kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (нарушением интеллекта)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе описывается, как в условиях специальной школы - интарната для детей с умственной отсталостью, у детей олигофренов можно развивать духовно нравственные знания и понимания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (нарушением интеллекта)»

МКОУ «Краснинская школа – интернат»























ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (нарушением интеллекта)













Подготовила:

воспитатель 1 категории

Борун Лилия Леонидовна

























с. Красное, 2017



В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли вежливо об­щаться с окружающими, проявляли заботливость и доброту, справедливость и отзывчивость, имели представление о долге, чести и совести, о товариществе и дружбе, о нормах и правилах поведения в обществе.

В процессе формирования личности важное значение имеет формирование ее нравственности По мнению И. С. Макаренко, нравственность - неотъемлемая сторона личности, обеспечиваю­щая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения, которые на­ходят выражение в отношении к Родине, обществу; коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда.

Структуру нравственного сознания составляют, во-первых, знания, представления о мораль­ных нормах общества, во-вторых, положительная их оценка, принятие их, стремление им следовать, в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни. Все компоненты нравствен­ного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания.

  1. Воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

  2. Воспитание уважения к нравственным нормам;

  3. Создание условий для восприятия целостной картины мира;

  4. Организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

  5. Организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

  6. Создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, как залога духовно-нравственного воспитания;

  7. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

  8. Укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников

В педагогике нравствен­ное воспитание трактуется как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников си­стемы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Педагоги определяют нрав­ственное воспитание как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и при­вычек поведения.

Проблема духовно-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью уже довольно давно стоит перед специальным образованием.

Одна из приоритетных задач коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими умственную отсталость - их нравственное воспитание, формирование у них правильного поведения. К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения.

В основе усвоения нравственных норм и овладения навыками правильного поведения лежат нравственные чувства, нравственные представления и привычка к правильному поведению. Нравственные чувства - эмоциональный отклик на добро и зло, удачи и неудачи, трудности и успехи и т.п. Они являются первой основой общения ребенка со взрослыми - источником удовлетворения его органических потребностей и появления эмоциональных реакций.

У детей с нарушениями интеллекта, как известно, эмоциональный фон значительно снижен, эмоциональный контакт со взрослыми часто оказывается нарушенным и к моменту прихода в дошкольное учреждение , а потом и в школу, нравственные чувства не только не развиты сами по себе, но и не имеют достаточных предпосылок для своего развития. Не лучше обстоит дело и с нравственными представлениями, так как стихийно, без специального направленного воздействия дети с нарушениями интеллекта их не усваивают. В школе VIII вида созданы определенные условия для нравственного воспитания умственно отсталых учащихся. Фактически оно начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе

В процессе нравственного просвещения школьников необходимо формировать у них качества, определяющие взаимоотношения между людьми, отношения общества и личности: гуманизм, коллек­тивизм, дисциплинированность, культуру поведения. Прежде чем ребенок осмыслит, что он член об­щества и что это накладывает на него определенные обязанности, он должен научиться платить до­бром за добро, и именно педагоги должны научить детей делать добро.

Особая роль в школе VIII вида отводится формированию устойчивого нравственного поведе­ния, которое выражается в нравственных поступках и привычках и тесно связано с формированием нравственных убеждений и чувств. Школьники должны не только теоретически усвоить принципы и нормы морали, но и поступать в соответствии с этими принципами и нормами, критиче­ски оценивать свое поведение. В процессе различных видов деятельности у детей постепенно формируется и закрепляется опыт нравственного поведения, нравственных отношений.

Вместе с тем представления о нравственных отношениях у умственно отста­лых воспитанников достаточно примитивны, а навыки нравственного поведения часто и вовсе отсут­ствуют. Одним детям свойственны грубость и эгоистичность, другим свойственны беспомощность и сознание собственной неполноценности. Опытные педагоги предъявляют нравственные требования таким образом, что дети и не подозревают, что их воспитывают. Опыт показывает, что такое положе­ние достигается, когда требования выражаются не прямо, а опосредованно, т. е. когда воспитатели со­здают такие ситуации, в которых вынуждены самостоятельно постигать и применять на практике нравственные нормы. Соблюдение этих норм постепенно становится их внутренней потребностью.

Основными задачами нравственного воспитания учащихся школ VIII вида являются: фор­мирование нравственного сознания - очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека; формирование у умственно отсталых учащих­ся чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям; воспитание навыков, привычек общественного поведения. Од­ной из важных задач нравственного воспитания умственно отсталых детей младшего школьного воз­раста является формирование системы навыков культурного поведения, связанных с выполнением об­щепринятых норм. Основой культуры поведения является сознательная дисциплина, т. е. умение управлять своим поведением в соответствии с моральными требованиями общества .

Главная задача педагогов заключается в том, чтобы нравственные нормы и принципы посте­пенно стали внутренним убеждением школьника. Поэтому воспитатель систематически осуществляет контроль уровня нравственной воспитанности учащихся. Контроль может предварять знакомство с новым понятием, правилом, когда воспитателю необходимо установить, что дети знают и умеют. Пе­дагог использует контроль также при закреплении нравственных представлений и навыков поведения, когда необходимо узнать, насколько полно и глубоко они усвоены. И наконец, контроль осуществляет­ся на заключительном этапе работы с целью выявления результатов усвоения детьми всей системы нравственных значений, моральных принципов и навыков общественного поведения .

Нравственное воспитание учащихся школ VIII вида осуществляется теми же основными методами, что и в массовой школе. Однако «инструментовка» (А. С. Макаренко) данных методов или приемов во мно­гих случаях производится соответственно психическим и иным особенностям умственно отсталых детей.

Исходя из целей и задач нравственного воспитания, его методы принято классифицировать на две основные группы: методы формирования общественного поведения и методы формирования нравственного сознания.

К методам формирования общественного поведения относятся методы и приемы накопления детьми нравственного опыта, воспитания навыков и привычек общественного поведения.

Наиболее характерная черта этих методов состоит в том, что они находят свое конкретное во­площение в самых разнообразных видах деятельности школьников: учебной, общественно - полезной, трудовой, игровой и т. д.

Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Воспитание привычек у умственно отсталых детей - процесс более слож­ный и длительный, чем их воспитание у нормально развивающихся школьников. Объясняется это сле­дующими обстоятельствами. В основе привычек лежат глубокие и активные побуждения, определяю­щие действия и поступки человека. Чем эти побуждения глубже и устойчивее, тем скорее идет про­цесс образования привычки. Между тем социально значимые, полезные побуждения выражены у ум­ственно отсталых значительно слабее, чем у их нормально развитых сверстников.

Осуществляя формирование нравственного сознания у умственно отсталых детей, следует иметь в виду высокий уровень их внушаемости. Слова учителя, его разъяснения, доводы воспринима­ются, как правило, с особенно большим доверием. Таким образом, учитель располагает значительными возможностями для того, чтобы вербальным путем формировать у учащихся необходимое отноше­ние к моральным нормам общества, к системе его нравственных ценностей.

Разумеется, повышенная внушаемость умственно отсталых школьников делает их восприимчивы­ми и к отрицательному воздействию, которому они могут подвергаться со стороны несознательных сверстников и взрослых. В этой связи возникает необходимость в систематической коррекционно-воспитательной работе, имеющей целью формирование у умственно отсталых детей своего рода «иммунитета» против отрицательных влияний.

Эффективность процесса нравственного воспитания определяется единством поведения и со­знания личности. Возникает вопрос: при каких условиях обеспечивается подобное слияние мыслей, взглядов ребенка с его конкретными делами и поступками? Решающим фактором слияния, своего рода катализатором данного процесса являются чувства ребенка. Без правильно воспитанных чувств невозможен сплав нравственных знаний и поведения.

У учащихся формируются чувство уважения к старшим, чувство ответствен­ности за дисциплину; успеваемость, за соблюдение режима дня и правил внутреннего распорядка, чувство справедливости, готовность заступиться за обиженного. Необходимо воспитывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной работы, от соблюдения чистоты, порядка в быту и др.

В работе с умственно отсталыми детьми нередко приходится придерживаться прямо противо­положной позиции, особенно в тех случаях, когда речь идет о начальных этапах формирования нрав­ственных чувств или о коррекции имеющихся представлений. Умственно отсталому ребенку похвала необходима именно тогда, когда он совершил самый простой хороший поступок. Такой поступок означает овладение ранее неизвестной или неверно представлявшейся элементарной нормой нрав­ственного поведения. Одобрение со стороны окружающих создает у ребенка такой эмоциональный подъем, что он готов с радостью повторить подобный «подвиг». Положительные эмоции, возникшие в связи с выполнением элементарной нормы поведения, служат той основой, на базе которой можно воспитывать нравственные чувства более высокого порядка.

На основе всего сказанного, федеральный образовательный стандарт предусматривает следующие направления духовно – нравственного развития умственно – отсталых воспитанников:

  1. Ценностно-ориентировочная деятельность. У детей формируются основные ценности и понятия. С воспитанниками проводятся игры, беседы на тему: «Символы России», «Если с другом вышел в путь», «Моя семья» и др. Большое внимание уделяется формированию таких ценностей, как Родина, семья, дружба, взаимопомощь и т.п.;

  2. Трудовая и общественно-полезная деятельность. Осуществляется через дежурство по школе, классу, столовой. Проводятся беседы на тему: «В мире профессий», «Труд взрослых в школе», «Я дежурный в классе!», «Человек и труд» и т.д.

  3. Художественно-эстетическая деятельность. Включает в себя организацию и проведение календарных праздников: «День знаний», «Новогодний праздник», «День матери», посещение выставок, музеев. Предполагает участие детей в системе дополнительного образования по данному направлению.

  4. Спортивно-оздоровительная деятельность. Основой этого направления является привитие санитарно-гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика табакокурения и наркомании. Большинство мероприятий организуются в игровой форме: «День здоровья», «Весёлые старты» и др. Проходят беседы: «О болезнях грязных рук», «Секреты здорового образа жизни», «В здоровом теле - здоровый дух», «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья!», «О профилактике вредных привычек» и т.д. Широко используется практическая деятельность. Детям предлагается самостоятельно составить режим дня, провести утреннюю гимнастику в классе и многое другое.

  5. Коллективная деятельность. Обучение детей нравственным нормам продолжается в совместном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки, и что немаловажно, приносит детям радость.

  6. Экологическая деятельность. Предполагает формирование основ экологической культуры, воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины, обучение экономичному использованию природных ресурсов. Данная деятельность осуществляется в форме экскурсий, изготовлении кормушек для птиц, проведении экологических субботников и т.д.

В заключении хочется отметить, что работа по духовно – нравственному развитию школьников должна проводиться системно, и задача педагога в каждом направлении воспитания найти нравственный аспект.





































Литература:

  1. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». [Текст] - М., 2005г.

  2. Гаврилушкина. О. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития, журнал «Дошкольное воспитание». [Текст] 1998. № 2. с. 67.

  3. Коррекционная педагогика в начальном образовании, под ред. Г. Ф. Кумариной. [Текст] - М: «Ака­демия». 2003. - 312 с.

  4. Нечаева В. Г., Маркова Т. А. « Нравственное воспитание в школе » [Текст] - М., «Просвещение», 1978.

  5. Нравственные проблемы развития личности. / под ред. А. И. Титаренко. [Текст] - М.: «Просвеще­ние», 1997. -335 с.

  6. Петрова В.Г., Белякова И.В. «Кто они, дети с отклонениями в развитии?» [Текст] - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 104 с.

  7. Рожков, А. В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. [Текст] - М.: «Питер», 2000. – 243 с.

  8. http://www.pedlib.ru/Books/3/0254/3_0254-63.shtml

  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%EC%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%EE%F2%F1%F2%E0%EB%EE%F1%F2%FC

  10. http://www.knigamedika.ru/psixicheskie-rasstrojstva/umotst/oligofreniya.h








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борун Лилия Леонидовна

Дата: 03.04.2018

Номер свидетельства: 464758


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства