Урок по теме "Лимфоциты .Иммунитет" 8 класс .Биология.
Урок по теме "Лимфоциты .Иммунитет" 8 класс .Биология.
Урок построен на познавательной деятельности учащихся .К уроку проводится большая подготовительная работа .Работа осуществляется в группах .Каждая из трёз групп в процессе поиска информации готовит непосредственно свой блок знаний .Группа учащихся делает анализ заболеваний по классу .Группа учащихся готовит миниинформацию по учёным,которые внесли свой вклад в развитие наук.Группа учащихся готовит видеосюжет по анализу крови.Чтобы все учащиеся были в работе готовится приложение для работы на уроке .В процессе урока используется модуль по соответствующей теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Репродукция «Учёные – борцы за жизнь и здоровье человека».
Портреты:
Антони ван Левенгук
Эдуард Дженнер
Луи Пастер
Илья Ильич Мечников
Таблица:
Воспалительный процесс
Мониторинг инфекционных заболеваний за 2 года по классу.
Иммунитет Модуль содержит теоретический материал по теме "Кровь, лимфа, тканевая жидкость" 1.0.6.1 Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена РГПУ [email protected] http://www.herzen.spb.ru Российский государственный педагогический университет
Новые понятия
Лейкоциты
Фагоциты
Фагоцитоз
Лимфоциты
Эпиграф к уроку: «Я познание сделал своим ремеслом» Омар Хайям
Миниинформация – учёные их вклад в науку. (учащиеся готовят заранее в виде сообщений)
Антони ван Левенгук
Эдуард Дженнер
Луи Пастер
Илья Ильич Мечников
I группа: Определение состояния здоровья человека с помощью анализа крови. (видеосюжет)
«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух». А.С. Пушкин
Организационный момент, цель урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы познакомились с вами с клетками крови и их функциями.
Вопросы:
Какие функции крови вам известны? (транспортная, гуморальная, защитная)
Познавательная задача предыдущего урока: Какова же функции лейкоцитов? (защитная) (дискуссия)
На доске:
... «освобождение от податей» (с латинского) ( закрыто слово иммунитет). (Работа с этимологическим словарём)
Как же это понять?
Почему применили слово- подати ?
Что следует считать податью?
Учитель: Мы живём в мире живых существ они везде, но они невидимы. Ничтожно малы и бесконечно могущественны они великие друзья, но и смертельные враги человека?
Кто они? Микроорганизмы
Микробы
Вирусы
Учитель: И как же бороться с теми невидимками, которые являются виновниками многих болезней.
Общий анализ крови (обсуждение)
В анализе обозначаются соотношение между различными видами лейкоцитов. У человека должно быть определённое соотношение, называемое лейкоцитарной формулой. При заболевании наблюдаются отклонения, каких – либо лейкоцитов становится больше (идет воспалительный процесс)( Видеосюжет .Расшифровка анализа крови)
Лейкоциты
Работа с таблицей! Фагоциты
Фагоцитоз
Связь!
Воспаление – защита!
Доклад: И. И Мечников (фагоцитоз) А если подвижным лейкоцитам не удаётся победить микробов?
Лимфоциты (лимфа!)
Антитела (белки! яды токсичны, чужеродные тела)
Защита
Вывод: Так значит фагоцитоз и антитела защита , защитный механизм, освобождение от «подати».
Открываю слово «Иммунитет»
Иммунитет
Стр. 79 учебник
Естественный
Врождённый
Приобретённый
Искусственный иммунитет:
Прививки
Вакцины
Лечебная сыворотка
Миниинформация:
1796 год, английский врач Эдуард Дженнер делает прививки против оспы.
1885 год, Луи Пастер делает первую прививку против бешенства человеку.
СПИД, птичий грипп, иммунопрофилактика, аллергия.
Каждая группа подрабатывает причины, ведущие к ослаблению иммунной системы.
Причины:
I группа
Нарушение обмена веществ
Старение организма
Загрязнение окружающей среды
Итог: Как же беречь развивать иммунную систему?
II группа
Анализ крови (Иммунологический контроль)
Оздоровление окружающей среды
Нет наркотикам, табаку и алкоголю.
Заключение:
Учитель: Я хочу закончить наш урок словами И.И. Мечникова: «Нет ничего неопознаваемого , есть ещё много неопознанного ».
На протяжении всего урока используется модуль(выход по ссылке) Необходимо загрузить соответствующую программу.
Приложения к уроку.
Неисчерпаемый кладезь
1861 годАнтони ванн Левенгук изобрёл микроскоп, наблюдая каплю дождя. Сделал вывод о наличии большего количества микрочастиц.
Луи Пастер отец иммунологии разработал предохранитель прививки против бешенства, сибирской язвы, краснуха за счёт введения ослабленных возбудителей. Франция 1881 год Лауреат Нобелевской премии . Вакцина активный иммунитет.
1776 год,Эдуард Дженнер предложил способ предупреждения заболевания натуральной оспой. Он брал немного жидкости из оспенных пузырьков на коровьем вымени и втирал её в царапину на коже человека. Заражённый человек заболевал оспой в лёгкой форме.
1901 год Илья Ильич Мечников создал учение о фагоцитозе в труде « Невосприимчивость в инфекционных болезнях» Создал представление о воспалении как защитной реакции организма в борьбе с болезнью. Явление воспаления раскрыл на основе фагоцитоза.1908 год присуждена Нобелевская премия.
Иммунология: - наука о факторах и механизмах, обуславливающих невосприимчивость человека к инфекционным микроорганизмам.
1881 год: год рождения иммунологии. Отец иммунологии Луи Пастер.
Иммунопрофилактика:
Вакцинация
Вакцина II поколения
Вакцина I поколения
Лечебные сыворотки
Антитела (химические вакцины)
Вакцина III поколения
4. Генно-инженерные синтетические вакцины. Это получение ослабленных штампов вирусов и бактерий за счёт изменения структуры гена.
Значительная часть инфекций снова стала активизироваться.
Туберкулёз
Малярия
Холера
Жёлтая лихорадка
Менингит
Пневмония
Сальмонеллез
Вирусные гепатиты
Новая смертельная инфекция СПИД - вирусная лихорадка- это иммунология будущего.
Причины роста инфекционных заболеваний
Низкий жизненный уровень (не купить лекарственных препаратов)
Урбанизация антисанитария
Загрязнение ( H2O, почвы, воздуха).
Миграция
Торговля
Заражение от животных (бешенство, бруцеллез).
Терминология:
Сыворотка: Это готовые антитела против возбудителей болезней. Заболевшему вводят или впрыскивают (столбняк) ( корь динотерия) сыворотку крови переболевшего человека или животного. Помогает до выработки собственных антител.
Вакцина: Культура ослабленных микробов, основа для прививок.
1776 год Эдуард Дженнер (оспа)
1881 год Луи Пастер бешенство, сибирская язва.
Аллергия: Повышенная чувствительность к различным веществам.
Причина( микробы, вирусы, грибы паразитирующие в организме человека).