Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 7 классе "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные."»
Тема: Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов.
Цели урока:
образовательные - познакомить учащихся с классификацией покрытосеменных растений, показать деление на классы в зависимости от особенностей строения.
развивающие – совершенствовать обучение основам систематизации знаний во время работы со схемами и таблицами, формирование навыков работы самостоятельной деятельности, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.
воспитательные – воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; аргументированное оценивание своих поступков по отношению к здоровью.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
учащиеся должны знать: основные принципы классификация покрытосеменных растений.
учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь строения опорно-двигательных систем и способов передвижения животных; приводить доказательства приспособительного характера способов передвижения животных.
Метапредметные: готовность к коллективной работе; освоение способов решения задач поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по характерным признакам.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, освоение основ толерантного и межкультурного взаимодействия в коллективе; развитие самостоятельности; формирование осознанной мотивации к выполнению задания.
Функциональная грамотность:
Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе», решение заданий на классификацию растений.
Читательская грамотность: работа с текстом (заполнение таблицы, схемы для систематизации информации)
Межпредметные связи: зоология, систематика.
Формы работы: групповая работа, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.
Ход урока:
1. Орг.момент.
2. Проверка дом.задания: собрать тетради в конце урока с заданием.
3. Актуализация знаний.
? Почему растения получили такое название Покрытосеменные?
В чем же преимущества цветковых растений перед голосеменными?
Как вы думаете, по каким признакам можно разделить цветковые растений на группы?
Зачем это нужно?
4. Новый материал:
Цветковые растения делят на два класса – Двудольные и Однодольные.
? В зависимости от ? (количества семядолей в зародыше семени.)
Они отличаются целым рядом признаков. Вот эти признаки: (таблица в тетради. Заполняем совместно, с 80-81 учебника)
Чтобы точно определить, к какому классу относится растение, одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков.
? Почему для определения принадлежности цветковых растений к классу нужна совокупность признаков? гербарий без цветов
Это связано с тем, что встречаются случаи нетипичного строения растений как однодольных, так и двудольных.
Например, подорожник – двудольное растение, но он имеет мочковатую корневую систему и дуговое жилкование. Вороний глаз – однодольное растение, но жилкование листьев у него сетчатое.
По количеству видов двудольных растений почти в три раза больше, чем однодольных.
К двудольным растениям относятся почти все деревья и кустарники (кроме хвойных) – липа, дуб, ива, рябина, ясень, орешник, шиповник и др.; и многие травы – одуванчик, клевер, цикорий, сурепка и др.
Двудольными являются большинство культурных растений – плодово-ягодные, овощные, зернобобовые, масличные, волокнистые.
Это – яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, картофель, свекла, морковь, огурцы, тыква, помидоры, бобы, фасоль, горох, соя, подсолнечник, горчица, лен и многие другие.
К однодольным относятся все культурные и дикорастущие злаки пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, пырей, овсюг, а также лилии, ирисы, пальмы.
Классы делятся на порядки, порядки – на семейства.
Важнейшие семейства двудольных растений: Розовые, Капустные или Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые, Астровые , Сложноцветные.
К классу однодольных принадлежит одно из главнейших семейств отдела Цветковые – Злаки, которые дают человечеству основные пищевые и кормовые культуры.
5. Обобщение: Презентация, задания с сайта РешуОГЭ.
На какие классы делятся цветковые растения?
Назовите основные признаки двудольных и однодольных растений?
К какому классу покрытосеменных относится наибольшее количество видов?
Какие из перечисленных растений принадлежат к двудольным: рябина, рожь, овес, ясень, липа, свекла, пальма, кукуруза, цикорий, яблоня, пырей, сурепка, просо, соя, подсолнечник, одуванчик, рис, пшеница, ячмень, клевер?