Урок биологии в 7 классе "Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Однодольные"
Урок биологии в 7 классе "Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Однодольные"
Тема: Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.
ФГОС 2022.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе "Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Однодольные"»
Тема: Семейства покрытосеменных (цветковых) растений. Характерные признаки семейств класса Однодольные (Лилейные, Злаки, или Мятликовые). Многообразие растений. Дикорастущие представители семейств. Культурные представители семейств, их использование человеком.
Цель: расширить знания учащихся о семействах класса Однодольные, раскрыв характерные признаки семейств; развивать умения сравнивать растения разных семейств, выделять их признаки.
Планируемые результаты:
Личностные: Формирование познавательный интерес. Развитие мотивации к обучению и самопознанию. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Метапредметные: Умение систематизировать и обобщать разные виды информации, выявлять причины и следствия простых явлений. Умение находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Предметные: Знание характерных признаков семейств класса Однодольные.
Формирование функциональной грамотности:
Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», приемы проведения исследований и обработки данных.
Читательскаяграмотность: работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобразование информации и ее интерпретация; оценка информации). Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Ход урока:
1. Орг.момент;
2. Проверка домашнего задания: задание в тетради. Устно: признаки семейств Двудольных растений.
3. Актуализация:
? Зачем нужна классификация организмов?
Давайте вспомним признаки классов двудольные и однодольные.
Сколько семейств у цветковых растенй?
В зависимости от чего растений делятся на семейства?
4. Новый материал: Презентация, заполнение таблицы.
Лилейные
Семейство лилейные относится к классу однодольных, насчитывает около 600 видов. Лилейные - многолетние травянистые луковичные растения. Обитают главным образом в тропических и субтропических районах, в средней полосе России. Редко встречаются кустарники и деревья.
Стебель прямостоячий или ползучий. Мочковатая корневая система. Листья хорошо развиты, простые, имеют саблевидную или ланцетовидную форму, собраны в приземную розетку, без прилистников. Жилкование дуговидное или параллельное. К луковичным растениям относится тюльпан. К корневищным - ландыш.
Цветки простые, околоцветник состоит из 6 сросшихся или свободных листочков. Тычинок 6, в двух кругах по 3. Пестик 1. Гинецей ценокарпный, состоит из 3 сросшихся плодолистиков, завязь верхняя. Опыление происходит с помощью насекомых.
Крупные и яркие цветки лилейных часто располагаются по одиночке (тюльпан). Мелкие цветки собраны в соцветия: кисть (купена, тигровая лилия, ландыш) и зонтик (чеснок, лук).
Плоды лилейных: ягода (ландыш майский, спаржа), коробочка (тюльпан, лук). Важно помнить, что лук и чеснок на настоящий момент вынесены в отдельное семейство - амариллисовые, к лилейным они отношения не имеют.
Лилейные выполняют декоративную функцию - лилия, тюльпан, аспарагус, гиацинт. Многие виды имеют медицинское значение: купена лекарственная, ландыш майский.
Злаковые
Семейство злаковые (мятликовые) относится к классу однодольных. Включает в себя около 12 тысяч видов, обитающих практически во всех областях Земли. Среди злаковых преобладают многолетние растения, встречаются и однолетние. Большинство злаков - травянистые растения, встречаются и древовидные - бамбуки, растущие в тропиках.
Особо стоит отметить интеркалярный (вставочный) рост у растений, обладающих полым стеблем, в частности у семейства злаковые. Стебель растет не только за счет верхушки - образовательная ткань имеется и в каждом узле. Некоторые виды, например бамбук, способны развивать потрясающую скорость роста - 0,5 - 1 метр в высоту за день.
Среди злаковых встречаются однолетние (ячмень, пшеница, кукуруза) и многолетние растения (корневищные - тростник, пырей ползучий и дерновинные - ковыль, луговик дернистый).
Общие характеристики злаковых
Стебель ветвится у основания, где находится зона кущения. Соломина - цилиндрический, обычно полый внутри стебель, заполнен тканью только в узлах, где внешне выглядит как несколько вздутый. Стебель прочный, легкий. Листорасположение очередное, листья узкие, цельные, имеется листовое влагалище, охватывающее стебель. Жилкование параллельное.
На границе между влагалищем и пластинкой имеется пленчатый вырост - язычок. Ветвление характерно для нижней части стебля злаковых, в верхней части, как правило, они не ветвятся.
У растений семейства злаковые происходит кущение - образование надземных побегов из узла, лежащего у основания главного побега. В большом количестве формируются боковые побеги, стебель ветвится и образуется куст. Кущение бывает корневищное, рыхлокустовое, плотнокустовое. Растущие от узла кущение горизонтальные побеги могут давать отпрыски, видоизменяться в корневища, таким образом, осуществляя вегетативное размножение растения.
Некоторые при выраженном скученном ветвлении образуют дерновину. Дерновина - форма роста трав, при которой они имеют сильно укороченные стебли, мелкие листья, и, благодаря сильному ветвлению у поверхности, густой рост. Плотные дерновины имеют ковыль, белоус.
Цветки обоеполые, редко (у кукурузы) встречаются раздельнополые цветки. Собраны в соцветия - метелка, сложный початок, сложный колос. Опыление перекрестное, с помощью ветра, вследствие этого цветки имеют специфическое строение. В цветке различают:
Лодикулу – элемент околоцветника, представляет собой мелкую чешую, расположенную возле завязи. Имеется в цветках большинства злаков, при набухании способствует раскрыванию листа. Две лодикулы образованы из 2 листочков внутреннего круга околоцветника (третий листочек подвергается редукции).
Нижнюю цветковую чешую - видоизмененный прицветный лист, в пазухе которого растет цветок
Верхнюю цветковую чешую - сформированную в результате сращения 2 листочков наружного круга околоцветника (3 листочек подвергается редукции)
Тычинки - с крупными пыльниками и длинными тычиночными нитями, обычно тычинок 3, свободные
Пестик - двурыльцевый, образован в результате сращения двух плодолистиков, рыльца перистые.
Формула цветка злаковых - О(2)+2Т3П1
"О" - в формуле означает простой околоцветник. Он образован двумя сросшимися листочками в наружном кругу и 2 свободными во внутреннем - О(2)+2.
Плод злаковых - зерновка. Формируется вследствие сращения околоплодника с семенной кожурой. У зародыша в семени одна семядоля, ее называют - щиток. Щиток прилегает к эндосперму и специализирован для поглощения из него питательных веществ.
Значение злаковых
Злаки имеют важное хозяйственное значение. Среди злаков присутствуют кормовые травы (тимофеевка, лисохвост). В мировом земледелии на первом месте по посевам (засеянной площади) находится пшеница, на втором - кукуруза. У кукурузы стебель внутри заполнен тканью, не полый в отличие от большинства злаков.
На третьем месте - рис. Культура, имеющая особое значение для любителей суши ;) и стран Восточной Азии! Названия других зерновых культур о своей значимости говорят сами за себя: ячмень, просо, овес, сахарный тростник, сорго.
Для выращивания некоторых злаковых требуется приложить особые усилия: чтобы вырастить 1 кг риса нужно затратить 4000 литров воды. Поэтому около 90% рисовых полей в мире - проливные поля (чеки), где рис выращивают при постоянном затоплении водой. Только при собирании урожая воду спускают. Суходольные поля расположены в местах с большим количеством осадков, на них выращивают рис без ирригации (искусственного орошения полей).
В странах, расположенных в тропических и субтропических областях, бамбук (за счет одревесневающего стебля, придающего прочность) используется как строительный материал.
5. Обобщение и закрепление: утверждения (фронтальная беседа).