kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок здоровья: "Здоровая нервная система - путь к внутренней гармонии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок расширяет представление обучающихся о нервной системе человека и её взаимосвязи с психическим и физическим здоровьем человека, систематизирует знания обучающихся о строении нервной системы. Дает представление о понятиях "стресс", "невроз" и формирует знания о защите нервной системы человека. На уроке обучающиеся совместно с ведущим и специалистом в области биологии приходят к выводу, что здоровые нервы - путь к внутренней гармонии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок здоровья: "Здоровая нервная система - путь к внутренней гармонии"»

Урок здоровья:

«Здоровая нервная система - путь к внутренней гармонии».

Цель: Расширение представлений обучающихся о нервной системе человека её взаимосвязи с физическим и психическим здоровьем.

Задачи: - систематизировать знания учащихся о строении нервной системы, психической деятельности человека.

- сформировать общие представления о стрессе, нервозах.

- сформировать знания о защите нервной системы человека.

Ход урока.

Ведущий: «Нервы»- мы привыкли слышать это слово в нашей повседневной жизни. Врачи говорят пациентам: «Это ваши нервы». Легко возбудимые люди жалуются на свои «нервы». Порой родители сетуют, что их ребенок нервный и поэтому у него проблемы в школе. Изо дня в день мы слышим о людях испытывающих «нервный срыв». Что же означает слово « нервы»? Давайте спросим у специалиста в области медицины и биологии.

Специалист: Популярное словечко «нервы» означает нервное истощение, нервное расстройство. Чтобы понять почему оно происходит у того или другого человека надо глубоко разбираться в вопросах физиологии и биохимии нервной системы и это дело медиков. А вот как этого не допустить? Давайте для начала вспомним строение и значение нервной системы. И так, ведущая роль в регуляции и координации деятельности человека принадлежит нервной системе, которая состоит из нервных клеток-нейронов, деятельность которых заключается в выработке и передаче нервных (электрических) импульсов. За счет этого осуществляется связь между рецепторами (клетки или органы, воспринимающие раздражения, например рецепторы кожи) и эффекторами (ткани или органы, отвечающие на раздражения, например мышцы или железы) Нейроны состоят из тела, отростков и нервных окончаний. Тела могут быть различны по форме, а отростки - разной длины: короткие – дендриты, длинные - аксоны. Скопление тел нейронов и дендритов в головном и спинном мозге образуют серое вещество. Аксоны (нервные волокна) же за счет покрытия оболочкой из жироподобного вещества (служит изолятором) образуют белое вещество нервной системы. По аксону импульсы выходят из тела нервной клетки. Нервы состоят из пучков нервных волокон, которые пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела.

Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты – синапсы. Вся работа нервной системы выполняется благодаря химическим превращениям, которые возникают в синапсах за счет изменения проницаемости мембран и возникновению тока действия, который распространяется по нерву со скоростью от 0,5 до 120 метров в секунду. В зависимости от выполняемых функций различают чувствительные и двигательные нейроны.

По месту расположения нервную систему делят на центральную и периферическую. К центральной нервной системе относят спинной и головной мозг. К периферической -нервы, нервные узлы, и нервные окончания.

Ведущий: В нашем организме непрерывно работают клетки, совершая химические превращения, замыкая и размыкая миллиарды разнообразных нервных токов во всех направлениях. Таким образом, нервная система объединяет в одно целое большое число клеток и обеспечивает согласованность множества разнообразных процессов, необходимых для нормальной жизни организма. В организме человека нет ни одного участка тела, где бы не было окончаний нервов. Любое сокращение и расслабление мышц, вдох и выдох, моргание, чихание, изменение работы сердца, печени и других органов являются различными рефлексами (ответная реакция на раздражение). Работа каждого органа согласуется нервной системой с работой других органов. А как же связан мозг со здоровьем человека?

Специалист: Расстройства в работе органов, в их рецепторах вызывают импульсы, которые поступают в мозг и вызывают ощущение боли, жжения, недомогания. Кора мозга и нижележащие подкорковые центры тесно связаны в любых состояниях организма –болезни и здоровья. (Примеры психосоматических заболеваний, эффект плацебо). Среди причин, влияющих на здоровье и укорачивающих жизнь, видное место занимают страх, уныние, тоска, зависть. (Рассказ опыта Авиценна о двух барашках).

Ведущий: Деятельность нервной системы достигла большого совершенства и сложности. Она составляет у человека материальную основу его психической деятельности (мышление ,речь, формы социального поведения). Всем известно, что при деятельности человека в трудных условиях, предъявляющих его организму повышенные требования может развиться стресс и неврозы. Что же такое стресс?

Специалист: «Стресс в переводе с английского означает «напряжение».Медицинская энциклопедия даёт такоё определение: «Стресс- это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека». Стресс подразделяется на следующие стадии. Стадия тревоги –это «призыв» защитных физиологических механизмов. Результатом их деятельности является вторая фаза – фаза устойчивости, при которой увеличивается сопротивляемость организма (если стресс вызван болезнью – усиливается продукция антител). При успешном сопротивлении организма фактору стресса вторая фаза заканчивается нормализацией состояния организма. Если сил оказалось недостаточно, а воздействие повреждающего фактора продолжается, наступает третья стадия стресса - истощение, так как ни один организм не может находиться постоянно в состоянии напряжения. Оказывается стресс – это защитная реакция организма для того, чтобы выжить. Но когда стресс продолжается длительное время, то на фоне сильного раздражения нервной системы могут возникнуть различные нарушения со стороны деятельности разных систем органов.

Ведущий: Современный мир поставщик ежедневных стрессов и мало кто может похвалиться своими крепкими здоровыми нервами. Чтобы противостоять жизненным стрессам многие люди используют стимуляторы: табак, кофе, крепкий чай, энергетики. Чем больше упадок жизненных сил, тем сильнее стимуляторы - алкоголь, затем наркотики. (О последствиях приема алкоголя, наркотиков вы все достаточно осведомлены).

Избежать стрессов подчас просто невозможно, но постараться сохранить здоровую нервную систему организма это реально.

Специалист: Хочется сказать избитую фразу «помоги себе сам», а мы порекомендуем вам некоторые положения программы Поля Брегга по созиданию нервной силы:

- придерживайтесь здорового питания

- выполняйте ежедневную программу физических упражнений

- медитируйте, освобождайте ваше сознание от тревог и страхов, негативных мыслей

- гуляйте на свежем воздухе

- купайтесь ежедневно в теплой или холодной воде

- держите ваши эмоции под контролем

Ведущий: Убедительные научные данные показали, что полноценное питание сохранит и защитит нервную систему. Из наиболее важных пищевых элементов, от которых зависит здоровье нервной системы являются витамины группы В-комплекса. Когда организм получает достаточное количество этих витаминов, он может выдержать любые стрессы, нервные нагрузки. Какие же продукты содержат эти витамины? (Презентация продуктов)

Специалист: Пивные дрожжи стоят на первом месте. Рецепт: 3 чашки натурального фруктового сока (апельсинового, томатного), 1 ст.ложка пивных дрожжей, 1 ст.ложка проросшей пшеницы, мёд по вкусу, 1 яичный желток.

Из других продуктов содержащих витамины групп « В» это:

- цельные зерна: ячмень, гречиха; мука из цельного зерна (хлеб из муки грубого помола)

- бобы: соевые и фасолевые

-мясо и молочные продукты

-печенье

Наши нервы нуждаются в достаточном количестве кальция. Люди, страдающие от недостатка кальция, раздражительны, подвержены эмоциональным вспышкам. У детей и подростков недостаток кальция сопровождается нервными привычками , такими как грызть ногти, непрерывно двигать руками и ногами. Кальций находиться в молочных продуктах, миндале, бобах, свёкле, капусте.(демонстрация продуктов). В состав продуктов поддерживающих нервную систему должны входить белки. Как растительного, так и животного происхождения.

Ведущий: Нет ничего лучше для укрепления нервной системы, чем прогулка на свежем воздухе. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, более уравновешенные.

Один из способов успокоить нервную систему - это медитация. Во время утренней медитации вы можете спланировать предстоящий день. Во время вечерней – оглянуться на прошедший день, оценить достижения, выявить ошибки. Медитация вливает энергию, расширяет сознание, способствует установлению душевного спокойствия.

И в окончании нашего урока хочется сказать: « Научитесь понимать себя, жить в гармонии с самим собой, поступайте с другими так, как хотели бы, что бы поступали с вами». Здоровья вам и всего доброго.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок здоровья: "Здоровая нервная система - путь к внутренней гармонии"

Автор: Береснева Татьяна Евгеньевна и Дубинина Людмила Викторовна

Дата: 31.03.2016

Номер свидетельства: 312749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Особенности здоровьесберегающей технологии по методике В. Ф. Базарного "
    ["seo_title"] => string(84) "osobiennosti-zdorov-iesbierieghaiushchiei-tiekhnologhii-po-mietodikie-v-f-bazarnogho"
    ["file_id"] => string(6) "247011"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446482977"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация "Здоровье- сберегающая технология на уроке ритмики""
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-zdorov-ie-sbierieghaiushchaia-tiekhnologhiia-na-urokie-ritmiki"
    ["file_id"] => string(6) "251441"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447244408"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства