kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на МО на тему: " Развитие личностных качеств учащихся с ТМНР в процессе ознакомления с художественной литературой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личностных качеств учащихся с ТМНР в процессе ознакомления с художественной литературой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО на тему: " Развитие личностных качеств учащихся с ТМНР в процессе ознакомления с художественной литературой"»

Развитие личностных качеств учащихся с ТМНР в процессе ознакомления с художественной литературой

Проблема личностного развития учащегося с ТМНР чрезвычайно актуальна в современном мире, ведь гармоничное развитие ребёнка – основа формирования его личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Нельзя научить ученика защищать правду и добро, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, а также умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. В процессе формирования личности ученика важное место принадлежит художественной литературе.

Хорошая книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально – познавательную деятельность, активное отношение к жизни, художественный вкус. Книга способствует появлению у детей собственных суждений о прочитанном произведении, потребности высказаться, развивает речь.

Художественная литература – одна из форм освоения мира; она отражает богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что влияет на формирование у детей с ТМНР нравственно – эстетических чувств и соответственно качеств.

Литература как источник духовности заставляет читателя и слушателя задуматься над смыслом бытия, учит жить по правде и поступать по совести, понимать боль и радость других людей, сочувствовать им, сопереживать. Соприкасаясь с литературой, ребёнок духовно растёт и развивается.

Во все времена людям свойственно испытывать одни и те же чувства: радость, горе, любовь, грусть и пр. Накоплен огромный эмоциональный опыт.

В художественной литературе эстетические переживания всегда связаны с этическими проявлениями. Единство этического и эстетического – важнейшая отличительная черта формирования личности. Убеждать надо не только путем непосредственного воздействия прекрасного в искусстве, обществе, быту, природе. Надо активно влиять словом на сознание ребёнка, привлекая его к практическим действиям.

Как утверждал В.А. Сухомлинский: «воспитание – прежде всего, книга и живые человеческие отношения. Умная, вдохновенная книга, как он полагал, нередко решает судьбу человека. Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя. «Жизнь в мире книг – это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя». Проанализировав, можно выделить следующие личностные качества, которые необходимо формировать у ученика с ТМНР средствами художественной литературы:

Вежливость – умение здороваться и прощаться, употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините». (Э.Э. Мошковская «Волшебное слово»);

Уважительность – умение уступать место, пропускать вперед, открывать и придерживать двери, не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать. (Е. Михаленко «В дороге»);

Честность – умение говорить правду про себя в любой ситуации.

(Л.Н. Толстой, «Косточка»);

Совестливость – способность испытывать чувство стыда за свои поступки. (Л.Н. Толстой «Два товарища», В.А. Осеева «До первого дождя», Л. Пантелеев «Трус»);

Сострадательность – умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно. (В.П. Катаев «Цветик – семицветик»;

Скромность – умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, главным, единственным, замечательным. (Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»);

Дружелюбие – позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку. (Сказки «Теремок», «Рукавичка»).

Эти качества способны заложить основу дальнейшего формирования высоконравственной личности, гражданина страны.

Так, В.Г. Белинский, анализируя книги для детского чтения, выявил некоторые закономерности восприятия литературного текста детьми разного возраста, сформулировал педагогические требования к детской книге. Ученик с ТМНР познает окружающее также, как и взрослый, но у него длительное время образное познание преобладает над логическим, а фантазия является одной из преобладающих форм психической деятельности.

Белинский утверждал: «Для детских выводов, доказательств, логической последовательности: ему нужны образы, краски и звуки. Дитя не любит идей: ему нужны истории, повести, сказки, рассказы».

Он неоднократно подчёркивал: «Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон…

Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа – развитие чувства любви и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал её».

Книга как одно из самых доступных средств массовой коммуникации служит источником разнообразной интеллектуальной и эстетической информации и каналом передачи ее ребёнку, помогает выработать определенное оценочное, эмоциональное, практически – действенное отношение ребёнка к окружающему миру.

Книги играют важную роль в повседневной жизни. С помощью правильно выбранной книги, слушатели совершенствуют свои знания, повышают уважение к себе (самоуважение), невольно переживают с героями конфликты, проясняют их значение и лучше понимают других людей. Отождествляя себя с героями книг, слушатели осознают, что является частью человечества и не одиноки в своей борьбе с реальностью. Чтение повышает уровень знаний человека и заставляет оценить себя объективно.

Дети, испытывающие трудности, слушая о других детях с такими же проблемами, смогут найти альтернативу для самих себя. В книгах можно найти возможное решение проблемы, они помогают избежать сложных ситуаций, чреватых возникновением новых проблем. Сталкиваясь с крушением иллюзий и переживаниями, надеждами и разочарованиями, успехами и неудачами в вымышленных ситуациях, ребёнок приобретает опыт и может применить его в реальных жизненных ситуациях.

Слушая, чтение книги, дети понимают, что не только они испытывают страхи и переживания. Находя сходство между собой и вымышленными или реальными персонажами, ребёнок отождествляет себя с ним и, решая их проблемы, делает это и для себя.

Идентификация слушателя с литературным персонажем не имеет границ. Ученик, видя маму, папу или какого-то важного для него персонажа в рассказе, сможет лучше понять и оценить реального человека.

Восприятие произведений художественной литературы зависит от возраста детей, их опыта, индивидуальности. Ученик готов, прежде всего, эмоционально откликаться на всё окружающее: он видит новое; открывает мир, людей, природу; верит, выдумывает; сам пробует свои силы в разных областях. У детей с ТМНР невелика потребность в познании. Пассивно участвуя в процессе познания, он получает убедительные, яркие, наглядные ответы на свои вопросы, обогащая собственный опыт. «Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, - писал выдающийся российский литературовед Д.С.Лихачев, - она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам».

Литература по своей природе лишена той непосредственной зрительной наглядности в изображении событий или облика человека, которая присуща живописи, зато она обладает огромной силой идейного воздействия, способностями воспроизведения существенных сторон общественной жизни, показа жизненных конфликтов в их развитии, анализа глубочайших переживаний.

Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир в разнообразных красках и звуках: он тянется к красивому, яркому; испытывает радость общения с природой, с её поэтическим образом в сказках, потешках, стихотворениях.

Изображение природы в детской литературе оказывает большое влияние на чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Восприятие природных явлений помогает лучшему пониманию произведений художественной литературы о природе, а те, в свою очередь, обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют восприятию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

Чувства ребёнка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные произведения, образы которых показывают наблюдаемые в действительности явления природы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, надо помнить, что разные литературные жанры в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с изумительным богатством её красок, описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, повторами раскрывает ученику с ТМНР взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы развивают эмоции, речь, мышление, воображение, фантазию, дают представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом.

Воспитанию нравственных чувств, любви к окружающему способствуют рассказы о природе. Тайны природы, её законы раскрываются перед детьми в рассказах В.В. Бианки («Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?»), М.М. Пришвина («Золотой луг», «Разговор деревьев»), Е.И. Чарушина («Волчишко», «Медвежонок») и др.

В этих произведениях с забавными интересными сюжетами мир природы вызывает добрые чувства, ласковую улыбку, смех.

Рассказы М.М. Пришвина открывают детям природу как мир тончайшей и светлой поэзии, наполненной настроением, раздумьями человека. Это бесконечная радость постоянных открытий. Большой мастер короткого рассказа, страстно влюбленный в природу, Пришвин передаёт свои знания и любовь читателю. Рассказы о природе пробуждают участие, внимание ко всему живому, вызывают эмоциональный отклик.

Большое значение в воспитании детей с ТМНР имеет ознакомление с поэтическими произведениями. На смену первым потешкам, которые придавали эмоциональный характер обстоятельствам и повседневным делам, сопровождали и подсказывали различные формы игры с ребёнком, приходят песенки об окружающем мире, природе, труде, об уходе за животными. Эмоциональная окраска помогает ученику полюбить все это. Слушая фольклорные произведения, заучивая их наизусть, дети постигают окружающий мир, учатся быть добрыми и ласковыми, погружаются в стихию исконно народной русской речи, отражающей традиции и мировоззрение её носителей.

Немаловажно с помощью произведений вызвать у ученика не только сопереживание героям, но и активное сочувствие, побуждающее к внутреннему содействию.

Однако недостаточно развивать у детей чувство сопереживания чужой беде. Гораздо труднее научить их радоваться успехам и достижениям других, особенно сверстников. Для этого также можно обратиться к художественной литературе. Сначала следует обратить внимание ребят на то, как умеют радоваться взрослые и дети (особенно последние) радостям других. Например, Золушка радуется красоте своих сестер, которые будут блистать на балу в королевском замке, в то время как она должна будет долго трудиться и т.д.

Немаловажно отношение детей к родителям, а также бабушкам и дедушкам. В художественной литературе имеются сюжеты о детях без родителей; описываются испытания и невзгоды, которые в связи с этим выпадают на их долю, эмоционально представлены стремления таких персонажей вновь обрести дом и родителей. Можно особо выделить тот факт, что каждый ребёнок горячо и нежно любим дома, что его возвращения из школы с нетерпением ждут все домашние, что эту безграничную любовь и нежность надо ценить и помнить о том, как плохо и одиноко детям, лишённым этой любви (нанайская сказка «Кукушка»).

Необходимо очень аккуратно относиться к художественному слову, ведь слово воздействует очень сильно и оставляет иногда неизгладимый след в психике ученика с ТМНР . Художественное слово ни в коем случае не должно быть назидательным: «Это произошло потому, что… Если вы будете так поступать, с вами произойдет то же самое». Художественное слово должно быть созидательным, абстрактным: «Где – то, с кем – то, произошло то – то…». Нужно суметь вызвать эмоциональный отклик в душе детей, не навязывая им «правильную» модель поведения, а вызывая у них желание, поступать тем или иным образом.

Список литературы:

1.Зимина, И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И. Зимина //Дошкольное воспитание. – 2005. №6.

2.Карпинская, Н.С. Художественное слово и воспитание детей. / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 1972. - 151 с.

3.Стрелкова, Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка: Эмоциональное развитие дошкольника. / Л.П. Стрелкова. - М.: Просвещение, 1985.

4.Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. / В.А. Сухомлинский.-М.,1979.

5.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1981.

6. Гриценко, З.А. Пришли мне чтения доброго… / З.А. Гриценко. -М. Просвещение, 2004г.

7. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М., 1985г.

8. Ельцова, О. Детское речевое творчество как условие полноценного общения. / О. Ельцова, Л. Крицкая, Н. Шадрова // Дошкольное воспитание.- 2009. №12.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федотова Мария Викторовна

Дата: 27.10.2023

Номер свидетельства: 638900


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства