kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Круглые черви. Нематоды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Смешанный.

Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Познакомить учащихся с общей характеристикой типа Круглые черви, особенностями их строения, с мерами профилактики аскаридоза. Продолжить формирование у учащихся умения узнавать и называть изученных животных, сравнивать и делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, ЗОЖ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Круглые черви. Нематоды»

Класс: 7 класс.

Дата проведения: 12 декабря 2016 года

Предмет: Биология.

Тема урока: Царство Животные. Тип круглые черви (Нематоды).

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Смешанный.

Цели урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Познакомить учащихся с общей характеристикой типа Круглые черви, особенностями их строения, с мерами профилактики аскаридоза. Продолжить формирование у учащихся умения узнавать и называть изученных животных, сравнивать и делать выводы. Воспитание интереса к предмету, биологического мышления, ЗОЖ.

Задачи урока:

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Оборудование: Мультимедийный проектор, проекторная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями.


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока. Отмечает отсутствующих.

Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

Проверка домашнего задания

Самостоятельная работа по индивидуальным карточкам № 1.

Тест

Выберите верный ответ:

1. Белую планарию по способу питания можно отнести к хищникам, т.к. она:

а) использует других животных в качестве местообитания;

б) постоянно или временно использует другое животное в качестве источника питания;

в) питается растительной пищей; г) уничтожает других животных.

2. Чтобы не заразиться бычьим цепнем, надо:

а) хорошо проваривать и прожаривать мясо;

б) сделать предупредительные прививки;

в) мыть руки перед едой;

г) бороться с мухами.

3. К ресничным червям относятся:

а) кошачья двуустка;

б) белая планария;

в) свиной цепень;

г) печеночная двуустка.

4. У плоских червей впервые появились:

а) системы органов; б) полость тела;

в) специализированные клетки;

г) многоклеточное строение.

5. Дыхание у плоских червей осуществляется:

а) всей поверхностью тела;

б) с помощью лёгких;

в) жабрами.

Обучающиеся выполняют тестовое задание.впвяваавыапаапрпрпапаавраппаааааррррпф

Изучение нового материала.

На экране появляется слайд с названием темы урока «Тип Круглые черви (Нематоды)».

Учитель: Целью нашего сегодняшнего урока является изучение нематод, их строение, образ жизни. «Познакомиться» с аскаридой человеческой и мерами профилактики аскаридоза.

Многие нематоды ведут свободный образ жизни, обитая на дне океанов, морей, рек и других водоемов. Некоторые живут в почве. Многие нематоды паразитируют на грибах, растениях и животных. Эта группа произошла от древних плоских червей.

Строение нематод.

Появляется слайд Форма нематод:



Далее учитель задает вопрос: Отличается ли форма тела нематод от плоских червей? Каково их отличие?

Учитель: Теперь мы рассмотрим Системы органов нематод.

Нервная система образована окологлоточным нервным кольцом, окружающим переднюю часть пищевода. От кольца вперед отходят несколько коротких веточек, назад направляются шесть стволов, 2 из них, проходящих по брюшной и спинной срединной стороне, мощнее остальных. Оба главных ствола соединяются между собой многочисленными перемычками, опоясывающие тело.

Органы чувств у нематод развиты слабо. Обычно имеются органы осязания в виде бугорков или щетинок, расположенных главным образом вокруг рта. По бокам «головного мозга» лежат органы химического чувства. У части морских нематод есть примитивные глаза – пигментные пятна.

Пищеварительная система начинается ротовым отверстием, которое находится на переднем конце тела. Кишечник образует прямую трубку, тянущуюся через всё тело. Передний его участок подразделён на ротовую полость и глотку, которую часто называют пищеводом. Ротовая полость может иметь различное строение. У некоторых хищных и паразитирующих на животных нематод в ней имеются кутикулярные выросты – зубы. У червей – паразитов растений глотка превращена в колюще-сосущий орган – стилет, способный специальными мышцами выдвигаться из ротового отверстия. За глоткой следует слабо дифференцированная кишка, заканчивающаяся анальным отверстием. Для свободноживущих нематод пищей нередко служат различные мелкие организмы. Паразитические черви питаются соками животного-хозяина; некоторые из них используют в пищу кровь хозяина.

Органы выделения заменены одноклеточными кожными железами, выделяющими растворимые продукты обмена.

Дыхательной и кровеносной систем нет; газообмен и транспорт веществ по организму осуществляется посредством диффузии.

Половая система представлена яичниками, в которых образуются яйцеклетки, и семенниками, продуцирующими сперматозоиды.

Нематоды, как правило, раздельнополы и большей частью обладают чёткими внешними различиями – половым диморфизмом.

Большинство круглых червей откладывают яйца, но встречаются и живородящие формы.

Сейчас мы рассмотрим жизненный цикл нематод на примере паразитического червы Аскариды человеческой.

На экране появляется слайд

Далее учитель рассказывает о жизненном цикле аскариды.

Ребята, существует такое заболевание, которое называется аскаридоз.

Личинки и яйца аскарид попадают в организм с немытыми овощами, фруктами, яйца развиваются в кишечнике, затем они попадают в лимфатические и кровеносные сосуды, после чего с током крови попадают в печень, правый желудочек сердца, лёгкие. Оттуда в бронхи, трахею, глотку, полость рта. После повторного заглатывания в организме растут взрослые аскариды. Этот цикл длится около трёх месяцев.

Поэтому, ребята, нужно мыть фрукты и овощи, чаще мыть руки.

Среди других круглых червей, паразитирующих на человеке, можно отметить острицу, обитающую в тонкой и толстой кишке; трихинеллу, поселяющуюся в кишечнике или в мышцах; нитчатку, или филлярию, вызывающую «слоновую болезнь», и др.

- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М)




Дети сравнивают плоских и круглых червей.





Закрепление материала.

Ребята заполняют индивидуальные карточки № 2

Заполните таблицу используя учебник стр. 119-121. Сравните с таблицей «Плоские черви».

Карточка № 3. Зарисуйте схему «Жизненный цикл аскариды человеческой»


Дети заполняют карточки.

Подведение итогов. Рефлексия.

Возвращаемся к поставленным целям в начале урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.

Дети отвечают на вопросы учителя.

Домашнее задание.

Срт. 119 – 123 прочитать. Сделать сравнительный анализ плоских червей и круглых червей.

Стр. 124 ответить на вопросы.


























Список использованной литературы:

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 255.

  2. Лукин Е.И. Зоология. – М.: «Высшая школа», 1981 г.

  3. Натали В.Ф. Зоология беспозвоночных. – М.: изд. Просвещение, 1975 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок Круглые черви. Нематоды

Автор: Улазаева Ирина Васильевна

Дата: 23.03.2017

Номер свидетельства: 402744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Презентация урока 7 класс "Круглые черви""
    ["seo_title"] => string(47) "priezientatsiia_uroka_7_klass_krughlyie_chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "355500"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1478335577"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Конспект урока биологии "Тип Круглые черви. Класс Нематоды. Общая характеристика. Тип Кольчатые черви""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_biologii_tip_kruglye_chervi_klass_nematody_obshchaia_kharakterist"
    ["file_id"] => string(6) "650045"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1715010254"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Значение паразитических ервей в природе и вжизни человека"
    ["seo_title"] => string(70) "znachieniie-parazitichieskikh-ierviei-v-prirodie-i-vzhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "258233"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448465066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства