Просмотр содержимого документа
«Устройство увеличительных приборов»
Методическая разработка
урока по теме: «Устройство увеличительных приборов» 5 класс
(в структуре ФГОС ООО)
Разработка учителя биологии первой
квалификационной категории
МБОУ «Натальевской СОШ» Натальевское
Неклиновского района Ростовской области
Чернецкая Виктория Викторовна
2015 г
СХЕМА ПЛАНА УРОКА
Урок входит в состав раздела «Клеточное строение организма». Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса « Биология» под редакцией И. Н. Пономаревой и др, основной общеобразовательной программы, реализуемой МБОУ Натальевской СОШ с. Натальевки Неклиновского района Ростовской области
Автор: учитель биологии первой квалификационной категории Чернецкая В.В.
Тема урока: «Устройство увеличительных приборов».
Класс: 5
Место проведения: кабинет биологии
Дидактические цели:
Образовательная: восстановить знания о методах исследования в биологии, сформировать знания об устройстве увеличительных приборов.
Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.
Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.
Методы и методические приемы: наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): открытие новых знаний
Вид урока: урок-лаборатория
Оборудование для учителя: интерактивный комплекс, ЦОР из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, ручная и штативная лупы, световой микроскоп, предметное стекло, покровной стекло, образцы микропрепаратов, таблица
Познавательные УУД:определение понятий: «объектив», «окуляр», «микропрепарат», «наблюдение», «микромир», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД:умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное (методы исследования биологических объектов) с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик объекта в рабочих листах, уметь преобразовать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения:умение применять физические понятия: «оптика», «оптическая сила линзы», навыки работы с лабораторным оборудованием, формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме, основным понятиям.
Технология обучения: Дальтон - лаборатория
Форма организации ПД: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Стадии технологии
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Виды деятельности педагога
Виды деятельности обучающегося
Методы и формы работы
Планируемые результаты УУД
1. Стадия “Вызова”.
I. Орг. момент
( 2 мин)
Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне.
Поиск формулирования темы урока.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создание эмоционального настроя учащихся на работу на уроке.
Регулятивные УУД: принимают учебную задачу.
2. Мотивация и целеполагание.
(5 минут.)
Беседа
На доске появляется текст с крупным шрифтом, затем мелким и потом самым маленьким. (Презентация.)
Постановка проблемы: Как же мы с вами сможем прочить тест на доске. Что для этого нужно?
Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист.
(Ответы учащихся.)
Фронтальная беседа.
Познавательные: воспроизведение по памяти, из опыта ранее полученной информации; высказывание в устной форме по заданным вопросам; формулирование цели и задач
2. Стадия “Осмысления”.
3. Изучение нового материала.
1) История открытия микроскопа.
Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы.
Учитель: Правильно (дополняет, обобщает)- Устройство увеличительных приборов.(предлагает записать тему урока). (Слайд)
Учитель: А теперь оцените себя: если вы самостоятельно сформулировали тему урока, нарисуйте красный кружок. Если вы не смогли самостоятельно сформулировать тему урока, но принимаете и понимаете ее, нарисуйте зелёный кружок .Если вы не поняли тему урока нарисуйте синий кружок.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что вы узнаете на уроке, чему вы научитесь?
Учитель: Ребята, как надо поработать, чтобы достичь цели урока?
(ответы учащихся учитель фиксирует на доске).
Учитель: Подумайте, какие личностные качества вам помогут достичь цели? (ответы учащихся учитель фиксирует на доске).
Учитель: Удивительную историю изобретения и усовершенствования микроскопа нам откроют ваши одноклассники Слайд)
(информационный проект учащихся)
Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов.
Тема урока:
Увеличительные приборы.
(Ответы учащихся.)
Работа в рабочих листах ( заполняют 1 и 2 графу таблицы).
Учащиеся предполагают : знать устройство увеличительных приборов, правила работы, уметь применить правила.
Учащиеся представляют свои информационные проекты)
Таблица “Знаем– Хотим узнать– Узнали”.
Рассказ учителя
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к изучаемому материалу, работая с новым оборудованием.
Коммуникативные: умение слушать друг друга.
Познавательные: расширяют свои знания о использовании увеличительных приборов
2) Устройство микроскопа.
Цель: концентрация внимания на объекте изучения, активные действия учащихся с объектом изучения
максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, анализ учащимися возникшей ситуации, построение учащимися нового способа действий.
Рассказывает об использовании увеличительных приборов для проведения наблюдений за живыми объектами; условиях активного воздействия на изучаемый объект при проведении эксперимента. (Слайд № 29 – 33)
Демонстрирует образцы лабораторного оборудования, увеличительных приборов с использованием слайдов презентации № 34 – 37.
Организовывает лабораторную работу № 1 «Устройство лупы и рассматривание клеточного строения растений» слайд № 35
Приложение 1.
Объясняет устройство микроскопа и приемы работы с ним, демонстрирует микроскоп
Организовывает выполнение лабораторной работы « Устройство микроскопа»., в рабочих листах,
комментирует и направляет деятельность учащихся. Слайд № 37
Слушают учителя (смотрят слайды)
1. Выполняют лабораторную работу № 1 «Устройство лупы и рассматривание клеточного строения растений» в рабочих листах с опорой на информацию в
приложении 1.
2. Выполняют практическую работу №1 «Устройство микроскопа» в рабочих листах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с. 31, 33 и в
приложении 1.
Регулятивные: планируют свою работу и осуществляют контроль результатов своей деятельности
Личностные: развивают способность к самооценке
Коммуникативные: формирование умения слушать
Познавательные: расширят свои знания по данной теме формируется познавательный интерес
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД.
3) Первичное закрепление знаний
На доске под вывеской “Части микроскопа” учитель вывешивает таблицы со словами: объектив, окуляр, тубус, винт, столик, зеркало, штатив. Отдельно прикрепляется таблица со словом “микропрепарат”
Отработка понятий. Анализ значимости каждой из частей микроскопа. Запись в тетрадях схемы.
Работа и консультации в парах и группах 4 человека.
4) Увеличение микроскопа.
Учитель: Любой грамотный исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает. Как это узнать? Слайды № 38 – 39.
Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом: увеличение окуляра x увеличение объектива = Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах.
Учитель прикрепляет табличку “Увеличение микроскопа:увеличение окуляра х увеличение объектива =”.
Задание 1:подсчитайте и запишите увеличение вашего микроскопа.
Увеличение микроскопа можно регулировать, заменяя окуляр или объектив.
3.Выполняют практическую работу №2 «Определение увеличения микроскопа» в рабочих листах с опорой на информацию, содержащуюся в п.6, с.32и в приложении 1.
Работа в парах
Познавательные УУД.
Регулятивные УУД Коммуникативные. УУД
5) Правила работы с микроскопом.
Учитель:каждый прибор имеет свои правила работы и мы с вами познакомимся с этими правилами.
Предлагаю вам организовать работу следующим образом: на с. 33 учебника вы будете читать правила работы с микроскопом.
Один из вас читает правила, другой ученик сразу делает так, как это правило советует. Затем меняетесь.
Изучают правила работы с микроскопом, используя материал учебника п.6,с.32,33.
Проверяют выполнение задания с опорой на слайды № 8,9 презентации
Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.
Задание:
Приложение 2. 1. Соотнести понятие и определение
2. Задание:
Выберите верное утверждение: 1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2.Штатив поверни ручкой “к себе”. 3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4. Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5. Положи готовый препарат под предметный столик. 6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Слайд № 40
Разрезанные карточки на парту
Выполняют задания в рабочих листах.
Самопроверка.
А теперь оцените себя:
если вы не сделали ни одной ошибки, поднимите кружок красный.
Если вы сделали 1–2 ошибки, поднимите кружок синий .
Если вы сделали 3–4 ошибки поднимите кружок зеленый.
Работа в парах.
Индивидуальная работа учащихся в тетрадях.
Личностные УУД.
Стадия “Рефлексии”.
Вернуться к таблице (3 графа)
Что мы узнали на уроке.
Учитель: Ребята, а посмотрите на схему. Какое понятие мы не разобрали?
Микропрепарат.
Что это такое, как приготовить микропрепарат мы узнаем на следующем уроке.
Учитель предлагает учащимся выразить свое эмоциональное отношение к уроку. (В начале урока учащимся раздаются листочки разного цвета. В конце урока учащиеся прикрепляют листочки соответствующие настроению на изображение дерева(нарисовано и вырезано из ватмона): красные- чувствуют себя хорошо, комфортно, на уроке все понятно; зеленые- настроение хорошее, но не все получилось; синие- настроение плохое, на уроке было неинтересно.)
Учитель: Урок подошел к концу, запишите домашнее задание :
Выучить название частей микроскопа и правила работы с ним.
П. 6. Дополнительно (проект): Какие открытия и когда были сделаны человеком, используя увеличительные приборы?
Вы сегодня работали хорошо. Спасибо всем за работу.
Ответы учащихся.
Работа в рабочих листах ( заполняют 3 графу таблицы).
.
Продолжите предложения: 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. я научился… 4. теперь я могу..... 5. мне захотелось .....
Учащиеся выбирают листок, соответствующий настроению подходят к дереву и прикрепляют его к дереву чувств.
Беседа.
Регулятивные: контролируют свои действия и действия одноклассников; результат своей работы, прогнозируют результат уровня усвоения материала
Познавательные: формулирование ответов на вопросы учителя
Рабочий лист обучающегося 5 класса
"Путешествие в микромир"
Тема …………………………………………………………
Знаю
Хочу знать
Узнал
Лабораторную работу № 1.
Устройство лупы и рассматривание клеточного строения растений.
1.Рассмотрите ручную лупу, отметьте на рисунке указанные части лупы.
2.Определите, во сколько раз увеличен изучаемый объект?
3. Зарисуйте мякоть арбуза и раскрасьте свой рисунок. Подпиши рисунок.
4.Сделайте вывод:
Практическая работа №1 «Устройство светового микроскопа».
1.Рассмотрите основные части микроскопа, отметьте на рисунке части микроскопа.
2. Сделайте вывод
Практическая работа №2 «Определение увеличения микроскопа».
1. Какое минимальное и максимальное увеличение делает ваш микроскоп.
1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя. 2. Штатив поверни ручкой “к себе”. 3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено. 4. Поле зрения микроскопа освещено слабо. 5. Положи готовый препарат под предметный столик. 6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом. 7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.
Приложение 1.
Лабораторную работу № 1.
Устройство лупы и рассматривание клеточного строения растений.
Цель: изучить устройство лупы, убедиться в клеточном строении растений
Рассмотри внимательно лупу. При помощи материала учебника на странице 31, 33 ответь письменно в тетради на вопрос: «Во сколько раз может увеличивать предметы ручная лупа?»
Рассмотри мякоть плода не используя лупу
Рассмотри мякоть через лупу
Зарисуй увиденное в рабочую тетрадь и раскрась свой рисунок.
Подпиши рисунок: «Мякоть плода»
Практическая работа №1 «Устройство микроскопа».
Цель: освоить технику работы с микроскопом
Оборудование: микроскопы на группы, рабочие тетради, подносы (временный микропрепарат: «волокна ваты»)
Ход работы:
1.Выполните задания:
А) Найдите и покажите окуляр
Б) Найдите объектив и покажите на него
2. Поставьте микроскоп штативом к себе и зеркалом от себя на расстоянии 5-10 см от края стола.
3. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет. Убедитесь, что в окуляр видно яркое светлое пятно.
4. Поместите микропрепарат на предметный столик так, чтобы объект оказался по центру отверстия и покровное стекло было сверху.
5. Смотрите в окуляр одним глазом медленно вращая винт микроскопа .
6. Найдите четкое изображение объекта в окуляре. Нарисуйте увиденное.
Практическая работа №2. Определение увеличения микроскопа.
Цель: узнать во сколько раз увеличивает школьный микроскоп.
Оборудование: школьный микроскоп.
Ход работы:
Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект. Для этого посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано х7, а на объективе х20. Соответственно 20 х 7 =140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз. Какое минимальное и максимальное увеличение делает ваш микроскоп.
Приложение 2.
Соотнести понятие и определение
Тубус
Лупа
Микроскоп
Трубка, в которой заключены окуляры микроскопа.
Простой оптический прибор для рассматривания мелкихобъектов, плохо различимых глазом.
Оптический прибор с одной или несколькими линзами для полученияувеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом