Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 5 классе по теме:"Голосеменные растения" с применением технологии проблемного обучения.»
Разработка урока биологии в 5 классе по теме: Голосеменные растения» с применением технологии проблемного обучения.
Ф.И.О. Степанова Екатерина Борисовна
Место работы: МБОУ СОШ №2 с.Новосысоевка Яковлевского района Приморского края
Должность: учитель
Предмет: биология
Класс: 5
Тема урока: Голосеменные растения.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях, проверить уровень усвоения учебного материала различными способами контроля.
Задачи:
- образовательные:организовать деятельность учащихся по изучению сведений о многообразии голосеменных иярастений; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значении голосеменных, их роли в природе; раскрыть особенности строения голосеменных как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями, изучить отдельных представителей голосеменных, произрастающих в нашей местности.
- развивающие: развивать активную познавательную деятельность через работу с учебником и презентацией; научить распознавать голосеменные растения; развивать интеллектуальные способности (умение анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы), умения выражать свои мысли, организовать совместную деятельность на конечный результат, умения провести оценку и самооценку деятельности на уроке.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся в процессе обучения; продолжить воспитание бережного отношения к природе. формирование экологической культуры у школьников.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Учащиеся должны знать:
- особенности строения голосеменных растений, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями.
Учащиеся должны уметь:
- давать характеристику отдельным представителям голосеменных растений, произрастающих в нашей местности;
- распознавать голосеменные растения.
Учащиеся могут узнать:
- редкие и охраняемые растения Приморского края
Учащиеся смогут научиться:
- уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
-коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, обсуждать в рабочей группе информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи.
-познавательные: - работать с учебником; находить отличия; составлять схемы-опоры; работать с информационными текстами; объяснять значения новых слов; сравнивать и выделять существенные признаки; уметь использовать графические схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3. Продолжить формирование навыков использовать графические схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения особенностей строения растений.
4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- дополнительные:словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами, презентацией); практические (поиск информации, работа с гербарием, составление опорных схем, текстов); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Информационно-технологические ресурсы: учебник, дополнительная информация (приложение 1), маршрутные листы, лупы, линейки, инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы, гербарий голосеменных растений, сигнальные карточки, проектор, презентация «Голосеменные растения»
Основные термины и понятия: голосеменные, хвойные, семя, мужская и женская шишка, живица, фитонциды
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом, Чудеса увидишь в нем. Что это? (Лес) Слайд 1
– Сегодня мы снова отправляемся лес. В очередную научно – исследовательскую экспедицию. Чтобы не заблудиться в пути у каждого из вас есть маршрутный лист, который будет вам путеводителем в нашей экспедиции. Во время движения по маршруту нам предстоит решить ряд задач.
Но прежде чем отправиться в путь, каждый из участников экспедиции должен получить доступ – разрешение на работу в лесном массиве. Для этого необходимо выполнить задание №1 в маршрутном листе.
II. Актуализация знаний
Цель:актуализация имеющихся знаний, развитие познавательных интересов и инициативы учащихся. Формирование коммуникативных умений.
Задание № 1(Слайд №2). Найдите и подчеркните лишнее растение. Индивидуальная самостоятельная работа. Обсуждение результатов. Учитель выписывает ответы на доску. (Слайд №3) Самопроверка и самооценка результатов. Максимальная оценка за это задание – 5 баллов.
Все ученики успешно проходят испытания и отправляются в научно – исследовательскую экспедицию.
III. Создание проблемной ситуации.
Цель:вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения и потребность её разрешения (мотивация учащихся к открытию и присвоению новых знаний)
? Почему лишними оказались сосна, секвойя, пихта, лиственница, кипарис? (Эти растения не принадлежат ни к одному отделу, которые мы изучали на уроках)
? К какому отделу относятся эти растения?
(Слайд №4) Разгадайте ребус, и вы получите ответ на этот вопрос. (Учащиеся разгадывают ребус)
Эти растения принадлежат к отделу Голосеменные растения. И так тема нашего урока: «Голосеменные растения»
IV. Целеполагание Цель:формирование познавательных мотивов учебной деятельности.
? - Что мы знаем об этих растениях? – Что хотим узнать о голосеменных растениях? – Чем будем заниматься на уроке? – Какую цель поставим перед собой?
Учащиеся с помощью наводящих вопросов определяют тему урока: «Особенности строения голосеменных растений и их многообразие». Ставят цель урока. Отмечают, что необходимо узнать какие растения называются голосеменными, каковы особенности строения голосеменных растений, их многообразие, индивидуальные особенности некоторых голосеменных (особенно растущих в лесах Яковлевского района Приморского края). (Слайд №5)
Сегодня вам предстоит работа в парах и группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Деление класса на группы – команды.(3 группы по рядам)
V. Открытие нового знания.
И так сосна, пихта, кипарис, лиственница это голосеменные растения.
? Как вы думаете, почему эти растения получили такое название?
Учащиеся выдвигают свои гипотезы. (Размножаются семенами, семена «голые»)
? Почему семена называются голыми? Попробуйте ответить на этот вопрос, выполнив следующее задание. (Слайд №6 - Составить фразу)
Обратимся к тексту учебника (параграф22,стр.119, 2 и 4 абзац. ) и проверим правильность наших предположений
И так голосеменные растения размножаются семенами, семена лежат открыто на чешуях шишек.
В отличие от покрытосеменных растений, у которых семена покрыты плодовой оболочкой, голосеменные не имеют плодов. Что же такое шишка?
Шишка – это видоизменённый побег она имеет ось и чешуи (видоизменённые листья) на которых и располагаются семена.
Появление семени – важный этап в эволюции растений
? Вспомните,как размножаются хвощи, плауны, папоротники? Какое условие является обязательным для их размножения? (спорами, вода)
Наличие семян даёт голосеменным растениям огромное преимущество перед споровыми. Какие это преимущества?
Обратимся к тексту учебника (параграф 22,стр.119, 3 абзац. )
Преимущества семени:
семена имеют запас питательных веществ
зародыш хорошо защищён от неблагоприятных условий
семена имеют приспособления для распространения
семя – многоклеточное образование, а спора состоит из одной клетки.
Голосеменные произошли от разноспоровых папоротников, вымерших в каменноугольный период. В настоящее время эта группа включает 700 видов деревьев, кустарников и лиан (травянистых растений нет) и распространены они по всему земному шару.
(Слайд №8). Класс Саговниковые включает 20 видов. Эти растения появились ещё в каменноугольном периоде, расцвет их приходится на эпоху динозавров. Внешне это пальмовидные деревья от 1 – 7 м в высоту. На верхушках стеблей развиваются огромные, иногда метровые шишки. У нас в России один вид выращивают в садах и парках на Черноморском побережье.
(Слайд №9) Класс Гинкговые представлен одним видом. Гинкго - это высокое дерево с красивыми вееровидными листьями. Дерево достигает 30 м в высоту и относится к числу листопадных голосеменных. Растение образует семена с жёлтой мякотью, похожие на сливы, они съедобны и, несмотря на неприятный запах, высоко ценятся в восточной кухне.
(Слайд №10) Класс Гнетовые включает 70 видов.
Примечательна вельвичия удивительная, растущая в пустынях Африки. Растение напоминает низкий и толстый пень, от которого отходят лентовидные листья до 6 м в длину, и до 1,5 м в ширину. Листья вельвичии никогда не опадают. Они растут годами, веками, тысячелетиями. Это растение взято под охрану как уникальное и неповторимое.
К классу Гнетовые относится Эфедра. Она растёт в степях и пустынях Азии, Европы и Америки.
(Слайд №11).Класс Хвойные. Голосеменные растения в нашей стране представлены в основном классом Хвойные. К нему относят - 560 видов. Это известные вам ель, сосна, пихта, лиственница, кедр, можжевельники другие.
? К каким растениям высшим или низшим относятся голосеменные растения и почему?
Голосеменные – высшие растения, так как у них есть органы: стебли, корни, листья.
? Представители, какого класса из отдела голосеменных растений растут в лесах Приморского края? (Представители класса хвойные.)
Давайте подробнее познакомимся с отдельными представителями хвойных.
Задание командам №2 Изучите информацию в учебнике, предложенные вам рисунки и гербарий, продолжите предложения, составив рассказ: команда №1 о сосне обыкновенной, №2 – о ели, №3 – о лиственнице. Время выполнения работы 5-7 минут. Макс. оценка – 5 баллов
Вопросы команде «СОСНА»
Сосна принадлежит к классу …(хвойные)
По отношению к свету сосна растение…(светолюбивое)
Они достигают в высоту…(30-40) метров и живут…(350-400) лет
Ствол прямой, ветви расположены …(высоко) над землёй.
Хвоинки расположены по … (две) на укороченных побегах и живут…(2-3) года, а затем опадают
На плотных почвах у сосны хорошо развит и уходит глубоко в почву … (главный корень)
Весной у сосны появляются маленькие шишки двух типов: …. и …. (женские и мужские)
Женские шишки растут и древеснеют, они небольшие, округлые. В них образуются семена, которые высыпаются из шишек через …..(2) года
Семя сосны обыкновенной имеет плёнчатые….(крылышки) и распространяются ветром.
Вопросы команде «ЕЛЬ»
Ель - …(теневыносливая) порода
Крона у ели …(пирамидальной) формы
Главный корень развит…(слабо)
Шишки двух типов: …. и …. (женские и мужские)
У ели женские шишки кожистые, зрелые шишки…..( свисают вниз)
… и … хвоинки обычно четырехгранной формы сидят поодиночке и опадают через …(5-7) лет
Семя у ели… (крылатое)
Живёт ель …(250) лет, достигая высоты …(40) метров.
Из древесины ели делают самые лучшие … (музыкальные) инструменты
Вопросы команде «ЛИСТВЕННИЦА»
Лиственница очень светолюбивая и …(холодостойкая) порода
Может расти на сухих песках, каменистых и …(заболоченных) почвах.
Лиственница сбрасывает хвою ….(ежегодно)
На укороченных побегах светло-зелёные хвоинки …(мягкие), расположены … (пучками)
Шишки…( мелкие) созревают в течение года, а держатся на ветках… (несколько лет)
Достигает …(30 )метров в высоту и …(2) метра в диаметре
Живёт лиственница …(400-500) лет
Древесина лиственницы очень прочная, устойчива к …(гниению)
В тайге нашей страны леса из лиственницы занимают …..(наибольшую площадь)
Отчёт каждой команды о выполнении задания. Учащиеся рассказывают об объектах изучения: команда №1 - о сосне обыкновенной (Слайд №12), команда №2 – о ели (Слайд №13), команда №3 – о лиственнице (Слайд №14).
Рассмотрите рисунок 77 на стр. 123. Какое хвойное растение кроме сосны, пихты, ели, лиственницы встречается в наших лесах? Чем отличается это растение от перечисленных голосеменных? (Можжевельник, у этого растения не шишки, а шишко – ягоды темно-синего цвета). (Слайд№15)
Самыми распространенными, среди голосеменных растений, являются хвойные.
? Подумайте, чем отличаются растения класса хвойные от растений других классов голосеменных растений? (Листья видоизменились и превратились в хвоинки.)
И это дало хвойным ряд преимуществ. Голосеменные – одна из древнейших групп растений, появились они около 400 млн. лет назад, произошли от разноспоровых папоротников. Перенесёмся на 400 тыс. лет назад. Ещё нет птиц, и в безмолвном лесу господствуют гигантские папоротники, хвощи и плауны. Повсюду вода, сыро и тепло. Но со временем климат стал сухим и холодным. Папоротникообразные вымерли и на арене жизни лидерами стали Голосеменные. Так как смогли приспособиться к сухому и холодному климату: 1) Листья большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. У некоторых видов, например у кипариса, листья – чешуйчатые Хвоя имеет плотную кожицу, покрытую восковым веществом, поэтому растения испаряют мало воды. Листья не опадают ежегодно (вечнозеленые), однако есть и листопадные формы (лиственница) 2) для размножения не нужна вода, спермии находятся в пыльце и переносятся на женские шишки ветром. Именно эти приспособления помогли хвойным широко распространиться в природе.
ҮI. Физминутка
Цель: отвлечь детей от умственного труда и провести комплекс упражнений для укрепления здоровья.
Теперь давайте немного отдохнем. Встаньте между рядов. Выполняем упражнение, которое называется «Во дворе стоит сосна».
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она. ( Подняли все руки вверх)
Можжевельник рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. ( Встали на носочки, потянулись ещё выше)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал. (Не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад).
Ветки гнутся взад- вперед.
Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью)
Мы размялись от души
И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты).
VII. Применение нового знания
Цель: обеспечить закрепление в память учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.
1. Решение задач ТРИЗ (Макс. оценка – 3 балла)
Вопросы обсуждаются в парах, сообщается ответ всему классу.
Задача №1.
Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал пациенту прогулки в сосновом лесу Почему? Прав ли он?
Ответ: Да, хвойные растения выделяют за год 5 кг фитонцидов. Можжевельник до 30 кг. В радиусе 1 метра от можжевельника воздух стерилен. Фитонциды это вещества убивающие бактерии.
Задача №2.
Как-то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидев голую тайгу, спросил лесничего:
– Это хвойный лес? – Хвойный! – А где хвоя? – Опала. – По чьей вине? – Природы! – Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы!
Придется ли леснику отвечать за гибель леса? Почему?
Ответ: Нет. В тайге росла лиственница, которая сбрасывает хвою на зиму.
Задача №3.
В сосновом лесу редко встретишь поваленное дерево, а в еловом ели вывороченные с корнем встречаются очень часто. Почему?
3. Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют полоски с одной стороны. Это…
4. Хвоинки светло-зелёные, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму. Это…
4.задание «Загадочная гавань» (берут на столе загадки, перевёрнутые вниз, чтобы не видно было). Советуются, отгадывают.
Ты – растение-кустарник, Синь в осенней желтизне. Дай мне ягодок растение, Подари колючку мне.
Высока, стройна, душиста В небо тянется она. Вся одежда золотиста, Только шапка зелена.
На берегах Тавриды Мы увидели пирамиды. Не простые – каменистые, А зеленые – деревянистые Стоят на страже И нет их краше. Шишки треснут. Семя разлетится. На земле Тавриды… родится.
Иголки у него, а не елка «Ягоды» красные, а не вишня. Что же это вышло?
Два листа у нее, два листа. Почему же живет столько лет? Очень жаркие там места И дождей то все нет и нет
В конце любой научно-исследовательской экспедиции всегда составляется научный отчет.
3) Закончите предложения и составьте отчет экспедиции. Макс. оценка – 6 баллов
Предложения
Закончи предложения:
1.
Голосеменные растения размножаются….
2.
Они не имеют цветков и плодов Семена лежат открыто на чешуях…..
3.
Шишка – это….
4.
Голосеменные растения имеют органы: …
5.
У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название….
6.
Наибольшее количество видов среди современных голосеменных имеет класс…
7.
В лесах Приморского края растут следующие голосеменные растения…
Проверка и самопроверка, самооценивание.
VIII. Итог урока.
Цель: дать качественную оценку работы класса в целом и отдельным учащимся.
Была ли успешной наша научно-исследовательская экспедиция? Учащиеся отмечают, что удалось узнать о голосеменных растениях, а что нет. (Узнали об особенностях строения, о многообразии голосеменных растений, о некоторых индивидуальных особенностях сосны, ели, лиственницы, пихты. Предстоит изучить подробнее размножение и применение хвойных растений.)