Урок с использованием технологи критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление- рефлексия. Вступительное слово учителя. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали и угрожают серьезные враги? Эти враги часто сеяли смерть и разили на повал без промаха. Их жертвами стало огромное количество людей на планете погибших от оспы, гриппа, пневмонии, энцефалита, кори, а сейчас от СПИДа. Эти враги невидимы и появляются неожиданно. Вопрос учащимся класса: - о чем мы будем с вами сегодня говорить на уроке? Тема нашего урока: Вирусы и фаги. Вирус СПИДа. Особенности строения и процессов жизнедеятельности. Профилактика вирусных заболеваний. Как вы считаете, эта тема имеет отношение к каждому из вас, она актуальна? Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово «вирус»? (рассуждения учащихся) Слово вирус – переводится с латинского языка яд. Вирус входит в царство VIRA.Наука о вирусах - вирусология. Открыт вирус в 1892году русским ученым Д.И.Ивановским. С конца XIX века ведет свой отсчет наука вирусология. Вирусы представляют собой простейшую форму жизни на Земле, занимая пограничное положение между неживой и живой материей Еще со времен создателей клеточной теории - Шлейдена и Шванна, с 1838 года все знают, что клеточное строение – основной признак живого. Науке также известно, что вирусы не имеют клеточного строения и могут даже кристаллизоваться. Ребята, какую на ваш взгляд проблему исходя, из темы нашего урока можно сформулировать? Совместно с учащимися в ходе обсуждения формулируется первый проблемный вопрос. Зная, что вирус не имеет клеточного строения, как можно доказать - вирус живое существо или вещество? ( Являются ли вирусы живыми)? Эту проблему мы с вами решим в конце нашего урока. Вопрос учащимся класса: - назовите известные вам вирусы? - какое значение они имеют для человека? ( учащиеся называют известные им вирусы и их значение, на этом этапе учитель выясняет, какие в этой области учащиеся имеют знании). До сих пор, несмотря на то, что медицина достигла больших высот, некоторые эпидемии (например, гриппа, СПИДа) по-прежнему выводят из строя много людей, нет препаратов против СПИДа. Как вы считаете - почему? Совместно с учащимися формулируется второй проблемный вопрос урока Почему трудно вести борьбу с вирусами- возбудителями различных заболевание и полностью их обезопасить? (слайд 5) Ребята, какие вопросы мы с вами должны изучить на нашем уроке, для того чтобы слово « вирус» нас с вами не пугало? (Учащиеся совместно с учителем, если это необходимо отмечают основные вопросы изучения темы и определяют цели урока) Немного истории 1892 году русский биолог Дмитрий Иосифович Ивановский (1864-1920), работавший в Санкт-Петербурге, доложил на заседании Российской Академии наук о том, что он обнаружил удивительную закономерность .Сок полученный из растений табака, больных мозаичной болезнью, и пропущенный через задерживающий бактерии фарфоровый фильтр, сохранял способность заражать здоровые растения . Исходя из этого факта, ученый предположил , что данный фильтрат содержит либо мельчайшие бактерии, либо выделенные ими ядовитые вещества – токсины. Спустя шесть лет нидерландский микробиолог Мартин Виллем Бейеринк получил сходные результаты и ввел понятие « фильтрующий вирус». Первое слово из этого названия со временем отпало, а второе обрело свое современное значение .Сам Бейеринк предполагал, что фильтрующийся вирус - это жидкое «заразное» начало».Д.И.Иванченко придерживался мнения , что оно твердое . Только в 1939 году, вскоре после изобретения электронного микроскопа, исследователи смогли, наконец рассмотреть невидимый вирус. Интересно, первым был сфотографирован именно вирус табачной мозаики. Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться. увидеть вирусы можно только под электронным микроскопом - они очень малы. Размеры вирусных частиц в среднем в 50 раз меньше бактерий. Их размеры варьируют то 20 300 нм. Вирусы проходят через фильтры, не пропускающие бактериальные клетки. Известно около полутора тысяч видов вирусов. Вирусы это внутриклеточные паразиты, и вне клетки они не проявляют ни каких свойств. Им характерна маленькая молекулярная масса, отсутствие рибосом простота организации и примитивное строение, они не имеют собственного обмена веществ, вне клетки хозяина не проявляют признаков живого организма и могут кристаллизоваться. Вирусы способны поражать, и поселятся не только в клетки животных, растений и грибов. Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами | Отличие от живых организмов | Специфические черты | 1)Способность к размножению. 2)Наследственность. 3) Изменчивость. 4) Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды. | 1) Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого. 2) Не потребляют пищи. 3) Не вырабатывают энергию. 4) Не растут. 5) Нет обмена веществ. 