kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Арт-терапия как средство психокоррекции адаптации подростков-первокурсников, состоящих на различных видах учета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Актуальность данного исследования заключается в использовании арт-терапии, в частности, изобразительной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса среднего профессионального учреждения, с целью  коррекции  адаптации подростков-первокурсников,  состоящих на различных видах учета.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапия как средство психокоррекции адаптации подростков-первокурсников, состоящих на различных видах учета.»

АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИИ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ УЧЕТА.


МЕЛЬНИК-ГАЛИЦКАЯ Э.Э

Россия, г. Новороссийск, ГБПОУ КК НПТ

Тема исследования арт-терапии как средства психокоррекции адаптации подростков-первокурсников, состоящих на различных видах учета, связана с повышением негативных социальных проявлений в современном обществе (экономическая нестабильность, кризис семьи, нравственные проблемы и мн. др.), которые способствуют росту эмоциональных расстройств, увеличению агрессивности и враждебности, провоцируют рост подростковой преступности. Необходимость психологической поддержки становится сегодня особенно важной для подростков из социально- неблагополучных семей, состоящих на различных видах учета.
Данная тема являлась предметом внимания многих российских авторов, Н.Ф. Масловой, A.B. Мудрика, Ю.В. Чуфаровского и др. Однако, в этих работах рассматриваются проблемы адаптации  школьников. Очень мало работ посвящено подросткам-первокурсникам, состоящим на различных видах учета, в связи с этим, для педагогической психологии исследования в этой области остаются актуальными.

Признавая, что адаптация студентов является важнейшей проблемой педагогики и психологии, многие исследователи обращают внимание на вопрос о факторах адаптации — условиях, влияющих на успешность процесса вхождения студентов в новую образовательную среду ( А.С. Красовский, Н.К Нгуен ), II.C. Кузнецов , H.Е. Шустова и др. Среди таких факторов чаще всего выделяют: социально-демагрофические (социальное происхождение, социальное положение и др.), педагогические (уровень наличия образования, организация самостоятельной работы студентов и др.), психологические (уровень сформированности важнейших психологических качеств, отношение к учёбе и профессии и др.).

В системе психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса необходима разработка методов, направленных на психокоррекцию адаптации подростков-первокурсников, состоящих на различных видах учета, и, как следствие, повышение социальной адаптации обучающихся воспитанников.

В настоящий момент существует дефицит прикладных исследований, направленных на поиск компенсаторных механизмов в процессе психопрофилактики, психокоррекции, а также недостаточность психологического сопровождения подростков с целью гармонизации их отношений с окружающим миром и с самим собой.
С точки зрения позитивного подхода, психическое здоровье есть сохранение человеком способности к развитию и обогащению личности, ее индивидуализации, поэтому обоснованным является растущий интерес в нашей стране к терапии творчеством или арт-терапии. Арт-терапия используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации человека через познание художественным творчеством, которое относится к психологическому воздействию искусством.
В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции нарушений, сохранения здоровья подростков, защиты детской и подростковой психики от агрессивных воздействий внешней среды. Возможность обновления содержания процесса обучения изобразительному творчеству представляет феномен педагогической арт-терапии, научные основы которого разработаны Л.А. Аметовой, Зелениной, Л.Д. Лебедевой. Использование арт-терапии основывается на том, что состояние внутреннего «Я» подростка отражается в продуктах его творчества. Рисуя, обучающийся получает возможность «проработать» различные состояния: фобии, одиночество, депрессии, суицидальные попытки, любые формы агрессии и многое другое.
Актуальность данного исследования заключается в использовании арт-терапии, в частности, изобразительной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса среднего профессионального учреждения, с целью коррекции адаптации подростков-первокурсников, состоящих на различных видах учета.

Таким образом, возникает противоречие между возможностью реального практического использования изобразительной деятельности как средства психокоррекции адаптации подростков и недостаточной теоретической разработанностью данного подхода. Анализ литературных источников, осмысление сформулированной выше проблемы в контексте психологического здоровья студентов позволил выявить ряд противоречий между:

- потребностью современного общества в психологически здоровых людях и недостаточной возможностью социальных институтов развить, воспитать психологически здоровую личность.

- востребованностью арт-терапии (изо-терапии) как самостоятельного направления в коррекционной работе и недостаточным количеством методик по изучению практических возможностей данного направления в работе с подростками-первокурсниками, состоящих на различных видах учета.



Исследование проводилось в сентябре 2018г. в ГБПОУ КК НПТ г.Новороссийска в 12 группах студентов-первокурсников.

Выборка составила 199 человек. Из них 3 группы машинистов – 55 студентов, 3 группы поваров – 52 студента, 1 группа автомехаников – 17 студентов, 1 группа электромонтеров – 20 студентов, 1 группа составителей поездов – 13 студентов, 1 группа мастеров- строителей отделочных работ – 15 студентов, 1 группа операторов по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте – 17 студентов, 1 группа штукатуров – 10 студентов.

Для проведения исследования была выбран опросник социально-психологической адаптации (К.Роджерса и Р.Даймонда) – шкалы адаптации и дезадаптации.

По результатам исследования:

- 115 студентов являются адаптированными к учебному заведению, процессу, группе;

- 84 студента являются дезадаптированными к учебному заведению, процессу, группе, в том числе все - 10 человек являются подростками, состоящими на различных видах учета.

Из них - 43 студента продиагностировано проективными тестами «Мое настроение», «Причины моей агрессивности», «Мое отношение к людям» «Причины моих краж», «Причины моей тревожности» и т.д. (Все работы рисуются студентами на уровне подсознания, то есть, подросток работает «не включая голову», дает возможность своим рукам хаотично, импульсивно, выбирая определенный цвет восковых мелков, вынести проекцию своего внутреннего состояния и таким образом, благодаря арт-терапевту, квалифицированному специалисту, психологу, ответить на интересующий вопрос).

Данные, полученные по результатам проективных тестов говорят о том, что у 78% подростков-первокурсников проблемы дезадаптации связаны с отсутствием принятия этих подростков их близкими и значимыми для них людьми. Это, как правило, матери, отцы, бабушки, дедушки, братья, сестры и т.д.

Психокоррекция для данной группы подростков заключалась в проективных методах работы. Основанием данного метода послужили вопросы «Какое действие необходимо предпринять, для того, чтобы перестать воровать?» «Что нужно изменить в себе, чтобы стать добрее к людям?», «Что необходимо сделать, чтобы перестать быть агрессивным?», «Успешный человек – кто он ?» и т.д. (Все работы также были прорисованы студентами, не прибегая к уровню сознания, тем самым, давая своим рукам возможность найти ответ).

Психокоррекционная работа также заключалась в составлении «Коллажа будущего», то есть подросткам был предоставлен материал для того, чтобы они могли «здесь и сейчас» смоделировать свою реальность через 5-10 лет, чем они охотно и занимались. Психокоррекционная работа также заключалась в устранении тревожности, депрессивных состояний, фобий, суицидальных попыток, благодаря такой технике, как мандалотерапия.

Таким образом, использование арт-терапии, в частности, изобразительной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса среднего профессионального учреждения с целью коррекции адаптации подростков-первокурсников , состоящих на различных видах учета, является актуальным, а также востребованным и самостоятельным направлением в коррекционной работе.



Литература:

1. Всеволодова H.A. Психологическая адаптация учащихся старших классов к обучению в профильном лицее : дис. канд. психол. наук / H.A. Всеволодова. М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2008. 240 с.

2. Ильюченок Р.Ю.Оценка воздействия экстремальных факторов на психоэмоциональный статус организма //Выживание человека: резервные возможности и нетрадиционная медицина: Тез.Конф.-М., 1993.- С. 127-130.

3. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных публикаций // Журнал практической технологии и психоанализа. 2007. №4.

4. Лебедева Л. Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании. Монография. СПб.: ЛОИРО, 2001. - 267 с.
5. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков. СПб.: Речь, 2004. - 463 с.
6. Сильвер Р. Идентификация и оценка образа «Я» в рисунках делинквентных подростков / Д. Эллисон Д // Арт-терапия новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - С. 105-124.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мельник-Галицкая Эльвира Эвальдовна

Дата: 16.01.2019

Номер свидетельства: 495682


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства