kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы»

Среднесрочное планирование серии последовательных уроков по биологии в 6 классе.

Тема : Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы (4 часа).

Цель темы: В течении 4-х уроков познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности высших грибов и лишайников, показать их роль в системе живых организмов, а также формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.


Конкретизация цели обучения

Определение инструментариев

( формы работ,Задания)

Результаты обучения

(что ученики будут знать понимать, способны делать)

Методы измерения результатов

Включая всех

Основные ресурсы

Интегрирование 7 модулей

Урок №1 Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи.

Знает

-строение и жизнедеятельность низших (дрожжи, плесневые) грибов;

-значение низших грибов;





Сравнивает различные виды плесневых грибов;

-Распознает плесневые грибы.

Обосновывает

- пользу и вред плесневых грибов

-взаимосвязь плесневых грибов и среды обитания;








1.Для выхода на тему показать проросший мукор.

2. таблица ЗХУ

3. Организация

Лабораторной работы № 33.

Изучение внешнего вида и микроскопического гриба мукора.Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение грибов.

4. Дифференцированные задания А,В,С.

5 Групповая работа с использованием программы gmail.com, значении плесневых грибов.

«+»

«-«



6.Рефлексия «Сэндвич»

Д/з :

Смогут перечислить

-Особенности строения плесневых грибов;

-рассказать о значении плесневых грибов;

-пречислить несколько видов грибов;

-Сравнить различные виды грибов:

-Смогут обосновать взаимосвязь плесневых грибов и среды обитания;

1. ФО.

2. Взаимооценка вывода Л\р по критериям

3. самооценивание (индивидуальной работы по критериям)

5.Оценивают работу друг друга, опираясь на критерии оценивания в группе и оценка учителя («хорошо», «нужно дополнить» и т.д.)













Создание благоприятного климата, индивидуальная работа, групповая работа.

Ученик С перечислит особенности строения плесневых грибов и расскажет о их значении в природе и жизни человека;

Ученик В сравнит различные виды дрожжи, мукор и пенициллин.

Ученик А

-обоснует , как можно уберечься от плесневых грибов.

Учебник. Таблица. Карточки с заданиями. Компьютер, интернет-ресурсы, проросший гриб мукор, микроскоп



Лидерство в обучении,

ИКТ,

Новые подходы(при выполнении Лаб/ работы)

КМ (ЗХУ),

ОдО. ОО.



Урок №2 Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и хозяйстве человека.



Знает:

-строение и жизнедеятельность шляпочных грибов;

-называет 2-3 вида съедобных и ядовитых грибов;

-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов ;

Различает:

-пластинчатые и трубчатые грибы;

-различает 2-3 вида ядовитых грибов;



Обосновывает:

-взаимосвязь высших грибов и среды обитания;

1. Повторение д/з «Луковые кольца»

2 Отгадайте загадку и составьте «Кластер» на ответ.

3. Групповая работа с учебником. Диаграмма Венна.( сходства и различия грибов и животных)



4.Лабораторная работа № 32.

Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов

5.Презентация

«Шляпочные грибы»



6.Индивидулаьная работа по заданиям

7. Рефлексивная техника «Мишень»

Д\з §59Составить правила поведения в природе и обосновать их

Смогут перечислить

-Особенности строения высших грибов;

-рассказать о значении шляпочных грибов для человека;

-пречислить 2-3 вида сьедобных и ядовитых грибов;

-Сравнить различные виды грибов:

-различать 2-3 вида ядовитых грибов по внешнему признаку;

- различать пластинчатые грибы от трубчатых;

-Смогут обосновать

взаимосвязь высших грибов и среды обитания;

- объяснять правила сбора грибов;

1.Взаимопроверка( ответы на интерактивной доске)

2, 3.ФО (смайлики) Наблюдение обсуждения в паре; аргументирование вариантов ответов.

4.Взаимооценка вывода Л\р по критериям

6. Самооценивание по готовым критериям







Создание колобративной среды.

Групповая и индивидуальная работа;



Организация лаб\работы;



Ученик С перечислит особенности строения высших грибов и расскажет о их значении в природе и жизни человека;

Ученик В по рисункам и муляжам различит ядовитые грибы от съедобных;

покажет на муляжах различие пластинчатых и трубчатых грибов;

Ученик А ответит на вопрос какую роль грибы играют в минеральном питании растений?

учебник. Таблицы, Карточки с заданиями,

презентация «Шляпочные грибы» , муляжи.

Новые подходы (Лаб/ работа исслед беседа);

ИКТ (презентация)

КМ (Диаграмма

Венна, Кластер)

ОдО,

ОО.

Урок №3. Многообразие грибов: сапрофиты, паразиты, симбионты. Приёмы защиты растений от грибов паразитов.

Знает - -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов,паразитов, симбионтов);

- строение гриба-трутовика;

-распространённые виды грибов своего региона;

Сравнивает :

-автотрофы и гетеротрофы;

Обосновывает:

-влияние деятельности человека на многообразие видов грибов, на среду их обитания, последствия этой деятельности

1.Разноуровневые задания. (А,В,С)

2.Групповая работа Заполнение ментальной карты «Способы питания организмов»

3.Лабораторная работа № 34.

Изучение внешнего вида плодового тела гриба-трутовика.

4.Выпишите цифры грибов, которые подходят к указанным характеристикам

5 «Лестница успеха»

6.Д\з

Смогут перечислить

-Особенности строения гриба-трутовика;

-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов;

-рассказать о значении шляпочных грибов для человека;

-пречислить 1-2 вида грибов своего региона;

-Сравнить автотрофы и гетеротрофы:

-Сможет обосновать

влияние человека на многообразие видов грибов, на среду их обитания и последствия этой деятельности;



1. Самооценка

( по готовым ответам)

2, ФО

3. Взаимооценка вывода Л\р по критериям

4. Взаимопроверка по готовым ответам



Создание колобративной среды.

Групповая и индивидуальная работа;



Организация лаб\работы;



Ученик С

- перечисляет основные части строения шляпочных грибов и гриба трутовика ;

1-2вида грибов своего региона

Ученик В

- различает автотрофы и гетеротрофы;

Ученик А отвечает на вопрос как защитить посевы от грибов-паразитов.

-Отличает бактерии от грибов паразитов;

Карточки с заданиями;

муляжи грибов;

учебник,

карточки с названиями грибов.

ОиТ,

КМ,

Лидерство в обучении,

Новые подходы (исследовательская беседа),



ОдО,

ОО.

Урок №4 Лишайники

Знает:

-строение и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов;

Распознает:

- виды лишайников;

Обосновывает: -взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания;



1.Выход на тему :

легенда «Манна небесная»

2.Просмотр видио «Многообразие лишайников и их виды»

3.Организация л\р

№ 35 Строение слоевища лишайника»

4.

Разноуровневые задания для А.В.С.

5.совместное заполнение таблицы используя gmail.com,

Значение лишаников

В природе

В жизни человека





Синквейн «Лишайник»

  1. Д\з

Сможет перечислить:

-особенности строении, размножении и развитии лишайников;

-распознать и сравнить разные виды лишайников

-обосновать взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания;





3. Взаимооценка вывода Л\р по критериям

4.Самооценивание по критериям

5. ФО ( смайлики)

Создание колобративной среды.

Групповая и индивидуальная работа;

Ученик С

перчисляет особенности строения, размножения и развития лишайников.

Ученик В различает и сравнивает виды лишайников;

Ученик А обоснует вопрос почему гриб лишайника не может жить самостоятельно?



Презентация, учебник,

таблица «Лишайники». Гербарии, карточки с заданиями,

Компьютер, интернет.

КМ, ИКТ,

Лидерство в обучении,

ОдО,

ОиТ

























Тема урока: Лишайники



Цель урока: Все учащиеся смогут перечислить особенности строения и жизнедеятельности лишайников; большинство учащихся будут уметь распознавать виды лишайников по характерным признакам; некоторые смогут обосновать взаимосвязь строение лишайников и среды обитания.

Ожидаемые результаты: Ученики смогут перечислить особенности строение и жизнедеятельность лишайников как симбиотических организмов; распознать и сравнить разные виды лишайников; обосновать взаимосвязь строения и функций лишайников и среды обитания; выделять главную информацию в тексте, анализировать, публично выступать, оценивать свою деятельность на уроке; давать развёрнутые ответы.



Этапы урока, задачи и время

Деятельность учителя

Деятельность ученика.

Организацион

ные формы.

Оценивание

Используе

мые модули и ресурсы

Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

1 мин

Золотая рыбка

На столе стоит аквариум, в нем находяться картонные рыбки золотистого цвета.

Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы ( прорисованы только глаза и рот).

- Ребята, нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполняла бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» ( учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи). И пусть ваши желания , которые загадали, сбудуться.А с помощью этой «золотой рыбки» нам на уроке будут сопутствовать удача и успех.


Ученики пишут свои пожелания относительно данного урока и приклеивают на большую рыбку. Настраиваются на урок, так чтобы их пожелания сбылись.

ФО ( молодцы!)

ОдО

Проверка выполнения домашнего задания ( 2-3 мин)



Выявление творческих и одарённых детей.

Проверка усвоения материала прошлого урока




1 Повторение пройденного материала: «Верно, не верно» 2 мин

-Грибы размножаются спорами. (да)

-Грибы на свету образуют органические вещества.(нет)

-Сожительство грибов с корнями деревьев называется симбиозом. (да)

-Дрожжи размножаются почкованием.( да)

- Мицелий пенициллина представлен одной сильно разветвленной клеткой. ( нет)

-Гриб мукор используют для получения антибиотиков. ( нет)

отвечают индивидуально

«Верно» — зеленая карта

«Не верно»- красная карта

Сигнальная карта

«зеленый» - верно.

«красный»- не верно

после ответов ученики отмечают в листе ответов количество правильных ответов.

Видио «Многообразие лишайников и их виды»


КМ;

ОдО


Стадия вызова

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Постановка учеником собственных целей обучения.

Организую мозговой штурм, предлагая решить задачу 3 мин

"Рассказывают, что однажды по бесплодной пустыне брели люди, истощенные голодом и трудным переходом. Вот они увидели на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь…

-Как вы думаете, о каких крупинках идет речь в легенде?

-Выслушивает ответы учащихся и выводит на экран контрольный ответ:

«Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде - это съедобный лишайник, серые комочки которого, ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная»»

Вывожу на формулирование темы урока.

-Что вы знаете о лишайниках? ( прослушать ответы учащихся)

Попрошу учащихся самим сформулировать цель урока.


Предлагают свое мнение. Отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока




ФО ( похвала)






















КМ,

Новые подходы ( ДО)

ОдО

Осмысление содержания:

15



1. Выводит на экран формулу:

Водоросли+ Гифы грибницы= Лишайник (симбиоз)

  1. Предлагаю учащимся используя текст учебника объяснить ее.

Просмотр видио «Виды лишайников»

3. Организация Л\р № 35 «Строение слоевища лишайника»



Работа с учебником.

Парная работа



Просмотр видио



Выполняют лабораторную работу



ФО ( похвала)





Взаимооценка

Л\р по критериям)




Новые подходы (ДО)

ИКТ

Лидерство в обучении.

ОдО





Таблица «Лишайники»

учебник, гербарии разных видов лишайника.

Закрепление

15

Разноуровневые задания для А.В.С. ( с критериями)

Задание ученика «С»:

- Отметить на рисунке строение лишайника.

- Закончите схему: виды лишайников.

-Закончите определение : Симбиоз -это ______ .

Задания «В»

-Что здесь лишнее и почему?
Чага -Пеницилл -Мухомор

- заполните таблицу:

Лишайникам характерны признаки растений и грибов. Но вто же время они обладают и своими уникальнымисвойствами. Выделите эти признаки . Ответ приведите в виде таблицы

Признаки растений

Признаки грибов

Признаки лишайников





Задания «А»

Гриб вышел из леса погулять к берегу речки. В толще воды плавали водоросли.

- Привет, как дела? - приветливо окликнул Гриб знакомую Водоросль.

-Да так, потихоньку, - отозвалась она. - Только вот часто голодаю. Сам понимаешь, живу в воде, а много ли в воде пищи? Ведь она в основном находиться в земле! Тебе, Гриб, повезло, что живешь на суше.

- Нет, Водоросль, в воде много всякой пищи, просто ты еще не научилась ее использовать, - ответил Гриб.

- А вот несчастнее меня нет на белом свете. Пищи в земле, правда, хватает, но Солнце лишило меня силы. Добывать ее. И все потому, что я отказался очищать воздух, чтобы нашим друзьям, животным, дышалось легко и свободно.

- Так что же нам делать? - спросила Водоросль.

- Что делать? - загадочно улыбнулся Гриб.

- А ты подумай…

Закончите сказку.

Совместное заполнение таблицы используя gmail.com

    • Значение лишаников

    • В природе

    • В жизни человека

Выполняют задания на закрепление темы.

А. В. С.



Карточки с заданиями и критерии ответов. ( самооценивание и заполнение листа ответа)



















































































Компьютер ( для экономии времени заранее дежурный по классу создает группу)

ФО ( общий смайлик всей группе)



ВО

ИКТ,

КМ

ОО

ОиТ



Рефлексия

Итог урока

Рефлексия:



Подсчет баллов и перевод их в лейбл. 2 мин

Дом. Задание.

ФО ( похвала «хорошо». «молодец»)



КМ,

ОдО


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Царство Грибы. Лишайники как особые симбиотические организмы

Автор: Касымова Гульнара Жантеновна

Дата: 06.05.2017

Номер свидетельства: 413493

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Календарно - тематическое планирование по биологии,  6 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "250613"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447092735"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока биологии "Лишайники", составленный по принципу системно-деятельностного подхода. "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-biologhii-lishainiki-sostavliennyi-po-printsipu-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda"
    ["file_id"] => string(6) "200575"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428857547"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства