Просмотр содержимого документа
«Гендерное воспитание учащихся с ТМНР»
Изучение психосексуального развития подростков с нарушением интеллекта проводилось такими учеными как Д.Н. Исаев и В.С. Каганом, О. Шпек (1980, 1986).
Многие считают, что поскольку сознание подростка с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии ,
Гендерное воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области.
В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие подростковые компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта . Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Поэтому педагоги и воспитатели считают, что вопросы сексуального образования должны быть обязательно включены в программы по гендерному воспитанию. Для умственно отсталых подростков семейное воспитание имеет еще большее значение, чем для их сверстников из общеобразовательных школ, т.к. именно от родителей и других близких подростку людей зависит то, насколько успешно будет проходить его коррекция и адаптация. Огромное значение для подростков с нарушением интеллекта имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей .
Гендерное воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни, как утверждают в последнее время многие авторы (В.В. Абраменкова, Р. Гальцева, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др). Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно т.к. дети становятся более осведомленные, получают более достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.
Ошибочное мнение, будто у подростков с нарушением интеллекта нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть, и, если она не удовлетворяется, это может привести к осложнениям, как для самих подростков, так и для взрослых. Поэтому гендерное воспитание должно стать важной частью учебного процесса. В школе нужно и важно создать такую культуру отношений, такую атмосферу, когда уважаются интимные чувства детей .
Хотя статистические данные свидетельствуют о том, что большинство подростков с нарушением интеллекта не проявляют интереса к противоположному полу (исследование, проведенное в США, показало, что только 4% таких лиц имели половое сношение), большая часть детей (85%) с легкой умственной отсталостью стремится вступить в брак, так же как и здоровые лица .
Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями .
Д.Н. Исаев и В.Е. Каган (1980) отмечают, что мнение о частоте сексуальных преступлений подростков с нарушением интеллекта очень преувеличено. По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность подростков с нарушением интеллекта возрастает – они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.
Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.
При изучении полового воспитания подростков мы использовали методики, которые были отобраны с учетом принципов обучения по С.Д. Забрамной. Основной принцип, которым руководствуются — принцип социалистического гуманизма. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развить свои способности. Этот принцип обязывает глубоко и внимательно изучать ребенка, искать пути и средства для преодоления трудностей, встречающихся на его пути.
Обязательным принципом в изучении детей является комплексность. Этот принцип обязывает учитывать при совместном обсуждении данные, полученные при обследовании ребенка всеми специалистами: врачами, дефектологами, психологами.
Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребенка. Он предусматривает исследование познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей.
Важное значение имеет принцип динамического изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении.
Мы отобрали методики с учетом возраста учеников, их психофизиологических особенностей.
Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола»
(Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф)
Цель исследования данной методики – выявление представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Данное задание выполняется индивидуально.
Перед подачей задания с подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».
Ты – человек какого пола?
Ты мальчик или девочка?
Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.
Инструкция:
Нарисуй человека своего пола:
- в одежде;
2. Нарисуй человека противоположного пола:
- в одежде;
Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.
При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:
Соответствует ли изображение фигуры полу;
Соответствует ли одежда и аксессуары полу;
Соответствует ли прическа полу;
Изображены ли вторичные половые признаки;
Ряд признаков, которые помогают оценить признаки половой идентичности:
- Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.
- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.
- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.
Критерии оценки рисунка
Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин).
Прическа в соответствии полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков.
Вторичные половые признаки при изображении тела (грудь).
Дополнительные баллы присваиваются за наличие в рисунке признаков половой идентификации; красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально.
Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью» (Е.И. Зритнева.)
Цель: Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений поло-ролевого поведения был составлен опросник для воспитателей и учителей включавший вопросы, касающиеся:
Ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);
Характера общения (со сверстниками, взрослыми);
Стиля поведения (маскулинное или фемининное);
Интереса к половым различиям;
Полоролевое поведение оценивают по 7 критериям.
1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (девочки — мамы, дочки, учительницы; мальчики — папы солдаты) — 1 балл, если не соответствует — минус 1 балл).
2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье — девочки, спортивные состязания, конструирование — мальчики) — 1 балл,
не соответствие — минус 1 балл, не выраженность маскулинного или фемининного поведения — 0.
Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода): в случае присутствия интереса — 1 балл, нет - минус 1 балл, невыраженность — 0.
Стремление к изменению внешности. Учитывалась удовлетворенность своей внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да — 1 балл, нет — минус 1 балл, невыраженность — 0. 1
Стесняется ли телесной женственности (мужественности): да — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или фемининность поведения. За соответствие полу — 1 балл, несоответствие — минус 1 балл, неопределенный стиль — 0.
Интерес к обнаженному телу (своему или других). Присутствие интереса — 1 балл, нет — минус 1 балл.
Отдельно рассматривается параметр:
Характер общения со взрослыми: ищет их внимания, тепла, что говорит об открытости ребенка, или же, наоборот, обладает аутичныи чертами.
3. Опросник для учащихся (7-10 классов.)
Цель: получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.
Инструкция: прочитайте вопросы и ответе на них, выбирая один из вариантов (или сформулируйте свой ответ); отвечайте правдиво; анкеты не надо подписывать.
Что вы понимаете под словом «половые отношения»:
а) Ухаживание;
б) Поцелуи;
в) Секс;
г) Другое.
О половых отношениях я узнал(а):
а) Из телепередач
б) Из чтения специальной литературы;
в) Из разговора со сверстниками;
г) От родителей;
д) От учителей;
е) Другие источники.
Почему молодежь начинает раннюю половую жизнь:
а) Из любопытства;
б) Случайно;
в) Быть как другие;
г) Казаться взрослее;
д) Под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических
веществ.
Считаете ли вы, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным последствиям. Почему?
Считаете ли вы, что в школе нужен специальный урок по этой теме:
а) Да, нужен;
б) Наверное, нужен;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Наверное, не нужен;
д) Не нужен.
Вступали ли вы в половые отношения. В каком возрасте?
а) Да;
б) Нет.
Опросник «Кто я?»
Опросник разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции.
Инструкция: отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, и не заботьтесь о важности ответов. Всего 20 ответов. Укажите, пожалуйста, ваш пол и возраст.
Категории оценки:
Семейные и межличностные роли (я мать, жена, сын, дочь, подруга и др.);
Профессиональные роли (я спортсмен, ученик и т.д.);
Другие социальные роли, из сфер досуга (я коллекционер, рыболов, читатель, зритель и т.д.).
Эти категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.
Следующие категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:
Феминные характеристики (черты, традиционно присущие женщине (заботливая, чувствительная, зависимая и т.д.);
Маскулинные характеристики (черты, стереотипно связанные с образом мужчины: я сильный, смелый, целеустремленный и т.д.);
Нейтральные характеристики, личностные черты (я веселый, добрый, трудолюбивый и т.д.).
Таким образом, отобранные нами методики помогут нам выявить:
представления подростков с нарушением интеллекта о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками;
определить соответствия полового поведения и пола подростка с нарушением интеллекта;
получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволит спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.
Интерес к людям с нарушением интеллекта волновал общество с давних времен. Многие ученые такие как (В.Ф. Шалимов, Г.Е. Сухарева, Н.И. Озерецкий, С.С. Корсаков, М.С. Певзнер, М.О. Гуревич, В.И. Лубовский и т.д.) посвятили свои труды изучению психического и умственного развития людей с нарушением интеллекта. Немаловажным являются вопросы гендерного воспитания детей с нарушением интеллекта.
Гендерное воспитаниеможно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача гендерного воспитания - способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с особенностями в развитии существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий. В настоящее время издается достаточно репрезентативной литературы для родителей. Однако было бы неверно полагать, что, прочитав эту литературу, родители смогут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приемами и навыками без помощи и поддержки специалистов. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители,движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку. Большая ответственность за результат коррекционно-воспитательной работы лежит на специалистах — дефектологах, врачах, воспитателях, педагогах, психологах, логопедах. . Доверие — обязательное условие любого воспитательного воздействия. Только доверяя ребенку и пользуясь его доверием, можно найти наилучший подход к пониманию его и к воздействию на него. Учитель должен предстать перед ребенком не холодным наблюдателем и сторонним советчиком, а человеком, в свое время решавшим сходные вопросы и переживавшим сходные трудности. Неправильным отношением учителя следует считать постоянные попытки проникнуть в интимную жизнь детей, открыто следя за ними, вскрывая письма, выискивая дневники и т. д. Такой «шпионаж» скорее спровоцирует, чем предупредит те формы поведения, которых хотят избежать. Волнующие детей проблемы следует принимать серьезно. Нельзя не только высмеивать их трудности, но и подтрунивать над ни обсуждения своих проблем другого, далеко не всегда желательного, собеседника
Формы реализации полового воспитания:
Беседы - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.
Лектории («гигиена пола»). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.
Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.
4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.
5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).
6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков
Классный час на тему " О девочках и мальчиках"
Цели:
Воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине;
Пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества;
Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга; показать какие хорошие черты должны воспитывать у себя девочки.
Ход занятия
Чтение стихотворения.
«Из чего наш мир состоит,
из дубка, что в поле стоит Из высоких гор с сединой,
и ещё, и ещё из тебя со мной Из мальчиков и девочек,
из книжек и затей, А главное, а главное,
из взрослых и детей»
Сегодня мы с вами поговорим о взрослых и детях, о мальчиках и о девочках, о том какими бы мы хотели видеть и мальчиков и девочек, о том какие они в нашем классе.
Но, сначала - посмотрите друг на друга улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе доброта, спокойствие и радость.
Ребята, скажите с кем у вас ассоциируются понятия сила, мужественность, решительность?
Правильно, конечно с мужчинами.
Перед вами картина, как она называется? (Богатыри)
Кто такие богатыри?
Какими их изобразил художник?
Во все времена на Руси жили богатыри, готовые прийти на помощь, защитить.
И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство.
Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины. Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи?
Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди – настоящие мужчины.
Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется Деловой человек
Деловой человек
Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг: Сегодня понедельник, вам в школу, ученик. Он делает зарядку и моется по грудь. В портфеле всё в порядке, позавтракал – и в путь. Смотрит мама на сына! Аккуратно одет - Настоящий мужчина – деловой человек. Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы. Готов всегда к уроку – всё знает, что спроси. Хорош в любой работе, послушно всё ему, А коль попросит кто- то, поможет он тому. Смотрит мама на сына: Начинает свой век Настоящий мужчина – деловой человек.
Богуславская Н.Е
Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком?
Как она относится к сыну? Что в нём ценит?
А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков?
На доске появляются слова (ум, сила, воспитанность, вежливость, умение защитить)
Мальчики, вы видите, какими вас хотят видеть девочки.
Наши мальчики умные. А сейчас вам покажут, какие они сильные спортивные и мы проверим, кто умеет отжиматься от пола.
Конкурсные задания.
Отжаться от пола
Молодцы! Настоящие мужчины! Важна сила для мальчика, но ведь мужчина – это будущий хозяин, который должен много уметь: гвоздь забить, сходить в магазин, приготовить вкусный обед. Послушайте стихотворение, которое называется “Мужчина в доме”
Стихотворение-инсценировка.
Мужчина в доме.
Папа на аэродроме мне сказал: - Четыре дня будешь ты мужчина в доме, Остаёшься за меня. Покатился самолёт, папа вырулил на взлёт. Я вбежал в квартиру нашу, В кухне свет велел зажечь, усадил за стол домашних, Произнёс такую речь: - Бабушка, сказал я строго, - Бегаешь через дорогу. Знает каждый пешеход: Есть подземный переход. - Ухмыляешься некстати, – пальцем пригрозил я Кате, - Вот что, старшая сестра, мой посуду будь добра. - Мама, ну а ты не очень, не грусти и не скучай. А уходишь, между прочим, - Газ на кухне выключай!
Я. Аким
Какое содержание вкладывает мальчик в понятие “Мужчина в доме”?
Кому он подражает?
Я, считаю, что наши мальчики это будущие рыцари, они воспитаны, сильны, умны, уважают девочек и женщин. Девочки – вручите ребятам ордена – будущих рыцарей.
Вручение орденов “Будущего рыцаря”
Ну, а теперь, поговорим о прекрасном.
Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня.
У людей всех народов и наций, представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой. А сколько различных произведений девочкам, девушкам, женщинам. Женщина – это всегда что-то прекрасное и загадочное.
Девушки должны быть нежными, милыми, добрыми, красивыми.
Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?
(На доске вывешиваются слова: аккуратность, трудолюбие, вежливость, доброта, хозяйственность)
Мальчики! Посмотрите на наших девочек, какие они красивые, добрые, весёлые, опрятные и трудолюбивые. Всеми мужскими профессиями успешно овладевают и женщины! Есть женщины-космонавты, хирурги, лётчики, мужественные спортсменки.
Но, у каждой женщины есть самое главное предназначенье, самая важная профессия – быть… Угадали?
Быть мамой! С первых дней с тобою мама, Рук её тепло. Если мама с нами рядом Нас не тронет зло. Мир души её высокой, Ласка и игра. Помни мамины уроки – мира и добра!
Когда ваши мамы были маленькими, они, как и все девчонки, любили играть в куклы. А мы сейчас попробуем заглянуть в будущее и посмотреть, какие мамы получатся из наших девочек.
Соревнование “А ну-ка, мамочки!”
Конкурсы:
Запеленай малыша. Мама должна уметь быстро и красиво одеть своего малыша.
“Ласковая колыбельная”. Чтобы уложить спать малыша, нужно спеть ему колыбельную песенку.
Молодцы, девочки и умницы, а уж какие красавицы!
Все наши девочки похожи на принцесс, они достойны, получить орден “Маленькой принцессы”
Вручение орденов девочкам.
Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках. Много есть разных и похожих черт характера у мужчин и женщин. Самое главное это уметь уважать друг друга и ладить между собой.
Вам предстоит учиться вместе много лет, и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, а девочки по достоинству оценивать мальчиков. И когда между вами будут дружеские отношения всем будет уютно и хорошо вместе.
Классный час на тему: «Семья – маленькое государство»
Цели:
- Развитие стремления к самопознанию и познанию основ полоролевого взаимодействия;
- Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;
- Воспитание уважительного отношения к институту семьи как одному из вариантов ответственного жизненного выбора;
Ход занятия
Тема сегодняшней нашей встречи «Семья и государство».
Участники занятия высказывают, какие у них возникли ассоциации на слова «семья» и «государство». Высказывания фиксируются на листах или на доске.
Учитель предлагает подросткам сопоставить эти два понятия, сравнить эти две категории, ведь не зря же в народе говорят: «Семья - это маленькое государство».
- Что общего между ними? (В стране и в семье есть глава, общее имущество, права и обязанности.)
- Чем отличаются эти категории? (Государство. Управление им гораздо сложнее, так как в него входят многие губернии; управлением государства занимаются не двое, а кабинет мини стров, Дума, что обусловлено трудностями в установлении единого решения. Семья - это союз двух человек, мужчины и женщины, которые в процессе совместного жития готовы разделять как радости, так и горести.)
- Как вы относитесь к смысловой стороне поговорки: «Мужчина - голова семьи, а жена - шея»? (Высказывания ребят.)
Ведущий предлагает участникам занятия рассчитаться на 1, 2-й. Первые номера - это одна группа, а вторые номера - вторая.
1-я группа - опишите, что должен делать мужчина в семье.
2-я группа - опишите, что должна делать женщина в семье.
Общее задание - составьте перечень прав, которые имеют оба супруга.
Время на выполнение заданий до 10 минут, учитель помогает группам сформулировать ответы, задают наводящие вопросы.
Обсуждение обязанностей, нахождение общих и затем переход к обсуждению представленных прав.
Учитель напоминает о том, что у каждого есть право на свое мнение, уважение, на отдых, на хобби.
- Каким образом сейчас некоторые молодые люди пытаются проверить свои чувства на прочность?
(Варианты ответов. Ведущий в это время вывешивает большой лист на доску или отмечает на доске два сектора: гражданский брак, законный союз.)
- Одним из способов является гражданский брак. Что это за брак? Так ли он хорош? (Совместное обсуждение: плюсы и минусы гражданского брака.)
- Можно ли предполагать, что это брак, в котором кто-то из партнеров избегает брать на себя ответственность?
- Дает ли этот брак возможность проверить чувства друг друга?
- Соответствует ли он нашей схеме: любовь - ответственность - уважение?
- Существует ли альтернатива гражданскому браку? (Это законный союз — зарегистрированные супружеские отношения.)
- Какие плюсы и минусы есть в этом варианте брака? (Вари анты ответов фиксируются на доске или листе.)
- Как видите, и в том, и в другом случае есть свои плюсы и свои минусы, выбор за вами. Но всегда необходимо помнить о последствиях своего выбора. О той ответственности, которую несут друг перед другом молодые люди, решившие создать семью.
Классный час на тему: «Секрет Ромео и Джульетты»
Цели:
Расширить представление детей о природе любви;
Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота, физическое совершенство;
Воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности;
Побуждать детей к самоанализу, саморазвитию, самосовершенствованию, к выбору достойного нравственного идеала.
Оборудование: сделать ксерокопии страницы с комплиментами, положить их на парты.
целеустремленный, любимый, мужественный, смелый, решительный, бесстрашный, отважный, благородный великодушный, рыцарь, остроумный, толковый, разумный, храбрый, отважный, мужественный, авторитетный, уравновешенный, сдержанный, настойчивый, принципиальный, уверенный в себе, надежный, верный, хороший друг, на него можно положиться, умеет хранить тайны, умеет держать слово, талантливый, способный, лидер, самостоятельный, независимый, человек чести, обладает чувством собственного достоинства, доброжелательный, справедливый и т. п.
Ход занятия
Беседа
Классный руководитель. 14 февраля вся школа была завалена сердечками-валентинками, и даже первоклассники чувствовали себя влюбленными. В последние годы в России стал очень популярным праздником День всех влюбленных. Как вам кажется, это хорошо или плохо, когда вокруг столько влюбленных? (Высказывания детей.)
Ф. Достоевский говорил, что любовь - это тайна, и от всех людских глаз должна быть закрыта. Нужно ли показывать, демонстрировать свою любовь? (Высказывания детей.)
А как вы считаете, лучше любить самому или чтобы тебя любили? Как по-вашему, любовь - это счастье или наказание?
Что мешает любви, что делает ее несчастной? (Ревность, зависть, недоверие, эгоизм, предательство, деньги, слава, клевета, сплетни и т. п.)
«О любви»
Классный руководитель. Любовь - это «глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство, чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Это определение слова «любовь» в толковом словаре. Миллионы строк написаны о любви, и все же у каждого любовь своя - необыкновенная.
И в наши дни любовь мужчины и женщины остается такой же загадкой, как и тысячи лет назад. И каждый человек разгадывает эту загадку сам.
Любовь или влюбленность?
Постановка задачи
Классный руководитель. В 14-15 лет все так хотят любить и быть любимыми. Но часто принимают за любовь обыкновенное увлечение. Попробуйте разрешить такую проблему, перед которой оказался девятиклассник Сергей.
В 9 классе все мальчишки влюбились в отличницу и звезду класса Наташку. Но она ни на кого не обращала внимания. Среди ребят даже соревнование началось, кто первым завоюет ее сердце. Серега тоже включился в эту гонку. Ко Дню святого Валентина Сергей подписал для нее 100 валентинок, исписал все стены в ее подъезде признаниями в любви, на снегу под ее окном вытоптал: «Наташа, я тебя люблю!». Даже подрался из-за нее пару раз с пацанами за школой. Но Наташка оставалась презрительно-холодной и недоступной. Иногда, правда, Сергей ловил на себе ее снисходительный, слегка насмешливый взгляд. Скоро Серега уже не мог прожить минуты, чтобы не думать о Наташке. Что еще можно сделать? Как добиться ее любви? Спрыгнуть с пятого этажа? Взорвать школу? Стать чемпионом по боксу? Выиграть миллион? И только где-то в глубине души мелькала тихая мысль, что нужно просто отступить, потому что это совсем не любовь...
Вопросы для обсуждения
Классный руководитель. Вот такую проблему нужно решить Сергею. Продолжать борьбу, если это настоящая любовь? Или отступить, признав, что никакой любви нет, а есть просто увлечение, спортивный азарт? Итак, правильно ли ведет себя Сергей? (Ответы детей.)
Представьте себе, что Сергею удалось завоевать сердце Наташи, что было бы дальше? (Ответы детей.)
Чем же влюбленность отличается от любви?
Примерные ответы детей:
- Влюбленность - это мимолетное чувство.
- Влюбленность унижает человека, заставляет его все время навязываться.
- Любовь - более глубокое чувство.
- Это разные чувства, но одно без другого не бывает.
- Любовь - это вечное, крепкое чувство, а увлечение, влюбленность - поверхностное, легкое.
- Любовь - одна на всю жизнь, а влюбленностей может быть много.
Классный руководитель. Какое же решение следует принять Сергею? (Ответы детей.)
Решение
Классный руководитель. Как же Сергею разобраться в своем чувстве? Его чувство к Наташе - любовь или влюбленность? (Это пока нелюбовь, а просто увлечение, влюбленность, которая может перерасти в любовь, если и Сергей, и Наташа будут к этому стремиться: помогать друг другу, узнавать друг о друге, уважать друг друга и т. п. Но пока они к этому не стремятся, и, скорее всего, эта влюбленность просто погаснет.)
Незавершенные предложения по теме «Настоящая любовь - это...»
Классный руководитель. Нет такого человека на земле, который бы не мечтал встретить настоящую любовь. Одним везет, и они ее находят, создают счастливые семьи, празднуют серебряные, золотые и платиновые свадьбы. А другие безуспешно ищут свою любовь всю жизнь. Сейчас в России распадается каждый второй брак, люди, которые любили друг друга, становятся чужими и даже врагами. Почему так происходит? Говорят, что самым главным врагом любви является эгоизм, желание жить для себя. В то время как настоящая любовь требует самоотверженности. Послушайте рассказ О. Генри «Дары волхвов». Это история двух бедных супругов, которые сделал и друг другу рождественские подарки. Муж восхищался роскошными волосами жены и решил продать свои великолепные часы, чтобы подарить ей гребень. А жена решила обрезать волосы и продать их, чтобы купить ремешок к великолепным часам мужа. В результате оба супруга получили на Рождество абсолютно бесполезные вещи. Но они были самыми счастливыми людьми на Земле. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)
Как же отличить настоящую любовь от ненастоящей? Продолжите предложение, записанное на доске (читает).
Примерные ответы детей:
.. .уважение, забота, доброта.
...та, что делает человека лучше.
...та, что длится до самой смерти.
...прощение, понимание.
.. .отказ от эгоизма, самопожертвование.
...когда ты хочешь стать лучше, чего-то достигнуть в жизни.
...чувство доверия, тепла, защищенности.
...дети,семья.
.. .когда хочется сделать что-то хорошее для другого.
...когда любишь просто так, ни за что.
...когда любишь человека, несмотря на его слабости и недостатки.
- Работа в микрогруппах по теме «Давайте говорить друг
другу комплименты»
Классный руководитель. Мы очень хорошо умеем ругаться, оскорблять друг друга, но мало кто может говорить хорошие слова, комплименты. Комплименты - это «любви прекрасные моменты», как поется в песне Булата Окуджавы. Как говорить комплименты? Это целое искусство. Самое трудное - найти подходящие слова. У вас на партах - список слов, которые предназначены для девушек. А у девочек - слова, предназначенные мальчикам. Предлагаю обменяться комплиментами. Каждая говорит комплименты другой группе (по жребию - тянем фантики).
(Включается музыка, учитель обходит класс, предлагает группам вытянуть фантики с номерами.)
А теперь - давайте говорить друг другу комплименты!
(Учитель дает слово представителям групп, они читают записки с комплиментами.)
- Устный портрет «Идеальный парень, идеальнаядевчонка»
Классный руководитель. Наш классный час называется «Секреты Ромео и Джульетты». Любовь этих шекспировских героев стала идеалом любви, а сами они - стали идеалом возлюбленных. А какие они сейчас, наши современные Ромео и Джульетты? Попробуем нарисовать их портрет. Девочки составят портрет идеального парня, а мальчики - портрет идеальной девушки. Каждый из вас будет добавлять свой штрих к портрету, и в результате получится образ современного Ромео или образ современной Джульетты. Может быть, это поможет и нам посмотреть на себя со стороны, увидеть, насколько мы соответствуем идеалу. Итак, рисуем портрет идеальной девушки. Слово мальчикам. (Мальчики по очереди (по цепочке), говорят 1-2 предложения.)
Классный руководитель. А теперь - портрет идеального парня. Слово - девушкам.
(Девочки по очереди (по цепочке), говорят 1-2 предложения.)
Как видим, современные Ромео и Джульетты вполне соответствуют шекспировскому идеалу. Сколько хороших качеств нужно воспитать у себя, чтобы рассчитывать на такую же полную и красивую любовь. Для этого человеку дана целая жизнь.
- Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о любви. О любви между мужчиной и женщиной. Эта любовь может сделать человека самым счастливым, а может причинить боль, разбить сердце и на всю жизнь ранить человека. Любовь - это проверка на зрелость. Для многих подростков любовь очень рано оборачивается трагедией. Настоящая любовь - это и ответственность за любимого. Без этой ответственности любые самые громкие слова о любви превращаются в пустые фразы. Очень важно найти свою любовь, не растратить себя на мелкие увлечения, которые опустошают сердце. Учиться любви - значит учиться умению жертвовать во имя любви какими-то собственными желаниями, идти навстречу друг другу. Как говорил великий американский писатель Марк Твен, «ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века».
- Подведение итогов
Классный руководитель. Узнали вы что-то новое о любви, о самих себе? С каким настроением уходите вы после классного часа? (Ответы детей.)
Классный час на тему: «Между нами девочками».
Цели:
Ознакомить детей с последствиями ранних половых связей;
Формировать отрицательное отношение к половой распущенности, вульгарности, доступности, позитивное отношение к целомудрию, воздержанию, нравственной чистоте;
Побуждать детей к соблюдению половой гигиены, к поиску положительного нравственного идеала.
Ход классного часа
1. Вступительное слово «Про это»
Классный руководитель. В14-15 лет так хочется, чтобы тебя любили! Так хочется найти единственного, самого-самого дорогого и нужного человека. Когда он появляется, все мысли заняты им, хочется быть с ним постоянно, и кажется, что так будет всегда. Не так давно большинство подростков в этом возрасте просто встречались без физической близости, сохраняя на всю жизнь чистые воспоминания о своей первой любви. Сейчас этого уже недостаточно. Некоторые дети стремятся именно к сексуальным контактам, считая, что в них проявляется настоящая любовь. Но, к сожалению, любовь заканчивается очень быстро. И об этом свидетельствует неумолимая медицинская статистика: нежелательна беременность, аборт, совсем не детские болезни. Многие подростки признаются, что совсем не знали о последствиях свободной любви, что видели только ее романтическую сторону. Реклама, радио, телевидение, журналы, фильмы «про это» - там все выглядит так красиво, современно, без проблем. А о проблемах как раз никто и не предупреждал. А если и предупреждал, то казалось, что это будет с кем-то, но не со мной. Такую беспечность молодежи можно объяснить сексуальной безграмотностью. Но многие исследователи видят в этом, прежде всего нравственную распущенность, вседозволенность, которая целенаправленно насаждается среди нашей молодежи через кино, радио, телевидение. Как же сопротивляться этому? И нужно ли сопротивляться? Об этом мы сегодня и поговорим.
2. Информация к размышлению
Грустная статистика любви
Классный руководитель. Казалось бы, сейчас вокруг столько информации о последствиях «свободной любви». И, тем не менее, для многих подростков эти последствия становятся неприятной неожиданностью. Например, венерические болезни: только заболеваемость сифилисом за последние 5 лет возросла в 40 раз! Или расстройства психики: по исследованиям американских ученых, каждый третий подросток, ведущий половую жизнь, испытывает чувство несчастья, разочарования, неудовлетворенности, депрессии. Еще одно следствие ранней сексуальности - рост потребления алкоголя и наркотиков (особенно это относится к девушкам). Так что те, кто придумал лозунги «Бери от жизни все!» и «Наслаждайся!» ничего не сказали о цене этого наслаждения. Но самое главное и неожиданное открытие, которое приносят ранние половые связи - от «этого» рождаются дети. Причем кавалер, узнав об интересном положении своей возлюбленной, как правило, немедленно исчезает из жизни девушки, оставив ее.
По официальной статистике, каждый год тысячи девочек-подростков становятся мамами, десятки тысяч делают аборты. Россия уже вышла на первое место в мире по количеству абортов. По статистике:
- каждый десятый аборт в нашей стране производится в подростковом возрасте;
- из числа умерших после аборта каждая девятая погибает в возрасте 15-19 лет;
- ежегодно в мире от абортов погибает около 70 тысяч женщин;
- в России 15% супружеских пар бесплодны и не могут иметь детей.
Классный руководитель. Какое впечатление произвели на вас эти цифры и факты? {Дети отвечают.)
«Безмолвный крик»
Многие подростки, бросаясь в волны «свободной любви», очень легко относятся к аборту. В их представлении это элементарная операция, вроде удаления зуба. А между тем все гораздо серьезнее. Беременность - это естественное состояние женщины, но это и процесс формирования нового человека. Современные технологии позволяют проследить все стадии развития малыша:
3 недели - сердце уже бьется;
4 недели - формируются позвоночник, ручки, ножки, глаза, уши;
6 недель - появляются мозговые извилины;
7 недель - начинает оформляться личико, обозначается рот, глаза, носик;
8 недель - ребенок чувствует боль - и реагирует на прикосновение; сосет палец; плавает - выполняет движения пловца;
биение сердца прослушивается стетоскопом;
если беременность многоплодна, дети дерутся между собой; ребенок играет, раскачиваясь на пуповине, как на качелях;
9 недель - сформированы локтевые суставы. Малыш совершенствует свои навыки движения: скашивает глаза, глотает, шевелит языком, сжимает ладонь в кулачок;
11-12 недель - малыш реагирует на свет, тепло и шум, спит, просыпается, энергично упражняет свои мышцы, поворачивая головку, сгибая пальчики на ручках и ножках. Длина маленького человека около 9 см;
14 недель-сердце ребенка перекачивает 24 л крови вдень. Если на живот матери направить свет, малыш закрывает лицо руками;
16 недель - формируются реснички.
Удивительно, правда? А теперь подумайте: прерывание беременности у девочек-подростков в 25% случаев происходит на сроках 22-27 недель, т. е. тогда, когда ребенок полностью сформирован.
Аборт - это искусственное прерывание беременности. Поэтому очевидно, что аборт на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека. Некоторые называют это более жестко - преднамеренное убийство. Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Клятва Гиппократа запрещает врачу делать аборты. Христианская концепция утверждает, что истребление плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким смертным грехом, который нужно искупать исповедью, покаянием, молитвой. Врачи-акушеры единодушно утверждают, что самым лучшим способом предохранения от нежелательной беременности является полное воздержание от ранних половых связей.
В глубокой древности у наших предков существовал свод правил о целомудрии и наследственности - Считалось, что женщина должна беречь свою честь, потому что по ней судят о чести рода. И для мужчины это было важнее, чем романтическая любовь. Честь женщины каждый мужчина должен был защищать, как святыню. А.С. Пушкин не побоялся отдать жизнь за честь своей жены, своей семьи. Эти традиции складывались веками. Мне кажется, современные парни подсознательно ищут именно.
Половая жизнь до брака всегда считалась в нашем обществе предосудительной и запретной.
V. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили об очень важных, насущных вещах. Можно сказать, что мы говорили о самом главном - о любви. О любви к себе, к своему избраннику, к своим будущим детям. Из этого складывается и любовь.
VI. Подведение итогов
Классный руководитель. Был ли интересен вам этот разговор? Что нового вы для себя открыли? (Ответы детей.)
Заключение
В ходе проделанной нами работы, мы рассмотрели такую проблему, как деятельность педагога по решению проблемы гендерного воспитания подростков с нарушением интеллекта.
Половое воспитание должно быть составной частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания.
В нашей работе мы подчеркиваем важность единого подхода медицинских работников, педагогов, воспитателей.
Проблема полового воспитания подростков с нарушением интеллекта должна решаться в интернатах, специальных школах (классах), в семье.
Начинать его нужно в возрасте 8—10 лет, в зависимости от уровня интеллектуального развития, в доступной конкретной, без дополнительных подробностей, форме с многократными повторениями, вариантами, с использованием иллюстративного материала и разных видов прикладной деятельности (рисование, лепка», аппликация и т. д.) для возможно более полного усвоения.
Спланированный план воспитательной работы содержит следующие направления:Идентификация подростка в соответствии со своим полом. Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле; Формирование представлений об основных правилах гигиены; Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка; Расширение представлений подростка о природе любви; формирование положительной нравственной оценки таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; Формирование ощущения «Я - мужчина» и «Я - Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности; Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия.