kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс «Фронтовой треугольник. Подарок ветерану».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие в группе продленного дня 3-4 классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«мой конспект»

Открытое занятие

«Фронтовой треугольник. Подарок ветерану».

Цели занятия:

1. Формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России и ее граждан в судьбе мира.

2. Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, сопричастности поколений к истории Отечества.

3. Воспитание уважения к подвигам героев.

4. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту своей страны.

5. Формировать умения и навыки работы с бумагой и картоном, соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.

6. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, стремление доводить дело до конца.

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, письма солдат, презентация, материалы и инструменты для изготовления открытки.

Ход занятия.

Вступительное слово. Слайд 1.

С каждым годом все дальше и дальше уходит в прошлое Великая Отечественная война. Не только для вас, но и для нас и ваших родителей, родившихся после победы, она уже в истории.

Мы знаем о той войне по просмотренным фильмам, телепередачам, музейным экспонатам, по прочитанным книгам или по каким-либо вещам, сохранившимся в семьях с той далекой поры.

Слайд 2.

Что такое война? Это зловещие языки пламени. Это искаженные ужасом лица матерей, прижимающих к груди насмерть испуганных детей. Душераздирающие стоны раненых, грохот орудий, свист пуль. И повсюду трупы людей, ещё недавно думавших о будущем, мечтавших о любви и счастье. Всё это и есть война – самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слёз была омыта за 4 года, что длилась война, наша многострадальная земля. Тяжело было не только на фронте. В тылу на военных заводах ушедших воевать мужчин заменили женщины, работая по 16-18 часов в сутки. Не досыпая, не доедая, они растили детей, кормили, обшивали, вооружали армию.
Великая Отечественная война изменила судьбы всех людей. О том, что они переживали, что чувствовали, с какими невзгодами и радостями встречались, рассказывают нам письма военного времени. Конвертов не хватало, с фронта приходили вот такие письма-треугольники

Слайды 3-4. /показать солдатские треугольники/.

Каждое из них – это дорогая реликвия и память о человеке, который его написал, потому что душа солдата жила в этих скромных треугольниках.

Слайд 5.

Песня «Письмо отца» Е. Мартынова в исполнении воспитателя Григорьева Ю.Ю.


Сегодня мы с вами будем не просто говорить о ВОВ, а о письмах, солдатских письмах. Письма с фронта стали живой историей всех боев и событий, которые происходили в то грозное время. Они ценны еще и тем, что раскрывают душу и характер наших земляков, на долю которых выпало страшное испытание.

С началом войны миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга. В 1941 г. в армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой "треугольник". Народ прозвал его солдатским. Письма складывались простым треугольником, что не требовало конвертов, которые на фронте всегда были в дефиците.

Слайд 6.

Во многих музеях нашей страны среди экспонатов есть такие фронтовые треугольники. Есть они и в нашем станичном музее, и в краеведческом музее города Крымска, где мы побывали на прошлой неделе. Эта фотография оттуда. Поднимите руку, кто ездил в Крымск?

Этот солдатский треугольник - письмо из семейного архива нашей воспитательницы Л.П. Тархановой. Такие письма отправляли с фронта домой. Просто, незатейливо сложенный тетрадный листок. На нём стоит дата – 43-й год. Семьдесят два года прошло! Карандашом, аккуратно, задумываясь над каждой строчкой, писал его солдат своим родным. Кажется, бумага до сих пор пахнет порохом, читая строчки, словно слышим разрывы гранат, звуки воющих немецких самолётов, гул наступающих фашистских танков.

Слайд 7. А сейчас послушайте письмо солдата матери. Это стихотворение Эдуарда Асадова, который в 17 лет ушёл на фронт.

(Аудиозапись «Мама, тебе эти строчки пишу я…»)

- Вы что-нибудь почувствовали, когда слушали строки из солдатского письма?

А что?

(учащиеся делятся своим мнением)

Их, солдатских треугольников, ждали в каждом доме, ведь они были единственными свидетелями тех солдат, которые писали эти письма. Эти письма немногословны, в них - любовь защитника Отечества к своим близким, тоска по родным местам, ненависть к немецко-фашистским захватчикам, твердая вера в силу Красной Армии. И даже через десятилетия невозможно читать их без волнения. Ведь каждое слово в них - это и обращение к нам, ныне живущим. А в Ростовской области в городе Азове открыт музей солдатского письма

- Как вы думаете, чем интересен этот музей?

- А в нашей станице 10 лет назад была выпущена вот эта книга «История одного класса», основанная на реальных письмах с фронта, которые писали выпускники Красноармейской школы № 1 своей учительнице Марии Алексеевне Антошкиной. А написала эту книгу дочь Марии Алексеевны и её внук.

Слайд 8. Довоенное фото класса

Письма эти – потёртые, написанные на грубой бумаге, зачастую второпях, карандашом, - волнующие документы тех военных суровых лет. Они, эти письма. Писались под дождём и палящим солнцем, на коленях и грубых дощатых столах, накануне или после боёв. Эти письма доносят до нас эхо войны, они – свидетельство о войне тех ребят, которые со школьной скамьи шагнули в огонь великих сражений и отдали жизнь во имя Победы.

Слайд 9. Письмо с фронта Николая Форшенева.

Коля Форшенев — отличник учебы, комсорг класса, редактор степной газеты «Юность». Он отличался не только глубокими знаниями, но и впечатляющей культурой поведения. 19 октября 1941 года из 10-го класса был призван в армию. Окончил военное училище. На фронт попал в начале августа 1942 года на Кавказ, в район г. Моздока. Сражался в рядах гвардейцев.

В последнем письме с фронта 31 августа 1943 года Коля написал: «Многие из нас не доучились до конца — ушли на фронт после 9-го класса или в начале 10-го. Но мы доучимся на фронте...»

Но не всем было дано время доучиться на фронте. Не было дано это время и Коле...

Другие ребята сейчас заканчивают школы, влюбляются, смотрят на звезды, читают книги... И за это, за нашу жизнь на родной земле Коля рвался в бой и стоял в бою до конца, до своей смерти. 6 ноября 1943 года старший сержант Николай Форшенев погиб под Киевом, во время яростного и страшного штурма Днепра.

Слайд 10. Письмо с фронта Павла Сивовола читает ученик 5-го класса Бородинов Руслан.

Здравствуйте, дорогая незабываемая учительница Мария Алексеевна!

Дорогая Мария Алексеевна! Спасибо Вам за материнское признание. Я твердо знаю, что у меня и всех нас есть третья мать — воспитательница, которая учила и любила нас, как своих детей. И будем помнить Вас всегда: в бою и мирном труде. Мария Алексеевна, первая мать — это мать-Родина, вторая мать — родная мама, а Вы — мать-воспитательница... Спасибо Вам за то, что приучали нас честно, настойчиво тру­диться. Все это очень пригодилось здесь в училище. Овладе­вая военной наукой, мы часто вспоминаем о Вас...

Своей учебой я не опозорю ни Вас, моя воспитательница, ни мой народ, который послал меня на военную учебу.

Я — Родины славный защитник и воин,

Я — сын трудового отца,

Клянусь и ручаюсь, что буду достоин

Высокого званья бойца!

Клянусь я народу и милой Отчизне,

Что выполню клятву свою —

Не буду щадить своей жизни и крови,

С врагами сражаясь в бою!..

Лейтенант Павел Сивовол погиб под Сталинградом в 1942 году. Позднее его одноклассник Василий Кравцов в своих письмах Марии Алексеевне вспоми­нал: « А как мать ждала его, не верила, что он погиб, все гадалки ей говорили, что он жив, но она так и не дождалась...»



- А знаете ли вы, что в городе Волгограде  стоит памятник солдатскому треугольнику?

Слайд 11. Памятник солдатскому треугольнику

 Послушайте предысторию его возникновения:

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.

И именно это письмо, которое вы сейчас видите, в форме треугольника,  как один из элементов запечатлено на мемориальном комплексе «Солдатское поле».

Слайд 12. Памятник солдатскому треугольнику

Так же одним из элементов «Солдатского поля» является скульптура тоненькой девочки с цветком в руке, устремляющейся к братской могиле, как олицетворение спасённого поколения. Рядом с девочкой – треугольник письма Дмитрия Петракова, с подлинным текстом на нём. Строки этого письма до сих пор обжигают  душу болью и мужеством тех, кто приходит к мемориалу «Солдатское поле».

Физ. минутка

- А сейчас послушаем стихотворение, которое подготовили Оля, Дима и Ксюша

Ученик 1.

Я читаю письмо от солдата, что был моим дедом…

Треугольник истлевший, истёртый давно по краям…

Я не помню его: дед погиб, не дожив до Победы.

Но у бабушки в старой коробке письмо нашла я.

Ученик 2.

«Здравствуй, милая Оля. Во первых  строках сообщаю,

Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.

Передай моим сёстрам, что часто я их  вспоминаю.

И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.

Ох, как трудно живётся всем вам без меня… Понимаю…

Ты с ребёнком (в такое-то время!) осталась одна.

Скоро в бой. А вернусь ли живым  я оттуда – не знаю…

Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.»

Ученик 3

Тёмно серый листок. А на нём – бледно-синие строчки.

Подчерк ровный и чёткий. Ничто не пророчит беду…

Не увидел (ни разу!) мой дед своей маленькой дочки.

Он в мученьях скончался от ран в сорок третьем году.

Но сквозь годы, сквозь вечность, сквозь слёзы письмо я читаю

И родное лицо. Воскресая, встаёт предо мной.

Здравствуй, дед. Я твой голос далёкий в тиши различаю…

Ты погиб на войне. Но в письме для меня ты – живой.



. А сегодня и мы с вами попробуем научиться складывать солдатские треугольники так, как складывали солдаты в годы войны.

Слайд 13.

Такие “треугольники” не заклеивались, а складывались особым образом. Перед написанием письма надо было сложить треугольник из чистого листа. Во время войны это умели делать все, даже маленькие дети, которые иногда, играя, складывали “письмо” из куска газеты и “отправляли” папке на фронт.

Мы сделаем открытки, которыми вы будете поздравлять ветеранов. Придя в свои отряды, вы научите этому товарищей и вместе подумаете, что в них написать, какие слова можно сказать солдатам, защищавшим Родину, славным труженикам тыла и детям военного времени. Чтобы наша открытка напоминала о далёком прошлом, мы используем состаренную при помощи чайной заварки бумагу.

Перед началом работы вспомним правила безопасности при работе с ножницами.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Заключение

- У вас получились треугольники, позже напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал Родину, а может кто-то из вас нарисует своё поздравление. Вместе со своими воспитателями и товарищами поздравите своих подшефных ветеранов. И приехав домой, в свои населённые пункты присмотритесь повнимательнее к соседям, своим односельчанам. Среди них наверняка есть люди, пережившие войну. Поблагодарите их за ратные и трудовые подвиги, за мужество.

Слайд 18.

Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу.

Заканчивается наше занятие “Подарок ветерану”. Мы читали письма с фронта, выразили слова благодарности солдатам.

- Какие мысли и чувства вызвало у вас занятие?

- Поднимите письма, если у вас появилось чувство гордости за солдат, защищавших Родину!

- Я хочу поблагодарить вас, ребят за внимание и работу на занятии и подарить вам на память о нём сувениры-смайлики. Всем спасибо и до новых встреч!

Слайд 19.



5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс «Фронтовой треугольник. Подарок ветерану».

Автор: Петрова Елена Александровна

Дата: 08.02.2020

Номер свидетельства: 538846


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства