Высшая нервная деятельность человека. Познавательные психические процессы человека: восприятие, внимание, память.
Высшая нервная деятельность человека. Познавательные психические процессы человека: восприятие, внимание, память.
Предлагаемая разработка содержательно-поискового модуля (3-30') по биологии для 9-го класса на тему «Высшая нервная деятельность. Восприятие. Внимание. Память» смоделирована на основе личностно-ориентированного подхода.
Форма проведения - ролевая игра «Посещение научно- исследовательского института по изучению человека».
Занятие проводилось совместно - учителем биологии и практическим психологом. Учащиеся, принимавшие участие в занятии, посещают факультатив «Наступает время выбора», темы которого тесно переплетаются с темами по биологии. Так возникла идея проведения интегрированного модуля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Высшая нервная деятельность человека. Познавательные психические процессы человека: восприятие, внимание, память.»
Тема методической разработки
Сабадашова Лариса Викторовна
учитель биологии ДООШ І-ІІІ ступеней № 30, старший учитель
Свирчкова Наталья Викторовна
практический психолог ДООШ І-ІІІ ступеней № 30
Донецк 2014
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая разработка содержательно-поискового модуля (3-30') по биологии для 9-го класса на тему «Высшая нервная деятельность. Восприятие. Внимание. Память» смоделирована на основе личностно-ориентированного подхода.
Форма проведения - ролевая игра «Посещение научно- исследовательского института по изучению человека».
Занятие проводилось совместно - учителем биологии и практическим психологом. Учащиеся, принимавшие участие в занятии, посещают факультатив «Наступает время выбора», темы которого тесно переплетаются с темами по биологии. Так возникла идея проведения интегрированного модуля.
Основные понятия темы занимают важное место среди тем, рассматриваемых в курсе изучения человека, так как имеют большое практическое значение и важны для понимания каждым молодым человеком, стоящим на пороге взрослой жизни. Поэтому, не случайно для проведения модуля был избран личностно-ролевой подход.
Для того, чтобы модуль прошел интересно, учащимся было дано опережающее домашнее задание в соответствии с выбранной ролью. В процессе подготовки ученики работали со словарями (толковым, биологическим, иностранных слов), дополнительной литературой. Была сделана ставка на положительные эмоции, которые сопровождали учащихся в течение всего модуля, так как учеными доказано, что умственная активность, сопровождающаяся положительными эмоциями, ведет к развитию умственных способностей.
На первом мини-модуле учитель биологии «подогрел» интерес к содержанию модуля через свое эмоционально настроенное вступительное слово. Через элементы ролевой игры - выступления экскурсоводов - произошло формирование внутренней мотивации процесса учения. Учащиеся поделились интересными фактами об истории изучения головного мозга и о его работе, об основных психических процессах, связывая восприятие новой темы с материалом, изученным ранее. Выдавая учащимся входные билеты с вопросами для беседы (использование игрового момента), учитель давал учащимся право выбора, где отражался личностно-ориентированный подход к каждому ребенку класса.
На втором мини-модуле практический психолог школы предложил тестовые задания, связанные с темой модуля. Каждый учащийся определил свой уровень развития устойчивости внимания, скорости запоминания, типа памяти и так далее. Выполняемые задания вызвали у учащихся живой интерес, и, тем самым, помогли усвоению изучаемого нового материала.
На третьем мини-модуле ассистент (ученик) озвучил сообщение о законах памяти и упражнениях по ее тренировке. Предложил лично подобранную им игру, в результате которой каждый дает себе самооценку, через которую осуществляется стимулирование стремления учащихся к успеху в деятельности.
Далее через элементы ролевой игры - выступление журналистов, врача, ученых - создается обстановка для естественного самовыражения ученика.
В конце модуля в ходе рефлексии каждый учащийся высказал свое мнение, свою точку зрения, свои пожелания.
Тема модуля.Высшая нервная деятельность человека. Познавательные психические процессы человека: восприятие, внимание, память.
Цели и задачи модуля. Познакомиться с познавательными психическими процессами: восприятием, вниманием и памятью, их видами, свойствами, механизмами, законами, способами развития.
Развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, повышающие уровень логического мышления и научность объяснения физиологических явлений и гигиенических правил.
Показать значимость вклада ученых в изучение структуры и свойств головного мозга, создания учения о высшей нервной деятельности человека.
Воспитывать интерес к изучению познавательных процессов в рамках самопознания личности.
Оборудование. Мультимедийное оборудование, карточки с вопросами и заданиями, муляжи головного мозга, таблица «Строение головного мозга», фишки-брейн, буквы алфавита формат А-4, портреты ученых-биологов.
«Мозг - самое совершенное и сложное из созданий земной природы».
И.П.Павлов.
«Познай самого себя».
Сократ (4-5 ст. до н.э.).
«Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком».
Ч.Айтматов «Буранный полустанок».
«Причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое, а от этого укрепляется дурная привычка небрежного обращения со следами наших воспоминаний».
К.Д.Ушинский
«Память - страж всему и сокровища всего».
Цицерон, оратор.
И.М.Сеченов считал память «основным усилием психической жизни», «краеугольным камнем психического развития».
Внимание есть именно те двери, через которые проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.
К.Д.Ушинский.
1-й мини-модуль
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач модуля.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами совершим экскурсию в научно-исследовательский институт, занимающийся проблемами изучения человека. Наша экскурсия посвящена знакомству с познавательными психическими процессами: памятью, вниманием, восприятием.
Сегодня я ваш главный экскурсовод. Хочу предоставить вам план нашей экскурсии. Сразу мы побываем на кафедре анатомии и физиологии человека, где сотрудники кафедры сообщат нам интересные факты о головном мозге как высшем отделе нервной системы: узнаем о проблемах раскрытия физиологических механизмов психической деятельности человека.
Затем мы отправимся на кафедру психологии, где с нами поработают психологи. Здесь мы узнаем много нового и интересного.
Мы посетим конференц-зал, где за круглым столом собрались ученые, журналисты, корреспонденты, обсуждая различные проблемы.
III. Работа по теме.
Вводное слово учителя. Ребята, попасть в научно-исследовательский институт не так просто, нужно иметь определенный багаж знаний. Вам выдается входной билет, в котором имеются вопросы. Это для того, чтобы на экскурсии вы были не пассивными слушателями, а активными ее участниками.(Каждому учащемуся раздается карточка с вопросами).
Игра «Получи билетик».
Мозг - самое совершенное и сложное из созданий земной природы. Мозг сравнивали с чудесным ткацким станком, на котором миллионы сверкающих челноков ткут мимолетный узор, непрестанно меняющийся, но всегда полный значения.
Со строением головного мозга человека мы ознакомились ранее. Перед экскурсией вы все повторили. Поэтому, ответить на вопросы входного билета, я думаю, вам будет нетрудно. (На столе муляжи, пользуйтесь!)
Учащиеся отвечают на вопросы входных билетов (в ходе беседы).
Что является высшим отделом нервной системы? (головной мозг).
Где расположен головной мозг?
Из каких основных отделов состоит головной мозг?
Чем представлен ствол мозга?
(Ствол - филогенетически самая древняя часть головного мозга; включает продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг).
Каково строение и функции продолговатого мозга?
Строение и функции среднего мозга.
Строение и функции промежуточного мозга.
Строение и функции большого мозга.
Назовите основные структуры мозжечка и опишите его функцию.
Где в головном мозгу расположено серое и белое вещество?
А теперь, мы с вами попадаем на кафедру анатомии. Нас встречает доктор биологических наук, старший научный сотрудник .(ученик)
Кафедра анатомии. (Сообщение об истории открытия процессов, протекающих в головном мозге, интересные сведения о головном мозге).
Человечество издавна стремилось проникнуть в “тайну из тайн” жизни - головной мозг.
Зависимость сознания от мозга утверждал еще отец медицины - Гиппократ. Ученики Гиппократа, следуя своему учителю, рассматривали мозг как центр всех центров и главный орган ума. Ошибочными были взгляды великого мыслителя Древней Эллады - Аристотеля. Он считал мозг всего лишь большой железой, предназначенной для охлаждения крови.
Между тем простые наблюдения за ранеными в голову могли бы открыть кое-какие тайны мозга. Уже великий Гиппократ знал, что при обширных повреждениях больших полушарий возникает паралич рук и ног противоположной стороны тела. Это до некоторой степени отвечало на вопрос о предназначении мозга, но не поколебало его мнения о том, что мозг-железа, которая помогает удалять из организма излишнюю влагу.
Лишь другой греческий врач Герофил сумел освободиться от бытовавших веками предрассудков.Он сумел догадаться, что головной мозг - центр всей нервной системы, руководит произвольными движениями, участвует в восприятии внешнего мира и служит человеку органом мышления.
К сожалению, достижения древних ученых игнорировались. Прошло два тысячелетия, прежде чем догадки Герофила утвердились в умах европейских ученых.
С середины XIX века наука шла путем эксперимента, ученым удалось с помощью приборов наблюдать, изучать и регистрировать нервные процессы.
Огромный вклад в физиологию нервной системы внесли крупнейшие ученые - Мюллер, Гельмгольц, Клод Бернар, Дюбуа-Геймон; русские физиологи Сеченов, Павлов, Введенский, Ухтомский и другие.
В наши дни кажется чрезвычайно странным, что мозг лишь недавно люди оценили как орган первостепенной важности. Современная наука располагает точными данными о деятельности мозга. Многие тайны перестали быть тайными. Человек может использовать свои знания о нервной системе, управлять процессами, протекающими в ней.
Ребята, а знаете ли вы, что мозг человека содержит около 100 миллионов нейронов - примерно столько, сколько звезд в нашей Галактике? Для сравнения заметим: мозг осы состоит из 200, пчелы - из 900 нейронов, хотя поведение этих животных достаточно сложное.
Подумать только ... Чтобы перевести тело из горизонтального положения в вертикальные, головной мозг человека отправляет через нервы к мышцам сотни нервных импульсов-сигналов!
Известно ли вам, что масса головного мозга новорожденного составляет около 340 г. Масса мозга взрослых людей колеблется от 1100 г до 2000 г? Некоторые считают, что от массы мозга зависит степень умственного развития и способностей, предначертанность поведения преступников, об умственном преобладании мужчин над женщинами.
Неправдоподобность подобных мнений опровергается многочисленными данными науки, а также неопровержимыми примерами из жизни.
У многих одаренных людей масса мозга существенно различалась.
У И. С, Тургенева она составляла 2012 г, Анатоля Франса - 1017 г, Байрона - 2238 г, Уитмена - 1282 г, у известных зоологов Кювье и Агассица соответственно 1830 г и 1495 г.
Несмотря на то, что масса мозга Тургенева почти в 2 раза больше массы мозга Франса, оба они были гениальными писателями и мыслителями. Аналогичных примеров много. В то же время у многих эпилептиков и дебилов масса мозга была большой, у одного даже 2850 г.
Оказывается ... Необходимость передвигаться в пространстве вызвала появление на Земле живых существ с двусторонней симметрией тела. Ею, вы знаете, обладает подавляющее большинство современных животных. Симметричность строения тела сопровождается внутренней симметрией, наличием парных и изометрических органов тела. Человеческий мозг - яркий пример органов с двусторонней симметрией. Правая и левая его половины имеют совершенно одинаковое строение. Между тем в функциональном отношении они неоднозначны. Знаете ли вы ..., что двигательные отделы больших полушарий руководят работой мышц противоположной части тела: правое полушарие командует левой половиной тела, а левое - правой? Нервные волокна, передающие двигательные команды, совершают полный перекрест.
И так ... Мозг человека специалисты сравнивают сегодня со сложнейшей, еще не созданной людьми электронно-вычислительной или какой-то другой машиной будущего. Много еще нераскрытого и неразгаданного. И я думаю, друзья, что и среди вас появятся ученые, которые будут решать загадки мозга. Свою экскурсию я хочу закончить словами Ивана Петровича Павлова: «Мозг - самое совершенное и сложное из созданий земной природы».
Игра «Получи билетик» (продолжение). Чтобы попасть на кафедру физиологии нам нужно ответить на оставшиеся вопросы входного билета.
Какая часть мозга самая развитая, крупная и функционально значимая? (полушария большого мозга).
Чем покрыты полушария большого мозга?
(Полушария снаружи покрыты корой, образованной серым веществом, состоящих из тел нейронов. Толщина коры различных участков колеблется от 1,3 до 5 мм. Площадь поверхности коры достигают 450 тыс. см2, что зависит от наличия большого количества борозд и извилин).
Что еще знаете о строении коры?
Какие зоны выделяют в коре большого мозга?
Что вам известно о чувствительных зонах коры большого мозга?
Где расположена двигательная область коры?
Где расположена речевая зона?
Что представляет собой ассоциативные зоны?
А теперь нас встречает научный сотрудник кафедры физиологии, занимающийся исследованием высших мозговых функций (ученик).
Кафедра физиологии. Мне очень понравилось, что вы имеете определенные знания о коре большого мозга. Как вы уже отметили, кора функционирует как единое целое. Она является материальной основой психической деятельности человека.
Среди многих проблем, связанных с исследованием биологии человека, проблемы раскрытия физиологических механизмов психической деятельности является наиболее сложной. Разнообразные явления психической деятельности интересовали людей издавна. Надписи, сохранившиеся в памятках древнеегипетской культуры, записи древнегреческих медиков, философов свидетельствуют о том, что еще 4-5 тысяч лет тому назад люди ставили вопрос о познании сущности человека и его мышления. Известный греческий философ Сократ выдвинул девиз: ”Познай самого себя”, который пережил века и сохранил свое значение до сегодняшнего времени. Еще в начале возникновения представления о психической деятельности человека существовали два взгляда относительно его происхождения. Согласно одному взгляду, психика является результатом деятельности мозга, в котором отражаются внешние события и внутреннее состояние организма. Благодаря ей человек оценивает разнообразные явления и события и соответствующим образом реагирует на них. Согласно другому взгляду (религиозному), поведением человека управляет нематериальная душа, порожденная сверхъестественными силами, находящимися вне организма человека. Эти два взгляда существуют и ныне и имеют соответствующее научное и религиозное толкование.
И так, вам известно, что высшая нервная деятельность является функцией коры большого мозга и подкорковых ядер. Безусловно - рефлекторная и условно-рефлекторная деятельность человека и животных пребывают в неразрывном единстве и вместе составляют высшую нервную деятельность.
Ребята, а что такое высшая нервная деятельность?
А еще какое определение высшей нервной деятельности можно дать?
А в чем заключаются главные отличия высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных?