6) Имеют неклеточное строение | 1) Очень маленькие размеры. 2) Простата организации (нуклеиновая кислота +белки). 3) Занимают пограничное положение между живой и неживой природой). 4) Высокая скорость размножения. 5) Носитель наследственной информации или ДНК или РНК | Обобщение работы учащихся. Вирусы – неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной (размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов (вирионы), не обнаруживают никаких признаков жизни. Вирус имеет капсид (или суперкапсид) из молекул белка и один вид нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Попав в организм, они переходят в размножающую форму и существуют в виде нуклеиновой кислоты, которая реплицируется за счет клетки хозяина. Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты ( на генетическом уровне). Стратегия жизни вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и ферментов клетки. Размеры вирусов от 20 до 200 нм. В 1915 году Ф.Тоурт открыл вирусы бактерий – бактериофаги. Бактериофаги-«пожиратели бактерий». Бактериофаги или фаги способны проникать в клетку бактерии и разрушать ее. Используются при лечении заболеваний, вызываемых некоторыми бактериями (чума, тиф, дизентерия). Что общего и чем отличается вирус и бактериофаг? Мы с вами изучили строение вируса, но решить нашу проблему мы с вами еще не сможем. Все живые организмы способны к размножению. Вирусная частица - неклеточная форма жизни. Она очень просто устроена, и тем неменее она тоже размножается. Но размножатся, вирус способен, только в клетках других живых организмов. Рассмотрим цикл развития вируса. Размножение вирусов - процесс многоступенчатый. Процесс адсорбции. Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки. Процесс инъекции. Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку или сам проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Процесс редупликации. Самовоспроизведение (самосборка) молекул нуклеиновой кислоты из нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина. Процесс синтеза. Синтез вирусных белков и ферментов. Процесс самосборки вируса. Сборка вирусных частиц осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков, самосборка капсида. Процесс лизиса. Выход вирусных частиц из пораженной клетки; притом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у клеток животных, растений и грибов выпячивается оболочка клетки, и вирус выталкивается в окружающую среду. Новых частиц образуется огромное количество. Эти вирусы заражают новые клетки, и в каждой из них снова повторяется такой многоступенчатый процесс. С древних времен люди вызванными вирусами. Большинство вирусов - причина опасных болезней человека. Старинные индейские и китайские рукописи рассказывают об эпидемиях черной (натуральной) оспы, а в древнем Египте был известен полиомиелит. Многие из вас встречались с таким вирусным заболеванием как грипп. С 1886 года человечество не расстается с этим заболеванием. Волнами он накатывает на Европу и его опасность каждый раз усиливается. Страшная эпидемия гриппа 1918года получила название испанка. Потери превысили потери всех воевавших в. Первой мировой войне. И только в 1933 году был выявлен возбудитель гриппа. В последние годы обнаружены новые опасные вирусы – вирус СПИДа и птичьего гриппа. Многообразие вирусов и их значение: больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.) 7. ВИЧ, особенности строения, профилактика СПИДа. ВИЧ поражает Т-лимфоциты (Т-хелперы), нервные клетки и клетки нейроглии, клетки кишечника и макрофаги. Иммунная система организма утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7-10 лет. ВИЧ – ретровирус с суперкапсидом и ферментами. Размер – 100-150 нм, сферической формы. Имеет две копии РНК (двухцепочечная) СПИД передается половым путём, через кровь и ткани, содержащие ВИЧ, от инфицированной материи к плоду. Беседа о мерах профилактики СПИДа. 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Вирусные инфекции вездесущи, они поражают все виды живых существ. Животные, растения, микроорганизмы и грибы – никто не может избежать их губительного « внимания». Ребята, мы с вами рассмотрели строение вируса, его жизненный цикл, и значение вирусов. Можем ли мы решить наши проблемные вопросы, которые мы с вами сформулировали в начале нашего урока? Совместно с учащимися происходит обсуждение проблемных вопросов, и формулируются выводы. вирусы неклеточные формы примитивные жизни; занимают пограничное положение между живой и неживой материей; внутриклеточные паразиты, вне клетки существовать не могут; живут и размножаются за счет клетки-хозяина; способны производить себе подобных; обладают наследственностью и изменчивостью; вызывают опасные заболевания.
Закрепление изученного материала. Сочините синквейн на тему урока. 1.СПИД 2. Опасный, смертельный. 3. Калечит, уродует, разрушает. 4. Чаще распространяется из–за невежества. 5. Боль. |