Тема урока «Железы внутренней секреции, или маленькие железы большого значения»
Предмет: Биология Класс: 8
Самсонова Валентина Павловна,
учитель биологии высшей категории,
МОУ СОШ № 46, г. Тверь.
Цель урока: формирование новых анатомо-физиологических понятий о железах внешней и внутренней секреции, биологически активных веществах гормонах и их значении в гуморальной регуляции организма.
Задачи:
- познакомить учащихся с железами внешней и внутренней секреции;
- дать понятие «гормонов» как биологически активных веществ;
- изучить свойства гормонов и их значение в гуморальной регуляции;
- раскрыть нарушения функций желез;
- познакомить с мерами профилактики эндокринных заболеваний.
Просмотр содержимого документа
«урок Железы внутренней секрецииДокумент Microsoft Word (4)»
Тема урока «Железы внутренней секреции, или маленькие железы большого значения»
Предмет: Биология Класс: 8
Самсонова Валентина Павловна,
учитель биологии высшей категории,
МОУ СОШ № 46, г. Тверь.
Цель урока: формирование новых анатомо-физиологических понятий о железах внешней и внутренней секреции, биологически активных веществах гормонах и их значении в гуморальной регуляции организма.
Задачи:
познакомить учащихся с железами внешней и внутренней секреции;
дать понятие «гормонов» как биологически активных веществ;
изучить свойства гормонов и их значение в гуморальной регуляции;
раскрыть нарушения функций желез;
познакомить с мерами профилактики эндокринных заболеваний.
Тип урока: изучение нового материала
Ожидаемый результат: в результате изучения темы учащиеся должны
знать: уметь:
- анатомо-физиологические - сравнивать железы внешней и
особенности желез внешней и внутренней секреции;
внутренней секреции; раскрывать нарушения функций
- свойства гормонов; желез;
- нарушения желез внутренней объяснять необходимость профилактики
секреции эндокринных заболеваний
Конспект урока
Этап урока Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 Мотивационно-ориентировачный этап Личностные УУД: мотивация учебной деятельности Познавательные УУД: универсальные логические действия (сравнение) | Вступительное слово учителя. Наш организм устроен так, что мы сможем прожить с одним легким, одной почкой, без желчного пузыря, но, если удалить гипофиз массой всего 0,5г, человек умрет. Как вы думаете почему? Мы с вами уже говорили о нервной регуляции деятельности организма, но самая древняя форма регуляции – гуморальная - посредством биологически активных веществ-гормонов, которые вырабатываются железами внутренней секреции. Слайд 4 Чем они отличаются от желез внешней секреции? Слайд 7 | Возможные ответы учащихся (непарный орган; регулирует обмен веществ) Учащиеся самостоятельно сравнивают железы, работая с текстом учебника, затем обсуждают в классе. |
2 Поисковый этап Целеполагание Ругулятивные УУД: Способность к организации своей деятельности: целеполагание, планирование Коммуникативные УУД | Учитель предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока. Корректирует ответы учащихся. Погружение в тему. Слово «гормон», в переводе с греческого означает «двигаю, возбуждаю», был введен в 1902 г. Слайд 5,6 Наука, изучающая железы внутренней секреции, называется эндокринологией. Беседа на выявление функций желез внутренней секреции | Учащиеся называют варианты цели урока и задачи Предполагаемые ответы: регулируют обмен веществ; влияют на рост и развитие организма |
3Исследовательский этап Познавательные УУД: постановка и решение проблемы; универсальные логические действия (анализ, обобщение) Регулятивные УУД: способность к организации своей деятельности | Ставит проблему: Правомерно ли утверждение, что «Железы внутренней секреции - это маленькие железы большого значения»? | Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы «Железы внутренней секреции и их значение» |
4 Рефлексивно – оценочный Коммуникативные УУД Познавательные УУД | Подведем итог. Действительно ли маленькие железы имеют большое значение? Слайд 8 Учащимся предлагается просмотреть видео интервью с доктором – эндокринологом. Слайд 9, 10, 11 Проверочный тест | Свои ответы учащиеся строят на основе рабочей таблицы; формулируют вывод и записывают в тетрадь. Учащиеся делают вывод о необходимости профилактики эндокринных заболеваний. Выполнение теста, самопроверка по образцу, оценивание. |
5 Задание на дом | Параграф 45, составьте программу профилактики заболевания сахарным диабетом и не забывайте совет Сократа «Здоровье - это не все, но все без здоровья – ничто!» | |
Используемые ресурсы
1.Л. П. Анастасова и др. Человек и окружающая среда, 9 класс, М, Просвещение 1997
2. О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова. Поурочные разработки по биологии, 8 класс, М, Из. ВАКО,2005
3.Beauty-in-health.net
Приложение 1
Таблица «Железы внутренней секреции и их значение»
Название железы | Функции гормонов | Патологические изменения |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 2
Тест
1.Система органов, вырабатывающих и выделяющих непосредственно в кровь биологически активные вещества ( эндокринная система)
2. Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней системы (гормоны)
3. Железа, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез эндокринной системы (гипофиз)
4. Гормон надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов в организме
(адреналин)
5. Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы (инсулин)
6. Йодсодержащий гормон (тироксин)
7. Заболевание, при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы и повышение ее функции (базедова болезнь)
8. Гормон, стимулирующий распад гликогена (глюкагон)
9. Отдел промежуточного мозга, место взаимодействия нервной и эндокринной систем (гипоталамус)
10. Органы, на которые действуют гормоны (органы-мишени)
Просмотр содержимого презентации
«железы внутренней секрецииПрезентация Microsoft PowerPoint (4)»