kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме "Строение и работа сердца"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Строение и работа сердца» проводится для учащихся 8 классов, изучается в теме «Кровеносная и лимфатическая системы», относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний. Выбор такого типа занятия целесообразен с точки зрения объема и сложности материала. Этот урок является логическим продолжением работы над предыдущей темой «Круги кровообращения».

Оборудование: таблица «Строение сердца», магнитофон, модель сердца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Строение и работа сердца" »


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА МИКРОРАЙОНА ВЫНГАПУРОВСКИЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК











Урок по теме:


«Строение и работа сердца»












Разработал: Парамошкина З.М.

учитель биологии

I категория.










2015 – 2016 учебный год





Пояснительная записка к уроку:

«Строение и работа сердца».

8 класс.

Урок «Строение и работа сердца» проводится для учащихся 8 классов, изучается в теме «Кровеносная и лимфатическая системы», относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний. Выбор такого типа занятия целесообразен с точки зрения объема и сложности материала. Этот урок является логическим продолжением работы над предыдущей темой «Круги кровообращения».

Оборудование: таблица «Строение сердца», магнитофон, модель сердца.

Учебные цели урока:

  • рассмотрение строения сердца как органа кровеносной системы;

  • установление взаимосвязей строения и функций сердца;

  • формирование понятия регуляции сердечной деятельности.

Развивающие цели урока:

  • формирование умения сопоставлять строение и функции частей сердца и устанавливать их взаимозависимость;

  • формирование творческой и индивидуальной активности учащихся при изучении темы;

  • формирование умения использовать приобретённые знания в проблемных и нестандартных ситуациях.

Воспитательные цели урока:

  • воспитание бережного отношения к собственному здоровью;

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

  • всестороннее развитие личности школьника на основе реализации полученных знаний о влияющих факторах на здоровье человека.

Научная организация труда основана на:

  • обучении учащихся ставить учебные цели при определении темы урока;

  • создании ситуации коллективного поиска решения учебной проблемы, где и развивается умение наблюдать, сравнивать, выделять существенное, главное, выяснять закономерности, группировать и делать выводы;

  • осуществлении самоконтроля и взаимоконтроля;

  • умении подводить итоги, логически завершая каждый этап урока;

  • умении работать в оптимальном темпе, рационально используя время урока;

  • развитии умения планировать свою учебную деятельность на результат

При определении содержания урока учитывались следующие положения:

  • разнообразие источников содержания урока;

  • соотношение на уроке нового и уже известного материала;

  • степень новизны в содержании каждого задания;

  • глубина рассматриваемых проблем и связей.



Урок построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения Л.В. Занкова. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности (соблюдением меры трудности) реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний.

Использование внутрипредметных связей практически на всех этапах урока позволит достигнуть поставленных задач. Все этапы урока логически взаимосвязаны и завершены подведением итога.

Качественному достижению реализуемых целей и задач способствует последовательность изложения материала на этапе самоактуализации опорных знаний учащихся во взаимосвязи с этапом ознакомления с новым материалом, закрепления и самореализации познаваемого.

Формирование умения использовать полученные знания и конечные результаты зависят от проработанности ребёнком каждого этапа формирования этих умений. Этому в полной мере способствует использование принципа диссоциации (т.е. возможность разложить мыслительные умения на отдельные способности) и открытости заданий, используемые в ходе урока. Характер заданий требует доказательных, аргументированных ответов и разрешения проблемных ситуаций. Всё это направлено и на развитие специальной терминологической речи учащихся.

При работе по корректировке текстового материала о влияющих факторах на здоровье прослеживается связь теоретического материала с практическим, что позволяет решать воспитательные задачи урока – формирование отношения к собственному здоровью.

Выбор оптимальных форм организации работы с классом, таких, как: фронтальная, парная, групповая позволяет реализовать цели развивающего обучения. Обратная связь «ученик – учитель» помогает видеть реальную картину качественного уровня обученности на этапе контроля за знаниями. Целенаправленное разнообразие видов работ и отсутствие шаблона в структуре урока учитывает особенности психических процессов детей 13 – 15 лет.

Методы, используемые при решении задач комплексного подхода к обучению и воспитанию, были направлены на формирование познавательных интересов, положительного отношения к учению, на активизацию мыслительных операций, установление причинно – следственных связей. Это такие методы, как:

  • метод самостоятельной работы с учебником;

  • поисковый метод;

  • метод фокального объекта (т.е. концентрация внимания на каком – то объекте, который нужно изучить) при использовании наглядного материала;

  • методы дедукции (от общего к частному) и индукции при изучении строения сердца;

  • приёмы анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения направлены на развитие не только конкретно – образного, но и абстрактного мышления.



Логическим завершением работы над темой урока является домашнее задание творческого характера. Цель такого задания – раскрытие творческого потенциала ребёнка, поэтому при его выполнении следует оценивать только успех.



Структура урока



п/п

Этапы урока

Содержание и организация урока

I

Организация класса

1. Определение темы урока

2. Целеполагание учителя и учащихся на уроке.

II

Изучение нового материала

1. Изучение строения сердца (теоретический

материал).

2. Закрепление полученных знаний (работа с

учебником). Фронтальная работа.

3. Проверка усвоения материала (тест,

взаимопроверка по ключу, выставление оценки,

работа над ошибками).

III

Изучение нового материала

1. Изучение особенностей работы сердца

(заполнение схемы)

2. Физкультминутка.

3. Закрепление полученных знаний (работа с

определением понятий). Парная работа.

4. Проверка усвоения материала (задание на

определение правильности суждений,

самопроверка по ключу, выставление оценки,

работа над ошибками).

IV

Закрепление - обобщение нового материала

1. Работа по корректировке текста.

2. Определение основной идеи текста.

V

Домашнее задание

1. Творческая работа.

VI

Итоги урока

1. Оценочный.

2. Словесный.





Урок по теме: «Строение и работа сердца»

I этап урока

Учитель: Тебя я помучил немало, как вспомню, ни ночи, ни дня

Со мной ты покоя не знало, прости, мое сердце, меня.

Как плетью, ах, будь я не ладен, твоё подгонял колотьё.

За то, что я был беспощаден, прости меня, сердце мое.

За то, что железным ты мнилось, и мог подставлять под копьё

Тебя я, безумью на милость, прости меня, сердце мое.

Кружит, как над полем сраженья, порой над тобой воронье.

За подвиги долготерпенья прости меня, сердце мое!

Расул Гамзатов «Прости меня, сердце мое».



Учитель: как вы думаете, ребята, о чем пойдет разговор на сегодняшнем уроке? (Записывается на доске тема урока). Что вы знаете о сердце? А что бы вы хотели узнать о сердце? (Ответы детей).

Учитель: сегодняшний урок поможет вам познать особенности строения сердца, связанные с функциональной деятельностью; раскроет сущность автоматизма сердца и его сочетание с нервной и гуморальной регуляцией.

II этап урока

«К какой части тела ни приложишь ты руку (прикладывание руки к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьется в любом органе, но и указывает путь каждому из них». Эти слова сказал о сердце безымянный древнеегипетский врач. Ученые сравнивают сердце с уникальным насосом. За 70 лет жизни человека оно сокращается 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Всю жизнь сердце перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращается кровь в правую половину. (Демонстрация таблицы). В нем все предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само его совершенство. И нашей задачей сейчас является изучение строения этого органа, что поможет в дальнейшем объяснить механизмы работы.

Слово «сердце» происходит от слова «середина». Оно находится в середине между правой и левой легкими и лишь слегка смещено в сторону. Верхушка направлена вниз, вперед и немного влево, поэтому удары сердца максимально ощущаются слева от грудины. Размеры сердца приблизительно равны размерам кулака. Стенка сердца состоит из 3 слоев:

  • эндокард (внутренний, образован клетками эпителия),

  • миокард (средний, мышечный слой),

  • эпикард (наружный, состоит из соединительной ткани).

Сердце находится в околосердечной сумке - соединительнотканном «мешке». Сумка плотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того в ней выделяется жидкость, снижающая трение сердца о стенки.

Сплошной перегородкой сердце разделено на правую и левую части. Каждая из них состоит из предсердия и желудочка. Между ними находится по створчатому клапану. (В правой части - трехстворчатый; а в левой двухстворчатый или митральный). Сухожильные нити связывают клапаны с дном желудочков (не дают вывернуться клапанам в сторону предсердий). При сокращении желудочков створчатые клапаны закрываются, что препятствует обратному току крови. Из левого желудочка кровь поступает в аорту, из правого в легочную артерию. Между желудочками и этими артериями имеются полулунные клапаны. Они препятствуют возвращению крови из артерий в желудочки. Поэтому кровь движется только в одном направлении.

Учитель: какие будут у вас вопросы? Тогда я прошу ответить на мои вопросы. С этой работой вам поможет справиться текст учебника на стр 80. Работа выполняется самостоятельно в тетради.

Вопросы на доске:

  1. Чем разделено сердце человека на правую и левую части?

  2. Из каких отделов (камер) состоит сердце?

  3. Что находится между предсердиями и желудочками?

  4. Что находится на границе желудочков и артерий?

  5. В какой сосуд поступает кровь из левого желудочка?

  6. В какой сосуд поступает кровь из правого желудочка?

  7. Какие сосуды впадают в правое предсердие?

  8. Какой сосуд приносит артериальную кровь в левое предсердие?



Ответы

1. Перегородка.

2. Правое предсердие, правый желудочек, левое предсердие, левый

желудочек.

3. Створчатый клапан.

4. Полулунный клапан.

5. Аорта.

6. Легочная артерия.

7. Полые вены.

8. Лёгочная вена.



Выполненная работа проверяется фронтально.

Учитель: попробуйте распределить эти понятия на две группы: ребята первого варианта подчеркните понятия, относящиеся к правой части сердца; ребята второго варианта - к левой части сердца. Используя этот способ группировки, составьте рассказ о частях сердца, включив все понятия. (Заслушиваются ответы детей).

Учитель: подведем итог сказанному и определим степень усвоения знаний о строении сердца. Для этого проведем тест с последующей взаимопроверкой.

Задание: из предложенных вариантов ответа выпишите номер правильного,

Вариант I.

1. На границе между правым предсердием и правым желудочком находится

клапан:

1) двухстворчатый; 2) трехстворчатый; 3) полулунный.

2. Наружный слой стенки сердца называется

1) эпикард; 2) миокард; 3) эндокард.

3. Внутренние стенки околосердечной сумки выделяют для снижения трения

сердца о стенки:

1) кровь; 2) кислород4 3) жидкость.

4. На границе левого желудочка и аорты находится клапан:

1) полулунный; 2) двухстворчатый; 3) трехстворчатый.

5. Из правого желудочка выходит:

1) аорта; 2) легочная вена; 3) легочная артерия.

6. Верхушка сердца направлена:

1) вперед; 2) назад; 3) вверх.

7. В левое предсердие впадает:

1) легочная артерия; 2) легочная вена; 3) аорта.

Вариант II.

1. На границе между левым предсердием и левым желудочком находится

клапан.

1) двухстворчатый; 2) трехстворчатый; 3) полулунный.

2. Внутренний слой стенки сердца называется:

1) эпикард; 2) миокард; 3) эндокард.

3. Слово «сердце» происходит от слова:

1) начало; 2) середина; 3) конец.

4. На границе правого желудочка и легочной артерии находится клапан:

1) полулунный; 2) двухстворчатый; 3) трехстворчатый.

5. Из левого желудочка выходит:

1) легочная вена; 2) легочная артерия; 3) аорта.

6. Околосердечная сумка состоит из ткани:

1) нервной; 2) соединительной; 3) мышечной.

7. В правое предсердие впадают:

1) две полые вены; 2) легочная вена; 3) аорта.

Ключ к ответу.

Вариант1. 1.2; 2.1; 3.3; 4.1; 5.3; 6.1; 7.2.

Вариант II. 1.1; 2.3; 3.2; 4.1; 5.3; 6.2; 7.1.



Учитель: поменяйтесь тетрадями (взаимопроверка). Проверьте правильность ответа по ключу. Критерии оценок: безошибочная работа - 5 баллов, одна ошибка - 4 балла, 2-3 ошибки - 3 балла. Верните тетради друг другу. У кого 5 поднимите руки, 4? 3?

Работа над ошибками: какие номера ответов были ошибочные? Вариант правильного ответа ...

III этап урока

(Включается магнитофон с записью работы сердца). На фоне звуков читается стихотворение Н. Кончаловской «Сердце».



1 Он живет три года с половиной как «сердечник»: у него порок!

ученик: Сотни стетоскопов изучали от рожденья маленькую грудь.

Терапия думала в печали «Я - бессильна сделать что - нибудь!»

А мальчишку уж не держат ноги, по ночам холодные как лед.

Сердце матери стучит в тревоге: «Кто же, кто же? Кто его спасет?»

Согревая руки дорогие, мать шептала: «Кто поможет? Кто ж?»

И тогда сказала Хирургия: «Это может сделать только нож!»



  1. Вот оно, сердечко, бьется верно, лежа на ладони у врача...

ученик Через маску коротки приказы, а момент торжественен и строг.

Пальцы ищут, не уловишь сразу,

Где в сердечке маленьком порок,

А вокруг томятся ассистенты в этот полный напряженья час,

Наготове держат инструменты - от ребенка не отводят глаз!...



3 Что там пересаживать, откуда - это все известно лишь врачу.

ученик: Но когда сердечко протолкнуло новых

Сил притоки в первый раз,

Сколько света сразу промелькнуло

В перегляде напряженных глаз!

...Кончено! Момент традиционный -Гасят свет. Ребенок будет жив!

Гомоня, из операционной вышли все, хирурга окружив,

А хирург, склонясь к больничной няньке, на ходу сказал:

«А ну - ка, мать,

Ты мне там накапай валерьянки, что - то сердце стало уставать».

Учитель: устает ли сердце? Как оно работает? Что влияет на работу сердца? Наша задача - ответить данные вопросы.

Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из поперечнополосатых мышечных волокон. В стенке сердца имеются особые мышечные волокна, способные самовозбуждаться. Сердечная мышца сокращается под влиянием импульсов, возникающих в ней самой. Способность органа работать без сигнальных раздражений извне называется автоматизмом. Сердечная мышца тоже обладает этой способностью.

Сердце ритмически сокращается и расслабляется. При сокращении кровь выталкивается из камеры, при расслаблении заполняет её.

Сердечный цикл начинается с сокращения предсердий. При этом кровь через створчатые клапаны проталкивается в желудочки сердца.

Сокращение предсердий начинается с места впадения в него вен, поэтому устья их сжаты и попасть назад в вены кровь не может.

Вслед за предсердиями сокращаются желудочки. Створчатые клапаны препятствуют возврату крови в предсердия. Под напором крови открываются полулунные клапаны, и кровь направляется в сосуды: из левого желудочка в аорту (большой круг кровообращения), из правого желудочка в легочные артерии (малый круг кровообращения). Во время паузы сердечные камеры заполняются кровью. Створчатые клапаны открыты. Из вен кровь попадает в предсердия и частично в желудочки. Когда начнется новый цикл, оставшаяся в предсердиях кровь будет вытолкнута в желудочки – цикл повторится. Сердечный цикл имеет определенную продолжительность: 0,1 с сокращаются предсердия; 0.3 с сокращаются желудочки и 0, 4 с длится пауза. Фаза работы сердца (сокращение предсердий и желудочков) называется - систола; фаза отдыха (пауза) - диастола. Когда сердце учащает свою работу, диастола становится короче. (Заполнение схемы в тетради: «Цикл работы сердца».)

Благодаря автоматизму последовательность работы камер сердца сохраняется при любых условиях. Но под влиянием внешних и внутренних причин интенсивность работы сердца может изменяться. Изменение частоты и силы сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов ЦНС и поступающих с кровью биологически активных веществ. Но последовательность фаз сердечного цикла при этом не меняется. От ЦНС к сердцу подходят два нерва: парасимпатический (блуждающий) и симпатический. Блуждающий нерв замедляет работу сердца, а симпатический ее ускоряет. На интенсивность работы сердца влияют гормоны и другие органические и минеральные вещества. Так, ион калия замедляет и ослабляет сердечную деятельность, а ион кальция ее ускоряет и усиливает, как гормон надпочечников (адреналин).

В организме работа сердца всегда находится под регулирующим влиянием ЦНС и гуморальных факторов. Физическая работа, эмоциональное состояние, умственное напряжение сказываются на работе сердца

Физкультминутка

Учитель: в ходе моего объяснения вы услышали много новых терминов, определение которых мы закрепим с помощью учебника и схемы в тетради. Используя текст параграфа на стр. 80 и схему «Цикл работы сердца», дайте определение понятиям: 1) автоматизм; 2) систола; 3) диастола; 4) нервная регуляция; 5) гуморальная регуляция, работая в парах по схеме: «я – сосед» (устно).

Учитель: время, отведенное на эту работу истекло. Качественный уровень усвоения материала по работе сердца и регуляции сердечных сокращений мы определим при помощи задания на определение правильности суждения.

Перед вами различные суждения. Если вы согласны, то ставьте в тетради плюс, если нет - то минус. Нумерация вопросов в строчку.

Вариант I.

  1. Сердечная мышца, как и скелетная, состоит из поперечнополосатых

мышечных волокон.

  1. Сердечная мышца сокращается лишь на приходящий нервный импульс.

  2. Сердечный цикл начинается с сокращения предсердий.

  3. Вслед за предсердиями сокращаются желудочки.

  1. Систола длится 0,1 с.

  2. Изменения частоты и силы сердечных сокращений происходит под влиянием импульсов ЦНС и биологически активных веществ.

  3. Адреналин замедляет и ослабляет работу сердца.

Вариант II.

  1. В стенке сердца имеются особые мышечные волокна, способные

возбуждаться.

  1. Автоматизмом называется способность органа работать только в ответ на приходящий нервный импульс.

  2. Сердце ритмически сокращается и расслабляется.

  3. При сокращении кровь выталкивается из камеры, при расслаблении

заполняет ее.

  1. Диастола длится 0,3 с.

6. Блуждающий нерв замедляет работу сердца, а симпатический ее ускоряет.

7. На интенсивность работы сердца не влияют гормоны и другие органические и минеральные вещества.

Ключ к ответу.

Вариант I. +, -, +, +, -, +, -.

Вариант II. +, -, +, +, -, +, -.

Учитель: по ключу осуществите самопроверку. Критерии оценок: безошибочная работа - 5 баллов, одна ошибка - 4 балла, 2-3 ошибки - 3 балла. У кого 5 поднимите руки, 4? 3? Какие номера ответов были ошибочные? (Разбор ошибок).

IV этап урока

Учитель: здоровое сердце - это драгоценный дар природы. Для того чтобы понять, как сохранить этот дар, нам поможет работа над текстом в группах. (Учащиеся делятся на группы). Перед вами текст, откорректируйте его (исправить ошибки). Представители от групп прочитают полученные варианты. Выберите представителя и начинайте работу.

Текст.

1 группа. Неутомимое, всегда работающее сердце представляет собой весьма примитивный … (совершенный) орган. Тренированное сердце работает экономно и отдыхает меньше… (больше), чем нетренированное. Тренировкой выносливость сердца можно поддерживать до глубокой старости.

2 группа. Известный американский ученый Бол Уайт заметил, что если бы мы использовали свой ум и свои ноги меньше … (больше), а будильник и свой желудок больше … (меньше), то мы меньше страдали бы от болезней сердца.

3 группа. Нетренированное… (тренированное) сердце - основа человеческого здоровья. Заботиться о сердце - значит увеличивать его силы. Особенно благотворны … (опасны) для здоровья сердца вино и курение.

4 группа. Алкоголь вызывает урежение … (учащение) сердечных сокращений и повышает … (понижает) их силу. Ожиревшее под влиянием алкоголя и переедания сердце менее работоспособно.

5 группа. Курение является причиной многих болезней, так как табачный дым содержит большое количество полезных … (ядовитых) для здоровья веществ. Наиболее безопасен … (опасен) никотин.

6 группа. Он резко уменьшает … (увеличивает) частоту сердечных сокращений, расширяет … (суживает) кровеносные сосуды. Это приводит к переутомлению и изнашиванию сердечной мышцы.

Учитель: ребята, будьте предельно внимательны, слушая материал текста, так как именно это поможет вам определить его назначение. (Дети по очереди читают исправленный текст). Какова главная мысль, идея этого текста? (Ответы детей).

V этап урока

Учитель: таким образом, одним из наиболее действенных средств достижения отличного здоровья и физического совершенства служит физическое воспитание, которое в сочетании со здоровым образом жизни дает отличные результаты. Попробуйте и вы, ребята, составить рекомендации по аспектам здорового образа жизни. Это ваше домашнее задание.

I ряд - рациональное питание.

II ряд - движение.

III ряд - закаливание организма.



VI этап урока

Учитель: подведем итог нашей работы. Оценочным итогом будет являться суммарное количество баллов полученных за работу по тестам в тетради. Суммируйте количество полученных баллов и выведите итоговую оценку по критериям: 9-10 баллов - «5»; 7-8 баллов - «4»; 6 баллов - «3».

Поднимите руки у кого «5», «4», «3».



Учитель: за что бы вы хотели поблагодарить этот урок? (Благодарить нужно за познания неизведанного, а значит нового. Что каждый из вас до сегодняшнего дня не знал, а сегодня открыл, постиг?).

Что такое сердце? Камень твердый?

Яблоко с багрово - красной кожей?

Может быть, меж ребер и аортой

Бьется шар, на шар земной похожий?

Так или иначе все земное умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя, до всего есть дело.

Урок окончен. До свидания

16.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по теме "Строение и работа сердца"

Автор: Парамошкина Зульфия Михайловна

Дата: 29.10.2015

Номер свидетельства: 245313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Строение и работа сердца "
    ["seo_title"] => string(28) "stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "153799"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421071111"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "урок биологии 8 класс "Строение и работа сердца" "
    ["seo_title"] => string(51) "urok-biologhii-8-klass-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "108716"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403812224"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок "Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Сердечный цикл" "
    ["seo_title"] => string(89) "otkrytyi-urok-orghany-krovoobrashchieniia-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-sierdiechnyi-tsikl"
    ["file_id"] => string(6) "142391"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418289925"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к уроку биологии 8 класс "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiiakurokubiologhii8klassstroieniieirabotasierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "260953"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449053574"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок биологии "Строение и работа сердца""
    ["seo_title"] => string(43) "urok-biologhii-stroieniie-i-rabota-sierdtsa"
    ["file_id"] => string(6) "269237"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450790253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства