Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Строение и работа сердца"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дорогобужская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок биологии в 8 классе
по теме:
«Строение и работа сердца»
Разработал:
учитель биологии Янкина Н.В.
Дорогобуж 2017
Тема урока «Строение и работа сердца»
Цель урока: создать условия для формирования знаний о строении и работе сердца.
Задачи:
образовательные: - познакомить со строением сердца;
- раскрыть связь строения сердца с его функциями; - изучить фазы сердечного цикла;
- дать понятие об автоматизме сердца.
развивающие: - развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функций сердца и сосудов.
воспитательная: прививать учащимся ценностное отношение к сердцу и собственному здоровью.
ФормируемыеУУД:
Предметные УУД
-различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты ( кровеносную систему) или их изображения, выявлять отличительные признаки
-устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функциями сердца;
-работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека,
Личностные УУД
-готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
МетапредметныеУУД
-умение самостоятельно определять цели своего обучения;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль -своей деятельности в процессе достижения результата;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Педагогические технологии и методы: индивидуально-групповая деятельность, элементы здоровьесберегающих технологий, методом проблемного обучения
Оборудование: торс человека, увеличенная разборная модель сердца, разборные модели сердца, учебник А.Г.драгомилов, Р.Д.Маш Биология: 8 класс. Электронное учебное издание «Дрофа». Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология 8 класс. Человек. 2008г.
Технические средства: Компьютер, проектор, экран
Новые термины и понятия: околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза.
Ход урока
1. Организационный момент (1 минута).
2. Проверка знаний
Самостоятельная работа. Взаимопроверка (5 минут).
Жидкая часть крови, остающаяся после удаления из неё форменных элементов
( плазма).
Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин (эритроциты).
Физиологический механизм, обеспечивающий образование кровяного сгустка (свёртывание).
Способность организма защищаться от чужеродных тел и веществ (иммунитет).
Препарат готовых антител (лечебная сыворотка).
Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека (вакцина).
Человек, получающий часть крови при переливании, другие ткани, органы (реципиент).
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания, другие ткани или органы (донор).
3. Мотивация знаний.
Звучит тихая музыка, на ее фоне раздается "стук сердца Учитель читает стихотворение Э. Межелайтиса “Сердце”. (слайд 2)
Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово-красной кожей? Может быть меж ребер и аортой Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе все земное Уменьшается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего есть дело.
-Вы уже догадались, ребята, что мы будем сегодня изучать? (сердце)
Учащиеся записывают тему урока: “Строение и работа сердца”,
Учитель. К какой части тела ты ни приложишь руку (прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них.
- А что для вас сердце? Зачем оно нам нужно?
(Учащиеся высказывают свои предположения).
Учащиеся формулируют цели урока: изучить строение, работу и функции сердца, выяснить взаимосвязь строения сердца и выполняемых им функций, строение сердца и особенности его работы.
Учитель. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. Нет другого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но все же оно таит в себе удивительные загадки, нерешенные и по сей день.
4. Изучение нового материала. Показ презентации.
Сердце – “середина”. Сердце расположено в грудной полости за грудиной и находится между правым и левым легкими и лишь слегка смещено в левую сторону.
Слайд3
Верхушка сердца направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины. Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака. Представим его размеры.
(учащиеся проверяют расположение и размеры сердца у себя)
(показ торса человека).
Слайд 4
Масса сердца у мужчины - 300-360 грамм, у женщины – 220-270 грамм. Средний объем сердца у мужчины 750-800 кубических сантиметров, у женщины – 550-600 кубических сантиметров.
А теперь более подробно познакомимся со строением сердца
Слайд 5
Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, “мышечный насос”. Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой – околосердечной сумкой (перикард). В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.
2) миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей
3) эндокард – внутренний слой (состоит из эпителия).
Слайд 7
В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови. Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правого
Левая часть состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки он называется митральным.
Правая часть сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым.
Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков.
Слайд 8
Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки.
Слайд 9
Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца (демонстрация увеличенной модели сердца учителем).
Слайд 10
Самостоятельная работаучащихся в группах с разборной моделью сердца по заданию (учитель обходит ряды и проверяет правильность выполнения задания):
-Рассмотрите модель сердца. Найдите и покажите правую и левую половины сердца;
- Рассмотрите поверхность модели, а также пользуясь рисунком и текстом учебника на стр. 80 найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок?
- Найдите сосуды, впадающие в правую и левую половины сердца. Назовите их.
-В аорте и лёгочной артерии найдите полулунные клапаны Каково их функциональное значение?
Сделайте вывод, ответив на следующий вопрос: в чём заключается связь сердца с выполняемой функцией.
Учитель.Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает, работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы мне, если я скажу, что наше сердце половину нашей жизни отдыхает? (выслушиваются мнения учащихся). Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается “жизнь”?
Рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла .
Слайд 11
Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды. Сердечный цикл состоит из трех фаз.
1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 сек., при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, - длится около 0,4 сек.
Продолжительность сердечного цикла около 0,8 секунд
В тетради и заполняется таблица “Фазы сердечного цикла”. Слайд №12
Вывод: створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные – всегда закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.
Слайд №12
Зная сердечный цикл и время сокращения сердца в 1 мин (70 ударов), можно определить, что из 80 лет жизни: мышцы желудочков отдыхают –50 лет, мышцы предсердий отдыхают – 70 лет.
Посмотрим видеофрагмент о работе сердца. ( электронное учебное издание «Дрофа». Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология 8 класс. Человек. 2008г. Раздел «Транспорт веществ. Работа сердца»)
Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Сердечная мышца сокращается четко и точно 60 – 70 раз в минуту. Промежутки между сокращениями, их продолжительность абсолютно точны. Именно в особенностях сердечного цикла заключается способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимости в течение всей жизни. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около трехсот литров крови. На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцатиэтажного дома.
Чем обусловлена высокая работоспособность сердца?
Слайд №13
Постановка проблемного вопроса. С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача, основателя научной анатомии. Своим трудом “О строении человеческого тела”, изданным в 1543г., Везалий положил начало современной анатомии. Достаточно сказать, что он вскрыл 200 ошибок Галена, чем нанес смертельный удар его учению.
Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
- Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Но почему же все-таки сокращалось сердце? Как объяснить роковой случай с Везалием?
Слайд №14 (подсказка для учащихся)
Ответ. Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный “встроенный” в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.
В сердце кроме обычных мышечных волокон есть скопления клеток и другого типа. Их особенность заключается в том, что они обладают автоматизмом,
Слайд №15
т.е. возбуждение возникает в них самих, а не приходит из других участков нервной системы. В сердце есть два участка скопления клеток, или, их называют узлами: одно – в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены (синоатриальный узел), другое – в том же предсердии, но у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка (атриовентрикулярный узел).
В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.
Рефлексия (1 минута).
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из экрана на доске:
сегодня я узнал…
сегодня я не узнал ничего нового…
было интересно…
было не интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
у меня не получилось
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание. § 17,1 статья
Решите задачу.
Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту, при каждом сокращении выбрасывается около 150 см3 крови. Какой объем крови перекачивает ваше сердце за время шести уроков в школе?