Просмотр содержимого документа
«Урок "Генетические основы селекции»
Урок в 9 классе «Генетические основы селекции организмов. Задачи современной селекции»
Цель: дать понятие о селекции, ее методах, целях и результатах, показать, что теоретической основой селекции является генетика.
Оборудование и материал: таблицы с изображением пород животных и сортов растений.
Базовые понятия и термины: селекция, искусственный отбор, порода, сорт, штамм, районирование, гибридизация, бессознательный отбор, методический отбор, массовый отбор, индивидуальный отбор.
Структура и содержание урока
1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности
Вопросы к учащимся. 1)Какие сорта растений и породы животных вы знаете? 2)Каким образом селекционеры получали эти сорта и породы? 3)благодаря чему селекционеры получают такое многообразие сортов? 4)Могут ли знания о генетических особенностях организмов способствовать процессам селекции?
2. Изучение нового материала
Рассказ учителя. Задачи и методы современной селекции. Селекция – наука о методах создания сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками. Наиболее значительных успехов она достигла при активном использовании достижений генетики, которая явилась теоретической основой селекции. В селекционном процессе, как правило, выделяют, несколько этапов: Обоснование цели и задач селекции; Создание и подбор исходного материала; Разработка схемы селекции, селекционный процесс (включая разнообразные методы селекции); Сортоиспытание. Возникновение научной селекции связано с эволюционным учением Ч. Дарвина, экспериментальными исследованиями Г. Менделя, В. Иогансена, селекционеров И. В. Мичурина, Л. Бербанка, работы которых послужили основой для разработки теории селекции. В свою очередь, открытие в генетике способствовали разработке методов селекционного процесса и повышению эффективности искусственного отбора. Так, например, открытия законов Менделя позволило целенаправленно вести подбор пар для скрещивания, а установление Н. И. Вавиловым центров происхождения культурных растений и обоснование закона гомологических рядов наследственной изменчивости дали возможность селекционерам разрабатывать методы эффективного поиска исходного материала. Изучение характера наследования хозяйственно ценных признаков способствовало созданию целой системы скрещиваний и позволили комбинировать различные свойства растений. Н. И. Вавилов много сделал для разработки теоретических основ селекции и уточнения определения селекции как самостоятельной науки. Давая общее определение селекции как науки, Н. И. Вавилов писал: «Селекция по существу есть вмешательство человека в формообразование животных и растений; другими словами, селекция представляет собой эволюцию, направляемую волей человека» Н. И. Вавилов подчеркивал высокую степень комплексности селекции как научной дисциплины и считал, что она слагается из: Учения об исходном материале; Учения о наследственной изменчивости; Учения о роли среды в выявлении сортовых признаков; Теории гибридизации; Теории селекционного процесса; Учение об основных направлениях в селекционной работе (например, селекция – не иммунитет); Частной селекции. Использование различных методов в селекционном процессе привело к созданию нового направления - синтетической селекции. Она основана на применении исходного материала, создаваемого путём гибридизации различных сортов и форм. Основа синтетической селекции – перекомбинация и трансгрессия. При комбинационной синтетической селекции в одном гибридном растении сочетаются признаки и свойства двух или более родительских форм. Задача селекционера – отобрать и генетически стабилизировать гибридные растения, сочетающие эти признаки и свойства наиболее удачно. Трансгрессивная синтетическая селекция основана на отборе в расщепляющихся после гибридизации поколения особей с трансгрессиями, т. Е. с положительными признаками, выраженными в большей степени, чем у родителей. Успех трансгрессивной синтетической селекции зависит от правильного определения родительских пар, способных при скрещивании давать трансгрессии. Изложение материала о сортах растений, породах животных, штаммах микроорганизмов. Рассказ о формах искусственного отбора.
3. Обобщение, систематизация и контроль знания и умений учащихся
Беседа. 1) Назовите отрасли практического применения генетики. 2) Перечислите основные задачи современной селекции. 3) Какую роль для селекции играет разнообразие исходного селекционного материала? 4) Дайте определение: что такое сорт?
4. Самостоятельная работа учащихся
Дать ответы на вопросы. 1) Каков механизм искусственного отбора? 2) Что называют штаммами? 3) Как называется комплекс мероприятий, направленных на проверку соответствия свойств тех или иных пород или сортов условиям определенной природной зоны? 5) Почему сорта и породы нельзя назвать видами?