Урок обобщающего повторения по биологии в 8 классе «Знаешь ли ты? Земноводные и пресмыкающиеся»
Урок обобщающего повторения по биологии в 8 классе «Знаешь ли ты? Земноводные и пресмыкающиеся»
Урок обобщающего повторения
по биологии в 8 классе
«Знаешь ли ты?
Земноводные и пресмыкающиеся»
Дидактические цели учебного занятия:
обеспечить в ходе урока систематизацию и закрепление знаний о земноводных и пресмыкающихся, как наземных хордовых животных. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать и называть
-основные признаки классов Земноводные и Пресмыкающиеся;
-основные признаки изучаемых отрядов животных;
-основных представителей отрядов класса Земноводные и Пресмыкающиеся;
характеризовать приспособление животных изучаемых классов к среде обитания;
объяснять значение в природе и причины исчезновения некоторых видов и меры по охране исчезающих видов;
пользоваться учебником и дополнительной литературой по теме;
способствовать расширению кругозора учащихся по теме «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся», повышению интереса к предмету;
продолжить формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
продолжить формирование общеучебных навыков и умений анализировать, сравнивать, обобщать, умение рационально использовать учебное время, организовывать свою деятельность;
способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-игра общественный смотр знаний.
Материальное обеспечение урока:
-компьютер, проектор, экран, презентация урока;
-учебное пособие: Л.В. Камлюк, Е.С. Шалапенок. Биология-8. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.- 3-е изд., доп.- Минск: Нар.асвета, 2010.
-демонстрационный материал: фотографии, картинки, влажные препараты по теме урока;
-литература по теме урока для выставки, «Красная книга»
-раздаточный материал для индивидуальной, парной и групповой работы (приложения1-7)
Межпредметные связи: с экологией, географией, литературой.
Ход урока
Организационно - психологический этап.
Учитель. Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что слагаемыми успеха на нашем занятии станут улыбка, сотрудничество, взаимопонимание и хорошее настроение. Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу.
2. Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель. Мы с вами закончили изучение двух интересных классов позвоночных животных – Земноводных и Пресмыкающихся. Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать полученные знания, оценить степень усвоения материала каждым учеником. Я предлагаю вам сформулировать основные цели и задачи нашего урока (записьна доске) Пусть эпиграфом нашего урока станут слова В. Бианки: « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» (слайды 1-4)
Ученики получают листы самооценки (приложение 1). Наш урок будет проходить в виде игры – общественного смотра знаний, на котором вы будете выполнять ряд заданий и получать за них определенное количество баллов. Надеюсь, что результат нашей работы порадует всех нас в конце урока. Итак, всем удачи!
3. Операционно-познавательный этап
«Знаешь ли ты признаки классов?»
Работа в двух экспертных мини-группах: Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся. Каждая экспертная группа выбирает признаки, характерные для своего класса животных (приложение 2, слайды5-7 )
2. «Знаешь ли ты признаки отрядов?»
Работа в парах. 1-я пара - «Отряд Хвостатые земноводные», 2-я пара- «Отряд Бесхвостые земноводные», 3-я пара-«Отряд Чешуйчатые пресмыкающиеся», 4-я пара- «Отряды Черепахи и Крокодилы». Каждая пара выбирает признаки, характерные для своих отрядов животных (приложение 3, слайды 8-11 ).
3. «Знаешь ли ты представителей отрядов?»
4. «Третий – лишний». Из предложенного перечня выбрать «лишнее» животное, мотивировать свой выбор. Индивидуальная работа (приложение 4, слайды 12-14).
5. «Почему они так называются?» Индивидуальная работа (приложение 4, слайд15).
6. «Мозаика» Составить из кусочков мозаики животное, рассказать о нем. Парная работа.
Физкультминутка
Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».
Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу
7. .Викторина «Вопросы из шляпы (слайд 16)
Парная работа. Пара тянет по 2 вопроса, обсуждение – 1 минута (приложение 5).
8. .«Экологические проблемы «гадов»
Назвать изображенных животных - «краснокнижников», объяснить причины исчезновения. Групповая работа (слайды18-20)
Придумать название картинке, объяснить, какая экологическая проблема изображена, предложить пути решения проблемы . Групповая работа (приложение6,слайд 17)
«Объяснение в любви царевне-лягушке». Представьте, что вы – Иван-царевич, объясняетесь в любви царевне – лягушке. Творческое задание. 1 человек от команды.
4.Рефлексивно – коррекционный этап
1. Ученики подводят итоги своей работы с помощью листов самооценки, оценивают свою работу с помощью шкалы самооценки, выставляют отметки в тетрадь (приложение 7, слайд22)
2. Ученики делают вывод о результатах работы, обращаясь к тем задачам, которые они поставили в начале урока.
3. С помощью цветовых символов ученики оценивают свое состояние в конце урока. Зеленый символ – «я удовлетворен уроком и своей работой, все цели были достигнуты». Желтый символ – «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, но есть над чем подумать» . Красный символ - «у меня возникли проблемы, мои ожидания не оправдались» (приложение 7,слайд21)
5.Итоговый этап. Домашнее задание
Учитель. Вы сегодня хорошо поработали. Я благодарю всех и надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Домашнее задание – повторить основные термины и особенности изученных классов (с.136-137, 148) , подготовить сообщение по теме (слайды 23-24)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по биологии в 8 классе «Знаешь ли ты? Земноводные и пресмыкающиеся» »
Отдел образования Жлобинского райисполкома Гомельской области
Государственное учреждение образования
« Нивская средняя школа Жлобинского района»
«Знаешь ли ты?
Земноводные и пресмыкающиеся»
Урок обобщающего повторения
по биологии в 8 классе
Потапчик Жанна Павловна
учитель биологии и химии
первой категории
ГУО «Нивская средняя школа
Жлобинского района»
Нивы , 2012
2
Урок « Обобщение и систематизация знаний по темам
«Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся» 8 класс
Самоанализ
Тема раздела: Класс Пресмыкающиеся
Количество часов в изучаемом разделе - 4
Место урока в изучаемом разделе -4
Данный урок является итоговым уроком по темам «Класс Пресмыкающиеся» и «Класс Земноводные». Он обобщает и систематизирует знания учащихся, полученные на предыдущих уроках, в единую систему, а также контролирует уровень усвоения знаний по данным разделам.
Урок также дает возможность учащимся углубить и расширить знания по изученным темам. В результате этой работы школьники более эффективно овладевают интеллектуальными навыками, способствующими развитию у них познавательного интереса и самостоятельности в поиске знаний, повышают интерес к предмету и мотивацию к учению, способствуют развитию общеучебных умений и навыков и навыков рациональной организации учебного труда.
В классе, в котором проводился урок, 7 человек. Преобладает средний уровень мотивации и учебных возможностей учащихся. Степень обученности (СОУ) за 2010\2011 учебный год составляла 59,0%, за первое полугодие 2011\2012 учебного года – 65,4%, рейтинг учебных достижений (РУД) – 6,14 и 6,50 соответственно, качество знаний (КЗ) - 85,7%. По результатам второй четверти 2011\2012 учебного года из 7 учеников на достаточном уровне занимаются 4 человека (57,14%), на среднем – 2 человека(28,57%), на удовлетворительном – 1 человек (14,28%). 4 ученика посещают факультатив «Занимательный мир животных».
Форма проведения урока – урок-игра общественный смотр знаний была выбрана, так как использование игровых форм на обобщающих уроках наиболее целесообразно по следующим причинам:
создает благоприятную атмосферу;
стимулирует учащихся к активным действиям на уроке;
3
способствует формированию коммуникативных навыков, навыков межличностных отношений и взаимодействий;
позволяет обобщать, систематизировать, закреплять и творчески использовать полученные знания и умения
Основной акцент на уроке делался на систематизацию и более прочное усвоение знаний по темам «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся». Обобщение и систематизация знаний осуществлялись по различным аспектам изученной темы: основные признаки изученных классов и отрядов, видовое многообразие животных, экологические проблемы, особенности строения и жизнедеятельности изученных организмов, значение в природе. Выбранная структура, методы и приемы соответствовали поставленным целям урока.
Использование ИКТ и ЭСО призваны были обеспечить наглядность урока, повысить его эффективность, эстетическое и эмоциональное восприятие материала.
Контроль усвоения знаний и умений осуществлялся на каждом этапе урока в виде: а\ самоконтроля и самопроверки, б\ взаимоконтроля в парах, в \ контроля со стороны учителя.
Для достижения поставленных целей на уроке использовались следующие методы и приемы обучения:
по характеру деятельности и самостоятельности учащихся: репродуктивные, частично-поисковые;
по характеру деятельности учителя: корректирующие;
по источнику знаний: словесные , наглядно-словесные.
Работоспособность и доброжелательная психологическая атмосфера на уроке поддерживались за счет разнообразных по форме и степени сложности заданий, смене видов деятельности, игровых моментов, использовании ИКТ и ЭСО. На уроке все учащиеся были вовлечены в работу. Поставленные на уроке задачи были решены, цели достигнуты, что подтверждает проведение рефлексии.
4
Дидактические цели учебного занятия:
обеспечить в ходе урока систематизацию и закрепление знаний о земноводных и пресмыкающихся, как наземных хордовых животных. Предполагается, что к концу урока учащиеся будут знать и называть
-основные признаки классов Земноводные и Пресмыкающиеся;
-основные признаки изучаемых отрядов животных;
-основных представителей отрядов класса Земноводные и Пресмыкающиеся;
характеризовать приспособление животных изучаемых классов к среде обитания;
объяснять значение в природе и причины исчезновения некоторых видов и меры по охране исчезающих видов;
пользоваться учебником и дополнительной литературой по теме;
способствовать расширению кругозора учащихся по теме «Класс Земноводные» и «Класс Пресмыкающиеся», повышению интереса к предмету;
продолжить формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
продолжить формирование общеучебных навыков и умений анализировать, сравнивать, обобщать, умение рационально использовать учебное время, организовывать свою деятельность;
способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения: урок-игра общественный смотр знаний.
Материальное обеспечение урока:
-компьютер, проектор, экран, презентация урока;
5
-учебное пособие: Л.В. Камлюк, Е.С. Шалапенок. Биология-8. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.- 3-е изд., доп.- Минск: Нар.асвета, 2010.
-демонстрационный материал: фотографии, картинки, влажные препараты по теме урока;
-литература по теме урока для выставки, «Красная книга»
-раздаточный материал для индивидуальной, парной и групповой работы (приложения1-7)
Межпредметные связи: с экологией, географией, литературой.
Ход урока
Организационно - психологический этап.
Учитель. Доброе утро, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что слагаемыми успеха на нашем занятии станут улыбка, сотрудничество, взаимопонимание и хорошее настроение. Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу.
Ориентировочно-мотивационный этап.
Учитель. Мы с вами закончили изучение двух интересных классов позвоночных животных – Земноводных и Пресмыкающихся. Сегодня нам предстоит обобщить и систематизировать полученные знания, оценить степень усвоения материала каждым учеником. Я предлагаю вам сформулировать основные цели и задачи нашего урока (записьна доске) Пусть эпиграфом нашего урока станут слова В. Бианки: « Весь огромный мир вокруг меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!» (слайды 1-4)
Ученики получают листы самооценки (приложение 1). Наш урок будет проходить в виде игры – общественного смотра знаний, на котором вы будете выполнять ряд заданий и получать за них определенное количество баллов. Надеюсь, что результат нашей работы порадует всех нас в конце урока. Итак, всем удачи!
6
Операционно-познавательный этап
«Знаешь ли ты признаки классов?»
Работа в двух экспертных мини-группах: Класс Земноводные и Класс Пресмыкающиеся. Каждая экспертная группа выбирает признаки, характерные для своего класса животных (приложение 2, слайды5-7 )
«Знаешь ли ты признаки отрядов?»
Работа в парах. 1-я пара - «Отряд Хвостатые земноводные», 2-я пара- «Отряд Бесхвостые земноводные», 3-я пара-«Отряд Чешуйчатые пресмыкающиеся», 4-я пара- «Отряды Черепахи и Крокодилы». Каждая пара выбирает признаки, характерные для своих отрядов животных (приложение 3, слайды 8-11 ).
«Знаешь ли ты представителей отрядов?»
«Третий – лишний». Из предложенного перечня выбрать «лишнее» животное, мотивировать свой выбор. Индивидуальная работа (приложение 4, слайды 12-14).
«Почему они так называются?» Индивидуальная работа (приложение 4, слайд15).
«Мозаика» Составить из кусочков мозаики животное, рассказать о нем. Парная работа.
Физкультминутка
Упражнения для активизации мозгового кровообращения: встаньте , потянитесь и сделайте движение головой по 4 раза «да-да» и «нет-нет».
Упражнения для глаз: Не двигая головой, вращайте глазами сначала 10 раз по часовой стреле, затем 10 раз в обратную сторону. А затем то же, но с закрытыми глазами. Не поворачивая головы, двигайте глазами вверх-вниз и вправо-влево по 10 раз. Посмотрите в окно вдаль, а затем на своего соседа. Улыбнитесь друг другу
4.Викторина «Вопросы из шляпы (слайд 16)
Парная работа. Пара тянет по 2 вопроса, обсуждение – 1 минута (приложение 5).
7
5.«Экологические проблемы «гадов»
Назвать изображенных животных - «краснокнижников», объяснить причины исчезновения. Групповая работа (слайды18-20)
Придумать название картинке, объяснить, какая экологическая проблема изображена, предложить пути решения проблемы . Групповая работа (приложение6,слайд 17)
«Объяснение в любви царевне-лягушке». Представьте, что вы – Иван-царевич, объясняетесь в любви царевне – лягушке. Творческое задание. 1 человек от команды.
4.Рефлексивно – коррекционный этап
1. Ученики подводят итоги своей работы с помощью листов самооценки, оценивают свою работу с помощью шкалы самооценки, выставляют отметки в тетрадь (приложение 7, слайд22)
2. Ученики делают вывод о результатах работы, обращаясь к тем задачам, которые они поставили в начале урока.
3. С помощью цветовых символов ученики оценивают свое состояние в конце урока. Зеленый символ – «я удовлетворен уроком и своей работой, все цели были достигнуты». Желтый символ – «урок был интересен, я принимал в нем активное участие, но есть над чем подумать» . Красный символ - «у меня возникли проблемы, мои ожидания не оправдались» (приложение 7,слайд21)
5.Итоговый этап. Домашнее задание
Учитель. Вы сегодня хорошо поработали. Я благодарю всех и надеюсь, что полученные знания пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Домашнее задание – повторить основные термины и особенности изученных классов (с.136-137, 148) , подготовить сообщение по теме (слайды 23-24)
8
Приложения
Приложение 1. Лист самоконтроля учащихся
Фамилия, имя ученика, класс
Тема урока, дата проведения
Задание
Максимальное количество баллов
Набранное количество баллов
«Знаешь ли ты признаки классов?»
10
«Знаешь ли ты признаки отрядов?»
5
«Знаешь ли ты представителей отрядов?»
1. «Третий- лишний»
2. «Почему они так называются?»
3. «Мозаика»
3 (0,5 за каждый верный ответ)
2 за каждый верный ответ
5
Викторина
2 за каждый верный ответ
«Экологические проблемы «гадов»
«По страницам Красной книги»
«Экологические проблемы»
«Объяснение в любви»
3
5
5
Всего баллов: 45 Набрано баллов:_____________
9
Приложение 2. «Знаешь ли ты признаки классов?» (10 баллов)
Постоянная температура тела
Температура тела зависит от температуры окружающей среды
Обитают в воде и на суше, первичноводные животные
Первые настоящие обитатели суши
Кожа сухая, не содержит кожных желез
Кожа тонкая, содержит много кожных желез
Дыхание жаберное
Дыхание легочное, легкие имеют ячеистое строение, развиты воздухоносные пути
Викторина«Вопросы из шляпы»(2 балла за каждый верный ответ)
Почему жабы, в отличие от лягушек, могут жить в сухих местах?
Считают, что крокодилы являются водными санитарами. Согласны ли вы с такой точкой зрения и почему?
На пляжах Флориды часто можно видеть такие объявления : «Леди и джентльмены, во время прогулок по морю не выбрасывайте, пожалуйста, за борт полиэтиленовые пакеты. Это приводит к гибели …» Кого и почему? – выскажите свои предположения
Как вы думаете, почему самки черепах, откладывая яйца в песок на пляжах, прежде чем засыпать ямку песком, поливают яйца жидкостью с сильным неприятным запахом.
В мире существует два памятника лягушкам: в Дании и Японии в студенческих городках университетов. За какие заслуги лягушек поставлены эти памятники?
12
Ежи часто питаются ядовитыми змеями, и их яд не приносит им никакого вреда. Но если гадюка укусит ежика за нос, он может погибнуть. Объясните, почему?
Врачи считают, что не сам укус гадюки приносит больше вреда человеку, чем та помощь, которую иногда оказывают потерпевшему. Какие мероприятия нельзя делать потерпевшему и почему?
Назовите не менее трех произведений художественной литературы, где главные герои – земноводные или пресмыкающиеся
Какие пословицы, поговорки, народные приметы о земноводных или рептилиях вы знаете?
Ядовитых змей в старину часто использовали на войне в качестве оружия. А в войска Ганнибала имелись специальные сосуды с живыми змеями. Как их могли использовать?
Приложение 6.«Экологические проблемы «гадов»
Объяснить, какая экологическая проблема изображена на рисунке и пути ее решения. (3 балла) слайд 17
13
Рефлексивная мишень
Я удовлетворен уроком и своей работой, все цели достигнуты
Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, но есть над чем подумать
У меня возникли проблемы, мои ожидания не оправдались