2. Изучение нового материала. - Какое ключевое слово по вертикали мы получили в кроссворде? (Генетика). - Нахождение слова, стоящего на 7 позиции по горизонтали, вызвало у вас затруднение. Какое это слово? (Селекция). - А кто знает, что такое селекции? - Для чего селекции необходимо знание законов наследственности и закономерностей изменчивости? Как она их применяет? (Вопросы вызывают затруднение, так как недостаточно знаний по этой теме) Давайте сформулируем тему урока. Тема урока: Генетические основы селекции организмов Запишите тему урока в тетради. Давайте определим задачи урока: 1. Познакомиться с краткой историей селекции. 2. Познакомиться с основными задачами и общими методами селекции. 3. Выяснить, что такое сорт, порода и штамм 4. Выявить роль селекции в сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности людей. - Сегодня нам предстоит поговорить о том, как на практике используются открытые генетикой закономерности. На предыдущих уроках мы уже говорили о том, насколько важны открытия генетики для медицины. А сегодня мы поговорим о том, насколько генетика важна для сельского хозяйства. Еще с древних времен человек занимался селекцией для удовлетворения своих нужд. Сегодня селекция является особой наукой! Взгляните на доску, все это многообразие было сформировано в течение миллионов лет. Все современные домашние животные и культурные растения произошли от диких предков. Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называют одомашниванием. Первые попытки одомашнивания животных и растений предпринимались людьми еще за 20—30 тыс. лет до н.э. Одомашнивание животных началось, вероятно, со случайного выращивания человеком диких животных. Некоторые из этих еще диких животных смогли существовать в контакте с человеком и начали размножаться в условиях, созданных для них. Человек собирал семена полезных растений и высевал их около своего жилища, обрабатывал землю, а для новых посевов отбирал лучшие семена и коренья. Так начался первый этап одомашнивания. Все это человек, делал, не задумываясь, не зная генетики, ее законов. Этот период можно считать и началом селекции, выражающейся в отборе лучших экземпляров животных и растений для их воспроизводства под контролем человека. Таким образом, на первых этапах бессознательного отбора в процессе одомашнивания растений и животных не ставилась цель улучшить отдельные показатели продуктивности. Широкое одомашнивание начинается с VIII—VI тыс. лет до н.э. Именно тогда человек вовлек в культуру подавляющее большинство животных и растений. Из громадного числа видов лишь очень ограниченное их число введены в культуру и одомашнены. (Пример: из 250 тысяч видов высших растений человек использует для своих нужд примерно 3 тысячи видов, и только 150 видов ввёл в культуру, причём некоторые совсем недавно. Так, сахарную свёклу и подсолнечник стали возделывать только в 19 веке, мяту – в 20 веке.) Из многих тысяч видов животных человек одомашнил только около 20 видов. Каких животных одомашнил человек? Из большого разнообразия видов животных, обитающих на Земле, человек отобрал для одомашнивания сравнительно немного видов. Чем на ваш взгляд, это объясняется? (полезностью, легко приручаются) Такое воздействие со стороны человека на условия выращивания вызвало изменения животных и растений, в том числе мутационные. Длительный отбор растительных и животных организмов обусловил появление культурных форм с особыми свойствами, нужными человеку. Однако основная роль в эволюции культурных растений и домашних животных принадлежит мутациям, отбору и селекции — целенаправленному выведению новых сортов растений и пород животных с заданными человеком свойствами. Пионером разработки научных основ селекционной работы в нашей стране был Николай Иванович Вавилов (1887—1943). Н.И. Вавилов считал, что в основе селекции лежит правильный выбор для работы исходного материала, их генетическое разнообразие и влияние окружающей среды на проявление наследственных признаков при гибридизации особей. - Так что же это за наука такая селекция? Какие задачи перед ней стоят? Давайте поработаем с новыми понятиями темы. Предлагаю работу в парах. (Приложение 2) Задание. Используя текст учебника и дополнительную информацию (Приложение 3), дайте определение следующим понятиям: селекция, сорт, порода, штамм. Сделайте выводы. Обменяйтесь своей информацией с соседней парой учащихся. Запишите все определения в рабочей тетради. - Теперь вы знаете, что такое селекция. Давайте выясним, какие же задачи стоят перед этой наукой. Посмотрите видеофрагмент. Снова работаете в парах. Задание. Используя увиденную информацию и дополнительную информацию (приложение 3), определите задачи селекции. Запишите их в тетради. Обменяйтесь своей информацией с соседней парой учащихся. При необходимости дополните свои записи. - Итак, какие же задачи стоят перед наукой селекцией? (Ответы учащихся) - Молодцы, хорошо поработали. Мы выяснили, что такое селекция, какие задачи перед ней стоят, дали определение основным понятиям темы. Отдохнем немножко. (Музыка релаксации или физкультминутка) Продолжаем работу. - Селекция, как и любая наука, для достижения стоящих перед ней задач использует свои методы. А вы знаете, какие именно методы применяет данная наука? (Ответы учащихся) - Значит, что нам сейчас нужно выяснить? (Методы селекции). - Для дальнейшей работы предлагаю объединиться в группу. Выполните задание приложения №4. Проверяем выполнение работы. - Итак, сделаем вывод о методах селекции. Вывод: главными методами селекции выступают искусственный отбор, гибридизация, мутагенез и полиплоидия. - Что ещё нам осталось выяснить на уроке? (Роль селекции в сельском хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека). - Селекцией называют также отрасль сельскохозяйственного производства, занимающуюся (с опорой на законы генетики) практическим выведением новых сортов и гибридов культурных растений, пород животных и штаммов микроорганизмов с нужными человеку свойствами. Современная селекция – это обширная область человеческой деятельности, которая представляет собой сплав различных отраслей науки, производства сельскохозяйственной продукции и ее комплексной переработки. Благодаря работе селекционеров многих поколений в разных странах мира человечеству удалось добиться больших успехов. В конце XX в. появился даже термин зеленая революция по отношению к высокопродуктивным сортам, созданным в результате селекции растений. Продуктивность этих растений превосходит результаты предыдущей селекционной работы в десятки и сотни раз. Использование некоторых из таких сортов зерновых (рис, пшеница) на территории Индии позволило решить проблему голода. Не стоит забывать, что значительная часть человечества (около 30%) до сих пор недоедает, т. е. питание не соответствует физиологическим потребностям организма. В связи с этим первоочередная задача селекционеров создание таких высокопродуктивных сортов растений и пород животных, которые смогли бы решить проблему голода без дополнительных затрат и нагрузки на окружающую среду. Ведь под агроценозы (сельскохозяйственные земли) и техногенные ландшафты (города, дороги, шахты, промышленные объекты) заняты уже огромные территории. Освоение природных ресурсов такими же темпами может привести к нарушению экологического равновесия и истощению природных ресурсов. Создание высокопродуктивных штаммов микроорганизмов находит применение в фармакологии. Антибиотики пенициллинового ряда — результат деятельности штаммов плесневых грибов. Совершенно фантастические перспективы открывает перед человечеством генная инженерия. |