kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы»

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по биологии в 6 классе.

Тема : Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа).

Цель темы: В течении 4-х уроков познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности высших грибов и лишайников, показать их роль в системе живых организмов, а также формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.


Конкретизация цели обучения

Определение инструментариев

( формы работ,Задания)

Результаты обучения

(что ученики будут знать понимать, способны делать)

Методы измерения результатов

Включая всех

Основные ресурсы

Интегрирование 7 модулей

Урок №1 Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи.

Знает

-строение и жизнедеятельность низших (дрожжи, плесневые) грибов;

-значение низших грибов;





Сравнивает различные виды плесневых грибов;

-Распознает плесневые грибы.

Обосновывает

- пользу и вред плесневых грибов

-взаимосвязь плесневых грибов и среды обитания;








1.Для выхода на тему показать проросший мукор.

2. таблица ЗХУ

3. Организация

Лабораторной работы № 33.

Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов.

4. Дифференцированные задания А,В,С.

5 Групповая работа с использованием программы gmail.com, значении плесневых грибов.

«+»

«-«



6.Рефлексия «Сэндвич»

Д/з :

Смогут перечислить

-Особенности строения плесневых грибов;

-рассказать о значении плесневых грибов;

-пречислить несколько видов грибов;

-Сравнить различные виды грибов:

-Смогут обосновать взаимосвязь плесневых грибов и среды обитания;

1. ФО.

2. Взаимооценка вывода Л\р по критериям

3. самооценивание (индивидуальной работы по критериям)

5.Оценивают работу друг друга, опираясь на критерии оценивания в группе и оценка учителя («хорошо», «нужно дополнить» и т.д.)













Создание благоприятного климата, индивидуальная работа, групповая работа.

Ученик С перечислит особенности строения плесневых грибов и расскажет о их значении в природе и жизни человека;

Ученик В сравнит различные виды дрожжи, мукор и пенициллин.

Ученик А

-обоснует , как можно уберечься от плесневых грибов.

Учебник. Таблица. Карточки с заданиями. Компьютер, интернет-ресурсы, проросший гриб мукор, микроскоп



Лидерство в обучении,

ИКТ,

Новые подходы(при выполнении Лаб/ работы)

КМ (ЗХУ),

ОдО. ОО.



Урок №2 Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.



Знает:

-строение и жизнедеятельность шляпочных грибов;

-называет 2-3 вида съедобных и ядовитых грибов;

-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов ;

Различает:

-пластинчатые и трубчатые грибы;

-различает 2-3 вида ядовитых грибов;



Обосновывает:

-взаимосвязь высших грибов и среды обитания;

1. Повторение д/з «Луковые кольца»

2 Отгадайте загадку и составьте «Кластер» на ответ.

3. Групповая работа с учебником. Диаграмма Венна.( сходства и различия грибов и животных)



4.Лабораторная работа № 32.

Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов

5.Презентация

«Шляпочные грибы»



6.Индивидулаьная работа по заданиям

7. Рефлексивная техника «Мишень»

Д\з §59Составить правила поведения в природе и обосновать их

Смогут перечислить

-Особенности строения высших грибов;

-рассказать о значении шляпочных грибов для человека;

-пречислить 2-3 вида сьедобных и ядовитых грибов;

-Сравнить различные виды грибов:

-различать 2-3 вида ядовитых грибов по внешнему признаку;

- различать пластинчатые грибы от трубчатых;

-Смогут обосновать

взаимосвязь высших грибов и среды обитания;

- объяснять правила сбора грибов;

1.Взаимопроверка( ответы на интерактивной доске)

2, 3.ФО (смайлики) Наблюдение обсуждения в паре; аргументирование вариантов ответов.

4.Взаимооценка вывода Л\р по критериям

6. Самооценивание по готовым критериям







Создание колобративной среды.

Групповая и индивидуальная работа;



Организация лаб\работы;



Ученик С перечислит особенности строения высших грибов и расскажет о их значении в природе и жизни человека;

Ученик В по рисункам и муляжам различит ядовитые грибы от съедобных;

покажет на муляжах различие пластинчатых и трубчатых грибов;

Ученик А ответит на вопрос какую роль грибы играют в минеральном питании растений?

учебник. Таблицы, Карточки с заданиями,

презентация «Шляпочные грибы» , муляжи.

Новые подходы (Лаб/ работа исслед беседа);

ИКТ (презентация)

КМ (Диаграмма

Венна, Кластер)

ОдО,

ОО.

Урок №3. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов.

Знает - -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов,паразитов, симбионтов);

- строение гриба-трутовика;

-распространённые виды грибов своего региона;

Сравнивает :

-автотрофы и гетеротрофы;

Обосновывает:

-влияние деятельности человека на многообразие видов грибов, на среду их обитания, последствия этой деятельности

1.Разноуровневые задания. (А,В,С)

2.Групповая работа Заполнение ментальной карты «Способы питания организмов»

3.Лабораторная работа № 34.

Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.

4.Выпишите цифры грибов, которые подходят к указанным характеристикам

5 «Лестница успеха»

6.Д\з

Смогут перечислить

-Особенности строения гриба-трутовика;

-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;

-рассказать о значении шляпочных грибов для человека;

-пречислить 1-2 вида грибов своего региона;

-Сравнить автотрофы и гетеротрофы:

-Сможет обосновать

влияние человека на многообразие видов грибов, на среду их обитания и последствия этой деятельности;



1. Самооценка

( по готовым ответам)

2, ФО

3. Взаимооценка вывода Л\р по критериям

4. Взаимопроверка по готовым ответам



Создание колобративной среды.

Групповая и индивидуальная работа;



Организация лаб\работы;



Ученик С

- перечисляет основные части строения шляпочных грибов и гриба трутовика ;

1-2вида грибов своего региона

Ученик В

- различает автотрофы и гетеротрофы;

Ученик А отвечает на вопрос как защитить посевы от грибов-паразитов.

-Отличает бактерии от грибов паразитов;

Карточки с заданиями;

муляжи грибов;

учебник,

карточки с названиями грибов.

ОиТ,

КМ,

Лидерство в обучении,

Новые подходы (исследовательская беседа),



ОдО,

ОО.

Урок №4 Лишайники

Знает:

-строение и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов;

Распознает:

- виды лишайников;

Обосновывает: -взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания;



1.Выход на тему :

легенда «Манна небесная»

2.Просмотр видио «Многообразие лишайников и их виды»

3.Организация л\р

№ 35 Строение слоевища лишайника»

4.

Разноуровневые задания для А.В.С.

5.совместное заполнение таблицы используя gmail.com,

Значение лишаников

В природе

В жизни человека





Синквейн «Лишайник»

  1. Д\з

Сможет перечислить:

-особенности строении, размножении и развитии лишайников;

-распознать и сравнить разные виды лишайников

-обосновать взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания;





3. Взаимооценка вывода Л\р по критериям

4.Самооценивание по критериям

5. ФО ( смайлики)

Создание колобративной среды.

Групповая и индивидуальная работа;

Ученик С

перчисляет особенности строения, размножения и развития лишайников.

Ученик В различает и сравнивает виды лишайников;

Ученик А обоснует вопрос почему гриб лишайника не может жить самостоятельно?



Презентация, учебник,

таблица «Лишайники». Гербарии, карточки с заданиями,

Компьютер, интернет.

КМ, ИКТ,

Лидерство в обучении,

ОдО,

ОиТ

























Тема урока: Лишайники



Цель урока: Все учащиеся смогут перечислить особенности строения и жизнедеятельности лишайников; большинство учащихся будут уметь распознавать виды лишайников по характерным признакам; некоторые смогут обосновать взаимосвязь строение лишайников и среды обитания.

Ожидаемые результаты: Ученики смогут перечислить особенности строение и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов; распознать и сравнить разные виды лишайников; обосновать взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания; выделять главную информацию в тексте, анализировать, публично выступать, оценивать свою деятельность на уроке; давать развёрнутые ответы.



Этапы урока, задачи и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Организацион

ные формы.

Оценивание

Используе

мые модули и ресурсы

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

1 мин

Золотая рыбка

На столе стоит аквариум, в нем находяться картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы ( прорисованы только глаза и рот).

- Ребята, нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполняла бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» ( учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть ваши желания , которые загадали, сбудуться.А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.


Ученики пишут свои пожелания относительно данного урока и приклеивают на большую рыбку. Настраиваются на урок, так чтобы их пожелания сбылись.

ФО ( молодцы!)

ОдО

Проверка выполнения домашнего задания ( 2-3 мин)



Выявление творческих и одарённых детей.

Проверка усвоения материала прошлого урока




1 Повторение пройденного материала: «Верно, не верно» 2 мин

-Грибы размножаются спорами. (да)

-Грибы на свету образуют органические вещества.(нет)

-Сожительство грибов с корнями деревьев называется симбиозом. (да)

-Дрожжи размножаются почкованием.( да)

- Мицелий пенициллина представлен одной сильно разветвленной клеткой. ( нет)

-Гриб мукор используют для получения антибиотиков. ( нет)

отвечают индивидуально

«Верно» — зеленая карта

«Не верно»- красная карта

Сигнальная карта

«зеленый» - верно.

«красный»- не верно

после ответов ученики отмечают в листе ответов количество правильных ответов.

Видио «Многообразие лишайников и их виды»


КМ;

ОдО


Стадия вызова

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

Организую мозговой штурм, предлагая решить задачу 3 мин

"Рассказывают, что однажды по бесплодной пустыне брели люди, истощенные голодом и трудным переходом. Вот они увидели на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь…

-Как вы думаете, о каких крупинках идет речь в легенде?

-Выслушивает ответы учащихся и выводит на экран контрольный ответ:

«Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде - это съедобный лишайник, серые комочки которого, ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная»»

Вывожу на формулирование темы урока.

-Что вы знаете о лишайниках? ( прослушать ответы учащихся)

Попрошу учащихся самим сформулировать цель урока.


Предлагают свое мнение. Отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока




ФО ( похвала)






















КМ,

Новые подходы ( ДО)

ОдО

Осмысление содержания:

15



1. Выводит на экран формулу:

Водоросли+ Гифы грибницы= Лишайник (симбиоз)

  1. Предлагаю учащимся используя текст учебника объяснить ее.

Просмотр видио «Виды лишайников»

3. Организация Л\р № 35 «Строение слоевища лишайника»



Работа с учебником.

Парная работа



Просмотр видио



Выполняют лабораторную работу



ФО ( похвала)





Взаимооценка

Л\р по критериям)




Новые подходы (ДО)

ИКТ

Лидерство в обучении.

ОдО





Таблица «Лишайники»

учебник, гербарии разных видов лишайника.

Закрепление

15

Разноуровневые задания для А.В.С. ( с критериями)

Задание ученика «С»:

- Отметить на рисунке строение лишайника.

- Закончите схему: виды лишайников.

-Закончите определение : Симбиоз -это ______ .

Задания «В»

-Что здесь лишнее и почему?
Чага -Пеницилл -Мухомор

- заполните таблицу:

Лишайникам характерны признаки растений и грибов. Но вто же время они обладают и своими уникальнымисвойствами. Выделите эти признаки . Ответ приведите в виде таблицы

Признаки растений

Признаки грибов

Признаки лишайников





Задания «А»

Гриб вышел из леса погулять к берегу речки. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

-Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Нет, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб.

- А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы. Добывать ее. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб.

- А ты подумай…

Закончите сказку.

Совместное заполнение таблицы используя gmail.com

    • Значение лишаников

    • В природе

    • В жизни человека

Выполняют задания на закрепление темы.

А. В. С.



Карточки с заданиями и критерии ответов. ( самооценивание и заполнение листа ответа)



















































































Компьютер ( для экономии времени заранее дежурный по классу создает группу)

ФО ( общий смайлик всей группе)



ВО

ИКТ,

КМ

ОО

ОиТ



Рефлексия

Итог урока

Рефлексия:



Подсчет баллов и перевод их в лейбл. 2 мин

Дом. Задание.

ФО ( похвала «хорошо». «молодец»)



КМ,

ОдО


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Автор: Касымова Гульнара Жантеновна

Дата: 06.05.2017

Номер свидетельства: 413493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства