1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения. 3.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) 4.Реализация построенного проекта.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по этапу
7.Включение в систему знаний повторения.
8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Домашнее задание | Демонстрация учащимся видеоклипа Олега Газманова «Красная книга». Учащиеся формулируют тему и цель урока.
Все живые организмы тесно связаны друг с другом, исчезновение вида может повлечь гибель других видов организмов. Люди бездумно подходили к использованию природных богатств. К чему привело это бездумное отношение? Почему и сейчас над некоторыми видами нависла угроза исчезновения? Надо ли что-то предпринимать или нет причин для беспокойства? Составление плана (на доске) Деятельность человека. - Какие виды деятельности характерны для первобытных людей? - Какие новые виды деятельности появились с развитием общества? - Как деятельность человека влияет на животный мир? Работа в парах. Используя текст, кратко ответьте на вопрос. Работа с текстом 1 группа: Ответьте на 1 вопрос, используя текст В древности люди не умели пользоваться огнём и строить жильё, чтобы укрыться от непогоды. Поэтому наши предки жили в тёплых краях, где ни одежда, ни жильё были не нужны. Спали они на земле, подстелив лишь охапку листвы. Укрытием от дождя служили кроны деревьев или пещеры. Жили первобытные люди большими группами. Такие группы не были постоянными и напоминали стада животных. Поэтому сообщества древних людей историки называют человеческими стадами. Питались люди в основном растительной пищей. Они собирали плоды, ягоды, грибы; палкой-копалкой из земли выкапывали съедобные корни растений. Такое занятие называется собирательством. Занимались люди и охотой. Охотились чаще всего на старых, ослабленных или, наоборот, молодых животных, ещё не умеющих быстро бегать. Охотники отбивали их от стада и, окружив, приканчивали копьями и дубинами. Овладение огнём. В древности люди испытывали страх перед огнём, однако со временем они научились им пользоваться. Огонь люди получали во время лесных пожаров. Они сохраняли его и бережно поддерживали. Овладение огнём и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с холодным климатом. 2 группа. Ответьте на 2 вопрос, используя текст Люди подметили, что зёрна колосьев или плодов, упав на рыхлую почву, прорастают и дают плоды. Они поняли, что пищу можно выращивать, и стали сажать в землю семена съедобных растений. Так из собирательства возникло земледелие. Для посевов выбирали ровные участки, расположенные неподалёку от воды. После расчистки от деревьев поле рыхлили мотыгами. Затем бросали в землю зёрна. Такой вид земледелия называют мотыжным. Когда урожай созревал, его собирали при помощи серпов. Они состояли из дугообразной костяной или деревянной основы, в которую по краю вставляли осколки камней. Со временем люди изобрели плуг. Плугом можно было обработать больше земли, да и урожай со вспаханного им поля был выше, чем с обработанного мотыгой. Человек издавна начал одомашнивать животных. Первым, кого он приручил, была собака, ставшая его верным другом. Собаки оказались прекрасными сторожами. Возвращаясь домой, охотники иногда приносили с собой детёнышей убитых ими животных и выкармливали их до тех пор, пока они не становились достаточно взрослыми. Так постепенно люди приручили и начали разводить свиней, овец, коз и коров. Таким образом из охоты возникло скотоводство. Начиная с XVII в. человек стал с помощью различных машин и механизмов активно использовать для своих нужд ископаемое топливо (уголь, нефть, газ), освобождая тем самым солнечную энергию, накопленную в биосфере организмами за много лет. Процесс этот, названный промышленной революцией, вызвал бурное развитие промышленности, сельского хозяйства и рост городов. Группа 3. Ответьте на 3 вопрос, используя текст В настоящее время преобразующее влияние человеческого общества на природу вносит в нее такие изменения, которые угрожают нарушить устойчивость биосферы. Мир уже стоит на пороге экологического кризиса — такого состояния среды обитания, при котором она становится непригодной для существования различных форм жизни. Человечество постоянно использует различные природные ресурсы. К ним относятся полезные ископаемые, энергия Солнца, ветра и морских приливов, вода, атмосферный воздух, почва, растительный и животный мир. Ежегодно люди вырубают более 20 млн га тропического леса — главного источника видового разнообразия жизни на планете. Начиная с XVI в., человек истребил 109 видов птиц, 64 вида млекопитающих, более 20 видов пресмыкающихся и земноводных. В настоящее время около 600 видов позвоночных животных находится на грани вымирания. Причины вымирания многих видов организмов до конца неизвестны. Но чаще всего они исчезают из-за уничтожения их местообитаний или вытеснения завезенными из других мест видами. В снижении численности ряда видов виновны браконьеры. Распашка человеком целинных земель, строительство крупных городов, плотин, создание водохранилищ, оросительных каналов существенно изменяет естественную среду обитания организмов на нашей планете. Во многих странах мира практически не осталось естественных ландшафтов, их заменили антропогенные ландшафты, т. е. созданные человеком. На месте существовавших ранее природных биогеоценозов появляются поля, сады, населенные пункты, заводы и фабрики, превращая огромные территории в сельскохозяйственный или промышленный ландшафты. Одна из наиболее серьезных экологических проблем — выброс в окружающую среду загрязнителей — веществ, попадающих в воздух, воду, почву и нарушающих протекающие там естественные круговороты элементов. Промышленными предприятиями выбрасываются в атмосферу оксиды азота и сернистый газ, которые соединяясь с водой, образуют кислотные дожди. Последствия их выпадения — гибель в водоемах различных животных, выщелачивание почв и болезни растений, разрушение памятников архитектуры. Загрязнение водоемов связано с попаданием в них нефти и нефтепродуктов, нарушающих газообмен и вызывающих гибель рачков, рыб, морских птиц и млекопитающих. Поработаем с текстом учебника на с.18-19, заполним таблицу (Различают два типа воздействия на фауну – прямое (когда уничтожаются особи вида) и косвенное (когда сами животные не истребляются, но изменившаяся среда их существования вынуждает животных уйти или погибнуть). Влияние человека на животных Прямое | Косвенное | отстрел, отлов животных | осушение болот, вырубка лесов, распашка целинных земель | Ответьте на вопросы: Приведите примеры отрицательного воздействия человека на численность и разнообразие животных. Назовите животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Как же конкретно заботиться об исчезающих растениях и животных. Да и о неисчезающих тоже? - Что нового для себя узнали? Что нового про себя узнали? Что нового предполагали узнать в ходе сегодняшнего занятия? Чему научиться? Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
1. П.4, ответить на вопросы 2. Работа в группах: Работа над мини проектом «Давайте сохраним». Учащиеся делятся на группы, каждая группа получит задание охарактеризовать одну из особо охраняемых природных территорий Краснодарского края. На следующем уроке ученики представляют работу у доски, используя иллюстративный материал, подготовленный дома. | Регулятивные УУД Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Коммуникативные УУД Формирование умения слушать и понимать речь других людей. Личностные УУД 1. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Личностные УУД Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы, оценка личностного продвижения к цели. Познавательные УУД 1. Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информациюю Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Регулятивные УУД: умение планировать работу Коммуникативные УУД Организовывать работу в паре (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Познавательные УУД Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач Представлять информацию в разных формах Регулятивные: контроль, коррекция. |