Просмотр содержимого документа
«« Использование прикладного анализа поведения в работе с обучающимися с РАС имеющими интеллектуальные нарушения»»
Открытый урок
« Использование прикладного анализа поведения в работе с обучающимися с РАС имеющими интеллектуальные нарушения»
Обычные звуки, запахи, вкусы и прикосновения могут больно ранить ребенка с РАС. Для него окружающее пространство враждебное, слишком громкое и состоят из мешанины разных раздражителей. Гипертрофированный слух воспринимает сразу все разговоры, шум за окном, звуки электроприборов, и выделить из шумового потока голов взрослого очень сложно. Обычный звук может быть непереносимым. Незаметный запах - чужие духи, хомяк в клетке, цветы, еда, чистящее средство - может мучить его. Может быть нарушение вкуса. При гиповосприимчивости ребенок ест все, что под руку попадется, при гиперчувствительности - только еду «правильной» текстуры и температуры. Чувствительное зрение постоянно подвергается атакам от источника света, изменения освещенности, движущихся или меняющихся предметов. Тактильная чувствительность проявляется как дискомфорт, когда к телу прилегает одежда или прикасаются другие люди. Нарушение вестибулярной и проприоцептивной системы делают сложным обычное движение. Они могут испытывать гравитационную нестабильность и беспокоиться, если нужно сделать хотя бы шаг.
Цель: Поделиться техниками, формами и методами обучения и воспитания детей с РАС имеющими интеллектуальные нарушения для повышения качества и эффективности образовательного процесса.
Задачи:
Демонстрация методических приемов и методов организации педагогического процесса, обеспечивающих повышение мотивации и познавательного интереса обучающихся.
Повышение творческой активности педагогов и качества проведения учебных и внеурочных занятий на основе применения сенсорных и нейропсихологических технологий.
Вводная часть « Мир глазами ребенка»
Данное упражнение дает возможность соприкоснуться с тем, как себя ощущает ребенок с РАС в окружающем мире.
Взрослые или дети встают в круг. Каждому дается в руки предмет (музыкальный инструмент, веер, алфавит, фонарик), который будет выполнять свою роль: шуметь инструментом, читать цифры или алфавит, дуть веером, светить фонариком и т.д.
Один человек встает в середину, а остальные вокруг него начитают шуметь, при этом ходя по кругу, как хоровод.
Далее спрашиваем у человека, который был в центре его ощущение. Благодаря этому эксперименту можно почувствовать, что ощущают особые дети с РАС.
Основная часть. Сенсорная.
На стол выставляются пластиковые контейнеры, наполненные разными компонентами:
Песок кинестетический с мелкими бусинами. Детям предлагаем в песке нащупать и достать бусины.
Шарики гидрогелиевые с морскими жителями. Детям так же предлагаем руками их достать.
Вода с камушками декоративными. Детям предлагаем щипцами достать камушки.
Гречка с дикими и домашними животными. Детям предлагаем руками достать животных и назвать их. Можно еще добавить звуки, которое издает конкретное животное.
Речной песок с трафаретами. Детям предлагаем обвести пальцем рисунок по трафарету. я предметы, которые можно использовать для развития не только сенсорного восприятия, но и познавательных навыков: в шарики можно добавить прищепки, которые нужно прикрепить, в гречку игрушки, которые нужно вытащить и назвать, в воду добавить шариков, которые нужно вытащить ложкой, в песке нарисовать линии.
Далее объясняем инструкцию ребенку и смотрим его реакцию. Подводим ребенка к одному из контейнеров и просим выполнить действия, которые говорились ранее. Потом переходим к следующему контейнеру и так, пока ребенок не попробует поиграть с каждым. В конце занятия спрашиваем, какой контейнер больше всего понравился. Так можно понять, какие игры можно использовать с конкретным ребенком. Над чем стоит поработать усиленно. Данные упражнения могут успокаивать нервную систему ребенка. Так же из-за представленных интересных заданий, ребенок становится более мотивированным к школьным занятиям. Для него занятие становится более увлекательным.
Процесс игрового занятия можно дополнять разными предметами, который будет подходить к поставленной задаче.