом
пахнет крестьянин
Идущий за плугом
7. Рыбак
Рыбой и морем
Пахнет рыбак
Все вместе:
Только бездельник
Не пахнет никак
Сколько не душится лодырь, ребята.
Очень неважно он пахнет, то правда.
Учитель:
Ребята, люди каких профессий нам встретились на ярмарке.
Чем пахнут ремёсла? Кто не имеет запаха? Почему?
А теперь сами пофантазируйте, и скажите, чем пахнут ремёсла, которые вам представляют эти мастера. (выходят дети в костюмах: парикмахер, доктор, доярка, продавец, шофёр).
Чтобы продолжить наше путешествие по «Городу Мастеров» нам необходимо отдохнуть.
Динамическая пауза: « Мы в профессии играли»
Задание:
Мы с вами превратимся в людей различных профессий. Вам нужно показывать какую работу выполняют люди каждой профессии.
Слайд 10
Ты в кружок скорей вставай,
Слушай стих и повторяй.
Мы в профессии играли -
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет дружный класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Стали все мы мастера и закончилась игра.
Учитель:
Следующая улица называется Улица«Юные мастеровые»
Слайд 11
Учитель:
Приглашаем мастеров да мастериц
Показать своё умение, да приложить своё старание.
Кто правильно и качественно выполнить работу.
Да прославит себя трудом своим.
У каждого ремесла есть свой цвет. А теперь послушайте, какого цвета представил себе ремёсла детский писатель Д. Родари.
1. Ученик
Цвет особый у каждого дела
Вот перед вами булочник белый.
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он
Раньше, чем птицы.
2. Ученик
Чёрный у топки стоит кочегар.
3. Ученик.
Всеми цветами сверкает маляр.
4. Ученик
В синей спецовке под цвет небосвода
Ходит рабочий под сводом завода.
Задание:
У каждого на столе лежит картинка с представителями различных профессий и конверт, с цветными карточками. Подберите для каждого ремесла свой цвет. Расскажите, почему вы выбрали именно этот цвет. (булочник, маляр, доктор, художник, строитель, печник, швея, столяр).
Учитель:
Где бы, не работал человек, какой профессией он не занимался. Чем бы, не пахло от человека: лекарством, бензином, хлебом, молоком это не важно. Важно, что каждый мастер делает полезное и нужное дело людям.
А мы отправляемся дальше и попадаем на улицу, которая называется
Слайд 12
Улица «Волшебных вещей»
Учитель:
На этой улице находится лавка, в которой продаются волшебные вещи.
Посмотрите, вещи обыкновенные, но если они попадут в руки настоящих мастеров, то при помощи этих инструментов будут созданы различные изделия. Сейчас мы с вами превратимся в маленьких мастеров.
Слайд 13
Задание: (работа в группах)
Каждая группа называет профессию, к которой относятся эти вещи или инструменты, выбирает волшебные предметы и создаёт свою вещь.
1 группа:
Кисточка, карандаш, краска (художник)
Раскрасить рисунок.
2 группа:
Ножницы, пуговицы, нитка с иголкой (швея)
Пришить пуговицы к платью.
3 группа
Молоток, гвозди, доска (плотник)
Забить гвозди.
4группа
Ложка, кастрюля, тарелка (повар)
Сделать бутерброд.
Учитель:
Вот такие обыкновенные предметы и инструменты помогли вам создать волшебные вещи.
Слайд 14
Ребята, легко, ли одному человеку делать всё, что ему нужно для жизни:
- строить дома,
-шить одежду и обувь,
-выращивать овощи,
-ловить рыбу,
-изготавливать мебель, утварь (бочки, корзины) и
- инструменты (молотки, пилы)?
Объясните, почему вы так считаете?
Что нужно делать людям, чтобы у них было всего достаточно: продуктов, вещей, инструментов?
Учитель:
Только трудом многих людей создаются вещи и предметы, которые необходимы нам для жизни.
Ученик:
Слайд 15
Это всем давно-давно признать пора-
Всюду русские в почёте мастера!
Наш свободный, удивительный народ,
Он веками удивительные вещи создаёт!
И хоть сказкой никого не удивишь.
Знают русских мастеров и Лондон и Париж.
Воздадим же честь большую и хвалу
Тем, кто сызмальства приучен к ремеслу.
Учитель:
Наше путешествие в Город Мастеров подошло к концу. Мы много узнали и убедились, как важно получить профессию, овладеть ремеслом для будущей жизни.
Итог занятия:
1.Ребята, вам понравилось наше путешествие в Город Мастеров?
2.Что вы узнали о ремёслах, о профессиях в ходе путешествия?
3. Какие ремёсла вы могли бы освоить после окончания школы?
4. Ребята, а какая профессия самая важная?
5. Какой можно сделать вывод?
Слайд 16
Профессий очень много интересных.
Все они нужны, все они важны.
Давайте закончим наше занятие словами (дети читают хором) Слайд 17
За всё, что создано для нас
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Для подготовки мероприятия использовалась следующая литература:
1.Брыкина, Л.В.- Нестандартные и интегрированные уроки в начальной школе [текст] / Л. В. Брыкина, // М: Учитель.- 2009.- 35с.
2.Канаева, Т.И.- Материал к занятиям по развития речи в начальной
школе [текст] / Т. И. Канаева, // М: Айрис Пресс.- 2008.- 44с.
3.Фефилова, Е.П.- Поурочные разработки по курсу: Окружающий мир
[текст] / Е. П. Фефилова, // В: Учитель.- 2008.- 88с.
4.Купицева, Е. Д. – Внеклассные мероприятия в начальной школе [текст] / Е. Д.Купицева, // М: Вако.- 2010.- 97с.
5.Усцова, И. Д. – Классные часы [текст] / И. Д. Усцова, // В: Учитель.- 2010.- 70с.
6.Павлова О. В.- Неделя технологии в начальной школе [текст] / О. В. Павлова, // В: Учитель.- 2010.- 54с.