Высшая нервная деятельность человека является физиологической основой психических процессов. Физиология высшей нервной деятельности и психология тесно связаны, поскольку имеют один объект исследования - головной мозг. Однако, между высшей нервной деятельностью и психической деятельностью имеются существенные различия.
Что является целью высшей нервной деятельности? - обращение к классу.
А психология, ребята, изучает работу мозга, проявляющуюся в виде представлений, образов, эмоций, мотивов. Она также изучает, каким образом под влиянием условий жизни, обучения и воспитания формируется личность человека.
Мне очень приятно было с вами общаться. Я вижу, что вы достаточно подготовлены для дальнейших встреч с различными специалистами.
Слово учителя. Ребята вопрос о взаимоотношении мозга и психики является предметом постоянной дискуссии. Исследователи, придерживающиеся материалистических взглядов, утверждают, что мозг и психика едины. Это положение блестяще обосновано в эксперименте замечательными нейрофизиологами И.М. Сеченовым и И.П.Павловым.
С психофизиологических позиций психическая деятельность - это сложный, многоэтапный процесс, все звенья которого функционируют в гармоническом единстве.
IV. Итог мини-модуля.
2-й мини-модуль
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач мини-модуля.
Одна из высших психических функций - сознание. Познавательные психические процессы - это восприятие, память, внимание, мышление. Сегодня мы знакомимся с восприятием, памятью, вниманием и переходим на кафедру психологии.
С вами поработает старший научный сотрудник кафедры, психолог (занятие проводит практический психолог)
III. Работа по теме модуля.
Вводная беседа.
Ребята, я рада вас приветствовать на кафедре психологии. Я познакомлю вас с познавательными психическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, с их особенностям и видами. Мы проведем диагностику вашей памяти и внимания. Моя ассистентка познакомит вас с законами памяти, некоторыми упражнениями и играми, развивающими познавательные процессы.
То, что мы знакомимся сегодня с познавательными психическими процессами, конечно, не случайно.
Во-первых, как известно, психические явления - это продукт деятельности мозга, тесно связанный с работой мозга. Современные исследования определили локализацию познавательных психических процессов в коре головного мозга - это лобно-височный и затылочный отделы коры.
Во-вторых, познавательная деятельность - ведущая деятельность человека, а без познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти) невозможно познание человеком окружающего мира.
Итак, с чего же начинается познание окружающего мира? Внешние явления, воздействуя на органы чувств, вызывают соответствующие ощущения. Способность ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
Отражение в мозгу человека целостного образа предмета или явления называется восприятием.
Мы видим находящийся за окном пейзаж, слышим музыку и человеческую речь, улавливаем запах цветущей сирени или кофе - все это разные виды восприятия. В зависимости от того, какой орган чувств принимает участие в восприятии различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие. Не всякие воздействия, идущие из внешнего мира, улавливаются и перерабатываются мозгом. Мы не можем улавливать, например, радиоволны, рентгеновское излучение - для них нет соответствующих органов чувств. Но и те виды воздействий, к которым наш организм чувствителен, должны иметь достаточную интенсивность. Мы не можем услышать тиканье наручных часов, лежащих на столе в другом конце комнаты, для этого чувствительность нашего слуха недостаточна. Но тем не менее абсолютная чувствительность органов чувств человека очень велика: при условии абсолютной прозрачности воздуха мы могли бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии 27 километров, а чувствительность человека к запахам превышает возможности всех существующих для этой цели приборов. Для того, чтобы восприятие было правильным необходим непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей складывающийся образ.
Восприятие - это основной психический процесс чувственного отражения действительности, основа памяти, мышления, на основе восприятия человека человеком строятся отношения между людьми.
Внимание тесно связано с восприятием.
Внимание - это процесс отбора информации, идущей через органы чувств.
Из того, на что вы обращаете внимание и создается ваш мир. Если вы концентрируетесь на проблемах, ваш мир будет переполнен препятствиями; будете уделять внимание частностям - ваш мир утратит цельность и превратится в череду несвязных событий. Сосредоточьтесь, лучше на творческих идеях, и перед вами откроется мир неограниченных возможностей. Люди, как правило, находят то, что ищут.
Схема: Виды и свойства внимания.
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Психологи установили положительную связь между развитием свойств внимания у ученика и его успехами в учении. Помимо свойств внимания выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли, это ориентировочный рефлекс, который тормозит текущую деятельность центральной нервной системы, переключаясь на раздражитель.
Произвольное внимание включает волевую регуляцию, оно необходимо, чтобы успешно делать не только то, что хочется, но и то, что нужно. Развитое произвольное внимание помогает в учении.
Диагностика внимания.
Диагностика уровня развития произвольного внимания.
Я предлагаю проверить - какой уровень этого вида внимания у каждого из вас.
Методика «Расстановка чисел».
Задание. В течение двух минут расставьте в возрастающем порядке числа, которые размещены случайно в квадрате-образце. Числа располагать от большего к меньшему в строку.
16
37
98
29
54
80
92
16
59
35
43
21
8
40
2
65
84
99
7
77
13
67
60
34
18
Обработка полученных результатов. Сообщение результатов исследования уровня развитая произвольного внимания каждого ученика класса.
2. Диагностика уровня развития устойчивости внимания.
Важным свойством внимания является устойчивость. В обиходе это свойство внимания мы называем внимательностью.
Устойчивость внимания - это способность сохранять длительное время состояние внимания на каком-либо объекте, не отвлекаясь и не ослабевая внимания.
Методика «Исправь ошибки».
Задание. В течение двух минут найдите и исправьте ошибки в тексте (содержание предложений близко к теме урока).
Текст задания.
Самой высокой личной и общественной целостью является здорове человека.
Гиподинамия - повышенная двигательная активность.
Врожденые реакции на действие раздражителя И.П.Павлов назвал условнорефлекторной деятельностью.
Первая сигнальная система представлена рефлексами, выработанные на слова и обозначенные ими понятия.
Закупорка или разрыв сосуда какого либо участка мозга ведет к омоложению нервных клеток.
Празность, лень, ничего неделание принижают человеческое достоинство, низводят человека до паразитического образа жизни.
Кто часто употребляет спиртные напитки, у того не ослабевает память, внимание, способность к общению.
Известно, что в минуту опасности силы удесятеряются, все органы приходят в активное состояние, которое обеспечивается слабыми импульсами центров коры.
Врачи издавна отмечали, что среди причин, продливающих жизнь, видное место занимают страх, уныние, тоска, зависть.
Психика свойство и продукт работы мозга.
Обработка полученных результатов. Сообщение результатов исследования уровня развитая устойчивости внимания.
Еще один познавательный процесс, с которым мы знакомимся сегодня - память.
Память - основа психической жизни, основа сознания, это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации.
Память - это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо и так далее) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.
Психологи утверждают, что существует три стадии запоминания.
Посмотрите на следующий ряд букв: П В Ц В 3 С И
Взгляните на буквы снова. И сразу же закройте глаза. Вы заметите, что форма букв оставляет след в памяти. Даже если этот след различим всего лишь мгновение - самое большее секунду, - он все же играет роль в процессе запоминания. Сразу же после того, как вы что-то увидели, услышали, почувствовали, имеет место хрупкое, кратковременное запоминание. Для зрительных образов оно имеет наименьшую длительность, для звуковых - несколько более продолжительно, для осязательных - может длиться несколько секунд. Это так называемая сенсорная память. (I этап)
Теперь посмотрите на буквы еще раз и затем попробуйте воспроизвести их в памяти, сначала повторяя звуки, а потом представляя себе форму букв. Когда вы делаете это, вы используете так называемую первичную память (схема). В отличие от сенсорного запоминания, которое происходит бессознательно и невольно, первичная память фокусируется по вашему желанию. (II этап)
Долговременная память подразделяется на вторичную и третичную память. (Ш этап)
Долговременная память - это хранилище информации, которое содержит конкретные воспоминания и различные абстрактные понятия. Без долговременной памяти мы постоянно балансировали бы на тонкой грани настоящего, как бы все время пробуждаясь ото сна.
Для того, чтобы какая-то информация была зафиксирована в вашей памяти, она должна пройти все три стадии.
Таблица-схема: «Этапы запоминания» - знакомство с ней.
Существует несколько видов памяти.
Рассказ по таблице-схеме: «Виды памяти»
Виды памяти
По длительности хранения информации:
а) кратковременная;
б) долговременная.
По степени активности человека в процессе запоминания:
а) непроизвольная;
б) произвольная.
По виду анализатора, через который поступает информация:
а) слуховая
б) зрительная
в) двигательная
г) смешанная
По виду информации, которая запоминается:
а) наглядно-образная;
б) словесно-логическая;
в) эмоциональная
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразной звуковой информации.
Диагностика уровня развития памяти.
1. Диагностика уровня развития зрительной памяти.
Задание. В течение 30 секунд ознакомьтесь с таблицей, на которой изображены фигуры и знаки. Через 30 секунд таблица убирается. В течение 45 секунд на заготовленных бланках вы изображаете увиденные фигуры и знаки, что запомнили.
Δ
x
+
Δ
0
0
x
Обработка полученных результатов. Сообщение результатов исследования уровня развитая зрительной памяти учащихся.
2. Диагностика слуховой памяти.
Задание. Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел. Ваша задача - запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму и так далее. Всего должно быть 4 суммы.
Варианты заданий:
Ответы:
3 1 5 2 7
4 6 7 9
4 4 3 5 2
8 7 8 7
1 3 1 5 2
4 4 6 7
6 3 1 5 2
9 4 6 7
4 2 6 1 3
6 8 7 4
7 1 5 2 1
8 6 7 3
3 5 1 2 6
8 6 3 8
7 1 7 2 6
8 8 9 8
3 4 3 2 5
7 7 5 7
2 5 3 4 1
7 8 7 5
Обработка полученных результатов. Сообщение результатов исследования уровня развитая слуховой памяти учащихся. 5 правильно выполненных заданий свидетельствует о хорошей оперативной памяти.
3. Диагностика словесно-логической памяти.
Словесно-логическая память - это память, фиксирующая средства, способы и результаты логического мышления - понятия и рассуждения.
Задание. Вам зачитываются 10 пар слов. Между словами имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени читается лишь первое слово из каждой пары. Постарайтесь за это время припомнить второе слово из каждой пары. Запишите все слова парами на листе.
Рекомендуемый набор пар слов:
шум – вода дуб – желудь
стол - обед дичь - выстрел
мост - река рой - пчела
рубль - копейка час - время
лес - медведь гвоздь - доска
Обработка полученных результатов. Сообщение результатов исследования уровня развитая словесно-логической памяти учащихся. Правильно воспроизведенные 6 пар слов говорит о среднем уровне развития словесно-логической памяти.
Подведение итогов мини-модуля.
3-й мини-модуль
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и задач мини-модуля.
Занятие проводит учитель биологии. Мы с вами остаемся на кафедре психологии. Ассистент кафедры сообщит вам каким образом можно развивать познавательные психические процессы внимание и память.
III. Работа по теме модуля.
Информационное сообщение. На процесс овладения знаниями, умениями, навыками люди тратят чрезвычайно много времени. Поэтому ведутся поиски различных способов повышения скорости и объема запоминания информации. Но пока, кроме использования наших резервных возможностей стимуляции памяти физиологическим путем благодаря включению эмоций и мотивов, ни один способ не является эффективным. Фармакологические и физические способы имеют побочные отрицательные последствия. В лечебных целях для улучшения памяти используют химические вещества, так называемые ноотропы, являющиеся витаминами. Как и все функции организма, память можно развивать, тренировать и укреплять. Для того, чтобы укреплять память, необходимо знать законы памяти. Их семь.
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ.
Думайте - не следует зубрить заданный параграф, результат будет значительно лучше, если найти в тексте главную мысль, сделать конспект.
Интересуйтесь - интерес к материалу повышает продуктивность и нужно почаще оценивать, что дает полученная информация
Помните о магической 7 - при одновременном восприятии мы можем удержать в памяти в среднем 7 объектов, причем легче запомнить 1 и последний элементы ряда.
Будьте готовы - психологи установили, что новое гораздо легче усваивается, если прочитать что-либо популярное на эту тему, оценить насколько информация пополнит знания.
Не топчите следы - не следует учить друг за другом похожие предметы (физику после математики; литературу после истории).
Оглянитесь вокруг - это способ борьбы с забывчивостью, представив обстановку, в которой происходило событие, вы сможете припомнить и его, потому что одновременные впечатления имеют свойство вызывать друг друга (узелок на память).
От А до Я - информация должна восприниматься как законченное целое, а не разрозненные осколки; так, стихотворение или параграф надо прочитать целиком и пытаться рассказать сразу все.
Тренировка внимания и памяти. А сейчас мы с вами займемся развитием и тренировкой внимания и памяти. Переходим непосредственно к упражнениям.
Упражнение. Упражнение для активизации внимания. В этой табличке спрятаны названия нескольких животных. Ваша задача найти как можно больше названий животных. Победителем станет тот, кто за 2 минуты найдет наибольшее количество животных, и он же получит фишку-брейн.
к
ш
л
и
с
а
в
ч
о
р
в
а
р
я
с
о
н
б
у
ь
к
п
к
д
н
у
ж
3
в
ю
п
д
г
е
г
р
х
н
о
ч
ы
б
р
у
ф
т
о
л
е
в
к
ф
ь
и
к
р
с
л
о
н
ш
3
ю
к
щ
ъ
н
г
р
у
с
ц
а
д
к
ж
м
у
п
б
а
р
с
у
к
з
в
р
е
д
н
с
ь
ж
т
к
а
р
и
б
т
ф
м
т
в
ф
ж
о
в
а
п
ь
б
у
з
т
м
ы
ш
ь
н
б
ы
к
с
д
к
т
к
р
м
а
у
д
ы
х
ч
о
н
т
к
и
т
з
а
н
п
р
у
с
щ
ы
л
к
ф
к
я
ъ
м
в
р
у
о
з
к
ф
у
т
к
а
р
п
о
с
т
и
г
р
н
я
Упражнение. Упражнение на тренировку двух познавательных процессов - внимания и памяти в игре «Алфавит».
Я диктую слово, а вы «пишете» его хлопками, помня о том, какие буквы у вас прикреплены на спине. Победителями станут те, чье слово прозвучит наиболее синхронно (слова - рецептор, рефлекс, нейрон, восприятие, внимание, память, забывание).
Упражнение.А сейчас мы с вами будем развивать логико-смысловую память. Каждому участнику предлагается пословица, измененная или правильный вариант. Необходимо произнести пословицу правильно, за правильный ответ - фишка-брейн.
Пословицы.
Век живи - век трудись.
Ученье - тьма, а неученье - свет.
Боги горшки обжигают.
Что ни делается, все к худшему.
Повторенье - мать ученья.
Без труда выловишь рыбку из пруда.
Не все золото, что молчит.
Позже встанешь - позже работу кончишь.
Цыплят по весне считают.
Делу время, потехе - день.
Сначала начинай, потом подумай.
Дело мастера не боится.
Семь раз отрежь, один раз примерь.
Шило в мешке не утаишь.
Молчанье - серебро, слово - золото.
Целенаправленным развитием внимания и памяти нужно заниматься ежедневно, посвящая этому хотя бы 30 минут в день. Лучшие результаты можно получить, если эти занятия проводить утром между 8 и 12 часами, потом наступает спад активности. Новый пик эффективности наступает к 19 часам.
IV. Конференция. Нас с вами приглашают в конференц-зал, где собрались ученые, журналисты, корреспонденты, врачи. Вы услышите много интересного о процессах внимания и памяти.ик
Выступление ученого-нейрофизиолога «Механизмы памяти».(ученик)
Память - эго основа личности. По представлениям древних греков, богиня памяти Мнемозина - мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком”, - писал Ч. Айтматов.
И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной, поистине безграничной памяти.
Александр Македонский, например, знал в лицо и по имени тысячи своих солдат. Легендарный президент США Т.Рузвельт помнил не только своих помощников, но и членов их семей, хранил в памяти их имена, проблемы. Известный психолог А.Р.Лурия в течение тридцати лет наблюдал за журналистом С.В.Шерешевским, который запоминал все, никогда ничего не записывая. Он запоминал слова, придавая им форму и цвет, запах, а его зрительные образы сопровождались вкусовыми, звуковыми ощущениями. А.Ф.Иоффе но памяти пользовался таблицей логарифмов.
Удивительной памятью обладают многие люди. Так, книга Веды - древнейший памятник индийской литературы - на протяжении веков передавалась устно, сохраняясь лишь в памяти индусов. Жрецы и сейчас помнят народный эпос - все песни Махабхараты в 300 тысяч строк.
Великий композитор Моцарт, когда ему было 14 лег, услышал в соборе музыкальное произведение. Придя домой, он по памяти записал его. Когда много лет спустя, проверили, то увидели, что запись была сделана абсолютно точно.
Истории не известны люди, которые могут с равным успехом запоминать абсолютно все. Кто- то отличается памятью на лица, но с трудом запоминает хронологические даты, кому-то легко даются слова, числа.
Есть специфическая память на вкус, цвет, эмоции, шахматные партии ... Знаменитый А. Алехин, например, однажды вслепую провел сеанс одновременной игры на 32 шахматных досках.
Удивлял современников и английский художник Дж.Рейнольдс, писавший портреты по памяти. Когда ему требовалось что-то уточнить, он мысленно сажал воображаемую фигуру на стул и рассматривал.
Я вам хочу сказать, что хорошая память — это ,прежде всего, хорошее здоровье.
Выступление журналистов (ученик).
Корреспондент журнала “Медицинская психология” рубрика “Невероятно, но факт”.
Вы уже сегодня слышали о том, что наш мозг имеет определенную информационную емкость. Я хочу эту информацию немного дополнить.
Ограниченность объема непосредственной или кратковременной памяти была известна давно. В трудах английских психологов XIX века мы находим упоминания об опытах, в которых испытуемым предлагалось перечислить предметы, показываемые им перед тем на несколько секунд. При этом из полученных результатов никаких закономерностей выведено не было. В отличии от своих предшественников, Миллер руководствовался практическими задачами. Проведя опыты, он обнаружил, что человек способен с одного раза удержать в памяти в среднем девять двоичных чисел (7+2), восемь десятичных чисел (7+1), семь букв алфавита, 5 односложных слов (7-2). Все вертелось вокруг семерки. «В наш кошелек, - говорил Миллер, - помещается только семь монет. Доллар это или центы кратковременной памяти безразлично. Их стоимость оценивает память долговременная».
Миллер наткнулся на семерку в опытах со зрительным восприятием. Затем семерка всплыла наружу при исследовании восприятия слухового. Обнаружила ее сотрудница Санкт-Петербургской лаборатории инженерной психологии И.М.Лущихина. Она искала способ помочь авиационным диспетчерам, которые получают информацию от нескольких источников одновременно да еще напрягаются изо всех сил, чтобы отделить ее от помех. Лущихиной надо было узнать, как влияют на восприятие длина и глубина фразы. По правилам структурной лингвистики длину она определяла количеством слов, а глубину - соотношением частей или ветвей. Каждая ветвь получала номер, номера складывались, и выходила оценка глубины. Вот тут-то и появилась семерка. Ветвь фразы соответствовала куску информации - одной монете. Если кусков было больше семи, авиадиспетчер не мог ни схватить всю фразу целиком, ни восстановить ее части, разрушенные помехами.
Число семь следует по пятам не за одними психологами. Многие люди замечают необычайную распространенность этого числа. “Семь раз примерь, один отрежь”, “Семь бед - один ответ”. “Семеро одного не ждут”. “Было у тещи семеро зятьев”.
Семь дней творения встречаем мы в Ветхом завете, семь смертных грехов. Семь мудрецов было у древних греков и семь чудес света.
Число семь многие считают счастливым, наверное, потому, что оно является магическим.
Корреспондент журнала “Медицина”.(ученик)
Я хочу рассказать вам о таком явлении как реминисценция. Это непроизвольное воспоминание без осознания того, что это было ранее запечатлено.
Известный писатель А.А.Игнатьев описывал интересный случай. В дни Великой Отечественной войны он оказался в Париже и его поразил один дом и особенно чугунная красивого литья решетка, ограждающая участок около дома.
Этот дом и решетка показались ему удивительно знакомыми, ранее неоднократно им веденными. Вернувшись домой, он рассказал об этом своей матери и узнал, что в раннем детстве, путешествуя с родителями по Франции, он жил в Париже в этом доме. В последующие годы он забыл об этом путешествии, однако след запечатленного сохранился,
А вот другой случай. Из-за реминисценции запечатленные чужие мысли могут восприниматься как свои. Одним из наиболее ранних воспоминаний детского психолога Жана Пиаже является история его похищения. Пиаже хорошо помнит, как на него напали двое мужчин и как потом няня несла его в машину. Няня отбила Жана от похитителей и доставила домой. В благодарность семья подарила отважной женщине золотые часы. Спустя двадцать пять лет9 няня призналась, что сама сочинила всю эту историю, чтобы получить вознаграждение. Но тем не менее Пиаже ясно помнил событие, которого на самом деле никогда не было.
Психологи считают, что воспоминания являются не записью происшедших событий, а их своеобразной реконструкцией. Поскольку Пиаже в детстве множество раз слышал историю похищения, картина в его сознании стала такой живой, как если бы это событие действительно произошло.
Не зря, ребята, в одном из платоновских диалогов наша память сравнивается с восковой табличкой, на которой мир оставляет, подобно перстню, свои отпечатки.
Выступление врача-психиатра (ученик).
Я, как врач - психиатр, хочу рассказать вам о нарушениях памяти.
При различных заболеваниях могут страдать отдельные компоненты памяти: запоминание, удержание, воспроизведение. Наиболее частые расстройства: гипомнезия, амнезия и парамнезия.
Гипомнезия - снижение памяти, амнезия - выпадение памяти, парамнезия - ошибки памяти. Кроме того, имеется гипермнезия - повышенная способность к запоминанию. Все эти нарушения бывают при переутомлении, тяжелых травмах мозга, психозах, отравлении окисью углерода. Гипермнезия наблюдается у больных в состоянии маниакального возбуждения, при шизофрении.
Приведу вам некоторые примеры. В трудах по психиатрии и невропатологии обсуждался такой случай, описанный доктором Люйе-Виллермэ, чей пациент, находясь со своей женой, вообразил, что он сидит у другой дамы, и все время повторял: «Сударыня, я не могу быть у вас дольше, мне пора возвращаться к жене и детям». Шарко рассказывал о художнике, который внезапно перестал узнавать форму и цвет, а своих близких узнавал только по голосу. Один ученый, когда ему перевалило за 70 лет, забыл, как называется Королевское общество и Британский музей и называл их: ‘‘Это публичное место”.
Кроме забывания лиц и имен, описаны были многочисленные случаи забывания целых событий и периодов.
Широкую известность приобрел, например, случай с пациентом английского врача Аберкромби, тоже врачом, который, упав с лошади и разбив себе голову, забыл, что у него есть жена и дети, но отдавал безукоризненные распоряжения насчет своего лечения.
А вот случай с одним корабельным механиком. Поскользнувшись, он упал, ударился затылком, потерял сознание, но вскоре пришел в себя, вспомнил все, что было с ним до падения, но утратил способность запоминать текущие события. Добравшись до больницы, он не мог припомнить, как ехал, а, покинув больницу, забывал, что был там. Ни о дне, ни о часе, ни вообще о времени он не имел представления.
Ученые считают, что понимание причин нарушений памяти дало им в руки ключ к пониманию механизмов самой памяти, к таинственной восковой табличке и следам - отпечаткам.
На этом наша экскурсия подходит к концу. Я думаю, что у вас осталась масса впечатлений. Предлагаю вам высказать свое мнение в «Книге отзывов и предложений».
V. Рефлексия.
- Что вы узнали нового на нашем занятии?
- Что особо понравилось?
- Ваши предложения.
VI. Подведение итогов модуля. И так, ребята, сегодня мы с вами изучили познавательные психические процессы: восприятие, внимание, память. На следующем занятии мы выполняем лабораторный практикум по вниманию и памяти.
VII. Домашнее задание. Отработать материал § 83,84,85. Подготовить интересные факты о познавательных процессах, рассмотренных на нашем модуле.