Просмотр содержимого документа
«Конспект воспитательногоо занятия "Символы России"»
«Символы России»
Цель: Закреплять знания детей о символах России, об истории их происхождения, со значением их в современной жизни и практическом применении. Развивать мышление, внимание, память, связную речь.
Воспитывать уважение к Родине, её истории, традициям и обычаям.
расширять кругозор
Ход занятия.
- Дети входят в зал под песню «Россия»
-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
-Вы любите путешествовать? (где-то бывать, узнавать что-то новое, интересное). Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. А вот куда, мы узнаем, разгадав ребус: Р1А
(Р-ОДИН-А) (Дети читают слово РОДИНА)
- А как называется наша родина? (Россия)
Послушайте стихотворение «Хороша Россия».
Внимательно слушайте, о чем оно?
Хороша Россия
В полдень так нежна.
Но ещё красивее
В сумерках она.
Хороша Россия
Утром на заре,
Но ещё чудеснее
В лунном серебре.
Родина моя, сказочная Русь,
Добротой и силой
Я твоей горжусь!
Хороша Россия
В ледоход весной,
Только первый снег её
Снится нам и в зной.
Хороша Россия
В блеске летних звёзд,
Но ещё прекраснее
В золоте берёз.
Родина моя, сказочная Русь.
Добротой и силой
Я твоей горжусь!
- О чем это стихотворение? (О том, как хороша наша Россия, о её красоте)
- Ребята, вы ничего интересного не заметили в этом стихотворении?
- Правильно, в нем есть девиз нашей тропинки.
Давайте ещё раз повторим: « Родина моя, сказочная Русь. Добротой и силой Я твоей горжусь!»
- Наше занятие называется «Символы России»
- Я вижу, что вы готовы к путешествию.
Все встали, дружно шагаем и за мною повторяем.
Бодро, бодро мы шагаем
Никогда не устаем.
Тайны все мы разгадаем
На вопрос ответ найдем.
Первая остановка « Государственные Символы России»
Наша Родина – государство очень древнее, оно возникло много-много лет тому назад. В те давние времена, когда не было ещё ни городов, ни домов в которых мы сейчас живем. А были небольшие деревянные домишки по берегам рек, в которых жили наши предки. Предки - это люди от которых мы произошли. В те давние времена жизнь предков была очень неспокойна. Не раз им приходилось объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воины брали палку, на её конец привязывали пучок сухой травы или конский волос и высоко поднимали вверх. Но вот кто-то вместо травы или хвоста придумал прикрепить кусок ткани. Ткань развивалась на ветру, и такой знак был виден ещё дальше и лучше. Так и появились первые флаги.
В нашей стране России – вот такой флаг.
- Назовите цвета Российского флага? (белый, синий, красный)
- Что напоминает белый цвет? (берёзка, зима, ромашка)
Белый цвет – это цвет мира и чистоты.
- Что напоминает нам синий цвет?(Небо, море, река).
Синий цвет – небо, верность и правду. Он говорит, что наша страна миролюбивая, всегда стоит на страже мира.
-Что напоминает нам красный цвет? (огонь, кровь, праздник, радость)
Красный цвет – это цвет силы, огня, отваги. Это кровь, пролитая в борьбе за Родину.
- А где мы можем увидеть флаг? (на зданиях, кораблях, в армии, на соревнованиях)
Послушайте стихотворение В. Степанова «Флаг России». И скажите о чем оно?
Белый цвет – березка,
Синий- неба цвет
Красная полоска
– Солнечный рассвет.
- О чем это стихотворение?
-Сколько полос у флага России?
Где можем увидеть флаг?
Игра «Собери флаг России»
- Ребята, наше путешествие продолжается,
Бодро, бодро мы шагаем
Никогда не устаем.
Тайны все мы разгадаем
На вопрос ответ найдем.
Следующая остановка «Отличительный знак»
– Вот и следующая наша остановка «Отличительный знак страны».
- Как вы думаете, что же может быть отличительным знаком страны? (Ответы детей).
- Дети, история герба, так же, как и флага началась в те времена, когда наши предки много времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены.
- А что защищало самого воина? (доспехи – щит, шлем)
-Чтобы не ошибиться, рыцари придумали разные знаки отличия: плащи разных цветов, шлемы разной формы. Но главный опознавательный знак наносили на щит. Щит большой и рисунок на нем хорошо видно. Щит с таким рисунком называли –гербом. Уже давно нет рыцарей, современные воины не используют щиты, но гербы остались. Чаще всего, герб, по прежнему имеет вид щита. Свой герб есть у каждой страны, города, района.
Герб – отличительный знак страны.
-Что вы видите в центре герба? (орла)
-На каком фоне он изображен? (на красном)
- Расскажите об орле, какой он? ( 2 головы, подняты крылья).
Головы орла смотрят на запад и восток, как бы показывая, что Россия государство большое, но единое.
- А что видите на голове?(корону)
- На что похожи крылья орла? (на солнечные лучи)
- А сам орел? (на солнце)
- В середине изображения мы видим герб Москвы, на нем всадник на белом коне.
- Вспомните, где можно увидеть герб? (на документах, монетах)
Послушайте стих-е В. Степанова. О чем это стих-е?
Герб России.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
- О чем это стихотворение?
-О каком символе России, мы сейчас с вами говорили? (о гербе)
-Какой фон у российского герба? (красный)
- Кто изображен в центре? (орел)
-На что похожи крылья орла? (на солнечные лучи)
- А сам орел? (на солнце)
- Герб, какого города изображен в середине? (Москвы)
-Вот как много могут рассказать о стране её флаг и герб.
«Игра «Найди герб России»
- Наше путешествие продолжается,
Бодро, бодро мы шагаем
Никогда не устаем.
Тайны все мы разгадаем
На вопрос ответ найдем.
- У каждого государства есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня.-Что такое гимн? (торжественная песня)
Его исполняют в торжественных случаях, во время праздников, соревнований и др. важных событиях. При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головной убор.
- Вот и мы сейчас встанем и послушаем гимн.
- Что мы сейчас прослушали? (гимн)
-Как его нужно слушать? (стоя)
- Наше путешествие продолжается.
Бодро, бодро мы шагаем
Никогда не устаем.
Тайны все мы разгадаем
На вопрос ответ найдем.
- Мы с вами говорили о государственных символах России. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то своё, очень-очень родное. Поэтому у нас есть ещё и родные, национальные символы страны. Это особенные предметы, которые есть только у нас в стране.
-Чтобы узнать о каком символе России пойдет сейчас разговор, нужно отгадать загадку:
Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская... (Матрешка)
-Нарядная, красивая деревянная кукла.
- Из чего она сделана?
-Матрешка кукла не простая, кукла с секретом. В большой матрешке живут её дочки мал мала меньше. Матрешка – символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, то прячутся друг в дружке.
- Но откуда в России появилась матрешка? Хотите узнать?
- Появилась первая матрешка в России очень давно, более 100лет назад. Придумал её художник Сергей Васильевич Малютин. Художник Малютин увидел деревянную пустотелую куклу, привезенную из Японии, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше.
Малютин нарядил её в русский сарафан с передником, яркий платочек. Нарисовал ей красивые голубые глазки, положил на щечки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матреной.
У нас в школе проводился конкурс – «Разукрась матрешку». Вам по классам раздали рисунки матрешек, чтобы вы их разукрасили. Посмотрите, какие же нарядные у вас получились матрешки.
-Смотришь на них, и поиграть хочется.
Игра «Наряди матрешку».
Следующий национальный символ вы узнаете, отгадав загадку.
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке и в белом сарафане. (Берёза)
Берёза с незапамятных времен почитаема и любима на Руси. Это символ одухотворенности, процветания и долголетия.
Белоствольные берёзки, покрытые молодой яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушным никого. Послушайте стихотворение.
-Какими словами называет автор нашу Россию?
На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки –
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.
-Какими словами автор называет нашу Россию? (Берёзовая, русская, ромашковая, добрая).
-Берёза – национальный символ России, нашей Родины. Она красива в любое время года. У русского народа считалось, если оно растет рядом с домом, то оберегает семью от несчастий. Береза считается символом красоты и чистоты. Русские девушки собирались в хороводы вокруг этого священного дерева, чтобы пробудить в нем силу. Такие «хороводы силы» водили всё лето и верили, что они помогут исполнить желание, исцелиться и даже защитить свою землю.
И сегодня ученицы 6 класса приготовили для вас танец «Русский хоровод».
- Назовите государственные символы России? (Флаг, герб, гимн)
- С какими символами мы ещё познакомились? (Береза, матрешка)
- В заключении мне бы хотелось отметить, что символы России воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Эти символы достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Рубцовская общеобразовательная школа –интернат №1»
Конспект итогового занятия по тропинке «Мы- русские»