kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цветение и опыление растений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий анализ урока

Урок проведён в 6 классе по теме «Цветение и опыление растений. Виды опыления».

Тип урока: Комбинированный

Общая цель:

познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

уметь анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Материал доступен, интересен, связан с жизнью, имеет практическую направленность. -

Основной метод работы на уроке – частично-поисковый, так как материал средней сложности. Ребята не получают информацию в готовом виде, а сами находят ответы на поставленные вопросы, так как подобранные  различные методы и средства позволяют полнее реализовать поставленные цели на уроке. По итогам урока можно сделать вывод, что поставленные цели были выполнены, это показывает: -активность детей на уроке, их интерес к теме;  все справились с их выполнением, даже слабые; Я считаю, что дети усвоили данный материал, и урок достиг цели 

Просмотр содержимого документа
«Цветение и опыление растений.»


план-конспект урока

Неделя

День

Урок 6 б класс

Название занятия:



Цветение и опыление растений. Виды опыления (самоопыление, перекрёстное опыление ветром, насекомыми, водой, птицами, искусственное опыление). Лабораторная работа № 15.

Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Общая цель:

познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

уметь анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.

Ожидаемый результат:



Ученики знают

- что опыление - обязательное условие для оплодотворения;

- что опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика;

- отличие перекрестного опыления от самоопыления;

- особенности перекрестного опыления;

- признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений

Тип урока:

Комбинированный

Задания:

Работа в группе, в паре–взаимопроверка, индивидуальная работа.

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Компьютер, проектор, презентация, гербарий самоопыляемых и перекрестноопыляемых   растений, гербарий соцветий.


Используемая технология :

ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников


Вводная часть

(3-5 мин)

Психологический настрой Дерево достижений

Цель – создание психологически комфортного климата на уроке, снятие напряжения













Организационный момент

Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Все ли готовы к уроку? Тогда Вперёд

Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал

Оранжевый, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Розовый — будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.


Организация рабочего места.




Учащиеся выбирают листочки , и крепят на дерево достижений.

Актуализация знаний

Игра «Звездный час»


У детей таблички с цифрами от 0 до 6. Отвечая на вопросы учителя, дети поднимают таблички с нужной цифрой. Если ответа нет, то поднимают табличку 0.

1. Под какой цифрой изображена часть цветка, в которой созревает пыльца?

2. Часть цветка, из которой образуется плод.

3. Околоцветник…

4. Часть цветка, привлекающая насекомых.

5. Главные части цветка.

6. Часть цветка, имеющая завязь.

7. часть цветка, в которой имеются семязачатки.



2. Суждение "Да" или "нет".

Правильное суждение отмечайте “+”,неправильное  “ - ”.

1.      Цветоножку имеют цветки всех растений.

2.      Тычинки и пестики бывают в каждом цветке.

3.      Цветок – орган семенного размножения.

4.      Тычинки и пестики – это главные репродуктивные части цветка.

5.      Соцветие колос – это простое соцветие, на главной удлиненной оси которого находятся сидячие цветки.

6.      Нектар – это сладкий сок, который выделяют особые железы цветка – нектарики, с  целью привлечения опылителей.

7.      Роль чашечки- привлечение опылителей.

8.  Венчик выполняет функцию защиты пестика и тычинок.












3. Игра «Угадай соцветие» 

Учитель показывает гербарии,

а учащиеся отгадывают виды соцветий.














Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист.





1. -

2. -


3.+

4. +


5. -



6. +


7. -

8. +


Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист.




Ученики разгадывают соцветия

Спикеры за каждое угаданное слово ставят по 1 баллу в оценочных листах.



Основная часть

(20 мин)



Видео цветы

Вопрос: 

-Какова тема нашего урока?

-Какие цели поставите перед собой?

- Ребята, как вы понимаете слово «цветение»?

Цветение – это состояние растения от начала раскрытия цветков до его засыхания.

Вопрос: Все ли растения цветут? 

Вопрос: Зачем растение цветет?

(При цветении образуется пыльца и происходит опыление)


А что же такое опыление'?

Опыление - перенос пыльцы с тычинок на рыльце пестика (запись определения в тетрадь)

Вопрос: Зачем растению опыление?

После опыления происходит оплодотворение и у растения появляются плоды.

 3Виды опылений: (схема)

 Вопрос: Что такое самоопыление, перекрестное опыление?

 -Пользуясь учебниками, дайте определение самоопылению.

-Пользуясь учебниками, дайте определение перекрёстному опылению.

Вопрос: Каким образом пыльца с тычинок одного цветка может попасть на пестики другого цветка?

(При перекрестном опылении пыльца с тычинок с одного растения на другое растение переносится разными путями. В переносе могут принимать участие ветер, вода, насекомые, птицы и даже млекопитающие.)

Работа в группах:

1.Перекрестное опыление насекомыми 

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления насекомыми.

Приспособления к опылению насекомыми: (Запись в тетрадях)

       Наличие нектара

       Много пыльцы

       Яркий околоцветник

       Запах

2. Перекрестное опыление ветром

Вопрос: Как вы думаете, какие особенности должны иметь цветки для опыления ветром.

Приспособления к опылению ветром: (Запись в тетрадях)

       Маленький околоцветник в виде пленчатых чешуй

       Мелкие невзрачные цветки собраны в длинные соцветия

       Пестики длинные или раздвоенные, опушенные

       Тычинки длинные

       Пыльца легкая, летучая

       Растения растут группами, зарослями

       В  цветках нектар отсутствует

Примеры: рожь, кукуруза, ива, верба, тополь, ольха, береза, орешник, осока, мятлик.


Физкультминутка

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям               

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку,   

Васе – василек, синенький цветок,

Колокольчик – Коленьке

 Другие способы опыления 

Вопрос: Каким образом осуществляется искусственное опыление?


Выполнение лабораторной работы " Сравнение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений"

Учащимся предлагается заполнить таблицу (удобно заранее распечатать шаблоны таблицы для каждого учащегося в целях экономии времени) .

Если названный признак характерен для данной группы растений ставится знак “+”, если нет, то “-”.

Признаки ветроопыляемых и насекомоопыляемых растений.

  Таким образом, мы выяснили, что насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения отличаются друг от друга рядом признаков, и по внешнему виду мы часто можем определить способ опыления растений.

Какой вывод можно сформулировать?












Ученики смотрят видео про цветы и цветение.





(Дети отвечают)














(Дети отвечают)




(Дети отвечают)








(Дети отвечают)








Обсудить , выбрать главное из текста, объяснить другой группе.

(Метод Джиксо)



















Выполнение физминутки под музыку


Бег на месте с высоким поднимание ног.

Присесть, изобразить сбор цветов. Изобразить раздачу цветов.




Обсудить , выбрать главное из текста



Ученики обмениваются работами, взаимопроверяют, взаимооценивают. Каждый правильный ответ 1 балл. Спикер записывает в оценочный лист.




Вывод: в ходе урока мы выяснили, что опыление происходит в природе, и, кроме того, его может производить в своих целях человек. В зависимости от способа опыления растения приобретают целый ряд особенностей строения и приспособлений, способствующих опылению и, следовательно, оплодотворению.

Подведение итогов

(5 мин)



Вот и подошел наш урок к концу, и нужно подвести итоги, в этом мне помогут спикеры.

Рефлексия

Ребята, у меня на столе клумба, но она пока без цветов. Я прошу вас, помогите засадить клумбу. У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке. Как эти ростки ландыша тянутся к свету, так вы стремились к знаниям.

Домашнее задание :

Синквейн на тему «Опыление» и «Цветок» пересказ.

Урок окончен, спасибо всем за работу.


Спикеры суммируют баллы, и выставляется оценка.

"5"- 30 и выше баллов

"4"- 22­29

"3"-15­21






Лист оценивания ФИО__________________________


Этапы

Баллы

1

Игра «Звездный час»


2

Суждение "Да" или "нет".


3

Игра «Угадай соцветие» 


4

Работа в группах



Итог



Лист оценивания ФИО__________________________


Этапы

Баллы

1

Игра «Звездный час»


2

Суждение "Да" или "нет".


3

Игра «Угадай соцветие» 


4

Работа в группах



Итог



Лист оценивания ФИО__________________________


Этапы

Баллы

1

Игра «Звездный час»


2

Суждение "Да" или "нет".


3

Игра «Угадай соцветие» 


4

Работа в группах



Итог



Лист оценивания ФИО__________________________


Этапы

Баллы

1

Игра «Звездный час»


2

Суждение "Да" или "нет".


3

Игра «Угадай соцветие» 


4

Работа в группах



Итог



Лист оценивания ФИО__________________________


Этапы

Баллы

1

Игра «Звездный час»


2

Суждение "Да" или "нет".


3

Игра «Угадай соцветие» 


4

Работа в группах



Итог






Краткий анализ урока



Урок проведён в 6 классе по теме «Цветение и опыление растений. Виды опыления» .

Тип урока: Комбинированный


Общая цель:

познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления растений к различным способам опыления, возникшими в ходе эволюции; показать значения опыления в жизни растений.

уметь анализировать и выделять главное, обобщать и делать вывод, продолжить развитие умений осуществлять рефлексию своей деятельности.


Материал доступен, интересен, связан с жизнью, имеет практическую направленность. -

Основной метод работы на уроке – частично-поисковый, так как материал средней сложности. Ребята не получают информацию в готовом виде, а сами находят ответы на поставленные вопросы, так как подобранные различные методы и средства позволяют полнее реализовать поставленные цели на уроке. По итогам урока можно сделать вывод, что поставленные цели были выполнены, это показывает: -активность детей на уроке, их интерес к теме; все справились с их выполнением, даже слабые; Я считаю, что дети усвоили данный материал, и урок достиг цели




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Цветение и опыление растений.

Автор: Туманова Улпан Уразбаевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 267139

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по биологии "Цветение и опыление растений" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-biologhii-tsvietieniie-i-opylieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "153365"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420996158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация урока "Цветение и опыление растений""
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-uroka-tsvietieniie-i-opylieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "259271"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448708362"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "цветение и опыление растений "
    ["seo_title"] => string(35) "tsvietieniie-i-opylieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "152217"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420815320"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Виды опыления. Цветение и опыление растений."
    ["seo_title"] => string(51) "vidy_opylieniia_tsvietieniie_i_opylieniie_rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "456181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518233195"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация "типы опыления.Цветение и опыление растений""
    ["seo_title"] => string(58) "prezentatsiia_tipy_opyleniia_tsvetenie_i_opylenie_rastenii"
    ["file_id"] => string(6) "509518"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1557323472"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства