kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему: "Генетические основы селекции организмов" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок ориентирован на учащихся 9 класса. В ходе урока используются методические приемы технологии развития критического мышления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: "Генетические основы селекции организмов" (9 класс)»

Урок биологии в 9 классе по УМК И.Н. Пономаревой


Тема урока: Генетические основы селекции организмов.


Цель урока: изучить генетические основы селекции организмов.


Задачи:

Образовательные: сформировать представление о селекции как науке, ее теоретической основе – генетике; дать понятие об основных общих методах селекционной работы с растениями, животными, микроорганизмами и возможностями их практического применения; научить сравнивать различные методы селекции, выявлять возможности их применения в сельскохозяйственной практике; убедить учащихся в том, что правильное применение методов селекции возможно только на основе знания основных закономерностей генетики;

Развивающие: продолжить работу по развитию логического мышления, умений сравнивать, анализировать и обобщать, выявлять причинно-следственные связи, владение монолитной речью; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции; развивать умение интегрировать новые знания с уже имеющимися, высказывать свое мнение, сосредоточиться, внимательно и активно изучать новый материал.

Воспитательные: воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, биологической культуры учащихся.

Ожидаемые учебные результаты:

Личностные: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; уважение к личности и её достоинствам, устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя.

Метапредметные (познавательные):

Общеучебные: обобщать понятия; осуществлять расширенный поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; определять основную и второстепенную информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Логические: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять сравнение; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;

Использовать составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи).

Постановки и решения проблем:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предметные: научиться давать определения понятий: селекция, порода, сорт, штамм, гибридизация, гетерозис, мутагенез; уметь определять теоретическую основу селекции как науки; научиться правильно определять и характеризовать общие методы селекции, выявлять их практическую значимость в хозяйственной деятельности человека.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, инструктивные (рабочие) карты.


Тип урока: урок изучения нового материала


Методы, приемы и средства

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Организационный момент (1 мин).

Проверка готовности к уроку, психологический настрой

Здравствуйте ребята, садитесь, пожалуйста. Кто сегодня отсутствует на уроке? Готовы приступить к работе?


Настраиваются на работу


Приём «Реши кроссворд»









































СЛАЙД 1


1. Актуализация ранее полученных знаний

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю разгадать кроссворд.



Ключевое слово по вертикали:

Наука о наследственности и изменчивости организмов.

По горизонтали:

1. Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками;

2. Процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению;

3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обусловливающий развитие определенного признака;

4. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания;

5. Совокупность генов, которую организм получает от родителей;

6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом;

7. Одна из важнейших областей практическою использования закономерное гей, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И. Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека;

8. Наследственное изменение генотипа.

(Ответы: По горизонтали:

1. Гибрид; 2. Наследование; 3. Ген; 4. Фенотип; 5. Генотип; 6. Полиплоидия; 7. Селекция; 8. Мутация.)


В ходе решения кроссворда у учащихся возникает затруднение по пункту 7.


Разгадывают кроссворд



Беседа












Определение темы и задач урока

СЛАЙД 2











Повествовательный рассказ учителя с использованием ТСО (презентация)










СЛАЙД 3






СЛАЙД 4


Технологическая карта воспитания








СЛАЙД 5










СЛАЙД 6












СЛАЙД 7










СЛАЙД 8










СЛАЙД 9













СЛАЙД 10













Работа в парах

Работа с новыми понятиями темы


СЛАЙД 11


КСО








Просмотр видеофрагмента

Работа в парах





КСО



СЛАЙД 12






Физкультминутка (или минутка релаксации)



Беседа







Работа в группе

Приёмы смыслового чтения,

Приём «Инсерт», КСО


СЛАЙД 13


СЛАЙД 14








Повествовательный рассказ учителя с использованием ТСО (презентация)

СЛАЙД 15







СЛАЙД 16


































СЛАЙД 17






2. Изучение нового материала.

- Какое ключевое слово по вертикали мы получили в кроссворде? (Генетика).

- Нахождение слова, стоящего на 7 позиции по горизонтали, вызвало у вас затруднение. Какое это слово? (Селекция).

- А кто знает, что такое селекции?

- Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости? Как она их применяет?

(Вопросы вызывают затруднение, так как недостаточно знаний по этой теме)


Давайте сформулируем тему урока.

Тема урока: Генетические основы селекции организмов

Запишите тему урока в тетради.

Давайте определим задачи урока:

1. Познакомиться с краткой историей селекции.

2. Познакомиться с основными задачами и общими методами селекции.

3. Выяснить, что такое сорт, порода и штамм

4. Выявить роль селекции в сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности людей.


- Сегодня нам предстоит поговорить о том, как на практике используются открытые генетикой закономерности.

На предыдущих уроках мы уже говорили о том, насколько важны открытия генетики для медицины. А сегодня мы поговорим о том, насколько генетика важна для сельского хозяйства.

Еще с древних времен человек занимался селекцией для удовлетворения своих нужд. Сегодня селекция является особой наукой!

Взгляните на доску, все это многообразие было сформировано в течение миллионов лет.

Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н.э.

Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания человеком диких животных. Некоторые из этих еще диких животных смогли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Человек собирал семена полезных растений и высевал их около своего жилища, обрабатывал землю, а для новых посевов отбирал лучшие семена и коренья. Так начался первый этап одомашнивания. Все это человек, делал, не задумываясь, не зная генетики, ее законов.

Этот период можно считать и началом селекции, выражающейся в отборе лучших экземпляров животных и растений для их воспроизводства под контролем человека.

Таким образом, на первых этапах бессознательного отбора в процессе одомашнивания растений и животных не ставилась цель улучшить отдельные показатели продуктивности.

Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. лет до н.э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений.

Из громадного числа видов лишь очень ограниченное их число введены в культуру и одомашнены.

(Пример: из 250 тысяч видов высших растений человек использует для своих нужд примерно 3 тысячи видов, и только 150 видов ввёл в культуру, причём некоторые совсем недавно. Так, сахарную свёклу и подсолнечник стали возделывать только в 19 веке, мяту – в 20 веке.)

Из многих тысяч видов животных человек одомашнил только около 20 видов.

Каких животных одомашнил человек? 

Из большого разнообразия видов животных, обитающих на Земле, человек отобрал для одомашнивания сравнительно немного видов.

Чем на ваш взгляд, это объясняется?  (полезностью, легко приручаются)


Такое воздействие со стороны человека на условия выращивания вызвало изменения животных и растений, в том числе мутационные.

Длительный отбор растительных и животных организмов обусловил появление культурных форм с особыми свойствами, нужными человеку. Однако основная роль в эволюции культурных растений и домашних животных принадлежит мутациям, отбору и селекции — целенаправленному выведению новых сортов растений и пород животных с заданными человеком свойствами.

Пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов (1887—1943). Н.И. Вавилов считал, что в основе селекции лежит правильный выбор для работы исходного материала, их генетическое разнообразие и влияние окружающей среды на проявление наследственных признаков при гибридизации особей.

- Так что же это за наука такая селекция? Какие задачи перед ней стоят?


Давайте поработаем с новыми понятиями темы.

Предлагаю работу в парах. (Приложение 2)

Задание. Используя текст учебника и дополнительную информацию (Приложение 3), дайте определение следующим понятиям: селекция, сорт, порода, штамм.

Сделайте выводы. Обменяйтесь своей информацией с соседней парой учащихся.

Запишите все определения в рабочей тетради.


- Теперь вы знаете, что такое селекция. Давайте выясним, какие же задачи стоят перед этой наукой.

Посмотрите видеофрагмент.

Снова работаете в парах.

Задание. Используя увиденную информацию и дополнительную информацию (приложение 3), определите задачи селекции. Запишите их в тетради.

Обменяйтесь своей информацией с соседней парой учащихся. При необходимости дополните свои записи.

- Итак, какие же задачи стоят перед наукой селекцией? (Ответы учащихся)


- Молодцы, хорошо поработали. Мы выяснили, что такое селекция, какие задачи перед ней стоят, дали определение основным понятиям темы.

Отдохнем немножко. (Музыка релаксации или физкультминутка)


Продолжаем работу.

- Селекция, как и любая наука, для достижения стоящих перед ней задач использует свои методы. А вы знаете, какие именно методы применяет данная наука? (Ответы учащихся)

- Значит, что нам сейчас нужно выяснить?

(Методы селекции).

- Для дальнейшей работы предлагаю объединиться в группу.

Выполните задание приложения №4.



Проверяем выполнение работы.


- Итак, сделаем вывод о методах селекции.

Вывод: главными методами селекции выступают искусственный отбор, гибридизация, мутагенез и полиплоидия.


- Что ещё нам осталось выяснить на уроке? (Роль селекции в сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека).

- Селекцией называют также отрасль сельскохозяйственного производства, занимающуюся (с опорой на законы генетики) практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами.

Современная селекция – это обширная область человеческой деятельности, которая представляет собой сплав различных отраслей науки, производства сельскохозяйственной продукции и ее комплексной переработки.

Благодаря работе селекционеров многих поколений в разных странах мира человечеству удалось добиться больших успехов. В конце XX в. появился даже термин зеленая революция по отношению к высокопродуктивным сортам, созданным в результате селекции растений. Продуктивность этих растений превосходит результаты предыдущей селекционной работы в десятки и сотни раз. Использование некоторых из таких сортов зерновых (рис, пшеница) на территории Индии позволило решить проблему голода. Не стоит забывать, что значительная часть человечества (около 30%) до сих пор недоедает, т. е. питание не соответствует физиологическим потребностям организма.

В связи с этим первоочередная задача селекционеров создание таких высокопродуктивных сортов растений и пород животных, которые смогли бы решить проблему голода без дополнительных затрат и нагрузки на окружающую среду. Ведь под агроценозы (сельскохозяйственные земли) и техногенные ландшафты (города, дороги, шахты, промышленные объекты) заняты уже огромные территории. Освоение природных ресурсов такими же темпами может привести к нарушению экологического равновесия и истощению природных ресурсов.
Создание высокопродуктивных штаммов микроорганизмов находит применение в фармакологии. Антибиотики пенициллинового ряда — результат деятельности штаммов плесневых грибов.

Совершенно фантастические перспективы открывает перед человечеством генная инженерия.


Ведут диалог с учителем













Совместно с учителем формулируют тему урока; записывают тему урока в тетрадь; определяют задачи урока




Внимательно слушают рассказ учителя

























































































Работают в парах. Анализируют информацию, выбирают понятия, формулируют определения, делают выводы, обмениваются информацией



Смотрят видеофрагмент

Работают в парах. Находят информацию, определяют задачи селекции, обмениваются информацией












Ведут диалог с учителем






Работают в группе

Читают текст, анализируют, выбирают нужную информацию, преобразуют в виде таблицы.

Делают выводы






Слушают рассказ учителя



Работа в группе

Творческое задание с элементами прогнозирования

СЛАЙД 18















СЛАЙД 19

Приём «Синквейн»

3. Первичное осмысление изученного материала

Работа в группе.

Задание 1. Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов, пригодный для механизированной уборки плодов.

Предположите:

1. Какими признаками вы наделили бы свой новый сорт?

2. Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

3. Какими методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта?

4. Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта?

5. Как вы сможете проверить успешность вашей селекционной деятельности: получилось или не получилось вывести новый сорт с заданными свойствами?

Задание 2. Составьте синквейн со словом «селекция». Правила составления синквейна вы помните.





СЛАЙД 20


4. Закрепление изученного материала

Фронтальная беседа

1. Что изучает наука селекция?

2. Какие общие методы в селекции существуют?

3. Перечислите основные задачи современной селекции.

4. Какую роль для селекции играет разнообразие исходного селекционного материала?

5. Каков механизм искусственного отбора?

6. Дайте определение: что такое сорт, порода, штамм?

7. Почему сорта и породы нельзя назвать видами?

8. В чем состоит явление гетерозиса и каковы его генетические основы?

9. Какое значение имеют работы селекционеров?



Принимают участие в беседе



СЛАЙД 21


5. Домашнее задание

§27 читать; повторить записи в тетради;

Ответить на вопросы 1-3 в конце § (устно).

По желанию: найти любую информацию о проведении сортоиспытаний сортов культурных растений в нашей стране.

Эта информация пригодится вам на следующем уроке, а также для проектно-исследовательской деятельности.

Записывают домашнее задание в дневник.


6. Подведение итогов урока, выставление оценок



7. Рефлексия





Приложение 1


Задание. Разгадайте кроссворд.






Ключевое слово по вертикали:

1. Наука о наследственности и изменчивости организмов.

По горизонтали:

1. Организм, полученный в результате скрещивания особей, отличающихся наследственными задатками;

2. Процесс передачи «наследственных задатков» от поколения к поколению;

3. Участок молекулы ДНК, ответственный за синтез определенной молекулы белка и обусловливающий развитие определенного признака;

4. Совокупность признаков и свойств организма, проявляющаяся при взаимодействии генотипа со средой обитания;

5. Совокупность генов, которую организм получает от родителей;

6. Наследственное изменение, которое выражается в кратном увеличении числа хромосом;

7. Одна из важнейших областей практическою использования закономерное гей, исследуемых генетиками, которая по словам Н.И. Вавилова, представляет собой эволюцию, направляемую волей человека;

8. Наследственное изменение генотипа.













Приложение 2


Задание. Используя текст учебника и дополнительную информацию (приложение 3), дайте определение следующим понятиям: селекция, сорт, порода, штамм.


Селекция – это ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________


Сорт – это ___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Порода – это _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Штамм – это _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________



Вывод: порода, сорт, штамм – это __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Запишите все определения в рабочей тетради.



Ответьте на вопрос:

Почему считают, что теоретической основой селекции является наука генетика?

Аргументируйте свой ответ.



Обменяйтесь своей информацией с соседней парой учащихся.











Приложение 3

Селекция — это наука, изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Название этой науки происходит от латинского слова «selectio» — отбор.

В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений, по выражению Н.И. Вавилова «представляет собой эволюцию, направляемую волей человека». Как род практической деятельности человека селекция возникла на заре человеческой культуры. Однако селекция стала наукой сравнительно недавно. Теория селекции стала успешно развиваться благодаря эволюционной теории Ч. Дарвина о творческой роли отбора, а затем на основе генетики.

Основными задачами селекции являются: повышение урожайности сортов и продуктивности пород; улучшение качества продукции; повышение устойчивости к заболеваниям, вредителям; экологическая пластичность сортов и пород; пригодность для механизированного и промышленного выращивания и разведения.

Все современные сорта растений и породы животных, без которых немыслима современная цивилизация, созданы человеком благодаря селекции.

Сорт — совокупность культурных растений одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими признаками.

Порода — совокупность домашних животных одного вида, искусственно созданная человеком и характеризующаяся определенными наследственными особенностями: продолжительностью, экстерьером (экстерьер (спец.) — внешний вид и телосложение животного).

Штамм — совокупность микроорганизмов.

Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами.



















Приложение 4.


Задание. Используя текст учебника, найдите информацию об общих методах селекции. Преобразуйте текстовую информацию и представьте ёё в виде таблицы.


1. Вам предстоит прочитать текст в учебнике на стр. 100-102. Подумайте, зачем вам необходимо читать этот текст?

2. Разбейте текст на смысловые части.

3. Распределите обязанности в группе.

4. Прочтите текст. По ходу чтения текста обозначьте значками в тексте следующую информацию:

∆ - метод селекции;

◊ - направления метода селекции;

Z – характеристика метода;

V – область применения.

5. После прочтения занесите информацию, которая была обозначена в тексте значками, в таблицу (заполните свою часть таблицы):

Общие методы селекции


Метод селекции


Направления метода селекции

Z


Характеристика метода

V


Область применения





































6. Обменяйтесь информацией между собой, заполните таблицу до конца.

7. Выберите представителей от группы, которые выступят с сообщением о результатах вашей работы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии на тему: "Генетические основы селекции организмов" (9 класс)

Автор: Копонова Светлана Алексеевна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока:«Генетические основы селекции организмов»"
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokagienietichieskiieosnovysieliektsiiorghanizmov"
    ["file_id"] => string(6) "285834"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454250848"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость" "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-zakonomiernosti-izmienchivosti-gienotipichieskaia-izmienchivost"
    ["file_id"] => string(6) "193625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427656075"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "« Наука генетика. Из истории развития генетики. Основные понятия генетики». "
    ["seo_title"] => string(82) "nauka-ghienietika-iz-istorii-razvitiia-ghienietiki-osnovnyie-poniatiia-ghienietiki"
    ["file_id"] => string(6) "109986"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405345330"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства