Просмотр содержимого документа
«Цветок, его строение и значение»
Урок по теме «Цветок, его строение и значение»
Цели и задачи урока: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных действий.
Личностные действия: воспитание бережного и внимательного отношения к растениям, которые их окружают и в природе, и в саду, и дома, умение правильно ухаживать за растениями, способность формированию положительных эмоций.
Познавательные действия: сформировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе (органе полового размножения) покрытосеменных растений, раскрыть биологическое значение частей цветка, формировать умения исследовать цветок как объект природы, выявить его значение, активизировать знания учащихся.
Регулятивные действия: формирование умений и навыков при работе с гербарными материалами, выполнение лабораторной работы «Строение цветка».
Коммуникативные действия: формирование умений работать в паре, группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.
Оборудование: раздаточный материал – живые цветущие растения, гербарные материалы, модель «Цветок яблони», «Цветок картофеля», «Цветок капусты», таблица «Схема строения цветка», рисунки детей, презентации, на доске плакаты, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, школьная доска.
Плакаты:
«Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать».
В. Рождественский
«Я шел вперед, но всюду замедлялись
мои шаги при взгляде на цветы»
А. Данте
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Т. Собакина
Ход урока.
I. Активизация знаний учащихся(создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения, вызов эмоций, чувств, ассоциаций).
Звучит музыка Джеймса Ласта «Одинокий пастух», презентация цветов (приложение 1).
Ученик 1. Нет на Земле ничего прекраснее и нежнее, чем цветы. Это хрупкие, драгоценные дары природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм и линий красоты. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих поэтов и композиторов на написание стихов и песен.
Ученик 2.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, теплые костры.
Учитель. Цветы способны «задеть» самые сокровенные струны души человека.
Сегодня мы отправляемся в удивительное и прекрасное путешествие, в царство цветов.
Герцен писал: «На земле произрастают десятки тысяч растений. Но у людей особое, благоговейное отношение к цветам. Мы так сроднились с цветами, что даже не задумываемся порой, сколь удивительным и совершенным творением природы они являются. А ведь в самом крошечном лютике или одуванчике, затерянном во ржи васильке заложена великая сила, которая заставляет человека радоваться или грустить, переживать, волноваться или вспоминать о чем-то своем. Сколь бедны мы оказались бы, не будь на Земле цветов. И не мог бы, наверное, человек без них глубоко чувствовать, радоваться и любить, потому что его сердце не ведало бы подлинной красоты». Какие эмоции и ассоциации у вас вызвали цветы при просмотре презентации? Какие цветы ваши любимые и почему? (Предполагаемые ответы: цветы – это чудо природы. Цветы вызывают такие чувства как радость, восторг, восхищение, потому что они красивы.)
Но ведь природа создала цветы не только для нас, а, скорее всего, и совсем не для нас с вами. Прежде всего, они играют огромную роль для самих растений.
Итак, сегодня мы познакомимся с понятием «цветок», изучим его строение, узнаем о разнообразии цветков и их классификации. А ответ на вопрос: «Что такое цветок?», я надеюсь услышать в конце урока. Давайте вспомним с вами, из чего развивается цветок? (Ответ: цветок развивается из генеративной почки.) У всех ли растений они образуются? (Дети отвечают: цветки образуются только у цветковых растений).Сходно ли строение цветка у цветковых растений? А их форма?(Учитель демонстрирует модели цветков, ученики отвечают: «Строение цветка у всех цветковых растений сходно, а форма – разнообразна). Да, действительно, хотя в мире огромное разнообразие цветов, но все они имеют единый план строения. Давайте, более подробно, познакомимся с их строением.
II. Изучение нового материала.
Учитель. Почему цветок такой красивый и нужна ли ему красота? (Учащиеся отвечают, что красота нужна для того, чтобы ею любовался человек, что на красивом цветке всегда много насекомых).Предлагается задание (дети разделены на группы) – сконструировать цветок, который был бы самым привлекательным и красивым (материал прилагается).
Группы предлагают к защите свой цветок, указывают известные им части цветка, сравнивают с таблицей.
Какие части цветка являются главными и почему? (Дети находят ответ в учебнике: пестик и тычинки участвуют в процессах опыления и оплодотворения, записывают в тетрадь)
Используя модель цветка, учитель рассказывает: «Тычинок может быть от двух до нескольких десятков. Каждая тычинка имеет пыльник, который расположен на тычиночной нити. Внутри пыльников развивается пыльца, а в каждом пыльцевом зерне находятся 2 спермия – мужские половые клетки. Снаружи пыльца покрыта плотной оболочкой с бугорками, шипами, зубчиками, бороздками (использование рисунков, выполненных детьми).
В самом центре цветка находится один или несколько пестиков. Пестик состоит из завязи (нижняя расширенная часть), столбика и рыльца, расположенного на верхушке столбика.
Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для улавливания пыльцы.
Столбик приподнимает рыльце над завязью, что облегчает улавливание пыльцы, а в завязи расположены семязачатки. В семязачатке формируются женские половые клетки – яйцеклетки. Откуда появляются плоды и семена? (Дети находят ответ в учебнике, записывают в тетрадь)
Ребята, посмотрите на цветок и определите самую заметную часть цветка. Самая заметная часть цветка – венчик. Именно он окрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным (свободнолепестным). Если венчик состоит из сросшихся лепестков, то он называется сростнолепестным. Чашечка может быть раздельнолепестная и сростнолепестная, она состоит из чашелистиков зеленого цвета. (Демонстрация слайдов 1, 2, запись определений и примеров в тетрадь).
Чашечка и венчик составляют вместе околоцветник. Как вы думаете, для чего растению необходим околоцветник? Найдите ответ при затруднении в учебнике. (Предполагаемый ответ: околоцветник защищает внутренние части цветка от неблагоприятных условий, а также привлекает своей яркой окраской насекомых-опылителей.)
Простой околоцветник – вокруг тычинок и пестика расположен только венчик из лепестков. А какой околоцветник называют двойным? У каких растений двойной околоцветник, у каких простой? Попробуйте сами дать ответы. Проверим, так ли это. (Демонстрация слайда 3, запись определений и примеров в тетрадь).
Как вы думаете, существуют ли цветки без околоцветника? (Предполагаемый ответ: да, у осоки, ивы, ясеня. Показываю рисунки.)
Ребята, большинство цветков имеют и тычинки, и пестики (дети приводят примеры). Но есть цветки, которые имеют или тычинки, или пестики.
Цветки, имеющие пестики и тычинки, называются обоеполыми. Если цветки имеют либо тычинки, либо пестики, называются однополыми. Если в цветке только пестики, их называют пестичными (или женскими), если только тычинки – их называют тычиночными (или мужскими).(Демонстрация слайда 4, запись определений в тетрадь)
Раздельнополые цветки могут располагаться на одном растении, например, у кукурузы, огурцов, тыквы. Тогда такие растения будут называться однодомными. Вы наверняка слышали от мамы или бабушки: «Ну вот, опять одни пустоцветы на огурцах». Что означает это выражение? (Ответы детей).
Правильно у огурцов мужские цветки плодоносить не могут, так как у них нет пестика. Они отцветают, а огурчиков нет.
Но есть и другие примеры. Весной на веточках ивы появляются красивые желтые шарики – это расцветают мужские цветки, на которых нет пестиков, а только одни тычинки. Но если присмотреться внимательно, то где-то недалеко находится другое дерево с невзрачными серовато-зелеными шишечками. Это женские цветки. Эти растения называются двудомными, так как мужские и женские цветки располагаются на разных растениях. (Показ слайдов 5, 6, запись определений в тетрадь)
Можно привести еще один интересный пример. В июне мы все страдаем от тополиного пуха, но не все тополя его пускают. А какие? (Ответы детей).
Правильно, только женские растения тополя. В Древней Греции тоже любили выращивать тополь, так как его крона очень хорошо задерживает пыль. Но они знали об особенностях тополя «пылить пухом», поэтому сначала выращивали растения в питомнике. Когда тополь зацветал, греки вырубали женские растения, а мужские растения высаживали в парках и городах.
Ребята, внимательно посмотрите на цветы, таблицу, и ответьте: «Все ли части цветка мы с вами рассмотрели?»
Да, вы правы, с помощью цветоножки цветки прикрепляются к стеблю. Как вы думаете, все цветки имеют цветоножки? (В случае неправильного ответа объяснить, что не все цветки имеют цветоножки и называют их сидячими – у кофейного дерева, волчьего лыка. Показываю картинки.)
Посмотрите внимательно на рисунок цветка в учебнике и ответьте: «Как называется расширенная часть цветоножки и для чего она служит цветку?» (Ответ учащихся: это цветоложе, на нем расположены все части цветка.)
Ребята, мы с вами изучили строение цветка, а теперь надо выяснить, какую роль играют цветы для растений. Окраска лепестков и запах цветка – это вывеска, приглашение «Милые пчелки и бабочки. Загляните внутрь венчика, что, понравилось? Тогда запоминайте облик «вкусного» цветка, а затем ищите такой же». Дети, что понравилось насекомым? (Ответы детей).
Правильно, насекомые устремляются на цветок, и здесь их ждет кладовая сладкого нектара и большое количество питательной пыльцы. А какая польза растению? (Показ слайда 7, учитель читает отрывок).
Мотылек на нем порою
Не боится отдохнуть
И, осыпанный пыльцою,
Продолжает дальний путь.
Нет, обидели напрасно
Странным прозвищем цветок!
Он растет, как все, прекрасным,
А иным он быть не мог.
Итак, ребята, в начале урока я задавала вопрос: «Что такое цветок?» Кто из вас может дать ответ на этот вопрос? (1. Цветок – это генеративный орган цветкового растения. 2. Цветок – это видоизмененный укороченный побег, приспособленный для опыления, полового процесса (оплодотворения) и образования плодов и семян. Записывают определение в тетрадь)
Все правильно, ребята, я думаю, что теперь вы твердо знаете, для чего растения «изобрели» цветы, просто рвать их для красоты не стоит, ведь это может помешать размножению.
III. Закрепление материала.
1. Выполнение лабораторной работы «Строение цветка».
2. Работа с рисунком по определению частей цветка, их функций. (Слайдов 8, 9)
3. Работа с новыми терминами (одна группа называет новый термин, другая - дает определение.)
IV. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель. Какова была цель урока? Достигли ли мы цели урока? Что помогло и что мешало нашей успешной работе на уроке? Что нового узнали? Что было трудным? Интересным? Оцените свою работу на уроке.
Закончить сегодняшний урок, я хотела бы такими словами:
«Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться как друзья».
Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни одного цветка или листка, если следовать словам мудрого азербайджанского поэта Самеда Вургуна:
«Давай пройдемся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(При чтении данного стихотворения используется слайд 10).
V. Домашнее задание.
Обязательное - изучить параграф 22, ответить на вопросы к параграфу. Найти ответ на вопрос: у каких народов есть национальные праздники, посвященные цветам?
Творческое(учащиеся выбирают самостоятельно):
сделайте аппликацию;
составьте кроссворд о цветах;
найдите интересную информацию о цветах: рассказы, легенды, плакаты с высказываниями о цветах:…Знаете ли вы, что…. и т.д.
Литература
И.Н. Пономарев Биология 6 класс. Издательство «Вентана-Граф», 2011г.
Т.В. Зарудняя, Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой. Издательство «Учитель», Волгоград, 2009г.
Фотоматериалы из личного архива, http://www.photostart.info.
CD «Уроки биологии 6 класс». Издательство «Глобус», 2009г.