Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по биологии в 6 классе.
Конкретизация цели обучения | Определение инструментариев ( формы работ,Задания) | Результаты обучения (что ученики будут знать понимать, способны делать) | Методы измерения результатов | Включая всех | Основные ресурсы | Интегрирование 7 модулей |
Урок №1 Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. |
Знает -строение и жизнедеятельность низших (дрожжи, плесневые) грибов; -значение низших грибов;
Сравнивает различные виды плесневых грибов; -Распознает плесневые грибы. Обосновывает - пользу и вред плесневых грибов -взаимосвязь плесневых грибов и среды обитания;
| 1.Для выхода на тему показать проросший мукор. 2. таблица ЗХУ 3. Организация Лабораторной работы № 33. Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. 4. Дифференцированные задания А,В,С. 5 Групповая работа с использованием программы gmail.com, значении плесневых грибов. 6.Рефлексия «Сэндвич» Д/з : | Смогут перечислить -Особенности строения плесневых грибов; -рассказать о значении плесневых грибов; -пречислить несколько видов грибов; -Сравнить различные виды грибов: -Смогут обосновать взаимосвязь плесневых грибов и среды обитания; | 1. ФО. 2. Взаимооценка вывода Л\р по критериям 3. самооценивание (индивидуальной работы по критериям) 5.Оценивают работу друг друга, опираясь на критерии оценивания в группе и оценка учителя («хорошо», «нужно дополнить» и т.д.)
| Создание благоприятного климата, индивидуальная работа, групповая работа. Ученик С перечислит особенности строения плесневых грибов и расскажет о их значении в природе и жизни человека; Ученик В сравнит различные виды дрожжи, мукор и пенициллин. Ученик А -обоснует , как можно уберечься от плесневых грибов. | Учебник. Таблица. Карточки с заданиями. Компьютер, интернет-ресурсы, проросший гриб мукор, микроскоп |
Лидерство в обучении, ИКТ, Новые подходы(при выполнении Лаб/ работы) КМ (ЗХУ), ОдО. ОО.
|
Урок №2 Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.
|
Знает: -строение и жизнедеятельность шляпочных грибов; -называет 2-3 вида съедобных и ядовитых грибов; -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов ; Различает: -пластинчатые и трубчатые грибы; -различает 2-3 вида ядовитых грибов;
Обосновывает: -взаимосвязь высших грибов и среды обитания; | 1. Повторение д/з «Луковые кольца» 2 Отгадайте загадку и составьте «Кластер» на ответ. 3. Групповая работа с учебником. Диаграмма Венна.( сходства и различия грибов и животных)
4.Лабораторная работа № 32. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов 5.Презентация «Шляпочные грибы»
6.Индивидулаьная работа по заданиям 7. Рефлексивная техника «Мишень» Д\з §59Составить правила поведения в природе и обосновать их | Смогут перечислить -Особенности строения высших грибов; -рассказать о значении шляпочных грибов для человека; -пречислить 2-3 вида сьедобных и ядовитых грибов; -Сравнить различные виды грибов: -различать 2-3 вида ядовитых грибов по внешнему признаку; - различать пластинчатые грибы от трубчатых; -Смогут обосновать взаимосвязь высших грибов и среды обитания; - объяснять правила сбора грибов; | 1.Взаимопроверка( ответы на интерактивной доске) 2, 3.ФО (смайлики) Наблюдение обсуждения в паре; аргументирование вариантов ответов. 4.Взаимооценка вывода Л\р по критериям 6. Самооценивание по готовым критериям
| Создание колобративной среды. Групповая и индивидуальная работа;
Организация лаб\работы;
Ученик С перечислит особенности строения высших грибов и расскажет о их значении в природе и жизни человека; Ученик В по рисункам и муляжам различит ядовитые грибы от съедобных; покажет на муляжах различие пластинчатых и трубчатых грибов; Ученик А ответит на вопрос какую роль грибы играют в минеральном питании растений? | учебник. Таблицы, Карточки с заданиями, презентация «Шляпочные грибы» , муляжи. | Новые подходы (Лаб/ работа исслед беседа); ИКТ (презентация) КМ (Диаграмма Венна, Кластер) ОдО, ОО. |
Урок №3. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов. |
Знает - -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов,паразитов, симбионтов); - строение гриба-трутовика; -распространённые виды грибов своего региона; Сравнивает : -автотрофы и гетеротрофы; Обосновывает: -влияние деятельности человека на многообразие видов грибов, на среду их обитания, последствия этой деятельности | 1.Разноуровневые задания. (А,В,С) 2.Групповая работа Заполнение ментальной карты «Способы питания организмов» 3.Лабораторная работа № 34. Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика. 4.Выпишите цифры грибов, которые подходят к указанным характеристикам 5 «Лестница успеха» 6.Д\з | Смогут перечислить -Особенности строения гриба-трутовика; -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов; -рассказать о значении шляпочных грибов для человека; -пречислить 1-2 вида грибов своего региона; -Сравнить автотрофы и гетеротрофы: -Сможет обосновать влияние человека на многообразие видов грибов, на среду их обитания и последствия этой деятельности;
| 1. Самооценка ( по готовым ответам) 2, ФО 3. Взаимооценка вывода Л\р по критериям 4. Взаимопроверка по готовым ответам
| Создание колобративной среды. Групповая и индивидуальная работа;
Организация лаб\работы;
Ученик С - перечисляет основные части строения шляпочных грибов и гриба трутовика ; 1-2вида грибов своего региона Ученик В - различает автотрофы и гетеротрофы; Ученик А отвечает на вопрос как защитить посевы от грибов-паразитов. -Отличает бактерии от грибов паразитов; | Карточки с заданиями; муляжи грибов; учебник, карточки с названиями грибов. | ОиТ, КМ, Лидерство в обучении, Новые подходы (исследовательская беседа),
ОдО, ОО. |
Урок №4 Лишайники |
Знает: -строение и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов; Распознает: - виды лишайников; Обосновывает: -взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания;
| 1.Выход на тему : легенда «Манна небесная» 2.Просмотр видио «Многообразие лишайников и их виды» 3.Организация л\р № 35 Строение слоевища лишайника» 4. Разноуровневые задания для А.В.С. 5.совместное заполнение таблицы используя gmail.com, Значение лишаников | В природе | В жизни человека | | |
Синквейн «Лишайник» Д\з | Сможет перечислить: -особенности строении, размножении и развитии лишайников; -распознать и сравнить разные виды лишайников -обосновать взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания;
| 3. Взаимооценка вывода Л\р по критериям 4.Самооценивание по критериям 5. ФО ( смайлики) | Создание колобративной среды. Групповая и индивидуальная работа; Ученик С перчисляет особенности строения, размножения и развития лишайников. Ученик В различает и сравнивает виды лишайников; Ученик А обоснует вопрос почему гриб лишайника не может жить самостоятельно?
| Презентация, учебник, таблица «Лишайники». Гербарии, карточки с заданиями, Компьютер, интернет. | КМ, ИКТ, Лидерство в обучении, ОдО, ОиТ
|
Этапы урока, задачи и время | Деятельность учителя | Деятельность ученика. Организацион ные формы. | Оценивание | Используе мые модули и ресурсы |
Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок. 1 мин | Золотая рыбка На столе стоит аквариум, в нем находяться картонные рыбки золотистого цвета. Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы ( прорисованы только глаза и рот). - Ребята, нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполняла бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» ( учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть ваши желания , которые загадали, сбудуться.А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех. | Ученики пишут свои пожелания относительно данного урока и приклеивают на большую рыбку. Настраиваются на урок, так чтобы их пожелания сбылись. | ФО ( молодцы!) | ОдО |
Проверка выполнения домашнего задания ( 2-3 мин)
Выявление творческих и одарённых детей. Проверка усвоения материала прошлого урока
| 1 Повторение пройденного материала: «Верно, не верно» 2 мин -Грибы размножаются спорами. (да) -Грибы на свету образуют органические вещества.(нет) -Сожительство грибов с корнями деревьев называется симбиозом. (да) -Дрожжи размножаются почкованием.( да) - Мицелий пенициллина представлен одной сильно разветвленной клеткой. ( нет) -Гриб мукор используют для получения антибиотиков. ( нет) | отвечают индивидуально «Верно» — зеленая карта «Не верно»- красная карта | Сигнальная карта «зеленый» - верно. «красный»- не верно после ответов ученики отмечают в листе ответов количество правильных ответов. Видио «Многообразие лишайников и их виды» | КМ; ОдО |
Стадия вызова Пробуждение интереса к получению новой информации. Постановка учеником собственных целей обучения. | Организую мозговой штурм, предлагая решить задачу 3 мин "Рассказывают, что однажды по бесплодной пустыне брели люди, истощенные голодом и трудным переходом. Вот они увидели на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь… -Как вы думаете, о каких крупинках идет речь в легенде? -Выслушивает ответы учащихся и выводит на экран контрольный ответ: «Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде - это съедобный лишайник, серые комочки которого, ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная»» Вывожу на формулирование темы урока. -Что вы знаете о лишайниках? ( прослушать ответы учащихся) Попрошу учащихся самим сформулировать цель урока. | Предлагают свое мнение. Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока |
ФО ( похвала)
| КМ, Новые подходы ( ДО) ОдО |
Осмысление содержания: 15 |
1. Выводит на экран формулу: Водоросли+ Гифы грибницы= Лишайник (симбиоз) Предлагаю учащимся используя текст учебника объяснить ее. Просмотр видио «Виды лишайников» 3. Организация Л\р № 35 «Строение слоевища лишайника» |
Работа с учебником. Парная работа
Просмотр видио
Выполняют лабораторную работу |
ФО ( похвала)
Взаимооценка Л\р по критериям)
| Новые подходы (ДО) ИКТ Лидерство в обучении. ОдО
Таблица «Лишайники» учебник, гербарии разных видов лишайника. |
Закрепление 15 | Разноуровневые задания для А.В.С. ( с критериями) Задание ученика «С»: - Отметить на рисунке строение лишайника. - Закончите схему: виды лишайников. -Закончите определение : Симбиоз -это ______ . Задания «В» -Что здесь лишнее и почему? Чага -Пеницилл -Мухомор - заполните таблицу: Лишайникам характерны признаки растений и грибов. Но вто же время они обладают и своими уникальнымисвойствами. Выделите эти признаки . Ответ приведите в виде таблицы Признаки растений | Признаки грибов | Признаки лишайников | | | | Задания «А» Гриб вышел из леса погулять к берегу речки. В толще воды плавали водоросли. - Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль. -Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше. - Нет, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб. - А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы. Добывать ее. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно. - Так что же нам делать? - спросила Водоросль. - Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб. - А ты подумай… Закончите сказку. Совместное заполнение таблицы используя gmail.com | Выполняют задания на закрепление темы. А. В. С.
| Карточки с заданиями и критерии ответов. ( самооценивание и заполнение листа ответа)
Компьютер ( для экономии времени заранее дежурный по классу создает группу) ФО ( общий смайлик всей группе)
| ВО ИКТ, КМ ОО ОиТ
|
Рефлексия Итог урока | Рефлексия:
Подсчет баллов и перевод их в лейбл. 2 мин Дом. Задание. | ФО ( похвала «хорошо». «молодец») |
| КМ, ОдО |