kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок итогового обобщения по биологии "ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок итогового обобщения по биологии в 5 классе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок итогового обобщения по биологии "ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ"»

У р о к ОРГАНИЗМ как ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Цели: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

развивать умение слушать, обобщать, формулировать выводы, работать с текстом учебника, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

-формировать интерес к предмету

Задачи урока:

распознавать и описывать органы и системы органов живых организмов;

характеризовать причины нарушения целостности организма;

доказывать, что организм – единое целое.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, проблемный.


Оборудование:, мультимедийный проектор, , презентация Microsoft Power Point , карточки для работы в группах, листы самооценки и рефлексии. , комнатные растения


Структура урока:

1. Актуализация знаний.

2. Уровни организации живого.

3. Усложнение уровней организации живого в ходе эволюции.

4. Организм – единая, целостная, открытая биологическая система.

5. Причины, нарушающие целостность организма, и способы их устранения.

6. Подведение итогов.



Ход урока



I.Исходная мотивация. Погружение в проблему.

У: Отгадайте загадку: – учащиеся анализируют данную загадку


Один в земле копается,

Другой в свету купается.

И хотя они друзья –

Поменяться им нельзя



Деятельность учителя

Деятельность учеников

1

2

1. – Обладая всеми признаками живых организмов, растения и животные могут существовать на разных уровнях организации – от клеточного до организменного. Усложняясь в ходе эволюции, растения и животные видоизменялись, совершенствовались, приспосабливались к разным условиям жизни. Но на всех уровнях они остаются биологическими системами, состоящими из взаимосвязанных, соподчиненных

Слушают учителя.

Вспоминают признаки живых организмов.

Вспоминают уровни организации живого.

Записывают тему урока в тетрадь.

Продолжение табл.

1

2

частей, взаимодействующих между собой и образующих единое целое. Об этом наш сегодняшний разговор на уроке.

2. ? Проблемный вопрос.

Можно ли на клеточном уровне организма говорить о растении или животном как об открытой целостной системе?

– Начнем ответ на него с определения понятия система.







– Состоит ли клетка из частей, и какие это части?




– Взаимодействуют ли они между собой?







– Почему клетку (одноклеточный организм) можно назвать открытой системой?





Записывают вопрос в тетрадь.

Записывают определение понятия «система».



Система – (от греч.) целое, составленное из частей соединение, множество закономерно связанных друг с другом функциональных элементов, представляющих целостное образование, единство. (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов).

Называют части и органоиды клетки: ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана, ЭПС, рибосомы, лизосомы, митохондрии и т. д.

Приводят примеры взаимосвязи частей клетки и органоидов клетки между собой.

1. Взаимодействие ядерной мембраны и ЭПС.

2. Взаимодействие ЭПС и рибосом.

3. Взаимодействие аппарата Гольджи и лизосом и т. д.

Говорят о том, что клетка осуществляет обмен веществ с окружающей средой.

Например:

а) хламидомонада, растительный одноклеточный организм, может

Продолжение табл.

1

2




Слушает ответы учащихся. Поправляет ответы, исправляет ошибки и неточности. Помогает дать ответ на вопрос, если учащиеся испытывают затруднения.

– А теперь перейдем к рассмотрению растений и животных на более сложном эволюционном уровне.

– Запишем понятие организм.















– Итак, даже в самом определении сказано о том, что это система взаимосвязанных элементов, то есть для организма это органы и системы органов. растительный организм – это система взаимосвязанных органов. Животный организм – это единое целое систем органов.

осуществлять процесс фотосинтеза, в ходе которого она поглощает одни вещества, а выделяет другие;

б) амеба, одноклеточный животный организм, не может осуществлять процесс фотосинтеза, но энергию из окружающей среды получает с готовой пищей, выделяя назад продукты обмена веществ.

Слушают учителя. Записывают определение в тетрадь.

Организм – (лат. организмус – орудие, инструмент):

1) Любое живое существо, целостная система, реальный носитель жизни, характеризующийся всеми ее свойствами, происходит от одного зачатка: семени, споры, зиготы и т. д. Индивидуально подвержен факторам эволюции и экологическим воздействиям.

2) Любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функционирующих как единое целое (Н. Ф. Реймерс. Краткий словарь биологических терминов).

Продолжение табл.

1

2

– Приведите примеры, подтверждающие это.











3. – Таким образом, в ходе эволюции живых организмов шло усложнение их организации как систем: от клетки (открытой, саморегулирующейся системы) до организма, также являющегося биологической системой, осуществляющей с окружающей средой обмен веществ.


5. – Приведите примеры нарушения целостности системы. В результате каких причин это может произойти?



Слушает ответы учащихся.

Помогает, если учащиеся испытывают затруднения при ответе.

Приводят примеры о растениях и животных, доказывающие взаимосвязь и взаимозависимость органов и систем органов.

Примеры:

а) Растения. Взаимосвязи корня, стебля и листьев в ходе процесса фотосинтеза или испарения.

б) Животные. Взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем органов.


4. Приводят самостоятельно примеры, доказывающие, что и одноклеточные, и многоклеточные животные, и растительные организмы являются целостными, открытыми, саморегулирующимися биологическими системами.



Отвечают на вопрос. Например, при повреждении стебля, листьев функционирование растения как единой системы может быть затруднено, а при тяжелом повреждении растение может погибнуть.

Пример о животных. Нарушение работы нервной или эндокринной систем у животных приводит к сбою в работе практически всех систем органов; целостность, единство, слаженность работы всего организма нарушается.

Окончание табл.

1

2

6. – На примере любого комнатного растения или любого животного из уголка природы докажите, что это целостный организм, единая система.


Выполняют задание учителя. Могут работать как индивидуально, так и в парах, группах.

*! Это же задание можно выполнить дома в виде схемы-рисунка, сочинения или другой формы отчетности.


Домашнее задание. Повторить изученный материал. Составить экологическую сказку на тему «Растение (животное) – целостный организм. Воздействие на него неблагоприятных факторов среды. Меры устранения этих воздействий».






























Схема органов цветкового растения.

Органы

Вегетативные Генеративные

1……. 1. ……..

2……. 2…….

3. …… 3……...





Корневая система

Стержневая Мочковатая

а)………..; б ………….






















Схема органов цветкового растения.

Органы

Вегетативные Генеративные

1. Корень 1. Цветок

2. Стебель 2. Плод

3. Лист 3. Семя





Корневая система

Стержневая Мочковатая

а) главный главный ко-

корень; рень недо-

развит

б) боковые

корни










Корневая система

Стержневая Мочковатая

а) главный главный ко-

корень; рень недо-

развит


















































Цветки

однополые Обоеполые

(огурец) (вишня)



Цветки

однодомные двудомные

(огурец) (облепиха)









Цветки

одиночные соцветия

– щиток

– корзинка

– колос

– зонтик

– кисть

др.

















крупные размеры цветка или наличие соцветия;

аромат;

нектар;

яркая окраска

мелкие размеры цветков, собранных в соцветия;

много мелкой сухой пыльцы;

– раннее цветение;

скопление растений













Классификация плодов


Типы плодов

Название

плодов

Примеры

растений

I

II

Сухие

Односемянные

Семянка



Орех



Зерновка

Подсолнечник



Орешник



Злаки

Сухие

Многосемянные

Боб


Стручок


Коробочка

Фасоль


Капуста


Мак

Сочные

Односемянные

Костянка


Вишня

Сочные

Многосемянные

Ягода


Смородина




















Функции стебля

Примеры


  1. Проводящая


Проведение веществ от корня к листьям и обратно


2. Механическая


Обеспечивает положение тела растения в пространстве; выносит листья к свету, выдерживает нагрузки (собственную тяжесть, действие ветра)


  1. Запасающая


Отложение жира, крахмала и других органических веществ


4. Воздушное питание


Молодые зеленые стебли осуществляют процесс фотосинтеза




Системы органов животных:

пищеварительная;

кровеносная;

дыхательная;

выделительная;

опорно-двигательная;

нервная;

эндокринная;

система органов размножения








Пищеварительная система

дождевого червя


  1. Рот (Захватывает пищу)

2. Глотка( Проталкивает пищу в пищевод)

3.Пищевод ( «ведет» пищу в зоб.)


4. Зоб ( увлажняет пищу. )


5.Желудок (перетирает пищу, превращает ее в кашицеобразную массу)

6.Кишечник (переваривание и всасывание питательных веществ в кровь)

7.Анальное отверстие

(выводит непереваренные остатки пищи наружу)


.

.



↓ ↓ ↓

I. Наземно-воздушная. 1. Трахеи. Насекомые.

2. Легкие. Птицы.

II. Водная. 3. Жабры. Рыбы



Тест №


1.Выделительная система у живых организмов представлена:

1. раки а-почки

2.насекомые б-зеленые железы

3.птицы в-выделительные трубочки


2.Установите соответствие между организмами и органами дыхания:

1.животные а-жабры

2.растения б-легкие

в-трахеи

г-устьица

3.впервые нервная система появляется у:

1.плоских червей

2.гидры

3человека


4.дайте понятие


Орган –это…..

Ткань - это























4.12 2013 г


Лист самооценки по биологии


Ф.И. уч-ся

«Сказка»

Доказательство единства организма

Тест №1

«Исправь ошибку»

Тест №2

«Третий лишний













































Сердце,

вены,

артерии,

печень
















Рот,

желудок почка, кишечник



Трахеи, жабры,

легкие мочевой пузырь




Яичники,

семенники,

мочевой пузырь






Желудок,

Печень,

Сердце,

Желчный пузырь


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок итогового обобщения по биологии "ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ"

Автор: Манихина Наталия Александровна

Дата: 26.11.2017

Номер свидетельства: 440848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства