Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе. Тема "Опыление. Двойное оплодотворение".»
Тема: Опыление. Двойное оплодотворение.
Цель урока: сформировать понятия об опылении, двойном оплодотворении цветковых растений, познакомить с процессом двойного оплодотворения. Развивать умение обосновывать роль полового размножения в эволюции организмов, их приспособленности к различным средам обитания, воспроизведении потомства; формировать умения работать с таблицами, узнавать органы и системы органов на рисунках. Формировать мировоззренческие представления о сохранении многообразия живых организмов на планете (на территории где живешь).
Планируемые результаты:
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Метапредметные: Умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям. Умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.
Предметные: Общее представление о размножении организмов. Знание особенностей полового размножения растений.
Функциональная грамотность:
Читательская грамотность: работа с текстом. Приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.
Естественно-научная грамотность: решение ситуационных задач с проблемным вопросом блока «Процессы и явления в живой природе».
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, настрой учащихся на урок, определение задач урока).
2. Повторение:
? Назовите основные признаки живого. ? Что такое размножение?
3. Проверка домашнего задания: Презентация. Задания для проверки домашнего задания взяты на сайте РешуОГЭ.
1. Изучите таблицу, в которой приведены две группы растений:
Группа 1
Группа 2
Соя
Папоротник
Рябина
Мох
Сосна
Хвощ
Что из перечисленного ниже было положено в основу разделения (классификации) этих растений в группы?
1) наличие вегетативных органов
2) наличие семян
3) местообитание
4) источник питания
Ответ: 2.
2. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести. 1) семена 2) клубни 3) надземные побеги 4) цветки 5) плоды 6) корни
Ответ: 236
3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги. 2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы. 3) Присыпьте побег землей. 4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста. 5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.
Ответ: 12534
4. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению черенками черной смородины. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Срежьте однолетний побег с куста смородины. 2) Высадите черенки в почву так, чтобы на поверхности была одна почка. 3) Обильно полейте почву. 4) Высадите проросшие черенки на новое место. 5) Разделите побег на части — черенки с тремя-четырьмя почками.
Ответ: 15324
5. Как называют способ вегетативного размножения растений, изображенный на рисунке?
1) размножение с помощью листового черенка 2) размножение прививкой 3) размножение с помощью видоизмененного побега 4) размножение отводками
Ответ: 2
6. Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий один из способов вегетативного размножения комнатного растения. Как называют этот способ размножения растения? Сформулируйте одно из правил, которым должен руководствоваться человек, использующий такой способ размножения?
Ответ: Способ размножения: размножение черенками.
Правило: отбор растений, способных к черенкованию листьями.
ИЛИ Выбор наиболее целого листа с неповрежденной листовой пластиной и черенком.
ИЛИ Соблюдение стерильных условий при отрезании черенка и посадке.
ИЛИ Использование подкормок / удобрений.
ИЛИ Поддержание достаточного количества воды.
ИЛИ Высадка укоренившегося черенка.
Тест «Какие утверждения верны?»
1. Размножение – характерное свойство всех живых организмов. 2. Цветок – вегетативный орган. 3. При бесполом размножении образуются половые клетки. 4. Почкование – способ бесполого размножения. 5. При бесполом размножении образуются одинаковые дочерние особи. 6. В бесполом размножении участвуют две родительские особи. 7. Споры – это специальные образования для бесполого размножения, состоящие из нескольких клеток. 8. Спорами размножаются только мхи и грибы. 9. Вегетативное размножение – это размножение растений частями или вегетативными органами.
10. Растения могут использовать для вегетативного размножения видоизмененные органы, например, клубни.
4. Актуализация.
?Размножение цветковых растений с помощью корня, стебля и листьев называется? Вегетативным. Бесполым.
?Как будет называться размножение с помощью семян?Половым. Генеративным.
В чем суть полового размножения? (В слиянии двух половых клеток.) Этот процесс характерен и для полового размножения растений.
? Как и где у растений образуются семена? После опыления и оплодотворения, в плодах.
Физминутка
При переходе к вопросу о половом размножении покрытосеменных растений, для актуализации знаний учащихся о строении цветка, проводим беседу по вопросам:
? Какие растения называются цветковыми?
Какое строение имеет цветок? Таблица
Назовите главные части цветка; почему они являются главными?
Какое строение имеет тычинка, пестик?
Таким образом, цветок является органом полового размножения, а тычинки и пестик – важнейшие его части.
Для того, чтобы образовались плоды и семена, должно произойти опыление, а затем – оплодотворение.
5. Новый материал:
? Какой процесс называется опылением?
Опыление – перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика. Это важный процесс, без которого не происходит образование плодов и семян. Опыление может происходить различными способами.
? Почему пыльцевые зерна не гладкие? Рис стр.140.
? Перекрестное опыление. Самоопыление.
? Как пыльца переносится с одного цветка на другой?
Насекомоопыляемые растения.
Крупные одиночные цветки, мелкие собраны в соцветия;
Яркая окраска околоцветника;
Наличие нектара, аромата (он не всегда приятен для человека);
Особое строение пыльцевых зерен.
Ветроопыляемые растения.
Цветки мелкие, невзрачные;
Не имеют нектарников;
Большинство лишены запаха;
Образуют много пыльцы, пыльца легкая и сухая;
Тычинки на длинных, свисающих нитях;
Растения растут большими скоплениями;
Зацветают до распускания листьев.
? Что происходит после опыления? Что такое оплодотворение?
Как только пыльца попадает на рыльце пестика, она набухает и прорастает. Стенка пыльцевой клетки выпячивается и образуется пыльцевая трубка, которая проходит через весь столбик и достигает завязи.
В завязи находится семязачаток (или семяпочка), внутри которого есть две клетки, одна из которых – женская. Через трубку к ним продвигаются два спермия, которые и сливаются с этими клетками.
Но образуются не две зиготы, а одна – только при слиянии яйцеклетки и сперматозоида. Образовавшаяся при слиянии гамет зигота делится на две клетки. Каждая из возникших при этом клеток снова делится и т. д. В результате многократных делений клеток развивается многоклеточный зародыш нового растения.
Вторая оплодотворенная (центральная) клетка тоже делится, образуя эндосперм, в котором накапливаются запасы питательных веществ.
? Они необходимы для питания и развития зародыша. В какой период жизни? зародыша или проростка?
Из покрова семязачатка развивается семенная кожура. После оплодотворения из семязачатка развивается семя, состоящее из кожуры, зародыша и запаса питательных веществ.
После оплодотворения к завязи притекают питательные вещества, и она превращается в спелый плод. Околоплодник, защищающий семена от неблагоприятных воздействий развивается из стенок завязи.
У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка. Например, плод земляники – многоорешек – состоит из разросшегося цветоложа, на котором сидят орешки (плоды, внутри которых семена).
Семя – орган воспроизведения, расселения и переживания неблагоприятных условий.
! Рассмотрение из каких частей образуются части плода на модели цветка вишни.
Поскольку слияние клеток происходит два раза оплодотворение у цветковых называют двойным. Этот процесс был открыт великим русским ботаником, академиком Сергеем Гавриловичем Навашиным в 1898 году.
? О чем мы сегодня говорили на уроке?
Это и была тема урока. Запишем ее в тетрадь.
? Какова была цель нашего урока?
6. Закрепление – беседа по вопросам учебника на с. 144 или:
1. Чем оплодотворение у цветковых растений отличается от подобного процесса у других организмов?
2. Каково биологическое значение двойного оплодотворения?
3. Почему дождливая погода во время цветения яблонь огорчила садоводов?
4. Почему одно дерево при цветении дает плоды, а другое нет?