Учитель. Сегодня нашу встречу посвящаем писателю, нашему земляку С.Т.Аксакову.
Слайд№2 (портрет С.Т.Аксакова)
Учитель. В октябре исполнилось 225 лет со дня рождения С.Т.Аксакова. Будущий писатель родился в нашем городе Уфе и провел здесь свое детство.
Как жили в те далекие времена, где играл и по каким тропинкам бегал маленький Сережа, мы с вами прочувствовали, посетив дом-музей и сад имени С.Т.Аксакова.
Наше занятие называется…(прочитать). На занятии м с вами поговорим о любви и доброте, которые царили в семье Аксаковых. Эти качества, став писателем, С.Т.Аксаков отразил в своих произведениях.
А сейчас улыбнемся и пожелаем друг другу доброты.
Вернемся в дом-музей Аксакова и еще раз пройдемся по его комнатам. (слайды и видео, комментарии учителя)
Учитель. И так о родителях С.Т.Аксакова.
Ученик.(чтение об отце С.Т.Аксакова)
Слайд (портрет отца)
Отец, Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был не равнодушен к природе. Отец развил в сыне привязанность к природе, рыбалке, охоте.
Слайд ( портрет матери С.Т.Аксакова)
Ученик (чтение о матери С.Т.Аксакова)
Мать, Мария Николаевна, была очень образованной женщиной. Она много читала и приохотила своего сына к чтению. Сережа с удовольствием читал. Из чтения он узнал, например, откуда берутся громИ молния, снег, дождь…
Учитель. Ребята, прослушав о родителях Аксакова, скажите, чему учили родители сына.(доброте).
Эти чувства легли в основу его будущих произведений.
Обзор книжной выставки библиотекарем (слайды, видео)
В своих книгах С.Т.Аксаков просто рассказывал о том, что лучше всего знал и любил. А любил он природу родного края. «Записки об уженье», «Записка ружейного охотника», «Детские годы Багрова-внука» и другие. Эти замечательные книги вы можете прочитать в нашей библиотеке, а такую замечательную сказку «Аленький цветочек» вы знаете.
Слайд ( сказка «Аленький цветочек»)
Учитель. История этой сказки такова. В детстве Сережа тяжело болел и не мог спать. Пелагия, которая вела хозяйство в семье Аксаковых, каждый вечер приходила к Сереже и рассказывала сказки и под ее певучий голос Сережа крепко засыпал. Однажды она ему рассказала сказку «Аленький цветочек». Сереже сказка очень понравилась и уже будучи писателем он ее зписал.
Слайд (задание)
Задание. Воспроизвести последовательность событий в сказке:
Отправился купец в дальние страны
Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки
Жил купец и было у него три дочери
Младшая дочь у зверя лесного
Зависть сестер
Купец встретился со зверем лесным
Превращение зверя в принца
Учитель. Скажите, что помогло чудищу стать принцем? ( любовь и доброта).
Задание. В сказке встречаем слова, которыми мы не используем, но значение их понимаем. Эти слова мы и в других сказках встречаем.
Слайд с заданием
Явства сахарные
Сажень
Опочивать
Челядь
Парча
Тувалет
Задание.
Ребята, к нам пришли актеры…Вы можете назвать героев, которых они будут играть. Эти герои – не обычны. Они не будут разговаривать. Но свои действия покажут жестами, а вы должны понять, о чем речь.
Сценка – купец и три дочери.
Учитель. Как относился купец к своим дочерям? Почему?
Продолжаем…
Учитель. Почему сказку называют литературной? А как она связана с устным народным творчеством?
Задание. Чтение начала сказки (зачин)
Чтение конца сказки ( концовка)
Читают гости.
Учитель. Из поколения в поколение читают эту сказку и в благодарность С.Т. за эту сказку в саду имени Аксакова поставлен памятник аленькому цветочку.
Вот такая замечательная сказка живет более 200 лет, но не стареет, потому что никогда не исчезнут любовь и доброта.
Задание.
Ребята, у меня в руках цветок, но его лепестки волшебные. Давайте проверим.