- совершенствовать умение реализовывать полученные знания в практическом применении;
Развивающие:
- развивать познавательную деятельность;
- развивать внимание и воображение учащихся;
- формировать чувство формы и глазомер;
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе,
- продолжить формирование ответственности за порученное задание, аккуратность.
Оборудование:
Иллюстрации из литературных произведений, изображение мыши и крысы, маска мыши, муляж мешка Деда Мороза, снежинки с правилами ТБ, старые новогодние открытки, выставка книг.
У детей на столах - цветная бумага,цветной картон, клей, ножницы, влажные салфетки, образцы изделий, шаблоны, глазки для игрушек, жетоны 3-х цветов на клеевой основе для проведения рефлексии.
Музыкальное оформление: новогодняя детская песня про мышку.
Технические средства обучения: ноутбук.
Ход занятия:
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие – мы рады
приветствовать гостей_____________. Именно поэтому наше занятие вдвойне праздничное!
Рада, что сегодня вы готовы к занятию, посмотрите - на столе аккуратно сложены очень необходимые нам материалы и инструменты, а вы сидите ровно и правильно. Молодцы!
2.Вступительное слово педагога, объяснение цели и темы занятия
- Неслышными шагами движется новогодний праздник, но его приближение чувствуется повсюду: готовится природа, готовятся жители нашего города: украшают витрины и окна, продумывают весёлые сюрпризы и, конечно же, все – взрослые и дети - мечтают о новогодних подарках и поздравлениях! В ожидании новогодних праздников мы тоже не станем сидеть сложа руки, мы будем сами творить!
Во времена моего детства перед каждым праздником мы с мамой покупали много новогодних открыток и садились их подписывать, а потом относили их на почту, откуда они разлетались по разным городам нашим страны, где жили наши родственники и друзья. И мы также потом доставали из почтового ящика поздравительные открытки от них. Вот, посмотрите, я принесла вам показать несколько старых открыток тех лет. Сейчас мы мало пользуемся услугами почты, когда у каждого человека в кармане мобильный телефон. Но мы с радостью дарим и получаем в подарок открытки ручной работы. Тепло души и вашу любовь обязательно будет передавать подарок, сделанный своими руками!
3.Теоретическая часть
А идею для открытки, которая у нас должна сегодня получиться, я
предлагаю позаимствовать у одного из наиболее трудолюбивых народов мира - китайцев, именно китайский календарь в последнее время влияет на выбор символа года. Поэтому наряду с традиционными любимыми русскими Дедом Морозом и его внучкой Снегурочкой на сувенирах, открытках, кружках, футболках и многих других новогодних подарках появляются очередные символы наступающего года!
Старинная восточная легенда гласит, что однажды Будда пригласил всех зверей посетить его и выразить ему свою преданность и уважение в первый день Нового года. Будда пообещал наградить всех пришедших особым даром: правом безраздельно обладать каким-либо одним годом и дать ему собственное имя. Из всего огромного количества зверей к Будде пришли только двенадцать. Проворная Крыса прибежала первой —поэтому ей выпало начинать 12-летний цикл восточного календаря. Когда нужно было преодолеть реку, она схитрила и переплыла ее на быке.
По восточным поверьям, Крыса пронырлива, умна, сообразительна, но ещё и бережлива. Потому она является символом богатства у многих народов мира. На Востоке знак «крысы» означает богатство и процветание. Объясняют это просто: в богатом доме не голодают, а где еда — там и крысы. Китайская пословица, например, гласит: «Хотите разбогатеть, пригласите крысу». Однако в жизни всё иначе. Крысы и мыши — древнейшие спутники человека. С давних пор они стали жить рядом с ними, приносить многие неприятности. Крысы очень живучи, плодовиты и легко приспосабливаются к любым условиям. Крысы всеядны — они едят хлебные, рыбные, мясные продукты, не упускают возможности поживиться «дичинкой» — могут напасть, например, на цыплят. Большая проблема — участие крысы в распространении опасных инфекций. Но справедливости ради надо сказать, что переносчиком инфекции являются не сами грызуны, а блохи, живущие на них.
Крысы отчасти «реабилитировали» себя, когда были выведены белые крысы (альбиносы). Их разводят в лабораториях, они отличаются от диких мирным характером, сохраняя все «интеллектуальные» способности своих серых сородичей. Белые крысы и мыши незаменимы в различных опытах по изучению физиологии и поведения. На лабораторных мышах и крысах проводятся исследования многих лекарственных препаратов, которые затем используются людьми. Это возможно потому, что мыши болеют теми же болезнями, что и человек. Также они хорошо поддаются дрессировке. Многие любители держат белых крыс в своих «живых уголках».
Обыкновенная серая мышь съедает за сутки всего три-четыре грамма зерна. Казалось бы, немного. Но за год это составит один килограмм. Если на складе живёт не одна, а много мышей, то ущерб может быть весьма ощутимым. В библиотеках, привлечённые запахом клея, они изгрызают переплёты книг, приводят в негодность деловые бумаги, и даже грызут в кассах бумажные деньги.
Интересно, что у всех грызунов, в том числе и у мышей и крыс, передние зубы — резцы — растут всю жизнь. Потому они постоянно должны грызть какую-то жёсткую пищу. Если они не будут стёсывать зубы, они могут вырасти так, что владелец не сможет закрыть рот.
. В России есть город, который называется Мышкин. Он стоит на берегу Волги между Угличем и Рыбинском. О том, почему у города такое название, рассказывает древняя легенда. Однажды князь, охотясь в этих местах, прилёг отдохнуть на берегу реки и задремал. Вдруг на него прыгнула мышка. Князь сначала очень рассердился, но потом увидел, что к нему по густой траве пробирается змея. Так мышка спасла князя от укуса змеи. В память о своём чудесном спасении князь поставил на берегу часовню. Постепенно вокруг часовни вырос город. Это легенда, а городу уже больше 410 лет.
Современные жители Мышкина решили «оправдать» название города, создав в нём единственный в мире музей Мыши. В музее можно увидеть игрушки, книжки, плакаты, рисунки, сувениры на «мышиную тему».
Физминутка.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре-
Мышки дёрнули за гири!
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон!
Мышки и крысы очень часто являются героями литературных произведений и мультфильмов. Сейчас мы поиграем в игру «Книжная мышеловка» (в какие книжки попали мышки), сюда ещё попались и мышки из мультфильмов. (На доске висят картинки, перевернутые обратной стороной, ребенок снимает одну картинку, отгадывает, к какому произведению она относится и прикрепляет обратно уже лицевой стороной.)
4.Практическая часть
Педагог: Нас ожидает очень интересное занятие – изготовление открытки с символом года - мышкой.
- Какие материалы и инструменты нам понадобятся, назовите их.
- А чтобы не случилось неприятных сюрпризов, надо помнить правила обращения с этими инструментами. Знаю, что Дед Мороз тоже об этом хотел напомнить, поэтому те, у кого на столах есть снежинки, открепите их и прочитайте новогодние советы!
Учащиеся открепляют от столов снежинки с правила и техники безопасности и читают их вслух:
Обращайтесь с ножницами очень осторожно.
Резать кончиком нельзя, серединкой – можно.
Если нужно инструмент, передать другому,
Нужно следовать, друзья, правилу такому:
Ты колечки от себя спокойно поверни,
И, за кончики держась, ножницы верни.
Если выполнил работу - ножницы закрой,
Чтобы острых краешков не задеть рукой.
На кожу рук, в лицо, глаза
Вам клей не должен попадать,
Но если клей попал вам в глаз,
То промывайте много раз!
- Дед Мороз советует вам не торопиться и делать всё аккуратно. Моя помощница Мышка соберёт советы и положит их в наш новогодний мешок, который сегодня будет ещё пополняться не раз!
Учащаяся собирает советы по ТБ и прикрепляет их на демонстрационную доску.
Педагог повторяет этапы выполнения работы.
- Из каких геометрических фигур состоит наша мышка?
- Как правильно обвести шаблон?
- Как быстро вырезать сразу два одинаковых круга?
- Как правильно работать с клеем?
-
Итак, приступим.
5. Динамическая пауза: коррекционная гимнастика для рук
- Ребята, давайте на несколько минут прервём наш процесс и поможем рукам и пальчикам отдохнуть! На улице какое время года?
Ответ учащихся: Зима.
- Наши руки и пальцы замерзли, давайте согреем их.
- Руки отдохнули, они готовы к работе. Продолжаем выполнению наших открыток, которые мы можем подарить нашим родным и близким людям.
Учащиеся выполняют работу.
Педагог контролирует работу, отмечает аккуратность при выполнении, сотрудничество участников группы, выполнение обязанностей.
Мини-выставка «Подарки в мешок Деда Мороза», оценка качества работ учащихся
- Те из вас, кто выполнил работу, может разместить открытку на нашей мини-выставке, в мешке Деда Мороза!
Учащиеся прикрепляют открытки на демонстрационную доску.
Педагог организует самооценку работ, проводит оценку работ учащихся.
Итог занятия, рефлексия
- Замечательные работы! А сейчас наша Мышка расскажет нам новогоднее стиховорение.
- Спасибо, Мышка!
Ребята, Деду Морозу интересно, с каким же настроением вы покидаете нашу мастерскую? Поможет нам в этом разноцветное конфетти: если у вас прекрасное настроение, то добавьте конфетти красного цвета в мешок Деда Мороза, если настроение после нашей встречи чуть погрустнее, то выберите и прикрепите конфетти зелёного цвета, а если наша встреча не смогла поднять ваше настроение, то конфетти выберите синие, ледышки.
- А еще наша запасливая Мышка принесла вам гостинцы и хочет вас угостить.
- А теперь на фоне праздничного наполненного вашими работами мешка надо сделать общую фотографию!
Спасибо, думаю, что изделия, выполненные с таким старанием и любовью, будут радовать вас и ваших близких! Наше занятие окончено. Всем спасибо!