kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по биологии на тему: "Губки - примитивные многоклеточные животные."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии для учащихся 7 класса по теме : "Губки- примитивные многоклеточные животные". В процессе урока достигаются следующие задачи:

Обучающие: раскрыть особенности организации губок как примитивных многоклеточных животных; охарактеризовать образ жизни, места обитания, питание, размножение губок, раскрыть значение этой группы животных; сформировать у учащихся представление о губках как о тупиковой ветви в эволюции, их регенерации.

Развивающие: сформировать умения узнавать этих животных, наблюдать, рассматривать натуральные объекты; развитие кругозора, воображения, самостоятельной познавательной активности, навыков использования различных источников информации, умения ориентироваться в информации, выделять главные моменты, интересно излагать эту информацию слушателям.

Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое в области биологии, работать в коллективе, принимать совместные решения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии на тему: "Губки - примитивные многоклеточные животные." »

Урок «Губки – примитивные многоклеточные животные»

Цель:

Познакомить учащихся с первыми многоклеточными беспозвоночными животными – губками.

Задачи

Обучающие: раскрыть особенности организации губок как примитивных многоклеточных животных; охарактеризовать образ жизни, места обитания, питание, размножение губок, раскрыть значение этой группы животных; сформировать у учащихся представление о губках как о тупиковой ветви в эволюции, их регенерации.

Развивающие: сформировать умения узнавать этих животных, наблюдать, рассматривать натуральные объекты; развитие кругозора, воображения, самостоятельной познавательной активности, навыков использования различных источников информации, умения ориентироваться в информации, выделять главные моменты, интересно излагать эту информацию слушателям.

Воспитательные: воспитывать желание узнавать новое в области биологии, работать в коллективе, принимать совместные решения.

Оборудование:

Учебник В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс; сборник тестовых заданий Н.И. Сонина, С.И. Гуленкова 7 класс; пособие к учебнику В.Н.Алексеева, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазова; гель «Бадяга», порошок «Бадяга»; лабораторная посуда, лупы, раздаточный материал (опросник, тестовое задание, разрезные печатные карточки «Губки Японского моря», карточки-задания для работы в группах); атлас-определитель «Растения и животные Японского моря».

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Актуализация знаний.

1) Фронтальный опрос.

Учитель: Дети сегодня у нас необычный урок, на котором присутствуют гости. И это придает волнение, а я хочу, чтобы вы успокоились и настроились на рабочий лад. Давайте возьмемся за руки, я передаю вам свою доброту, и пусть ее станет больше, так как каждый из вас добавляет частичку своей.

На прошлом уроке мы рассматривали тему «Одноклеточные животные» давайте вспомним изученное.

2) Индивидуальный опрос. (слайды №1-4)

(Релаксация по простейшим)

У.: Проведем проверку.

II. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о животных из подцарства Многоклеточные. Многоклеточные животные устроены сложнее, чем одноклеточные простейшие. Однако и те , и другие состоят из клеток. Клетки многоклеточных не могут существовать самостоятельно.

(слайд №5) Тема урока - «Губки – примитивные многоклеточные животные». ( Запись темы в тетрадь)

(слайд №6) Цель нашего урока: раскрыть особенности строения многоклеточных животных на примере Губок; выяснит особенности строения, размножения, образа жизни и питания Губок; познакомить с многообразием Губок, их ролью в природе и жизни человека.

(Запись числа и темы урока в тетради.)

У.: Кто они – губки? Сколько их и какие? Для чего нужны? Давайте попробуем ответить на эти вопросы.

У.: Зоологи до сих пор не знают точно, куда, в какое место животного царства поместить губок. То ли это колонии простейших, то есть одноклеточных организмов, то ли примитивные, но все же многоклеточные животные. Да и статус животных организмов губки получили только в 1825 г., а до этого их вместе с некоторыми другими сидячими животными относили к зоофитам – полуживотным, полурастениям. (слайд №7)

У.: Когда в повседневной жизни мы говорим слово «губки»?

(Ассоциации учащихся со словом «губки»: губки для мыться посуды, губки для чистки обуви, губки для мытья тела…)

У.: Это еще и морские и пресноводные обитатели различных глубин, в основном теплых вод, но есть те, которые освоили и холодные. Они неподвижные, прикрепленные ко дну или подводным предметам; колониальные, реже одиночные. Губок называют примитивными животными, у них нет тканей и органов, все процессы выполняются отдельными клетками.

Запись в тетрадь: (слайд №8 )



  1. Губки многоклеточные животные

  2. Ведут прикрепленный образ жизни

  3. Органов и тканей нет

Тип насчитывает более 5000 видов. Зоологи считают, что губки произошли от колониальных жгутиковых, а дальше начала они никому не дали, они – тупиковая ветвь эволюции. О каких организмах мы говорили, в царстве Растений, что они – тупиковая ветвь эволюции? (Учащиеся: Это были моховидные).

У.: Внешний вид губок - необычен. Форма их тела напоминает бокал или мешок. Давайте заглянем в учебник на стр. 101.

При подготовке к этому уроку в классе были созданы экспертные группы. У каждой группы было своё задание. О форме и цвете губок расскажет нам 1 группа.

(слайд № 9) Выступление экспертной группы: губки по форме похожи на шарики, кустики, бокалы, вазы, чаши, комки, мешки. Цвет может быть жёлтые, оранжевые, красные, зелёные, коричневатые, голубоватые, бурые.

У.: Многие губки имеют интересные названия. Какие?

(Демонстрационный показ губок из пластилина и рисунков детей экспертной группы: морской апельсин, губка-сифон, пробковая губка, морской камнеточец, бадяга…).

По размеру губки могут быть очень маленькие, всего несколько мм, несколько см, а могут быть до 1м в высоту и более.

Запись в тетрадь (слайд №10)

  1. Имеют различную форму и цвет

Задание для 2 группы

Выясним: Каково строение и систематика губок?

У.: У экспертной группы было задание выяснить, почему эти животные получили такое название.

(Все тело губки пронизано порами. Сквозь них в губку проникает вода, независимо живая губка или мертвая).

У.:(слайды №12-13)Своим основанием, или подошвой, они прикрепляются к какой-либо поверхности. На противоположном конце тела губок расположено крупное отверстие, которое называется устьем. Для большинства губок характерно образование твёрдого минерального, реже органического скелета. Отдельные элементы скелета образуются в специальных клетках- склероцитах, которые располагаются в мезоглее. Кроме них, в мезоглее расположены многочисленные опорные клетки звёздчатой формы. Характерной особенностью губок является полное отсутствие у них нервных клеток.

Скелет у губок внутренний; это основной признак по которому они разделяются на классы.

1 класс - Известковые губки – скелет из известковых игл различных по форме, расположенных в мезоглее.

2 класс Стеклянные губки – скелет из кремниевых игл, которые срастаются своими концами, образуя ажурные, но прочные конструкции (корзинка Венеры).

3 класс Обыкновенные губки – скелет из органического вещества – спонгина – нежный (туалетная губка); может быть из спонгина и кремниевых игл (чаша Нептуна, бадяга); или вообще отсутствует.

У.: Перед вами высушенные колонии пресноводных губок – бадяг из класса Обыкновенные губки, растёртые в порошок. Скелет бадяги состоит из кремниевых игл и спонгина. Убедитесь, что скелет в высушенном состоянии твердый и ломкий, и может свободно растереться в порошок.

(Запись в тетрадь 3 класса губок, состав скелета).

Задание для 3 группы

Выясним: Как питаются губки?

У.: Губки пропускают через себя большие объёмы воды, по способу питания – они фильтраторы. Фильтрация - естественное просачивание природных жидкостей или газов сквозь пористую среду.

Демонстрация опыта – фильтрация. (экспертная группа)

Вывод: Мы убеждаемся на опыте, что сквозь губку проникает вода с растворенным кислородом и плавающими мелками организмами, которую губка использует как пищу. Вода выходит из губки через выводное отверстие – устье, расположенное на свободном конце тела.

(слайд №14) Интересное: Колония бадяги размером с человеческий палец за сутки может очистить 3 литра воды от 3 г молока.

Запись в тетрадь (слайд №15)

  1. По способу питания - фильтраторы

Задание для 4 группы

Выясним: Как губки размножаются, растут, сколько они живут? (слайд №16)

Регенерация у губок, что это?

При половом размножении из оплодотворённого яйца формируется свободноплавающая личинка, за счёт которой губки расселяются. Через некоторое время личинка оседает и превращается в маленькую губку.

Бесполое размножение происходит путем почкования. Почки, образующиеся на теле не отделяются от материнского организма и появляются колонии самой причудливой формы.

Растут губки медленно. Живут - морские губки от нескольких недель до многих лет, а пресноводные – всего несколько месяцев. Если растереть губку на клетки, то её клетки снова соберутся вместе и получится то же самое животное (регенерация).

(слайд №17) Итак, Регенерация – способность восстанавливать поврежденные или утраченные части тела.

У.: У кого из животных наблюдается регенерация?

(Просмотр фильма) (слайд №18)

(слайд №19) Запись в тетрадь:

6. Размножение половое и бесполое;

7. Способность к регенерации.

У.: Посмотрим, как справилась с домашним заданием третья экспертная группа. (сценка)

Выясним: Каково значение губок в природе? (слайд №20)

Губки служат убежищем для рыб, мелких ракообразных, червей, моллюсков.

Сверлящие губки разрушают береговые скалы и рифы, превращая их в щебень и песок, формируя берега морей.

Врагов у губок почти нет из-за их резкого неприятного запаха, колючего скелета, накапливаемых в теле ядовитых веществ. Но некоторые морские звёзды их всё-таки поедают, а пробковую губку – рыбы и тюлени.

Интересное: Раки-отшельники, выбирая мёртвую раковину брюхоногого моллюска, предпочитают ту, на которой поселилась пробковая губка.

(сообщение о губках Японского моря)

У.: Каково значение губок в жизни человека?

Для мытья используют туалетные губки. Их добывают со дна моря, высушивают. Сейчас их осталось мало, и натуральные мочалки стоят дорого. Люди их даже разводят из мелких кусочков на «морских огородах», собирая через несколько лет «урожай».

Губку бадягу используют в медицине.

Скелеты стеклянных губок продают как сувениры.

(слайды №21) Интересное: В Японии скелет корзинки Венеры дарят молодожёнам в качестве символа прочной семьи и вечной любви.

(сообщение о применении бадяги).

III. Закрепление знаний. (слайд №22)

У.: А сейчас мы с вами закрепим полученные на нашем уроке знания.

Тест « Тип Губки»

Решите, какое утверждение верное. Выпишите номера правильных утверждений.

 1. Губки – это наиболее примитивные многоклеточные организмы.

2. Все губки имеют ткани и органы.

3. Губки обладают способностью к регенерации.

4. Все тело губки пронизано порами.

5. Тело губок состоит из двух слоем клеток: эктодермы и энтодермы.

6. Губки – это биофильтраторы.

У.: В конце я прошу вас, ребята, заполнить маленький опросник: что запомнилось о губках с урока (напротив наиболее правильного ответа, по вашему мнению, поставьте знак – звёздочка *). (слайд №23-24)







Размер

2–3 метра


несколько сантиметров


от нескольких мм до размера более 1 метра


Цвет

чёрный


зелёный


от серого до различных ярких окрасок


Форма

округлая


мешковидная


разнообразная: чашевидная, округлая, комковатая, мешковидная


Применение
у человека

в строительстве


в медицине


для питания


Губки – это

хищники


фильтраторы


паразиты


Оценка себе
за работу
на уроке

3


4


5


Итог урока. (слайд №25)

У.: О чём мы говорили? Что узнали?

1.Губки многоклеточные животные

2.Ведут прикрепленный образ жизни

3.Органов и тканей нет

4.Имеют различную форму и цвет

5. По способу питания – фильтраторы

6. Размножение половое и бесполое;

7. Способность к регенерации.



Что было для вас самым интересным? Что больше всего запомнилось?

(Выводы учащихся)

IV. Выставление оценок

V. Домашнее задание. (слайд №26)

Cтр. 101–103, схема строения губки.





















Приложение

Сообщение: Губки Японского моря

Все вы, наверное, любите праздники, верно? Совершим небольшое путешествие на один такой праздник - царский пир. На Руси праздники - пиры проходили в царских домиках - дворцах. На столах стояли разные напитки, караваи, печёный хворост, угощения. Звучала музыка, слышны были трубы и другие музыкальные инструменты. Почему вас пригласили на этот праздник? Догадались? Здесь у меня были скрыты интересные названия губок Японского моря (посмотрите на фотографии, они на ваших столах). Это морской каравай, губка музыкальная труба, пробковая губка, которая поселяется на домиках раков-отшельников – пустых раковинах брюхоногих моллюсков, прутовидная губка, похожая на угощение - хворост или моток проволоки. Все эти губки важны в Японском море как биологические фильтры. У них, посмотрите, разная окраска, размеры 20-30см, они обитатели глубин от 30 до 500м.

Сообщение: Лекарственное значение губок

Говорили сегодня о празднике. Продолжим. Если на днях вам идти на праздник, а у вас на ноге на видном месте синяк. Что делать? Тогда вам поможет, купленный в аптеке гель с пресноводной губкой бадягой или порошок бадяги, который нужно развести водой до состояния кашицы. Гель и порошок перед вами, наносить их нужно круговыми движениями 3-4 раза в день. Через 20-30 минут смыть. Применяют бадягу и для лечения ревматизма, радикулита, от угревой сыпи, пигментных пятен. Гель и порошок с бадягой способствует быстрой регенерации тканей, укреплению стенок кровеносных сосудов, уменьшению отёков, рассасыванию гематом.

Воздействие бадяги основано на механическом раздражении кожи измельчёнными кремниевыми иголочками, они вызывают расширение сосудов, улучшается кровоснабжение, и наступает рассасывающий эффект. В месте применения геля с бадягой кожа краснеет, человек чувствует тепло.

Губки Японского моря

Морской каравай

Форма тела комкообразная. Устья на приподня­тых вулканообразных выростах. Размер дости­гает 30 см. Поверхность гладкая. Цвет ва­рьирует от зеленого до бело-желтоватого. Консистенция плотная, тело легко ломается.
Обитает до глубины 400 м.

Прутовидная губка

Тело древовидное, до 30 см в высоту, иногда перепле­тенные сросшиеся ветви напоминают моток проволоки. Поверхность мелкоигольчатая, гладкая. Гибкая и прочная губка . Цвет от светло-серого до ярко-оранжевого.
Встречается на глубинах от 30 до 200 м.

Губки Японского моря

Пробковая губка

Тело округлое, комкообразное до 20 см в высоту. Поверхность гладкая или слегка морщи­нистая. Цвет от серого до ярко-ро­зового и красного. Поселяется на камнях или обрастает раковины брюхоногих моллюсков с живущими в них раками-отшельниками. Тело плотное. Встречается до глубины

Губка музыкальная труба

Губка имеет хорошо развитую воронку. К субстрату прикрепляется при помощи тонкой длиной ножки. Поверхность тела легко шероховатая из-за выступающих многоигольчатых концов спикул. Внутри много спонгина, придающе­го эластичность и прочность губке. Цвет от серого до коричневого.



Список использованных источников:

  1. В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. Учебник. 7 класс, изд. Дрофа, Москва, 2011г.

  2. С.И. Гуленков, Н.И. Сонин. Тестовые задания. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс, изд. Дрофа, Москва, 2009 г.

  3. В.Н.Алексеев, В.Г. Бабенко, В.И. Сивоглазов. Темы школьного курса. К учебнику Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Дрофа 2005г.

  4. А.Э.Врищ, А.В.Адрианов. Атлас-определитель «Растения и животные Японского моря», изд. Дальневосточного университета 2007г.

  5. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Изд. Физикон 2007г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по биологии на тему: "Губки - примитивные многоклеточные животные."

Автор: Живаева Наталья Петровна

Дата: 11.09.2015

Номер свидетельства: 230082

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Методическая разработка урока по биологии "
    ["seo_title"] => string(46) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "168652"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423276321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства