Просмотр содержимого документа
«Урок биологии 7 класс "Развитие животных с превращением и без превращения"»
Конспект урока биологии в 7 класса
Тема: «Развитие животных с превращением и без превращения»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (изучение нового)
Цель урока: Выяснить, что называется индивидуальным развитием организма. Дать учащимся представление об особенности развития с полным и неполным превращением и сформировать понятие о метаморфозе
Задачи:
образовательные: дать представление об индивидуальном развитии; познакомить с особенностями развития животных с превращением и без превращения; сформировать понятие о метаморфозе, показать приспособительную роль его в жизни животного;
развивающие: создание условий для развития умений и навыков самостоятельной работы поискового и сравнительно-аналитического характера;
воспитательные: формирование ценностного отношения к природе, экологические представления учащихся.
Оборудование: Учебник биологии для 7 класса по программе В.В. Пасечника(В. В. Латюшин, В. А. Шапкин: Биология. Животные. 7 класс), компьютер, , мультимедийный проектор, презентация по теме -Развитие животных с превращением и без превращения (Приложение1), рабочий лист учащегося(Приложение2).
Методы: поисковый, сравнительно-аналитический.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Проведение урока:
Организационный этап
(Слайд 1)
У: Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я проведу с вами сегодняшний урок, он будет немного необычным. Мы будем говорить о превращениях. Перед вами рабочий лист. По нему мы будем работать
Тема нашего урока: «Развитие животных с превращением и без превращения» Актуализация знаний.
(Слайд 2)
У: Посмотрим на тему урока. Мы видим два ключевых слова «Развитие» и «Превращения»
Что мы о них знаем?
«Развитие»
Д: (дают пояснение значения данных слов)Развитие — необратимый, направленный процесс количественных и качественных изменений организмов с момента рождения до его смерти.
«Превращение»
Превращение — процесс перевоплощения персонажа из одного обличья в другое. Часто используется в сказках и фантастических фильмах.
У: Почему же это слово включено в тему урока?
(Слайд 3)
Целью нашего урока станет изучение развития животных с превращением и без превращения, и знакомство с новым понятием «метаморфоз»
Д: (При развитии некоторых животных происходят такие значительные изменения, что их назвали превращениями)
У: Правильно! Сегодня на уроке мы попытаемся изучить превращение в развитии у разных животных.
Проблемное объяснение нового знания (Изучение нового материала).
Создание проблемной ситуации.
У:Давайте сравним понятия «размножение» и «развитие». Есть ли среди них отличия?
Д:(размножение – это увеличение числа особей, а развитие – это изменения, которые происходят с отдельной особью в течение жизни).
У:- Какой процесс более продолжителен размножение или развитие?
Д: (Развитие)
У: После размножения наступает процесс развития. У животных период от оплодотворения до конца жизни называется индивидуальным развитием(онтогенез). Мы сегодня будем говорить о развитии животных после рождения, т.е. после выхода из яйцевых оболочек.
(Слайд 4)
Проблемная задача
У:-Прослушаем отрывок и проследим на слайде, как происходит развитие насекомых.
(Слайд 5)
Развитие насекомых.
После оплодотворения насекомые откладывают яйца. Они могут быть одиночными, а могут образовать группы. По форме яиц и расположению ученые способны определить вид насекомого, отложившего яйца. Через несколько дней из яиц появляются личинки. Одни из них очень похожи на своих родителей, а другие не очень.
У:- Как вы думаете, кому из личинок легче превратиться во взрослое насекомое?
Д: (Тому ,кто больше похож на взрослого насекомого).
У: -А тем, кто не похож на родителей, придется потрудиться. Превращение из личинки
во взрослое насекомое будет длинней.
(Слайд 6)
Развитие может быть таким.
(Слайд 7)
Из оплодотворенного яйца достигнув определенных размеров, выходит личинка. Она отличается от взрослой особи своего вида только размерами. Это прямое развитие без метаморфоза, т.е. без превращения. Из яйца выходит личинка физиологически, в случае саранчи по образу жизни и типу питания схожая с взрослым насекомым. У других насекомых, например, стрекоз, личинка отличается от взрослого насекомого по образу жизни: личинки стрекоз обитают в воде. При завершении периода роста и периодических линек личинка превращается взрослое насекомое (имаго).Имаго(лат. imago — «образ») — взрослая (дефинитивная) стадия индивидуального развития насекомых и некоторых других членистоногих животных со сложным жизненным циклом. В стадии имаго насекомые не линяют и стало быть не растут.
(Слайд 8)
Давайте запишем в наш рабочий лист определение - имаго.
У: Развитие без превращения наблюдается у дождевых червей, пауков, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Из насекомых - у клопов, кузнечиков, тараканов.
(Слайд 9)
У: А еслииз оплодотворенного яйца достигнув определенных размеров, выходит личинка не похожая на взрослую особь. Она отличается внешним строением, способом питания и даже может жить в другой среде обитания, тогда имеет место развитие с превращением (метаморфозом).
(Слайд 10)
Новое понятие «метаморфоз» - (в переводе с др.греч. —«превращение») — глубокое преобразование строения организма (или отдельных его органов).
Давайте запишем в наш рабочий лист определение – метаморфоз.
(Слайды 11)
У: Метаморфоз свойственен и позвоночным животным миногам, ряду рыб (напр., двоякодышащим), земноводным. Личинки лягушки - головастики, внешне похожи на рыб. В процессе развития головастика с превращением его в лягушку он теряет жабры и хвост, приобретает конечности и меняет характер питания.
(Слайды 12)
Так же у свиного цепня. У него из яйца выходит личинка с 6-ю крючками; затем она превращается в финну- пузырек с расположенными внутри головкой и шейкой; вскоре у взрослого червя пузырек отваливается, а шейка растет и делится на новые членики. Причем каждое превращение происходит при условии смены хозяина.
Но особенно распространено у насекомых (кроме клопов, кузнечиков, тараканов).
(Слайды 13)
Кстати, наша Дуся – это кто? Какой тип развития будет у Дуси?
Д:(Жук. У жуков развитие с метаморфозом)
У: Бабочки и гусеницы – это самый, пожалуй, яркий и «волшебный» пример развития с метаморфозом. (Слайды 14)
Из оплодотворенного яйца достигнув определенных размеров, выходит личинка не похожая на взрослую особь. Она растет, линяет несколько раз и превращается в куколку. Из куколки выходит имаго.
Проблемная задача: ЗАЧЕМ такое развитие? Какое значение оно имеет для животного?
У: личинки прячутся от врагов, у них более скрытный образ жизни. Между ними нет соперничества (конкуренции). Переживают неблагоприятные условия окружающей среды на разных стадиях развития. А значит у особей больше шансов выжить! Вот еще одно волшебство!
У: Это что же получается? Раз конкуренции нет, значит, количество прожорливых гусениц будет постоянно увеличиваться. Да так они все растения съедят. Я права?
Д.: (нет, ими питаются птицы, есть насекомые, сдерживающие рост вредителей растений, например, наездники).
. (Слайды 15)
У:Развитие с метаморфозом наблюдается у многощетинковых червей, брюхоногих моллюсков, морских ежей, насекомых земноводных.
Устали? Физкультминутка
. (Слайды 16)
Бабочка. Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево).
Первичное закреплениеизученного материала.
Игра «Верю не верю» в рабочий лист записываем ответы (Слайды 17)
1. Одной из стадий развития жука является куколка.
2. Личинки кузнечиков похожи на своих родителей.
3. Превращение личинки во взрослое насекомое называется метаморфозом.
4. Личинки не линяют
5. Яйцо-личинка-куколка. Это стадии развития с полным превращением.
6. Куколка – это стадия роста и активного питания.
7. К группе насекомых с полным превращением относят бабочек и пчел.
Задание 2 по группам (каждый ряд парт - отдельная группа)
Распределите животных: (слайд 20)
Вариант 1 –развитие с метаморфозом ,
Вариант 2 – развитие без метаморфоза.
Проверим устно
V. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Выполним самостоятельно (работа с учебником)
Заполнить таблицу: Сравнительная характеристика гусеницы и бабочки.
Выполним самостоятельно (слайд 21)
Признаки сравнения
Гусеница
Бабочка
Ротовой аппарат
Пища
Форма тела
Наличие крыльев
Проверьте (слайд 23)
Признаки сравнения
Гусеница
Бабочка
Ротовой аппарат
Грызущий
Сосущий
Пища
Листья
Нектар
Форма тела
Червеобразная
Удлиненная
Наличие крыльев
Отсутствуют
Две пары
Вывод: развитие с метаморфозом разделяет взрослых особей по внешнему строению, месту обитания, способу питания, что позволяет полнее использовать ресурсы, лучше скрываться от «врагов». И в итоге ведет, к наиболее приспособленному существованию.
V. Рефлексия. Подведение итогов.
Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.
У: Ребята с чем мы сегодня познакомились на уроке?
У: В чем отличие развития с метаморфозом и без него?
У: Какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие без него?
Оценивание учащимися хода и результатов урока:
Мне понравилось…,
Мне не понравилось…, Я не понял(а)…,
Я узнал(а)…
Мне было трудно…
Оценка за урок учителю.
Оценивание учителем работы класса и учащихся на уроке.
Подведение итогов урока
У: Ребята с чем мы сегодня познакомились на уроке?
У: В чем отличие развития с метаморфозом и без него?
У: Какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие без него?
Домашнее задание.
Прочитать § 47. Выполнить задания в рабочих тетрадях по данной теме.
В рабочих листах поставьте оценки себе и мне
Тестовые задания по теме
«Развитие животных с превращением и без превращения»