kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.

Учащиеся : изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, — выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; — узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.»

План урока № 22


Тема: Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.

Школа: ШГ№95

Дата: 21.11.2016

ФИО учителя: Палкина Е.С.

КЛАСС: 10 А

Кол-во присутствующих:

отсутствующих:

Цель обучения

– познакомить учащихся со строением вирусов и фагов, этапами их проникновения в клетку;

– осмысление новых знаний при сравнении

– развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать, находить главное;

Цели обучения/

Ожидаемый результат

К концу урока:

Все: изучат особенности строения и жизнедеятельности вирусов, — выяснят роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний; — узнают о способах распространения и мерах профилактики различных вирусных заболеваний, в том числе СПИДа.

Большинство: смогут сравнить строение вирусов с живыми организмами.

Некоторые: Систематизируют фактические знания о строении доклеточных и клеточных организмов;

Языковые цели

Учащиеся будут понимать конкретно-предметные слова, связанные с изучением раздела.


Предшествующее обучение

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот».


План

Скажи мне и я забуду.

Покажи мне, и может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму.

Китайская пословица

Планируемое время

(в минутах)

Запланированная деятельность

Оценивание

Ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность учеников



Введение

( 2мин)

Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Перекличка.

Подготовка к уроку. Приветствие учителя.

Настрой на урок.


Презентация (Актуализация знаний)

5мин.

В чем заключаются принципиальные различия между прокариотами и эукариотами?

Назовите отличия клеток растений и животных.

Какова роль ядра в управлении жизнью клетки?

Каковы особенности строения ядра в связи с выполняемой функцией?

Какие структуры ядра являются носителями наследственной информации?

Учащиеся отвечают на вопросы

Оценка отвечающих

Учебник

Основная часть 33 мин




Урок с использованием технологи критического мышления включает три стадии:

вызов – осмысление- рефлексия.

 Вступительное слово учителя.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и разили на повал без промаха. Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа. Эти враги невидимы и появляются неожиданно. Вопрос учащимся класса: - о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке?

Тема нашего урока: Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний.

Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна?

Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (рассуждения учащихся)

Слово вирус – переводится с латинского языка яд. Вирус входит в царство VIRA.Наука о вирусах - вирусология. Открыт вирус в 1892году русским ученым Д.И.Ивановским. С конца XIX века ведет свой отсчет наука вирусология. Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей

Еще со времен создателей клеточной теории - Шлейдена и Шванна, с 1838 года все знают, что клеточное строение – основной признак живого. Науке также известно, что вирусы не имеют клеточного строения и могут даже кристаллизоваться. Ребята, какую на ваш взгляд проблему исходя, из темы нашего урока можно сформулировать?

Совместно с учащимися в ходе обсуждения формулируется первый проблемный вопрос.

Зная, что вирус не имеет клеточного строения, как можно доказать - вирус живое существо или вещество?

( Являются ли вирусы живыми)?


Эту проблему мы с вами решим в конце нашего урока.

Вопрос учащимся класса: - назовите известные вам вирусы? - какое значение они имеют для человека?

( учащиеся называют известные им вирусы и их значение, на этом этапе учитель выясняет, какие в этой области учащиеся имеют знании).

До сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, некоторые эпидемии (например, гриппа, СПИДа) по-прежнему выводят из строя много людей, нет препаратов против СПИДа. Как вы считаете - почему?

Совместно с учащимися формулируется второй проблемный вопрос урока

Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителями различных заболевание и полностью их обезопасить? (слайд 5)

Ребята, какие вопросы мы с вами должны изучить на нашем уроке, для того чтобы слово

« вирус» нас с вами не пугало? (Учащиеся совместно с учителем, если это необходимо отмечают основные вопросы изучения темы и определяют цели урока)

Немного истории

1892 году русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), работавший в Санкт-Петербурге, доложил на заседании Российской Академии наук о том, что он обнаружил удивительную закономерность .Сок полученный из растений табака, больных мозаичной болезнью, и пропущенный через задерживающий бактерии фарфоровый фильтр, сохранял способность заражать здоровые растения . Исходя из этого факта, ученый предположил , что данный фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины.

Спустя шесть лет нидерландский микробиолог Мартин Виллем Бейеринк получил сходные результаты и ввел понятие « фильтрующий вирус». Первое слово из этого названия со временем отпало, а второе обрело свое современное значение .Сам Бейеринк предполагал, что фильтрующийся вирус - это жидкое «заразное» начало».Д.И.Иванченко придерживался мнения , что оно твердое . Только в 1939 году, вскоре после изобретения электронного микроскопа, исследователи смогли, наконец рассмотреть невидимый вирус. Интересно, первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики.

Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться.

увидеть вирусы можно только под электронным микроскопом - они очень малы. Размеры вирусных частиц в среднем в 50 раз меньше бактерий. Их размеры варьируют то 20 300 нм. Вирусы проходят через фильтры, не пропускающие бактериальные клетки. Известно около полутора тысяч видов вирусов. Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться.

Вирусы способны поражать, и поселятся не только в клетки животных, растений и грибов.

Характерные особенности вирусов

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

1)Способность к размножению.

2)Наследственность.

3) Изменчивость.
4) Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.

1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

2) Не потребляют пищи.

3) Не вырабатывают энергию.

4) Не растут.

5) Нет обмена веществ.

6) Имеют неклеточное строение

1) Очень маленькие размеры.

2) Простата организации (нуклеиновая кислота +белки).

3) Занимают пограничное положение между живой и неживой природой).

4) Высокая скорость размножения.

5) Носитель наследственной информации или ДНК или РНК

Обобщение работы учащихся.

Вирусы – неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов (вирионы), не обнаруживают никаких признаков жизни. Вирус имеет капсид (или суперкапсид) из молекул белка и один вид нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Попав в организм, они переходят в размножающую форму и существуют в виде нуклеиновой кислоты, которая реплицируется за счет клетки хозяина. Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты ( на генетическом уровне). Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и ферментов клетки. Размеры вирусов от 20 до 200 нм.


В 1915 году Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги.

Бактериофаги-«пожиратели бактерий». Бактериофаги или фаги способны проникать в клетку бактерии и разрушать ее. Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия).

Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг?

Мы с вами изучили строение вируса, но решить нашу проблему мы с вами еще не сможем. Все живые организмы способны к размножению. Вирусная частица - неклеточная форма жизни. Она очень просто устроена, и тем неменее она тоже размножается.

Но размножатся, вирус способен, только в клетках других живых организмов.

Рассмотрим цикл развития вируса. Размножение вирусов - процесс многоступенчатый.

  1. Процесс адсорбции.

Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки.

  1. Процесс инъекции.

Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты.

  1. Процесс редупликации.

Самовоспроизведение (самосборка) молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

  1. Процесс синтеза.

Синтез вирусных белков и ферментов.

  1. Процесс самосборки вируса.

Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида.

  1. Процесс лизиса.

Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду.

Новых частиц образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них снова повторяется такой многоступенчатый процесс.

С древних времен люди вызванными вирусами. Большинство вирусов - причина опасных болезней человека. Старинные индейские и китайские рукописи рассказывают об эпидемиях черной (натуральной) оспы, а в древнем Египте был известен полиомиелит. Многие из вас встречались с таким вирусным заболеванием как грипп. С 1886 года человечество не расстается с этим заболеванием. Волнами он накатывает на Европу и его опасность каждый раз усиливается. Страшная эпидемия гриппа 1918года получила название испанка. Потери превысили потери всех воевавших в. Первой мировой войне. И только в 1933 году был выявлен возбудитель гриппа. В последние годы обнаружены новые опасные вирусы – вирус СПИДа и птичьего гриппа.

Многообразие вирусов и их значение:

больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.)

7. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа.

ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная)

СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду.

Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом.

Вирусные инфекции вездесущи, они поражают все виды живых существ. Животные, растения, микроорганизмы и грибы – никто не может избежать их губительного « внимания».

Ребята, мы с вами рассмотрели строение вируса, его жизненный цикл, и значение вирусов. Можем ли мы решить наши проблемные вопросы, которые мы с вами сформулировали в начале нашего урока?

Совместно с учащимися происходит обсуждение проблемных вопросов, и формулируются выводы.

  • вирусы неклеточные формы примитивные жизни;

  • занимают пограничное положение между живой и неживой материей;

  • внутриклеточные паразиты, вне клетки существовать не могут;

  • живут и размножаются за счет клетки-хозяина;

  • способны производить себе подобных;

  • обладают наследственностью и изменчивостью;

  • вызывают опасные заболевания.



Закрепление изученного материала.

Сочините синквейн на тему урока.

1.СПИД

2. Опасный, смертельный.

3. Калечит, уродует, разрушает.

4. Чаще распространяется из–за невежества.

5. Боль.











Запись в тетради











Отвечают на вопросы учителя








Запись в тетради





Отвечают на вопросы учителя
































Запись в тетради































Запись в тетради






















Запись в тетради

































Учащиеся делают сами выводы урока, (учитель направляет)
































































Учебник, презентация, доска.












Презентация












Учебник







Презентация













Презентация












Учебник







Презентация
















Презентация












Учебник







Презентация



















Презентация












Учебник







Презентация



Рефлексия (5мин.)



1.Рефлексия учителя:

Сегодня хорошо работали….., получают 5…4…., мало отвечали….. (фамилии)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать параграф учебника, ответить на вопросы к нему и составить и оформить синквейн на изучаемую тему.


Ответы учащихся


Выставление оценок активным учащимся


Дополнительная информация

Дифференциация

Как вы планируете помогать учащимся?

Какие задания вы планируете давать более способным ученикам?

Оценивание – как вы планируете отслеживать прогресс/знания учащихся?

(обобщенная информация/идея оценивания)

Межпредметные связи:

Для желающих:

Подготовить сообщение, о вирусах используя ресурсы Интернет.

Приготовить презентацию, используя программные средства Microsoft Word, Microsoft Power Point


химия, медицина, история.

Рефлексия

Были ли цели обучения/урока достижимыми?

Чему сегодня научились учащиеся

Какой была атмосфера обучения?

Хорошо сработал ли мой дифференцированный подход к работе?

Уложился ли я в график?

Какие изменения я хотел бы внести в свой план и почему?


Используйте это место для записи ваших наблюдений по уроку. Ответьте на вопросы о вашем уроке, написанные в левом столбике.



Итоговое оценивание


Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения).

1:

2:

Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся, и как это отразится на проведении моего следующего урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Палкина Елена Сергеевна

Дата: 28.01.2017

Номер свидетельства: 384740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Неклеточные формы жизни. "
    ["seo_title"] => string(28) "nieklietochnyie-formy-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "124049"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414613438"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства