kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе. Тема "Опыление. Двойное оплодотворение".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе. Тема "Опыление. Двойное оплодотворение". ФГОС 2022.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе. Тема "Опыление. Двойное оплодотворение".»

Тема: Опыление. Двойное оплодотворение.

Цель урока: сформировать понятия об опылении, двойном оплодотворении цветковых растений, познакомить с процессом двойного оплодотворения. Развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства; формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках. Формировать мировоззренческие представления о сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).

Планируемые результаты:

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Метапредметные: Умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Предметные: Общее представление о размножении организмов. Знание особенностей полового размножения растений.

Функциональная грамотность:

Читательская грамотность: работа с текстом. Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе».

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).

2. Повторение:

? Назовите основные признаки живого.
 ? Что такое размножение?

3. Проверка домашнего задания: Презентация. Задания для проверки домашнего задания взяты на сайте РешуОГЭ.


1. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:

 Группа 1

Группа 2

Соя

Папоротник

Рябина

Мох

Сосна

Хвощ

 Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?

1)  наличие вегетативных органов

2)  наличие семян

3)  местообитание

4)  источник питания

Ответ: 2.

2. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести.
1)  семена 2)  клубни 3)  надземные побеги
4)  цветки 5)  плоды 6)  корни

Ответ: 236

3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)  Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2)  Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3)  Присыпьте побег землей.
4)  Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.
5)  Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.

Ответ: 12534

4. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками черной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)  Срежьте однолетний побег с куста смородины.
2)  Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка.
3)  Обильно полейте почву.
4)  Высадите проросшие черенки на новое место.
5)  Разделите побег на части  — черенки с тремя-четырьмя почками.

Ответ: 15324

5. Как называют способ вегетативного размножения растений, изображенный на рисунке?
 
1)  размножение с помощью листового черенка
2)  размножение прививкой
3)  размножение с помощью видоизмененного побега
4)  размножение отводками

Ответ: 2

6. Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий один из способов вегетативного размножения комнатного растения.
Как называют этот способ размножения растения?
Сформулируйте одно из правил, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения?

Ответ: Способ размножения: размножение черенками.

Правило: отбор растений, способных к черенкованию листьями.

ИЛИ Выбор наиболее целого листа с неповрежденной листовой пластиной и черенком.

ИЛИ Соблюдение стерильных условий при отрезании черенка и посадке.

ИЛИ Использование подкормок / удобрений.

ИЛИ Поддержание достаточного количества воды.

ИЛИ Высадка укоренившегося черенка.

Тест «Какие утверждения верны?»

1. Размножение – характерное свойство всех живых организмов.
2. Цветок – вегетативный орган.
3. При бесполом размножении образуются половые клетки.
4. Почкование – способ бесполого размножения.
5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи.
6. В бесполом размножении участвуют две родительские особи.
7. Споры – это специальные образования для бесполого размножения, состоящие из нескольких клеток.
8. Спорами размножаются только мхи и грибы.
9. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами.

10. Растения могут использовать для вегетативного размножения видоизмененные органы, например, клубни.


4. Актуализация.

? Размножение цветковых растений с помощью корня, стебля и листьев называется? Вегетативным. Бесполым.

? Как будет называться размножение с помощью семян? Половым. Генеративным.

В чем суть полового размножения? (В слиянии двух половых клеток.) Этот процесс характерен и для полового размножения растений.

? Как и где у растений образуются семена? После опыления и оплодотворения, в плодах.

Физминутка

При переходе к вопросу о половом размножении покрытосеменных растений, для актуализации знаний учащихся о строении цветка, проводим беседу по вопросам:

? Какие растения называются цветковыми?

Какое строение имеет цветок? Таблица

Назовите главные части цветка; почему они являются главными?

Какое строение имеет тычинка, пестик?

Таким образом, цветок является органом полового размножения, а тычинки и пестик – важнейшие его части.

Для того, чтобы образовались плоды и семена, должно произойти опыление, а затем – оплодотворение.


5. Новый материал:

? Какой процесс называется опылением?

Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Это важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян. Опыление может происходить различными способами.

? Почему пыльцевые зерна не гладкие? Рис стр.140.

? Перекрестное опыление. Самоопыление.

? Как пыльца переносится с одного цветка на другой?

Насекомоопыляемые растения.

  • Крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;

  • Яркая окраска околоцветника;

  • Наличие нектара, аромата (он не всегда приятен для человека);

  • Особое строение пыльцевых зерен.

Ветроопыляемые растения.

  • Цветки мелкие, невзрачные;

  • Не имеют нектарников;

  • Большинство лишены запаха;

  • Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;

  • Тычинки на длинных, свисающих нитях;

  • Растения растут большими скоплениями;

  • Зацветают до распускания листьев.

? Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение?

Как только пыльца попадает на рыльце пестика, она набухает и прорастает. Стенка пыльцевой клетки выпячивается и образуется пыльцевая трубка, которая проходит через весь столбик и достигает завязи.

В завязи находится семязачаток (или семяпочка), внутри которого есть две клетки, одна из которых – женская. Через трубку к ним продвигаются два спермия, которые и сливаются с этими клетками.

Но образуются не две зиготы, а одна – только при слиянии яйцеклетки и сперматозоида. Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.

Вторая оплодотворенная (центральная) клетка тоже делится, образуя эндосперм, в котором накапливаются запасы питательных веществ.

? Они необходимы для питания и развития зародыша. В какой период жизни? зародыша или проростка?

Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.

После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи.

У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка. Например, плод земляники – многоорешек – состоит из разросшегося цветоложа, на котором сидят орешки (плоды, внутри которых семена).

Семя – орган воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий.

! Рассмотрение из каких частей образуются части плода на модели цветка вишни.

Поскольку слияние клеток происходит два раза оплодотворение у цветковых называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.

? О чем мы сегодня говорили на уроке?

Это и была тема урока. Запишем ее в тетрадь.

? Какова была цель нашего урока?


6. Закрепление – беседа по вопросам учебника на с. 144 или:


1. Чем оплодотворение у цветковых растений отличается от подобного процесса у других организмов?

2. Каково биологическое значение двойного оплодотворения?

3. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?

4. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?

5. Найдите биологические ошибки, допущенные Незнайкой:


Одна пчела летит, за ней вторая.

Вот целый рой, какая благодать!

Летят, березки щедро опыляя,

Рожь опылят – ведь им не привыкать.


Какой сегодня день хороший!

Ну, ветерок родной, не подкачай.

Опыли-ка картофель, горошек –

Будет щедрый у нас урожай!


7. Итог урока. Рефлексия: Чем мы сегодня занимались? Что изучали? Что нового узнали?

Обмен мнениями по заданиям. Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

8. Домашнее задание: §20 (стр.140-142). Рисунок в тетради.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 6 классе. Тема "Опыление. Двойное оплодотворение".

Автор: Пришлецова Оксана Владимировна

Дата: 16.05.2024

Номер свидетельства: 650672

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Двойное оплодотворение"
    ["seo_title"] => string(24) "dvoinoieoplodotvorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "282969"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453744915"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по биологии "Цветение и опыление растений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-biologhii-tsvietieniie-i-opylieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153365"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420996158"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация для урока биологии 6 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-dlia-uroka-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "119809"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413532227"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока на тему "Половое размножение растений" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-polovoie-razmnozhieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "240387"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445007608"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по биологии 6 класс""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_biologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994805"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства