Вводная часть (3-5 мин) Психологический настрой Дерево достижений Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения | Организационный момент Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Тогда Вперёд Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал Оранжевый, — желают общаться. Желтый — проявят активность. Розовый — будут настойчивы. Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий. | Организация рабочего места. Учащиеся выбирают листочки , и крепят на дерево достижений. |
Актуализация знаний | Игра «Звездный час» У детей таблички с цифрами от 0 до 6. Отвечая на вопросы учителя, дети поднимают таблички с нужной цифрой. Если ответа нет, то поднимают табличку 0. 1. Под какой цифрой изображена часть цветка, в которой созревает пыльца? 2. Часть цветка, из которой образуется плод. 3. Околоцветник… 4. Часть цветка, привлекающая насекомых. 5. Главные части цветка. 6. Часть цветка, имеющая завязь. 7. часть цветка, в которой имеются семязачатки. 2. Суждение "Да" или "нет". Правильное суждение отмечайте “+”,неправильное “ - ”. 1. Цветоножку имеют цветки всех растений. 2. Тычинки и пестики бывают в каждом цветке. 3. Цветок – орган семенного размножения. 4. Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка. 5. Соцветие колос – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки. 6. Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с целью привлечения опылителей. 7. Роль чашечки- привлечение опылителей. 8. Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок. 3. Игра «Угадай соцветие» Учитель показывает гербарии, а учащиеся отгадывают виды соцветий. | Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист. 1. - 2. - 3.+ 4. + 5. - 6. + 7. - 8. + Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист. Ученики разгадывают соцветия Спикеры за каждое угаданное слово ставят по 1 баллу в оценочных листах. |
Основная часть (20 мин) | Видео цветы Вопрос: -Какова тема нашего урока? -Какие цели поставите перед собой? - Ребята, как вы понимаете слово «цветение»? Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания. Вопрос: Все ли растения цветут? Вопрос: Зачем растение цветет? (При цветении образуется пыльца и происходит опыление) А что же такое опыление'? Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь) Вопрос: Зачем растению опыление? После опыления происходит оплодотворение и у растения появляются плоды. 3. Виды опылений: (схема) Вопрос: Что такое самоопыление, перекрестное опыление? -Пользуясь учебниками, дайте определение самоопылению. -Пользуясь учебниками, дайте определение перекрёстному опылению. Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка? (При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.) Работа в группах: 1.Перекрестное опыление насекомыми Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми. Приспособления к опылению насекомыми: (Запись в тетрадях) Наличие нектара Много пыльцы Яркий околоцветник Запах 2. Перекрестное опыление ветром Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром. Приспособления к опылению ветром: (Запись в тетрадях) Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй Мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия Пестики длинные или раздвоенные, опушенные Тычинки длинные Пыльца легкая, летучая Растения растут группами, зарослями В цветках нектар отсутствует Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик. Физкультминутка По сырой траве бегу, Соберу цветы друзьям И по одному раздам: Роме – ромашку, Алле – фиалку, Васе – василек, синенький цветок, Колокольчик – Коленьке Другие способы опыления Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление? Выполнение лабораторной работы " Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений" Учащимся предлагается заполнить таблицу (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) . Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”. Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений. Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений. Какой вывод можно сформулировать? | Ученики смотрят видео про цветы и цветение. (Дети отвечают) (Дети отвечают) (Дети отвечают) (Дети отвечают) Обсудить , выбрать главное из текста, объяснить другой группе. (Метод Джиксо) Выполнение физминутки под музыку Бег на месте с высоким поднимание ног. Присесть, изобразить сбор цветов. Изобразить раздачу цветов. Обсудить , выбрать главное из текста Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист. Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению. |
Подведение итогов (5 мин) | Вот и подошел наш урок к концу, и нужно подвести итоги, в этом мне помогут спикеры. Рефлексия Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям. Домашнее задание : Синквейн на тему «Опыление» и «Цветок» пересказ. Урок окончен, спасибо всем за работу. | Спикеры суммируют баллы, и выставляется оценка. "5"- 30 и выше баллов "4"- 2229 "3"-1521 |