Урок биологии в 8 классе "Строение и работа сердца"
Урок биологии в 8 классе "Строение и работа сердца"
Тема урока: Строение и работа сердца
Цель: сформировать представление о строении сердца; сформировать понятие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.
Задачи:
Образовательная: Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Развивающая: развивать интеллектуальные качества детей: биологическую речь, внимание, мышление, интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение оценивать и беречь свое здоровье
Оборудование: разборная модель сердца, таблицы с изображением строения сердца, сердечного цикла.
Тип урока: комбинированный урок (для него характерно использование элементов различных технологий: самостоятельной работы, работы в группах, дифференцированный подход к учащимся, игровые моменты, высокий темп и др).
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа с элементами лекции.
Прогнозируемый результат: проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать с источниками информации; умение вести монолог, диалог .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 8 классе "Строение и работа сердца" »
Урок биологии в 8 классе
Учитель: Котлярова А.А.
Тема урока: Строение и работа сердца
Цель: сформировать представление о строении сердца; сформировать понятие о сердечном цикле и автоматизме работы сердца; раскрыть особенности регуляции сердечных сокращений.
Задачи:
Образовательная: Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями.
Развивающая: развивать интеллектуальные качества детей: биологическую речь, внимание, мышление, интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать стремление детей к успеху в учебе, умение оценивать и беречь свое здоровье
Оборудование: разборная модель сердца, таблицы с изображением строения сердца, сердечного цикла.
Тип урока: комбинированный урок (для него характерно использование элементов различных технологий: самостоятельной работы, работы в группах, дифференцированный подход к учащимся, игровые моменты, высокий темп и др).
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, программированный опрос, беседа с элементами лекции.
Прогнозируемый результат: проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы; умение работать с источниками информации; умение вести монолог, диалог
Ход урока
I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).
Раздается звук « сердца» (воспроизводится на магнитофоне). Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса «Сердце». Что такое сердце? Камень твердый? Яблоко с багрово – красной кожей? Может быть, меж ребер и аортой, Бьется шар, на шар земной похожий? Так или иначе, все земное Умещается в его пределы, Потому что нет ему покоя, До всего есть дело.
Учитель: Сердце непрерывно работает всю нашу жизнь. В чем же причина ее неутомимости? На этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
Много произведений посвящено «сердцу». Кто знает хоть одно из них? Вильгем Гауф – «Холодное сердце».
Учащийся: «Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга . . .
Учитель: Какое оно мое сердце? Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке. II. Изучение нового материала.
Расположение, форма, величина сердца, строение сердца.
С особенностями его строения познакомимся в ходе групповой работы с учебником.
Класс делится на 3 группы, каждой из которой дается задание:
1-я группа: положение сердца в грудной полости. Почему сердце так называется? Размеры сердца (отчет группы оформляется другими группами в виде краткого конспекта в тетрадь).
Примерный ответ: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Размер – примерно с левый кулак человека. Название происходит от слова «середина».
2-я группа: строение сердца, определение правой и левой стороны (объяснение сопровождается заполнением таблицы в тетрадь)
правое предсердие
левое предсердие
правый желудочек
левый желудочек
Перикард – околосердечная сумка
Эпикард – наружная оболочка
Миокард – сердечная мышца
Эндокард – внутренняя оболочка
3-я группа: клапаны сердца ( рассказ сопровождается составлением схемы)
Клапаны сердца
(образованы эндокардом)
Створчатые полулунные
(между предсердиями и желудочками) (между желудочками и артериями)
3-ств. 2-ств. прав.жел→лег.арт лев.жел→аорта
прав.пред. лев.пред.
/// //
прав.жел. лев.жел.
Особенности сердечной мышцы. Автоматизм сердца.
Объяснение учителя.
Сердце – это удивительный и надежный мотор, который работает в течение всей жизни без остановки и ремонта. Посмотрите на эти цифры (приложение 1), какую огромную работу выполняет сердце, а ведь это мышечный орган. Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь. Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?
В миокарде есть особые мышечные клетки, образующие проводящую систему сердца. Эти клетки обладают автоматией - способностью самопроизвольно возбуждаться, то есть вырабатывать электрические импульсы.
Местонахождение:
особые мышечные клетки правого предсердия
3. Сердечный цикл.
Рассказ учителя: Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков. При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола. При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.
Самостоятельная работа по рис. 54 на с. 112 и тексту учебника стр. 112-113.
Задание: рассмотрите по рисунку фазы работы сердца и заполните таблицу «Сердечный цикл».
Отделы сердца
Продолжительность работы (с)
1-я фаза
2-я фаза
3-я фаза
Предсердия
Желудочки
Створчатые клапаны
Полулунные клапаны
Вопросы по таблице классу:
1. Какова продолжительность всего сердечного цикла? 2.Сколько времени работают предсердия? 3.Сколько времени они отдыхают? 4. Сколько времени работают желудочки? 5. Сколько времени они отдых 6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.
Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.
Проблемный вопрос:Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
Переходим к изучению следующего вопроса плана.
4. Регуляция сердечных сокращений.
Объяснение учителя с последующим составлением схемы
Регуляция работы сердца
нервная гуморальная
симпатический отдел ↑ адреналин, соли Са ↑
парасимпатический отдел ↓ ацетилхолин, соли К ↓
Таким образом, сердце сокращается: 70-75 раз в минуту, 100 тыс. раз в сутки, 40 млн. в год, 2,5 млрд. раз за 80 лет.
Закрепление знаний.
Фронтальная беседа.
Вопрос:
- Благодаря каким особенностям строения и функционирования сердце может работать, не уставая, всю жизнь?
- Сколько и какие камеры имеет сердце?
- Какие клапаны есть в сердце?
- Из каких слоев состоит стенка сердца?
- Что такое автоматия?
- Какие фазы составляет сердечный цикл?
Задание: используя рис. 53 учебника, конспект на модели сердца найти и показать: правую и левую стороны сердца, камеры сердца, клапаны, сосуды, выходящие из сердца и входящие в сердце.
Решение логической задачи: представьте ритмичную работу сердца 80-летнкего человека и , исходя из фаз сердечного цикла, определите, сколько лет из 80 у него:
Отдыхали мышцы желудочков сердца? (50 лет)
Отдыхали мышцы предсердий? (70 лет)
Были закрыты створчатые клапаны? (30 лет)
Были закрыты полулунные клапаны? (50 лет)
Итог урока
Тебя я помучил немало, Как вспомню, ни ночи, ни дня Со мной ты покоя не знало, Прости, мое сердце, меня. Как плетью, ах, будь я неладен, Твое подгонял колотье. За то, что я был беспощаден, Прости меня, сердце мое. За то, что железным ты мнилось, И мог подставлять под копье Тебя я, безумью на милость, Прости меня, сердце мое. Кружит, как над полем сраженья Порой над тобой воронье. За подвиги долготерпенья Прости меня, сердце мое.
Р.Гамзатов
Задание на дом: § 22.
Приложение 1
Сердце
За сутки сокращается примерно 100 тыс. раз, перекачивая более
7 тыс. л. крови, по затрачиваю Е, это равносильно поднятию железнодорожного товарного вагона на высоту 1 м.
За год делает 40 млн. ударов.
За жизнь человека сокращается 25 млрд. раз. Этой работы достаточно, чтобы поднять железнодорожный состав на гору Монблан.