Познавательная викторина "Страна ЛИНГВИНИЯ" проведена в рамках предметной недели русского языка и чтения для обучающихся 5-6 классов, с целью привития интереса к русскому языку, выявления и развития творческих способностей обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас интересная викторина- путешествие в страну ЛИНГВИНИЯ.
- А знаете ли вы, что такое Лингвиния?
- Существует замечательная наука лингвистика. Её название происходит от латинского слова «лингва», что означает «язык». (Слайд 2)
- Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000 языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей. По числу говорящих, русский язык считают четвертым после китайского, английского и испанского. (По материалам «Википедии»-интернет энциклопедии.) Официальными языками ООН являются 6 языков: английский, французский, китайский, испанский, арабский и, конечно, русский язык.
И, кстати, именно наш родной русский язык считается одним из самых сложных языков в мире.
-Да! Чего только стоят все эти склонения, спряжения, местоимения…
Но зато нам повезло больше других людей, желающих изучить русский язык. Ведь мы его слышим с детства, и умеем на нём разговаривать и писать, и как сказал о нём великий русский писатель А.Н.Толстой:
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью...»
(Слайд 3)
- А вот насколько правильно мы умеем обращаться с родным языком, покажет наша сегодняшняя викторина. (В игре принимают участие 2 команды по 5 человек из обучающихся 5-6 классов. Команда «Грамотейки», «Знайки».)
- Представляю вам наше самое объективное жюри:
Куприянова С.А.,Елина Е.А., Гусарова Т.В.
I.Конкурс (Разминка)(слайд 4)
- Нашу конкурсную программу мы начинаем с разминки.
Задание: составить как можно больше слов из слова ЛИНГВИСТИКА за минуту. Если болельщики будут подсказывать ответы с места, вопрос будет сниматься с игры. Поэтому большая просьба к вам, дорогие зрители, сдерживать свои эмоции.
(команды составляют слова на листке)
Игра с болельщиками ( за каждый правильный ответ получают жетон):
«Хитрые вопросы» (слайд 5) 1) В каком слове из пяти букв насчитывается 5 О. (опять) 2) В каком слове находится семь букв Я? (семья) 3) Чем заканчивается день и ночь? (ь) 4) В каком слове 40 А? (сорока) 5) Что находится между берегом и рекой? (и) 6) Каким гребешком не расчешешь головы? (петушиным) 7) Какие ворота находятся в поле (футбольные) 8) Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)
Слово командам, жюри подсчитывает правильные слова, зачитывает кол-во баллов.
II. Конкурс «Дополни пословицу» (слайд 6) Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их: (Пословицы напечатаны на листочках, раздаются командам, какая команда быстрее соберёт) 1) Крепкую дружбу топором …(не разрубишь). 2) Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда). 3) Поспешишь … (людей насмешишь). 4) Нет друга – ищи, … (а нашёл, береги) 5) Век живи - …(век учись). 6) Семеро одного … (не ждут). 7) Труд кормит (лень портит) . 8) Делу время … (потехе час). 9) Друзья познаются в …(беде). 10) Семь раз отмерь, ... (один раз отрежь) .
Разминка для болельщиков: (слайд 7,8,9) 1. Пращур это: а) динозавр;
б) отец прапрадеда или прапрабабки;
в) название болезни. Пращур предок, отец прапрадеда, прапрабабки.
2. Какого цвета бывают ланиты? а) красные;
б) зеленые;
в) синие. Ланиты; щеки. 3. Что необходимо, чтобы стать толмачом? а) хорошо рисовать;
прочитайте фразу и выразите её смысл одним словом.
1 команда
Рукой подать… (близко) Перемывать косточки…(сплетничать) Надуть губы…(обидеться) Вылетело из головы…(забыл) Бить баклуши ...(бездельничать) Делать из мухи слона ...(преувеличивать)
2 команда
Бок о бок…(рядом) Зарубить на носу ...(запомнить) Клевать носом ...(дремать) Мозолить глаза ...(мешать) Чесать языком ...(разговаривать) Зимой снега не выпросишь ...(жадничать)
Проведем конкурс "Четвёртый лишний". Командам предлагаются группы слов. В каждой группе три слова родственные, однокоренные, а одно - лишнее. Найдите лишнее слово. Кто быстрее?
1 команда
гора, горный, гореть, горка
тепло, теплица, тёплый, жаркий
лес, лесенка, лесной, лесник
нос, носить, носик, носовой
2 команда
вода, водный, водитель, водичка
каменистый, камень, затвердел, окаменел
печник, печка, печать, печной
часы, часовщик, часть, часовой
(Игра со зрителями- Загадки) Деревянный кафтан, В нем живет цветной Иван. Любит он альбом, тетрадь, А я люблю им рисовать. (Карандаш.) Эти резвые подружки, Попрыгуньи и крикушки, Песни громко распевают И комариков глотают. (Лягушки.) Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки.) Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда белы, как вата, Они плывут, спешат куда-то. (Облака.) Не зверь, не птица, Нос как спица; Летит – кричит, Сядет – молчит; Кто его убьет – Свою кровь прольет. (Комар.) В поле родился, На заводе варился, На столе в стакане Быстро растворился. (Сахар)
V. Конкурс со скобками. (слайд13-14 ) Команде даётся задание: раскрыть скобки в предложениях, кто быстрее? • Язык (до)Киева (до)ведёт. • Хорошее слово (до)сердца (до)йдёт. • (До)школы (до)шли быстро. • Маша (за)вернула (за)угол. Вопросы болельщикам:
1. Сколько букв в русском алфавите? (33.) 2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или согласных букв? (Согласных букв). 3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол) 4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.) 5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что?(Подлежащее.) 6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.) 7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.) 8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)
- Знаете ли вы, что в 17 веке по указу царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем. Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой? (Слайд 15) Заповеди речевого этикета 1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь. 2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения. 3. Уважай собеседника, не перебивай его. 4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться 5. Говори просто, четко, понятно. 6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее. 7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. - Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом. (Слайд 16) « Берегите наш язык,
наш прекрасный
русский язык, этот клад, это достижение передано нашими предшественниками.» И.С.Тургенев
А сейчас подведем итоги нашего соревнования. Награждение.